О насущном. Город Железнодорожный

          …Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши,
     как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение,
     но избавь нас от лукавого…
 
          Молитва Господня «Отче наш» (Матф. 6:9-13), Интернет

     Что такое город? Это место, где люди живут и работают, производя что-то нужное для своей страны и на экспорт, как правило, промышленную продукцию. В заметке «Метастаз мегаполиса» (газета «Городской вестник» от 04.07.03, есть рассказ и в Интернете) мы размышляли об этом. Сегодня, спустя почти 11 лет, продолжим разговор о том, где же работать жителям Железнодорожного, где оставлять налоги, так необходимые для развития города, и почему при массовом жилищном строительстве параллельно не создаются новые производства и рабочие места.

     В предшествующую советскую эпоху развитие городов великой страны происходило, как и во всём мире, по простой и логичной схеме: необходимая продукция – выбор места для производства – строительство предприятия – создание благоприятных условий для работающих на нём людей. Появлялись и моногорода, где всё население было ориентировано на выпуск, например, автомобилей – в Тольятти и Набережных Челнах, микроэлектроники – в Зеленограде, предшественнике сегодняшнего Сколково с его будущей нанопродукцией и др. О военных городках разговор должен идти особый.

     Существующая при рыночных отношениях система свободного перемещения производительных сил и товаров разорвала важнейшую социально-экономическую цепочку, остановила развитие отечественной промышленности. Производства создаются теперь только те, что могут быть конкурентоспособными со своей продукцией на внутреннем и мировом рынках. Конкуренция идёт по основным параметрам – СВОЙСТВА и КАЧЕСТВО нового продукта, СКОРОСТЬ его разработки и освоения, приемлемая для покупателя ЦЕНА. Пока российские производители не могут предложить конкурирующую на рынке сбыта продукцию одновременно и с новыми свойствами, и высокого качества, и освоенную быстро, и предлагаемую по нормальной цене. Но жить-то надо. Потому основным источником нашего существования стали не бесконечные сырьевые ресурсы – то народное достояние, которое отбирается у будущих поколений россиян, чтобы прокормить сегодняшние поколения.
 
     СВОЙСТВА товаров. Мы безнадёжно отстали в разработке высокотехнологичной современной продукции, использующей достижения мировой науки и техники. Например, такая важная отрасль, как отечественная радиоэлектроника сегодня полностью зависима от импорта комплектующих изделий и материалов. Получается, что даже оборонная продукция содержит в себе компоненты, поставляемые до поры – до времени вероятным противником. А это уже угроза нашей безопасности – зависимость техническая. С продовольственной зависимостью и безопасностью всё обстоит точно так же. Для сравнения, Китай, предоставив инвесторам дешёвую рабочую силу, оказался впереди планеты всей в выпуске уже своими силами любых современных технических средств и бытовых товаров. И обеспечивает себя, заваливает не всегда качественными товарами страны всего мира, закупая за границей только сырьевые и энергетические ресурсы.

     КАЧЕСТВО. Стареющая и изнашивающаяся производственная база России без иностранных инвестиций и новаций не может производить конкурентоспособной по качеству и техническому уровню сложной продукции. Необходимо современное оборудование, технологии и материалы. В карете прошлого далеко не уедешь. Об элементе качества товаров – их свойствах сказано выше.

     СКОРОСТЬ разработки и освоения новых товаров. При низких темпах внедрения научных достижений образцы продукции, подготовленные для серийного выпуска, за годы их создания, испытаний морально устаревают и не могут конкурировать на мировом рынке, снабжающем подобной продукцией и наш внутренний рынок. Так стоит ли разрабатывать и осваивать то, что не понадобится, в чём не превзойдём на рынке конкурентов?

     ЦЕНА. На стоимость продукции влияет множество факторов. Низкая производительность труда, высокие накладные расходы с учётом гигантского чиновничьего бюрократического аппарата, невозможность оптимального технологического оснащения незначительных партий товаров, высокие материало- и энергоёмкость единицы продукции – главные факторы ценообразования.

