B этом году мы выступили на конференции сопоставлением стихотворений Тициана Табидзе и Владимира Маяковского. Считaeм, что при сопоставлении двух произведений поэтов или писателей разных поэтических истоков, разных ментальностей , разных литературных направлений можно выявить такие глубинные черты и потаённые моменты в произведений , которые без сравнения остаются скрытыми. 28 декабря 1925 года в 10 часов 30 минут в пятом номере гостиницы "Интерконтиненталь " (бывшая "Англетер" ) был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина. По предъявленным документам повысившимся оказался Есенин Сегрей Александрович , писатель... (Из акта осмотра места происшествия) Так закончил свой жизненный путь 30-летний русский поэт . После кончины поэта создавались многие стихи памяти Есенина, но, пожалуй, самым известным из них -стихотворение Владимира Владимировича Маяковского "Сергею Есенину. Гибель его в расцвете лет и творческих сил была неожиданной и непонятной для большинства горячих поклон¬ников этого уникального поэтического дарования. Слухи об этом в народе ходили самые разные. Официальной версией события стало самоубийство. При этом в качестве одного из основных доказательств приводились написанные кровью са¬мого поэта прощальные есенинские стихи, творческая манера которых практически не оставляет сомнений в подлинности авторства. Эпохальный русский поэт Владимир Владимирович Маяковский создал поэтическую эпитафию своему эпохальному собрату Сергею Александровичу Есенину, которого он назвал "подмастерьем" , а это ироническое определение свидетельствует o том, что Маяковский признавал звонкий дар поэта, но не на уровне мастера. С одной стороны, Маяковский признает талант Есенина, но при этом он смерть поэта подчиняет идеологическим представлениям и категориям . Маяковский начинает разговор с Есениным на равных , как в "Юбулейном" - с Пушкиным . Стихотворение начинается с горькой иронии , которая удивляет своим нарочито-фамильярным отношением к событию трагедии. "Пустота... Летите, звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной." Но тут же следует трагичекое отрицание своего же отношения : "Нет, Есенин, это не насмешка. В горле горе комом - не смешок." Маяковский разговаривает с Есениным как с живым , он как будто пытается спасти поэта , убедить его "прекратить" , "бросить" , отступиться от о шага: " - Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли? Дать, чтоб щеки заливал смертельный мел?!" Но не имея возможности "спасения" поэт пытается выяснить причину трагического поступка Есенина . "Почему? Зачем? Недоуменье смяло." Символично, что лирический герой В.В. Маяковского об¬ращается к С.А. Есенину как к живому, пытаясь даже вме¬шаться в роковой ход трагических событий, остановить ужас¬ный план, задуманный Сергеем: “Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли? “ По принципу кольцевой композиции, идея разоблачения самоубийства подчеркивается и в конце произведения. Гневные, хлесткие фразы В.В. Маяковского полемизируют со скорбными финальными строками есенинских прощальных четверостиший: “В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.” В них С.А. Есенин, по сути, пессимистично заявляет о сво¬ем разочаровании в новой жизни. Совершенно очевидно, что в контексте эпохи 20-х годов определения «старое — новое» обо¬стренно воспринимаются прежде всего в социальном аспекте. Есенинскому настроению разочарования и уныния В.В. Мая¬ковский стремится противопоставить активную социальную позицию творца и художника. Он убедительно подчеркивает созидательную силу поэтического слова в обществе: “Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. “ Помимо отношения к смерти С.А. Есенина, В.В. Маяков¬ский в данном стихотворении отдает дань уважения есенинско¬му поэтическому таланту. Жалея ушедшего поэта как человека, он одновременно скорбит о том, что в лице С.А. Есенина рус¬ский народ утратил голосистого певца: “У народа, у языкотворца , Умер звонкий забулдыга подмастерье. “ Говоря о С.А. Есенине, В.В. Маяковский не пытается за¬вуалировать тему пьянства. Однако он одну за одной отверга¬ет расхожие в то время попытки объяснить причины этого са¬моубийства: “ Не откроют нам причин потери ни петля, ни ножик перочинный. Может, окажись чернила в "Англетере", вены резать не было б причины. В стихотворении упомянуты имена ряда современников: по¬эта И.И. Доронина, автора поэмы «Тракторный пахарь» (1925), певца Л.B. Собинова, который выступал на вечере памяти Есе¬нина во МХАТе, литературоведа П.С. Когана, автора поминаль¬ной статьи о С.А. Есенине. В.В. Маяковского раздражали поя¬вившиеся после смерти поэта досужие слухи, многочисленные сплетни и слабоватые поэтические подражания, а дежурные хва¬лебные статейки казались ему мелкими и ничтожными по срав-нению с глубиной народной памяти о С.А. Есенине. Маяковский признается , что Есенин гораздо значительнее своей посмертной славы . Поэту-трибуну ненавистны многочисленные стихи памяти Есенина : "стихов заупокойный лом" ... "посвящений и воспоминаний дрянь" ... Собиновские романсы и вся та братия , которая зарабатывает себе литературный капитал на имени Есенина. Стихотворение противоречивое , в нем, по-видимому , чувствуется с одной стороны страх, а, с другой стороны , острая ирония. Маяковский говорит, что Есенин должен был изменить богемную жизнь , но тут же отмечает : если поэт заменил бы богему "классом" , то и "класс" т .е. рабочие тоже не помогли бы Есенину ; Маяковский сам отрицает свое предложение . Самым эффектным приемом Маяковского становится финальная аллузия к предсмертному стихотворению Есенина, полемически переделавшая его смысл . У Есенина было : "В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей." а у Маяковского : "В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней." И Маяковский, и Есенин жили в одно время, в переломный исторический момент, на обоих лежал груз «эпохи перемен». Но более разных поэтов не найти, у каждого была своя, неподражаемая манера письма. Пройдет всего четыре года, и Маяковский сам поставит «точку пули в конце пути». Возможно, он понял, что «сделать жизнь» и ему не удалось. А, может быть, решил, что делал ее не так. В этом и заключается трагедия обоих великих поэтов. Студент третьего курса ТГУ института Русистики ЦерцвадзеКонстантин Гелаевич
Студентка второго курса ТГУ института Русистики Горгадзе Мариам
Студентка второго курса ТГУ института Русистики Кванталиани Саломе
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.