Баян

                Баян

                « Баян – душа песни »
                Новелла
                Лиричесие вопоминания

На чердаке  хаты валялся без присмотра, уже порядочное время,  старый баян. Он когда то принадлежал  моему отцу. Сейчас бедный инструмент рассохся, голоса расстроились,  нотные планки рассыпались, а нежные лайки скрутились в твёрдые трубочки.
Я представил себе, что когда то торжественно звучали басы, поддерживая основные голоса, и вторя главной мелодии, извлекаемые баяном, звуки плыли, то на полтона выше, то ниже, а меха неслышно двигались в такт, когда отец самозабвенно играл песни своей молодости:
« Дайте в руки мне гармонь, золотые планки, -
Парень девушку домой провожал с гулянки…»
 Я тоже страстно захотел научиться извлекать приятную мелодию. Запомнил  все семь основных нот  по самоучителю, и в далнейшем думал, чтобы применить  диезы  и бемоли, которые уменьшают, либо увеличивают подъём звуков для красоты звучания, играя мелодию на баяне.
    Не получилось.  Кроме шуточной незатейливой песенки:
« Как под горкой под горой,
Торговал мужик золой»… -Ничего не выучил.
Даже простую народную мелодию:
« Во поле берёзка стояла»… - и ту, не мог осилить.
             Басы никак не хотели войти в соответствие с основными голосами правой клавиатуры.
Зато, моим плюсом, были голосовые связки.Этим я обязан  маме, которая передала мне по наследству свой приятный голосю.
             Мама пела  частушки на посиделках, на гулянках, выходя в круг, и  притоптывая каблуками, она выводила:
«На закате ходит парень
Возле дома моего,
Поморгает мне глазами
И не скажет ничего.
И кто его  знает, чего он моргает…»
…  Впервые попробовал петь в техническом училище. С курсантом ПТУ мы исполняли частушки. Мне кажется, что получилось неплохо, но моего напарника слегка пожурили(он пел тихо – его  было еле слышно), а ко мне отнеслись благосклонно.
Затем выступал в хоре, когда учился в институте. Пришло время работать, и меня на производстве, как и всех желающих, пригласили  участвовать в художественной самодеятельности.Услыхав мой голос, руководитель самодеятельности предложил мне быть запевалой.
 С тех пор, я стал солистом в хоре. Наша любимая песня часто звучала по просьбе зрителей:
«… А я пиду в сад зеленый,
В сад криниченьку копать»…
Хор подхватывал:
« Маруся, раз, два, три калина…»
В скором времени, мы выезжали, по хуторам и сёлам, исполняя разные песни в предверии праздников или перед наступлением выборов.
Дома, в дни торжеств, отец играл на баяне, а я пел   народные песни по сборнику. Звучали старинные песни:
« По диким степям Забайкалья, где золото роют в горах…»
« Славное море – священный Байкал, славный корабль – омулёвая бочка…»
 « Среди долины «ровныя», на гладкой высоте, растёт, цветёт могучий дуб, один в своей красе…»
Иногда мы баловались, исполняя песни, в своей интерпретации:
« Когда б имел златые горы,
И реки полные вина.
Пропил бы горы на закуску,
Реки выпил бы до дна!»
Не только, нам исполнителям, пение доставляло величайшее удовлетворение, ну и слушатели получали  огромное удовольствие.
Сейчас эти песни исполняют редко, хотя они рождены в самой гуще народной.  Они всегда были любимы всеми.
Когда мы с женой переехали жить в краевой центр и устроившись, я решил испытать себя в роли певчего в храме. Регент послушал, попросил повторить ноту, которую он вывел своим тенором. После прослушивания он дал мне месячный срок, чтобы за это время я постиг старославянскую азбуку и научился петь по нотам.   Скоро  с певчими мы исполнял на Пасху благотворный канон во славу Божию.
« Святый Боже, Святый крепкий,
Святый бессмертный, помилуй нас…»
  Испонять  около двух музыкальных октав для меня оказалось легче, чем играть на баяне. Но, все равно, я всегда завидовал и гармонистам, и баянистам. Игру на аккордеоне считал  хотя и интересной, но она меня не тревожила, эти музыканты не играли на басах, за что отвечал и мажорный, и минорный ряд... Если считать, что басы звучат как контрабас, бас - гитара т или акустическое фортепьяно - всё это обедняло все регистры воспроизведения...
… Когда мой отец Пантелеймон  учился в школе, был  молоденьким (Павлуша -  ласково называли  его родители), его обычно по вечерам не было дома,  мои бабушка и дедушка знали, что их сынок сидит, где - то на завалинке, рядом с деревенским гармонистом.
                "... Завалинка,завалинка, где рядышком родня,
                Эй! Потеснись завалинка, своим признай меня..."
Пацана невозможно было отвлечь и оторвать от знаменитого на всю деревню игрока на гармоники. Он зачарованно смотрел, как пальцы нажимали на чёрно белые кнопочки, после чего  такая маленькая перламутровая взрослая «игрушка» извлекала или весёлые, или тоскующие  чарующие -   звуки.
…« Мы пройдём по тем дорожкам,
Где не кошена трава…»
Обычно, если заиграла гармошка, - это означало, что пора отправляться на деревенские посиделки. И принаряженные девчата появлялись там очень скоро.
Когда собиралась молодежь, всё, начиналось, как обычно, с  весёлых частушек, которые исполнялись в шуточных    соревнованиях.
Самая смелая деваха, выскакивала из стайки и запевала:
« Ой, девоньки, беда, -  некуда деваться,
По колено борода, лезут целоваться!»
Выходил парень и отвечал:
« Скоро дождик пойдет, травка зеленеет.
А с хорошей девкой, мужик молодеет!»
Конечно, многие получали за остро пропетые частушки громкие поощрительные аплодисменты. Часто соревнующаяся парочка уходила с танцев вдвоём в обнимку. «Значит, - судачили деревенские, - скоро жди свадьбу.»
Потом шли плясовые: развесёлая тальяночка, сербиянка, - разве после таких зажигательных мелодий устоишь? Ноги сами просились в пляс.
Когда за полночь танцы и песни заканчивались,  компания расходилась по домам,  долго звучала в ночи грустная песня:
«… Только слышно на улице где - то, одинокая плачет гармонь,…
«… Будто  ищет в потёмках кого то, и не может никак отыскать…»
… Видя настойчивость заинтересованного паренька – слушателя, настойчиво просившего подержать гармошку, гармонист показал отцу некоторые песенки. Через месяц – два молодой гармонист играл прилично многие мелодии, а иногда даже пробовал воспроизводить более сложные. У отца оказался хороший музыкальный слух, и когда предлагали сыграть незнакомую мелодию, он слушал певунью и потихоньку брал её на слух.
В дальнейшем отец смело играл все прослушанные песни исполнителей. Теперь у деревенского гармониста была замена. Если он был чем - то занят, на помощь всегда приходил мой отец.
После восьмого класса отец уехал в посёлок и поступил в техникум. В этом заведении нашлись баянисты, и сразу жгучее желание овладело отцом. Он решил так же освоить баян, благо в техникуме был музыкальный кружок, там находился этот сложный инструмент. Он твёрдо решил, что когда пойдёт работать, то с первой получки выпишет баян по посылторгу.
В техникуме он познакомился с моей будущей мамой. Но мой молодой папа был очень стеснительным и даже робким в любовных делах. Знакомство продолжалось очень долго и когда время подходило к завершению учёбы, девушки шутки ради заперли влюблённых ключом с обратной стороны, на всю ночь.
- Только так можно женить не смелого Пантюшу, - резюмировали они.
В своём решении они оказались правы, в скором времени будущие родители подали заявление в ЗАГС.
После получения аттестата молодых отправили по распределению в село. Им выделили новый дом и родители стали постепенно обзаводиться хозяйством. И, наконец - то, осуществилась вожделенная мечта моего папы. Через Союзпосылторг он выписал тульский баян.
Посылка шла долго и, когда отец её получил, и дома вскрыл, оказалось, что инструмент за время прохождения в пути был частично разрушен. Басы провалились вовнутрь, а голоса пищали и пели на все лады. Играть на таком баяне было невозможно.
Что было делать? Не посылать же его обратно и  вообще кому предъявлять претензию? Отец решил отремонтировать его сам. Начал с басов. Аккуратно, по порядку укладывал басы, затем принимался за второй, третий ряд и  далее,  исправляя по пути медные штырьки и восстанавливая планки, от которых  зависела та или иная нота,   в дальнейшем, каждая воспроизводила полное созвучие музыкальных звуков.
 Через несколько дней отец собрал инструмент и попробовал его на деле. «О, чудо!» Блестя перламутровыми боками,  баян ловко примостился на коленях,  словно призывали нажать клавиши и  растянуть меха. Отец так и сделал – они не сипели и не пропускали воздух. Затем несмело, как бы сомневаясь в правильности сборки,  баянист легонько пробежал по клавишам. Затем разминая и согревая пальцы, он проиграл обыкновенную гамму. Баян не фальшивил. Вскоре стали слышны красивые сочетания многих мажорных нот – отец самозабвенно заиграл вальс Амурские волны:
« Славно Амур свои волны несёт,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга…»
И  в душе сладкой патокой разливалась грусть, когда слышишь прекрасные произведения великих композиторов.
Музыкальная библиотека отца имела разнообразный репертуар: песни советских композиторов, пьесы  русских и зарубежных авторов, романсы, народные песни. 
Отец всегда был желанным гостем на любых торжествах, свадьбах, любых гуляний. Бывало дома, когда собирались гости, отец брал в руки баян,  играл  по нотам и на слух. Он любил казацкие песни, которые  исполнял с удовольствием:
« Запрягайте хлопцы коней,
Нам не время почивать…»
Ну а дед, когда выпивал пару рюмочек, прижимался к бабке и потихоньку заводил свою единственную песенку, хотя  знал  из неё всего лишь несколько строчек:
« Барыня ты моя, сударыня ты моя.
Барыня пышна, за ворота вышла…»
…Женщины постарше любили грустные застольные песни:
« По муромской дорожке, стояли три сосны,
Прощался со мной милый до будущей весны…»
Щемит сердце от грустных песен, словно летучие флюиды музыкальных голосов проникают в душу и будят в них воспоминания о родительском доме, о  родителях, давших жизнь…
Как то вечером в доме, я услыхал тихую мелодичную музыку баяна. Я прислушался, кто - то выводил сложную минорную мелодию…
« Не может этого быть, - Подумалось мне. – Не приведение же играет».
Я очнулся и открыл глаза. Музыка замолчала. Я понял, что это моё подсознание, возбуждая нейроновые связи головного мозга, решило мне напомнить о родителях…
 Я помянул отца  и мать добрым нежным словом…


Рецензии