Шуваев Иван Павлович 1922-1944
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=73919597
http://podvignaroda.ru/?#id=19967898&tab=navDetailManAward
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=402773569
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=70000396705
https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1152571293
Шуваев Иван Павлович родился в 1922 году в городе Макеевка Сталинской (Донецкой) области.
В 1944 году его мать – Шуваева Мария Михайловна жила в Петропавловске Казахстанском на улице Кирова, дом 169.
В семье Шуваевых кроме Ивана был еще старший сын – Дмитрий.
До Двигательстроя Дмитрий успел поработать шахтером в Кузнецком и Подмосковном угольных бассейнах. Потом поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1937 году.
Затем, после переквалификации по специальности завода №182, Дмитрий Шуваев в июне 1938 года прибыл по направлению на завод в поселок Двигательстрой.
Сначала он работал технологом в цехе, потом стал секретарем парткома завода. [1]
Возможно, вместе с ним в поселок Двигательстрой приехал и младший брат Иван.
В 1940-м году в поселке открылась Школа летчиков. Много парней и девушек стали ее курсантами. Среди них мог оказаться и Иван Шуваев, который по примеру брата тоже был влюблен в небо. Окончившие Школу летчиков в Двигательстрое по специальному набору получали направление в авиашколы страны.
Так было и с Иваном Шуваевым. В конце 1942 года он окончил авиашколу и в звании младшего лейтенанта был направлен на фронт.
С декабря 1942 по март 1943 он воюет на Калининском фронте, с марта 1943 - на Степном, с мая 1943 – на Воронежском фронте.
За время пребывания в составе 427-го ИАП 292-й ШАД на Калининском фронте Иван Шуваев произвел 12 самостоятельных самолетовылетов на сопровождение штурмовиков. Будучи молодым летчиком только что прибывшим из авиашколы, Шуваев в исключительно сжатые сроки обогатил себя опытом работы боевых летчиков.
В марте 1943 г. полк вывели с фронта для доукомплектования и получения новой техники. На этом его отношения с 292-й ШАД закончились…
В мае 1943 г. уже на новых самолетах (причем разных, хотя и близких, типов – Як-1, Як-7, Як-3, Як-9) полк был включен в 294-ю ИАД (истребительную авиадивизию), которая входила в 4-й ИАК (истребительный авиакорпус), который, в свою очередь, входил во 2-ю ВА.
На Воронежском направлении в оборонительной операции с 5 июля по 25 июля Иван Шуваев произвел 14 боевых самолетовылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение и прикрытие штурмовиков и бомбардировщиков. Провел 7 воздушных боев, сбил лично 3 самолета противника, из них ФВ-190 [2], МЕ-109 [3] и Ю-88 [4].
В 1944-м году комсомолец младший лейтенант Шуваев занимал должность старшего летчика и летал на самолете ЯК-1[5] 427-го истребительного авиаполка 294-й истребительной авиадивизии 4-го истребительного авиакорпуса.
Командовал полком Герой Советского Союза (1939) подполковник Антон Дмитриевич Якименко (1913-2006), получивший боевое крещение еще на Халхин-Голе. За свою жизнь Антон Дмитриевич совершил 7934 полёта на 36 типах самолётов, налетал 5680 часов, совершил 1055 боевых вылета. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1966 года генерал-лейтенанту авиации Якименко Д.Я. было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР». [6]
Антон Дмитриевич относился к летчикам полка, как к своим родным детям. Внимательно следил за их профессиональным ростом и боевыми качествами.
За проявленное мужество и храбрость в воздушных боях по защите Родины, за три сбитых самолета младший лейтенант старший летчик 427-го истребительного авиаполка 294-й истребительной авиадивизии Иван Павлович Шуваев был награжден Орденом Красного Знамени 30 сентября 1943 года. [8]
В Наградном листе младшего лейтенанта Шуваева Якименко пишет о смелых действиях Ивана при оборонительной операции на Воронежском направлении с 5 июля по 25 июля.
«03.07.43 - группа 11 самолетов ЯК-1 под командованием подполковника Якименко вылетела на прикрытие своих войск в районе Беленихино, Александровское. В завязавшемся воздушном бою с истребителями противника, мл. лейтенант Шуваев, обладая находчивостью и смелостью, подкрался к ведущему пары ФВ-190 и в упор расстрелял его. Горящий фашистский стервятник упал юго-западнее Беленихино в 5-6 км.
10.07.43 - мл. лейтенант Шуваев в составе 4-х ЯК-1 вылетел на прикрытие наземных войск в районе Кочетовка, Верхопенье, ... Владимировка и, оторвавшись от группы в виду сплошной облачности, подвергся атаке 2-х МЕ-109.
Шуваев, выйдя из-под удара противника, сам атаковал ведомого и с короткой дистанции меткой очередью сбил его. Вражеский истребитель, объятый пламенем, упал на землю.
