О стратегии развития Новокузнецкой агломерации

Прежде всего, следует обозначить понятие агломерации. Под городской агломерацией не стоит понимать один город, управляемый одним мэром. Агломерация – компактное скопление тесно связанных между собой городов, с наличием 1,5 – 2 часовой доступностью между ними и городом-ядром с не менее чем 100 тыс. жителей. В случае с Новокузнецкой, или Южно-Кузбасской агломерацией, из-за того, что вокруг города-ядра  расположено много городов-спутников, ее называют полицентрической.

  Перейдем непосредственно к агломерациям. По нашему мнению, в постиндустриальную эпоху, проект развития Новокузнецкой агломерации должен подразумевать частичную и постепенную переориентацию городов с черной металлургии и добычи полезных ископаемых на новые отрасли экономического сектора. Экономическая  агломерационная политика не должна быть «завязана» только на добыче полезных ископаемых (руда, уголь), производстве металла и зависеть от цен на добытое сырье, изготовленную продукцию. То есть экономически юг Кузбасса должен быть наименее уязвимым по  отношению к внешним обстоятельствам. Например, в случае каких-то экономических кризисов, понижения цен на сырье и продукцию, страдает слишком много людей, что сказывается на семейном бюджете, качестве жизни. Поэтому следует создавать многопрофильные города с современными инновационными технологиями, привлекать бизнес, способствовать привлечению инвестиций в город  для строительства новых предприятий и производств, при этом налоги с этих предприятий должны оставаться в городе.

    До сих пор неясна ситуация с объединением города и района. Без предварительных экономических расчетов, продуманности механизмов реализации проекта и функционирования новой системы, данная затея выглядит авантюрой, что явно говорит о привычной  некомпетентности городских и региональных властей и нежелании работать на перспективу, строить долгосрочные планы (план развития Кемеровской области до 2025 года не является долгосрочным, таковым он может быть в финансовом отношении в какой-нибудь фирме, но не в территориально-экономическом). В то же время, проблема непродуманности территориальных границ города и района никуда не делась. Городу необходимы новые территории, особенно это касается тех земель, на которых  расположены автотрассы, связывающие районы города.

   Нами предлагается путь развития Новокузнецка и юга области, не рассчитанный на то, что произойдет чудо от объединения муниципий. Мы предлагаем обратиться к работам специалистов по урбанистике, к возможному решению проблем развития городских агломераций в Сибири и к  стратегическому планированию[1]; к накопленным знаниям по данной тематике современными исследователями[2];  к проектам, которые имеются на сегодняшний день, в частности, к наработкам по  Новокузнецкой агломерации[3]. Мы предлагаем выработать концепцию, подготовить план пошаговой реализации: как и через что будет реализовываться проект, какие нужно внести коррективы, изменения по ходу реализации плана, какие могут возникнуть трудности в связи с непродуманностью российского законодательства в отношении городских агломераций и т.д. и т.п.

    Настала пора решать крупные проблемы с долгосрочным  планированием, а не ждать очередной порции бюджетных поступлений. Почти все крупнейшие города Сибири приступили к  выработке программ развития соответствующих агломераций, и в их числе – Омск, Томск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск. И только у нас, в Кузбассе, как обычно, все стоит мертвым грузом: продали уголь и металл -  и, слава Богу! А что будет завтра? Какие имеются перспективы у области, нашего города, у Южно-Кузбасской агломерации? Никаких. Никаких – по той простой причине, что и нет стратегии, концепции, ибо для того, чтобы добывать уголь много мозгов не надо – все ложится на плечи собственников предприятий.  Уйдут предприятия из города и региона, и все, ничего не останется (когда полностью лунный пейзаж оставят после себя). Поэтому…

   …На наш взгляд, требуется выработка концепции развития Новокузнецкой  агломерации (Новокузнецк - Прокопьевск - Калтан - Киселевск - Осинники - Мыски - Междуреченск) и превращения ее  в новую компактную и целостную территориальную единицу. Необходима   подготовка проекта развития агломерации  и реализация его на практике. К слову, процесс создания Томской и Новосибирской агломерации идет полным ходом[4].

    Говоря о выработке концепции развития Новокузнецкой агломерации  в целом, можно сказать: «Агломерация должна рассматриваться единым социально-экономическим, инвестиционным пространством, с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, природно-экологического каркаса»[5]. И одна из важнейших задач: составить  план развития инфраструктуры, транспортной системы агломерации[6].

   Вместе с тем, при планировании развития Новокузнецкой агломерации не следует забывать о соседях, так как опыт разработки концепций развития городов и субъектов РФ показывает, что «самое слабое место в этих концепциях и стратегиях – это межрегиональные связи, отсутствие видения более целостных региональных образований. Отдельно взятая область разрабатывает свою стратегию развития и не хочет видеть, что творится у нее под боком. В результате нет целостного видения макрорелигонального развития и развития страны в целом. Регионы рассматриваются как части уже расчлененной страны»[7].

