На распутье...

2. Случайности и самоцветы прошлого



Визуальная встреча с Кристиной породила мощную волну воспоминаний, которая ураганным штормом захлестнула Виталия. Было ли это случайностью или очередным испытанием высших сил, определить было трудно. Возможно и то и другое. Но одно было неоспоримо ясно: Эти силы подняли из недр личного и сокровенного пласт прожитой жизни, положили его перед глазами, поэтому сердце получило сбой в работе, застучало учащенно, на лице произошла химическая реакция и оно загорелось жаром, а на лбу выступили капельки пота. Пережитое и казавшееся давно забытым, не умерло, оно жило в подсознании все эти 38 лет и теперь выплеснулось наружу с такой силой, которая готова была разрушить душу, не оставив камня на камне.

В душе Виталий называл это происками высшего мира и законом подлости. Именно в последний день года всплыли неотложные дела, которые в принципе можно было переложить на более поздний срок, но эту мышиную возню нужно было выполнить именно сейчас. Старую бумагу и газеты, пластик, остатки оберточного материала и упаковок нужно было непременно отправить на пункт вторичной переработки сырья. Народная мудрость утверждает, что перед праздником в доме следует навести идеальный порядок, а старое барахло плохая примета в Новом году. Имело ли высказывание твёрдое обоснование, Виталий не знал, но отслужившие свою жизнь вещи вывести все же пришлось. Это была настоятельная просьба доброй половины.

В это же самое время позвонили с работы: нужно было ещё в старом году "срочно подобрать кое-какие мелочи". Затем предстояло в доме перебить гвоздь, перевесить картину, убрать с «глаз долой» скребок для снега и..., обзвонить и поздравить с наступающим Новым годом родных, близких и друзей, пожелать им голубого неба, яркого Солнышка, безоблачной жизни, много денег и хорошего здравия. Все, ну абсолютно все, в перечисленном списке было главным, и каждый пункт нужно было успеть сделать. В довершении жена, устроившая этот парад очищения, попросила сделать покупки. Срочно!

- Будь добр, сгоняй в магазин, у нас маловато соков и минеральной воды. Возьми пару ящиков. Для салатов мне нужен свежий укроп. Самый лучший в турецком магазине, а в русском, у Мишки, посмотри крабов или крабовое мясо, - попросила супруга. - Ты же понимаешь, в таком затрапезном виде я не могу показаться на людях. Брошу все - семья останется без праздничного обеда и ужина.  На обратной дороге купи, пожалуйста, лампочку для духового шкафа. Перегоревшую можешь выкрутить и взять с собой. Для образца. Потом...

Список заказов оказался бы ещё длинней, если бы Виталий не остановил  "аппетит" жены в наставлениях.

- Может всё-таки сама поедешь и купишь свои «мелочи»? Ты же знаешь, «прогулки» по магазинам, другими словами - на бестолковые толкучки, для меня смерти подобны. Это кинжал в сердце.

-Во-первых, это не мои личные прихоти и мелочи. Это в первую очередь для внуков, для детей нужно. Для всей семьи. Ты против семьи? А ты останешься дома и будешь помещение прибирать, кушать готовить? Уверена, уткнешься в свои книжки и трава не расти.

-А ты молодец, приперла к стенке! Это я против семьи, детей и внуков? Как ты додумалась до этой идеи?

-Сейчас нет времени дискутировать на эту тему. Отправляйся по магазинам и постарайся ничего не забыть! Но главное: возвращайся побыстрее.
- Напиши пожалуйста на бумаге, что нужно... - Виталия поражала память жены, которая легко, без напряжения раскладывала все по полочкам, ячейкам и ничего не забывала в длинной цепи покупок. По этому поводу у него своё личное умозаключение: «Женская логика работает по другой схеме».

-Неужели так сложно запомнить пять-шесть пунктов...

-Знаешь, если не сделаешь список, поедешь сама.

-Не заводись! Вот тебе список. И пожалуйста, не забудь для девочек хороший сок купить. Для мамы....

-Обязательно,- уже за порогом дома сказал Виталий, только бы к этому списку не накрутила ещё дополнительных пять пунктов. Сел в машину, включил зажигание и голос Анна Герман напомнил о «Случайности»...