     Вот и получается, что одновременно БЫСТРО, КАЧЕСТВЕННО и ДЁШЕВО производить новую по техническим свойствам конкурентоспособную продукцию в России практически невозможно. А если поставить таможенные и налоговые преграды зарубежным производителям без альтернативной замены чем-то собственным, то это уже и не рынок, и тем более не ВТО, куда мы уже вошли.

     Более чем за 20 лет реформ построить новые современные производства в нашей стране удаётся с большим трудом. Ликёроводочные и сборочные, или как их зовут – «отвёрточные», – те заводы не в счёт. Прежние производства с износом основных фондов уже не могут вообще выпускать и реализовывать свою продукцию. АЗЛК, ЗИЛ и «Серп и молот» в столице, керамкомбинат и ДОК-6 в Железнодорожном, множество других промышленных и сельскохозяйственных производителей по всей России не выжили, не смогли приспособиться к новым экономическим условиям.
 
     И только строительный комплекс, концентрирующий свои производства, умеющий строить дёшево и реализовывать продукцию дорого, то есть умеющий рентабельно вести хозяйственную деятельность, выжил и окреп. По данным СМИ, строительство и ввод жилья в Подмосковье составляет 30 % от общероссийского! Всё бы хорошо, если это жильё могли приобрести жители области, проживающие в домах старых построек, с изношенными инженерными системами. Но нет! Квартиры при свободном перемещении производительных сил продаются тем, кто желает и может их купить. Кто имеет достаток, работу, или уже не нуждается в ней. Кто до этого жил и работал где угодно… Только строительство инвесторами новых домов на месте сносимого ветхого жилья даёт шансы простым горожанам получить небольшое количество современных квартир.

     Строительство жилья ведётся приличными темпами. К примеру, в нашем городе первые стройки, не привязанные к какому бы то ни было производству, начались с микрорайона Ольгино. Не было поблизости конкретной фабрики или завода, куда могли бы устроиться на работу трудоспособные новосёлы двух десятков многоквартирных домов.

     Дальше – больше. Последние заселения. Жилой массив на Речной улице. Новый центр города на месте ДОК-6. Кварталы в Северном и Южном Кучино. Микрорайон «Лесной» к северу от вокзала. Сверхвысотный (более 17 этажей вопреки решению губернатора, но по ранее утверждённому проекту) жилой комплекс «Леоновский парк» на несколько тысяч жителей (вводится c 2014 г.). Отдельные высотные застройки по всему городу. Всё строительство жилья идёт по утверждённому генеральному плану...

     Если на работу в столицу отправляется сегодня до 70 % трудоспособного населения ближнего Подмосковья, то из Железнодорожного приходится выезжать на заработки более чем половине (последняя цифра – 60 %). А это чревато.
 
     Во-первых, и самое важное, чревато тем, что подоходные налоги и налоги зарегистрированных в столице предприятий, на которых работают наши горожане, отчисляются Москве и не поступают в бюджет нашего города.
 
     Во-вторых, тех денег, что платят за квартиры и услуги ЖКХ граждане, живущие в нашем городе, а работающие не в Железнодорожном, вряд ли хватит на содержание и обустройство жилых территорий и зданий, обновление инженерных коммуникаций и др. Тем более, за эти небольшие деньги не построить ни детских садов и школ, ни поликлиник и больниц, ни кинотеатров и библиотек, ни спорткомплексов и новых широких магистралей. Уже региональный и федеральный бюджеты вынуждены содействовать капитальному ремонту домов и дорог, поддерживать медицину и образование, культуру и спорт, строительство и расширение образовательных учреждений. На капремонт своих жилых домов скоро мы будем тратить в месяц по 7,3 рубля за квадратный метр общей площади… К тому же своевременно оплачивают жильё и услуги ЖКХ далеко не все горожане. Каждая шестая – седьмая квартира – должник (данные 2011 г.). А ведь это – до 15 % денег, не поступающих поставщикам услуг и в городской бюджет.

