Поездка в Порт-Судан

       Дизельный тепловоз, как шаман с бубном, встречал пассажиров поезда равномерным звоном работающего мотора и черными выхлопами от сжигаемой солярки. Следом за ним выстроились, будто заброшенные  жилища, шесть пассажирских вагонов. Состав из Хартума направлялся в Порт-Судан.
         
       Предстояла  двухдневная командировка.
         
       Под куском белобрысого шифера находилась будка, где до пояса раздетый человек продал мне посадочный талон в VIP вагон. Я двинулся вдоль состава, отыскивая свое место.
         
       Впереди вдоль платформы урывками от вагона к вагону сновал человек в униформе изумрудно-зеленого цвета и в фуражке с трехцветной кокардой, энергичными жестами подгоняя людей на посадку. Это был бригадир.
         
       – Давай, давай!- вскрикивал он, конкретно никого не затрагивая своей командой.
         
       Люди, привыкшие к постоянной жаре, двигались не спеша, будто с ленцой, по привычке экономя силы. Они с опаской относились к поездке на поезде, и без внешних эмоций беспрекословно выполняли приказы официального лица.
          
       – Что остановился? – обратился он к пассажиру, окруженному женами и многочисленной детворой. – Если сейчас же не займете свои места, отправлю поезд без вас.
            
       Глава семьи оживился, стал громко командовать, раздавая шлепки и подзатыльники всем, кто находился рядом. 
            
       – Давай, двигайся! – заметил бригадир стоящего у подножки вагона человека с овцой. – Подымай животное, если не хочешь оставить его на вокзале.
          
       Я видел торопливые сборы поезда и немало был удивлен, когда посмотрел на часы. До отправления оставалось около часа.
         
       –Мистер! – обратился ко мне бригадир. – Вы едете в Порт-Судан? -  Он по армейск вытянулся, и вся фигура застыли в ожидании ответа.
         
       –Помогите найти мое место.
         
       –Пожалуйста,сюда! – показал он на головной вагон.- Это для VIP персон.
         
       Вагон был пуст. Разбросанные на полу скорлупа земляных орехов, порожние бутылки Кока-Колы, смятые листы газет подтверждали, что важные персоны действительно используют  вагон для своих поездок.
         
       -Мистер, вы едете один? – спросил человек в форме. Я утвердительно кивнул головой.– Тогда будем трогаться,- сказал он, вынул из нагрудного кармана свисток, высунулся в открытую дверь и протяжно громко, точно кипящий  чайник,засвистел.Состав тронулся.
            
       Кондуктор сел напротив меня.Про Россию он знал,что был Хрущев,что в семидневной войне русские помогали Египту оружием.Рассказал о учившихся в Советском Союзе суданских коммунистах, которые по возвращению в Хартум взяли власть, затем поссорились со всеми суданскими партиями и были уничтожены военными.
            
       Я смотрел в окно. Передо мной медленно двигалась Аравийская пустыня.Мы ехали по пустыни, и я наблюдал блаженство солнечных лучей. Недавно кончившийся сезон дождей утрамбовал песок, превратив его в твердую гладь, простирающуюся до горизонта. Монотонное движение состава, яркое в зените солнце, пустой вагон вызывали сонливость.
         
       – Мистер,хочешь Кока-Колу? – спросил кондуктор и,не дожидаясь ответа, откуда- то из-под скамейки достал теплый напиток,открыл о вагонную раму бутылку и протянул мне.
         
       Теплый напиток ударил газом по телу.Показалось,что поезд стал двигать быстрее. В каких-то двухстах метрах я увидел стоящий терракотового цвета камень высотой с человеческий рост.
         
       – Бригадир,- обратился я к кондуктору,- что там вдали?
       
       – Это “уакруль-ард”!- как бы между прочим, ответил он.– Они часто встречаются в пустыне.
       
       Я впервые услышал незнакомое сочетание слов и попросил  объяснить их значение.
         
       Бригадир удивился моему незнанию и обеими руками стал, образно жестикулируя, стараться донести свои познания до иностранца. Увидев,что я не понимаю его объяснения, он встал, высунулся в открытую дверь и громко засвистел. Поезд остановился.
         
       – Мистер,пошли со мной! Я покажу тебе, что это такое.
         
       У мусульман существует обычай: гость должен выполнять желания хозяина. Я шел за ним и представил удивление пассажиров неожиданной остановкой. Жизнь феллахов в пустыне - однообразна,поэтому,в конце концов,остановка поезда придаст ей какое-то разнообразие.
         
       Мы оказались у необычной постройки. Она состояла из песчаной лепнины, щепок, глины и  других природных материалов, словно башня крепости, выложенная на пляже умельцем. На ощупь сооружение было твердым, словно камень. Это был термитник- жилище для муравьев пустыни.   
         
       Я сказал кондуктору о своей догадке.Он обрадовался,начал делиться  знаниями  и рассказал, что термитники появляются на месторождениях золота, что со временем они растут и могут достигнуть десятиметровой высоты. Слушать о жизни термитов и их жилище было интересно. Случайно вдали я обратил внимание на копоть  тепловоза, ожидающий нас состав и стал торопить кондуктора вернуться к поезду.
         
       - Мистер, тебе не интересно, что я рассказываю? – удивился он.      
         
       - Интересно, но меня ждут в Порт - Судане,- постарался отвлечь его от затянувшегося красноречия. 
       
       – Во имя Аллаха,вечером будем в Порт - Судане!– сказал он и,неспеша, с видом выполненного долга,направился к поезду.
         
       Приближаясь к составу, я увидел множество наблюдающих за нами лиц. Их отчужденные глаза были повсюду: в окнах, в тамбурах, на подножках вагонов. Они безмолвствовали,и,казалось,с испугом ожидали дальнейших событий. Когда мы подошли к вагону, между ступенями лестницы я вдруг увидел, словно из картины Эдварда Мунка “Страх”, полные ужаса глаза.
         
       - Мистика,- подумал я и быстро поднялся в вагон.
       
       Прозвучал свисток,и поезд продолжил путь.
       
       – Мистер,теперь ты знаешь еще одно арабское слово,- сказал довольный оказанной помощью бригадир и с удовольствием отхлебнул Кока-Колы.    


Рецензии