11.07.43 - группа самолетов 10-ти ЯК-1 вела бой с двумя эшелонами бомбардировщиков в количестве 60 Ю-88 и ХВ-111 [7], 30 МЕ-109 и ФВ-190. В результате решительных атак наших славных летчиков, противник сбросил бомбы вне цели. Наши летчики уничтожили в одном воздушном бою 11 самолетов противника, из них лично мл. лейтенант Шуваев сбил одного Ю-88»
В своей книге « Прикрой, атакую! В атаке – «МЕЧ» Якименко пишет об этих днях [9]:
«…5 июля немцы пошли в наступление, как и предполагалось, с двух направлений. Мы ждали. На Орловско-Курском направлении упредили врага мощной артиллерийской контрподготовкой, на Белгородско-Курском — ударами авиации по аэродромам. Враг захлебнулся кровью и сдал. Это случилось через пять дней, но эти пять дней не забудешь всю жизнь.
Наш 427-й истребительный авиаполк сражался на южном участке фронта — под Белгородом. Я видел бои, в которых участвовало до двухсот самолетов одновременно. Страшное зрелище. Горели и падали те и другие, и немцы и наши. В небе было настолько тесно, что возможность столкнуться с врагом или другом была самой реальной. За эти пять дней жесточайших боев враг потерял 330 своих машин. Из них 60 приходилось на нашу долю, на долю пилотов 427-го полка. И это всего за три напряженнейших дня: пятого, шестого, седьмого, правда, трое наших товарищей осталось на поле битвы, но это не умаляет наши заслуги, нашу победу. Об этой победе писала наша фронтовая газета.
Я сказал, что враг остановился 10-го. Остановился потому, что не мог наступать, потому что наши войска встали живой стеной и остановили дальнейшее продвижение войск фашистов. Но бои продолжались. На северной части Курского выступа, можно сказать недолго — два дня. На южном, там, где стоял над полк, — целых тринадцать.
... И надо сказать, что господства мы пока не добились. Мы дрались с переменным успехом, и господство, как жезл, было то в наших руках, то во вражеских.»
В августе 1943 года перед началом Белгородско-Харьковской операции из состава 294-й истребительной авиадивизии по решению комкора И.Д.Подгорного была создана специальная группа из 12 истребителей с кодовым названием "Меч" под командованием майора Матвея Ивановича Зотова. Она была укомплектована лучшими летчиками 427-го истребительного авиаполка.
Группа "Меч" независимо от метода прикрытия наземных войск имела постоянное дежурство на своем аэродроме для вылета в зону истребления и использовалась для наращивания сил в наиболее сложные периоды воздушных боев. Отличительным признаком группы была красная окраска носа самолета. С такими самолетами немцы предпочитали не связываться.[10]
Вот такие боевые соратники были у нашего Ивана Шуваева.
Но 15-го января 1944 года старший летчик 427-го истребительного авиаполка младший лейтенант Шуваев Иван Павлович не вернулся с задания из района Оситная Кировоградской области.
Его Як-1 был сбит, а сам летчик погиб и был похоронен в селе Любомирка Новомиргородского района Кировоградской области.
В селе Любомирка Александровского района Кировоградской области есть братская могила (номер захоронения в ВМЦ ЗУ380-12-10), в которой похоронено 262 человека, из них известны 153. В списке известных нет фамилии нашего Шуваева Ивана Павловича. http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=83736111
Фото
Шуваев И.П. на крыле Як-7Б б/н 105, фото 1943 г.
Фото взято на сайте "Бессмертный полк" https://www.moypolk.ru/soldier/shuvaev-ivan-pavlovich-2
[1] Газета «Двигатель» 5 марта 1940 года №22(659)
[2] ФВ-190
Из Википедии:
Фокке-Вульф FW-190 «Сорокопут» — немецкий одноместный одномоторный поршневой истребитель-моноплан, стоявший на вооружении Люфтваффе во время Второй мировой войны.
FW-190 успешно использовался в различных амплуа, в частности в роли высотного перехватчика (в особенности FW-190D),эскортного истребителя, штурмовика, ночного истребителя и зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой» Люфтваффе (хотя советские лётчики всегда отмечали, что с «мессерами» бои вести труднее, нежели с FW-190
[3] МЕ-109
Из Википедии:
Мессершмитт Bf.109, (традиционное для СССР написание МЕ-109) — одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны.
[4] Ю-88
Из Википедии:
Юнкерс Ju-88 — многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолетов войны: использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель и как часть летающей бомбы в проекте Mistel.
[5] Из Википедии:
Як-1 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26.
[6] Бодрихин Николай Георгиевич / Советские асы
[7] ХВ-111
Из Википедии:
Heinkel He-111 — немецкий средний бомбардировщик, один из основных бомбардировщиков люфтваффе (существовали также модификации торпедоносцев и штурмовиков).
[8]
[9] http://militera.lib.ru/memo/russian/yakimenko_ad/index.html
[10] http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6438
Свидетельство о публикации №214021600088
С уважением,
Михаил Шуваев 16.02.2014 20:43 Заявить о нарушении
Видно, фамилию Шуваевых носят отважные люди.
Я тоже горжусь нашим Иваном Шуваевым. Думаю, что он обязательно стал бы летчиком в команде группы "Меч", если бы успел налетать побольше времени.
Жаль, что по ссылке не удается прочитать Ваш рассказ.
С уважением,
Татьяна Тупик 16.02.2014 21:26 Заявить о нарушении
Михаил Шуваев 16.02.2014 21:46 Заявить о нарушении
Надеюсь, Вам понравится.
С уважением,
Михаил Шуваев 11.03.2014 22:54 Заявить о нарушении