"Что за напасть такая, случайность на случайности. Будет ли сегодня этому конец?" - рассуждал Виталий, направляясь за покупками в современные супермаркеты. Его внутренний мир находился в другом измерение, в другом мире, Виталий ментально передвигался по улицам юности, в семидесятых. - Как быстро пролетело время! Словно ещё вчера вместе с мальчишками удирал с занятий, ходил на танцы и в кино, выезжал на природу, строил «наполеоновские» планы, радовался успехам, огорчался неудачам, падал, вставал и шел дальше... А вот уже и жизнь пролетела. Лет через десять пенсия, а что потом? Как жаль, что человек не поощряется дополнительным временем за добросовестный труд, за активное участие в общественной жизни, в воспитании детей и внуков. Жизнь проходит для всех одинаково и чудовищно быстро..."

Виталий накручивал себя и теперь ностальгия разрывала не только душу на миллион частей, но и сознание. Сентиментальный ком подступил к горлу, кровь застучала в висках. Виталий терзал себя безвозвратно ушедшем, утраченном бестолковыми, бесполезными делами, которые не приносили ну абсолютно никакой пользы, потому что в молодости тема времени не стоит так актуально на повестке дня, как на финише...

В хозяйственном магазине ротозеев было больше, чем товара. Виталий пытался разобраться и объяснить себе, но так и не смог понять: "Какое же удовольствие люди получают от этих толкучек, почему таким «несметным войском» атакуют торговые предприятия в последний день уходящего года?" Вот к примеру, на концертах Сарлоs Santana или Аллы Пугачевой! Там все понятно, люди получают моральное и культурное удовлетворение. Но зачем толкаться без толку в супермаркетах? Это же пустое времяпровождение! Вот это – пустое времяпровождение и раздражало его больше всего.

-Мне нужна вот такая лампочка? – Виталий обратился к знакомому сотруднику магазина, демонстрирую свою наивную беспомощность.

-Это от духового шкафа в плите? – согласился оказать помощь словоохотливый представитель торгового предприятия. Прошли к отделу, где температура воздуха напоминала золотые пески Болгарии в разгар сезона. В этом отделе на полках, стеллажах, на потолке и стенах горели, светились, мерцали и подавали сигналы тысячи лампочек всякого калибра и форм. Продавец не глядя сунул руку в одну из ячеек и протянул упаковку Виталию. – Есть дешевле этой, но эта лампочка - лучше. Советую!

У входной двери Виталий столкнулся лицом к лицу с Александром, кузеном жены друга юности. Автоматически прозвучали формулы приветствия, как это на всем белом свете принято.

- С наступающим Новым годом! За последними покупками?

- Да вот, жена попросила купить лампочку... – Александр не успел закончить фразу, а Виталий задал встречный вопрос:

- От духовой плиты?

- А ты откуда знаешь?

- Да так, наугад сказал. Меня за тем же товаром попросили из дома.
«Ужасные случайности. Мистика, да и только", - подумал Виталий.

- Знаешь, Женька, сильно заболел...

- Что-то серьезное?

- Да. Пару недель назад скрутило спину в "бараний рог", а затем два микроинфаркта. Один за другим... Был в больнице, сказали защемление каких-то нервов. Радости в этом мало. Где-то на севере, в клинике, делают операции или специальные уколы, которые якобы помогают.

- А сейчас он где? В больнице? Как самочувствие? – с тревогой ставил свои вопросы Виталий. - Жена на прошлой неделе разговаривала с Эрной (жена Евгения), но о плачевном положении Женьки и речи не было.

- Перед Рождеством скрутило. Сейчас уже дома. Лежит на диване и стонет...

- А может эта болячка с работой связана?

- Да Бог его знает. Мы же какие? Будем умирать, но на работу из последних сил ползем. Вот и Женька такой же, на маленькие болячки внимания не обращал. А оно, видишь, вон куда выстрелило. Сначала в спину, как предупреждение, а теперь вот, прямо в сердце.

Последний день уходящего года состоял из сплошных случайностей, которые преследовали Виталия на каждом шагу, нанизывая все новые совпадения на длинную цепочку и превращая ее в драгоценное ожерелье из самоцветов прошлого. Одно обстоятельство танцевало из этого ряда: болезнь друга юности.

(Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/02/16/151)


Рецензии