     В-третьих, разрастание вширь и ввысь городов Подмосковья без развития в них производств увеличивает потоки пассажиров на всех видах транспорта, приводит к его перегрузкам, автопробкам, загазованности и другим неблагоприятным явлениям. То же касается роста объёмов ЖБО и ТБО, которые, не научившись цивилизованно перерабатывать, нам скоро будет просто некуда девать. Правда, не так быстро, но будут закрыты окрестные мусорные полигоны, начнётся сортировка и сжигание ТБО. Однако, река Пехорка всё-таки постепенно превращается в сточную канаву для ЖБО…

     Кроме многоэтажного жилищного строительства, на дорогих землях ближнего к столице Подмосковья строится малоэтажное элитное жильё. 250 участков, выделенных «Мосдачтресту» в далёком 1934 г., по действующему Жилищному кодексу бесплатно перешли этой конторе, ставшей ООО и законно почти распродавшей своё наследие. Жители новых коттеджей, при строительстве которых тяжёлой техникой разбиты все окрестные дороги, работать в Железнодорожном вряд ли будут. Это тоже лишняя обуза городу, как и весь так называемый «частный сектор». А вот необходимость обеспечивать их дорогами, водой, газом и электроэнергией, вывозить и канализировать отходы – реальность, достающаяся городу. Выгоден рост народонаселения, как ни странно, только торговле и банковской сфере. Для них число покупателей и клиентов, их денежные возможности – естественный источник процветания бизнеса.

     А остальное всё на виду. Решаются общими усилиями вопросы обеспечения растущего населения детскими садами, односменными школами, поликлиниками. Отсутствие многих специалистов из-за более низкой, чем в столице, зарплаты (налоги, остающиеся в Москве, расходуются и на рост оплаты труда, чего не может себе позволить никакой другой соседний город). Решая эту проблему, Железнодорожный приобретает служебное жильё для специалистов. Но хуже решаются вопросы благоустройства. Не хватает как раз тех 60 % не поступающих в бюджет города доходов, чтобы содержать достаточно дворников и техники для закрепления и уборки обслуживающими организациями всех городских территорий и пешеходных дорожек. Чтобы удалять сухостой и переросшие деревья, высаживая на их местах новые зелёные насаждения. Чтобы иметь лицензию и содержать штат звероловов – число бродячих животных в городе превысило разумные пределы.
 
     Так значит, надо менять градостроительную политику, не привязывая её только к возможностям строительного комплекса. Сначала – строительство и обновление производств, организация разработки и выпуска конкурентоспособной и нужной продукции, затем и параллельно – жильё для работающих здесь горожан, детсады, школы и т. д. Иначе перенаселённый, что было уже отмечено в 2013 г., Железнодорожный, превращённый в спальный район Москвы, но не ставший её микрорайоном, так никогда и не решит тех проблем, которые есть и которые ещё будут. Но и объединение столицы и ближнего Подмосковья без становления и развития полезных производств ничего к лучшему не изменит. Разве что выровняются зарплаты и пенсии, которым будут тогда завидовать уже следующие подмосковные города, отправляющие в столицу вахтовым методом своих не обеспеченных постоянной работой жителей… для сокращения миграции из-за рубежа.

     В многочисленных интервью и губернаторы Подмосковья, и глава города Евгений Иванович Жирков сообщали, что ими постоянно, в течение многих лет направляются предложения российским законодателям по части перераспределения налогов в интересах населённых пунктов, откуда приезжают на работу люди. Но пока насущные проблемы остаются. И наш город, как может, как позволяют бюджетные средства, их решает.

     Фото - границы города Железнодорожный - из Интернета.
    
     Возвращение к содержанию сборника «Заповедными тропами жизни»: http://www.proza.ru/2018/01/17/2231.

     2014 – 2018


Рецензии