ч. 200 Жертва механизма
Замечательный русский религиозный философ Н.А.Бердяев в своей книге «Судьба России» говорит о том, что «машина есть распятие плоти мира, вознесение на крест благоуханных цветов и поющих птиц. Это – Голгофа природы» 1
Однако у Голгофы есть как минимум два значения и, соответственно, две функции.
Прежде всего, путь на Голгофу или жертвенная стезя позволяет и помогает освободиться Духу.
Машина, несмотря на свой непознаваемый ужас, выковывает человека, отнюдь не сокрушая его бессмертную душу. Впрочем, подобное происходит при недолгом общении с машиной.
Французский врач и философ 18-го века Жюльен Оффре де Ламеттри в своем знаменитом опусе «Человек-машина» описал действие человеческого организма по принципу агрегата. 2
Герои произведений великого русского писателя 20-го века Андрея Платонова одушевляют машину, едва ли не окружая ее своеобразной платонической любовью. Например, о беззаветном уважении к механике говорится в рассказе «В прекрасном и яростном мире», романе «Чевенгур» и других сочинениях мастера слова. 3
Один из крупнейших русских поэтов двадцатого столетия Леонид Мартынов, несмотря на свою относительную приверженность к технике, предостерегает:
«Ворочается зверь искусственный,
Ворчит, себе добычи ищет он,
Зверь механический, бесчувственный,
Детально вымерен и высчитан»
Выдающийся русский мыслитель Г.П.Федотов утверждает, что «человек, утративший связь с миром духовным и с миром органическим, делается жертвой своей собственной техники. Машина и оружие истребляют своих создателей» 4
Производство средств производства - в этой жутковатой политэкономической формуле представляется замкнутый круг, из которого не видится исхода.
Убыстряющийся механический ритм пронизывает все сферы человеческой культуры.
Даже танец 20-го века содержит в себе некое подобие двигателя внутреннего сгорания, в недрах которого толкаются поршни, качаются шатуны, трещат шестеренки.
Проза и поэзия последних времен лишается плавного течения мыслей. Теперь это во - многом либо «поток сознания», либо перебивка ритма. Вместо симфонии слышится какофония. Живопись либо абстрактна, либо бездумно зализана. И так далее.
Механизация производства, в массовом порядке произведенная в 19-м веке, как это ни удивительно, не принесла облегчения рабочим.
Контроль над работающим механизмом оказался гораздо утомительнее творческого труда ремесленника. Продолжительность рабочего дня не уменьшилась. Возросло отчуждение рабочего от труда и товара.
Впрочем, подробнее и обстоятельнее о роли машинизации в процессе развития производительных сил говорит великий социолог и экономист Карл Маркс: «На место отдельной машины приходит это механическое чудовище, тело которого занимает целые фабричные здания и демоническая сила которого, с начала скрытая в почти торжественно-размеренных движениях, его исполинских членов, прерывается в лихорадочно-бещеной пляске его бесчисленных собственно рабочих органов» 5
В 30-е годы 20-го века после «раскулачивания» тысячи и тысячи крепких крестьян Восточного Славянства были брошены руководством СССР на ударные стройки социализма.
С помощью жертвенного труда добровольных и закабаленных тружеников воздвигались Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, Комсомольск-на-Амуре, Турксиб и Днепрогэс.
Хотя в этих трудах погибло множество крестьян, но эти жертвы были все же частично оправданы в 1941-45 годах, когда против Советской России был выдвинут германский нацизм, вооруженный и, в начале своего жреческого бытия, поддержанный ведущими в пропасть странами Запада.
Однако машина машине рознь. В 30-40 годы нарушена органическая связь людей с землей, но все же взамен гибнущему сельскому укладу возникали на просторах Славянского Востока танковые и тракторные заводы, которые произвели в годы великого противостояния Востока и Запада, Света и тьмы тысячи превосходных боевых машин, сокрушивших стальной таран всепожирающей буржуазии.
В то же время производство «безделушек» в виде легковых автомобилей было недостаточно широким, что разжигало ложные потребности советского народа, особенно в конце 70-х и начале 80-х годов.
Ныне в России все больше совместных предприятий по выпуску игрушек для взрослых, и в то же время закрываются тракторные заводы, что чревато сельскохозяйственной зависимостью.
В связи с этим можно привести мнение не только великого революционера, но и мыслителя Эрнесто Че Гевары: «Технику можно использовать для укрощения народов, а можно поставить её на службу народов ради их освобождения». 6
Свидетельство о публикации №214021600799
http://www.proza.ru/2012/09/29/1898
Анатолий Шинкин-2 10.04.2014 21:47 Заявить о нарушении
Сергей Владимирович Жуков 11.04.2014 12:48 Заявить о нарушении