     Далее... Какие же дает преимущества развитие населенного пункта в составе агломерации? Специалисты выделяют главные[8]:

 – сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;

 
– высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населенного ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;

 
– возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной емкостью;

 
– более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;

 
– возможность систематического использования культурных ценностей;

 
– наиболее полное и интенсивное использование территории.

 
  На наш взгляд, очевидны преимущества разработки долгосрочного планирования и разработки концепции развития Новокузнецкой агломерации. Для депрессивного юга Кузбасса, где правят процессы депопуляции, следует отток населения в более благоприятные экологически, экономические регионы, грамотно выстроенная агломерационная политика, может остановить этот «упаднический» процесс и привести к положительным результатам. Возможно, часть сельского населения переселится в города, в поисках лучшей жизни. Но, лучше учитывать риски и стараться создавать условия для развития хотя бы части территории, затормозив процесс полнейшей деградации юга Кузбасса, нежели сидеть сложа руки и ждать пока сельское население само переселится в города, вынужденное бежать от наступающих разрезов? Причем, скорее всего, оно побежит не в наши города, а в города соседних регионов. Да и  из самих городов продолжится отток населения, что приведет, в конечном счете, к демографическому кризису, уменьшению численности городов и возможно их исчезновению. Но не следует считать создание концепции развития Новокузнецкой агломерацией панацеей, ответом на все вопросы и разрешением всех проблем. На наш взгляд, определение стратегии и составление плана развития агломерации видится перспективным направлением, который может способствовать улучшению экономического положения городов юга региона.
 
    И напоследок хотелось бы сказать. В промышленном и индустриальном Новокузнецке (как и в прочих городах) следует уделять особое внимание сохранению и восстановлению историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия[9], поскольку город имеет почти четырехвековую историю, славное прошлое, которое нам следует сохранять и всячески приумножать. К слову, историко-культурное наследие – бесценный капитал, которое можно использовать в качестве привлечения туристов, фактора преобразователя городской среды и городского ландшафта. Без выработки концепции развития Новокузнецка как города-ядра одноименной агломерации, определения стратегии, у нас нет будущего, у нас нет никаких перспектив, шанса на то, что город не продолжит умирать и деградировать.
 
 
 
 
                 ЛИТЕРАТУРА


[1] Емельянова (Лесюта) Н.В. Агломерационные процессы и трансформация расселения Сибири. СЖАТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА: НОВОЕ В ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПРАКТИКЕ ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.- М.: Эслан. –  2010. -  С. 263-281. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weklee. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/analit02.php (дата обращения: 13.06.2013).
 
[2] Сборник материалов по проблемам развития городских агломераций в странах СНГ к научно-практической конференции «Научные и практические аспекты формирования городских агломераций». -  Москва.,2011. - С.36-46, 109-113. [Электронный ресурс] // E-gorod.ru: сайт Международной Ассамблеи столиц и крупных городов. Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: (дата обращения 13.06.2013).
 
[3] Горяченко Е.Е., Демчук Н.В., Мосиенко Н.Л. Городские агломерации Сибири: предпосылки формирования и барьеры развития  региона: экономика и социология.  - 2011 - №3.- С.94 - 112.[Электронный ресурс] // Ecsocman.hse.ru: федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: (дата обращения: 13.06.2013).
 
[4] Лесюта Н.В. Особенности развития урбанизированных территорий Сибири. – С.121-122. [Электронный ресурс] // Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: http://www.izdatgeo.ru/pdf/gipr/2010-1/119.pdf (дата обращения: 13.06.2013).
 
[5] Развитие городских агломераций: аналитический обзор. Вып.2. - 36 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: (дата обращения 25.07.2013).
 
[6] Lev_agni. Новокузнецкий трамвай: некролог или эпиграф? [Электронный ресурс] // livejournal.com. Режим доступа: http://lev-agni.livejournal.com/151486.html (дата обращения: 23.07.2013).
 
[7] Емельянова (Лесюта) Н.В. Указ.Соч.
 
[8] Приводится по работе: Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации в России в XXI веке. - 52 с. [Электронный ресурс] // Системные требования: Adobe Reader. Режим доступа: http://www.frrio.ru/uploads_files/Lappo.pdf (дата обращения 13.06.2013).
 
[9] Данная мысль нами позаимствована из работы Любовного В.Я. «Монопрофильные города в условиях кризиса: состояние, проблемы, возможности реабилитации». - Москва, 2009. - С.65-68. Думается, сохранение историко-культурного, градостроительного наследия – одна из основных задач местных и региональных властей. Забота о культурном наследии, создание новых мест отдыха (например, в районе Кузнецкой крепости и водопада) повысило бы комфортность проживания в нашем городе, преобразовывало бы тяжелый индустриальный пейзаж, и, кто знает, со временем появилась бы еще одна (или не одна) «визитная» карточка города?

      2013
 


Рецензии