Поэтические отклики на смерть Cергея Есенина

B этом году мы выступили на конференции сопоставлением стихотворений Тициана Табидзе и Владимира Маяковского. Считaeм, что при сопоставлении двух произведений поэтов или писателей разных поэтических истоков, разных ментальностей , разных литературных направлений можно выявить такие глубинные черты и потаённые моменты в произведений , которые без сравнения остаются скрытыми. 28 декабря 1925 года в 10 часов 30 минут в пятом номере гостиницы "Интерконтиненталь " (бывшая "Англетер" ) был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина. По предъявленным документам повысившимся оказался Есенин Сегрей Александрович , писатель... (Из акта осмотра места происшествия) Так закончил свой жизненный путь 30-летний русский поэт . После кончины поэта создавались многие стихи памяти Есенина, но, пожалуй, самым известным из них -стихотворение Владимира Владимировича Маяковского "Сергею Есенину. Гибель его в расцвете лет и творческих сил была неожиданной и непонятной для большинства горячих поклон¬ников этого уникального поэтического дарования. Слухи об этом в народе ходили самые разные. Официальной версией события стало самоубийство. При этом в качестве одного из основных доказательств приводились написанные кровью са¬мого поэта прощальные есенинские стихи, творческая манера которых практически не оставляет сомнений в подлинности авторства. Эпохальный русский поэт Владимир Владимирович Маяковский создал поэтическую эпитафию своему эпохальному собрату Сергею Александровичу Есенину, которого он назвал "подмастерьем" , а это ироническое определение свидетельствует o том, что Маяковский признавал звонкий дар поэта, но не на уровне мастера. С одной стороны, Маяковский признает талант Есенина, но при этом он смерть поэта подчиняет идеологическим представлениям и категориям . Маяковский начинает разговор с Есениным на равных , как в "Юбулейном" - с Пушкиным . Стихотворение начинается с горькой иронии , которая удивляет своим нарочито-фамильярным отношением к событию трагедии. "Пустота... Летите, звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной." Но тут же следует трагичекое отрицание своего же отношения : "Нет, Есенин, это не насмешка. В горле горе комом - не смешок." Маяковский разговаривает с Есениным как с живым , он как будто пытается спасти поэта , убедить его "прекратить" , "бросить" , отступиться от о шага: " - Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли? Дать, чтоб щеки заливал смертельный мел?!" Но не имея возможности "спасения" поэт пытается выяснить причину трагического поступка Есенина . "Почему? Зачем? Недоуменье смяло." Символично, что лирический герой В.В. Маяковского об¬ращается к С.А. Есенину как к живому, пытаясь даже вме¬шаться в роковой ход трагических событий, остановить ужас¬ный план, задуманный Сергеем: “Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли? “ По принципу кольцевой композиции, идея разоблачения самоубийства подчеркивается и в конце произведения. Гневные, хлесткие фразы В.В. Маяковского полемизируют со скорбными финальными строками есенинских прощальных четверостиший: “В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.” В них С.А. Есенин, по сути, пессимистично заявляет о сво¬ем разочаровании в новой жизни. Совершенно очевидно, что в контексте эпохи 20-х годов определения «старое — новое» обо¬стренно воспринимаются прежде всего в социальном аспекте. Есенинскому настроению разочарования и уныния В.В. Мая¬ковский стремится противопоставить активную социальную позицию творца и художника. Он убедительно подчеркивает созидательную силу поэтического слова в обществе: “Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. “ Помимо отношения к смерти С.А. Есенина, В.В. Маяков¬ский в данном стихотворении отдает дань уважения есенинско¬му поэтическому таланту. Жалея ушедшего поэта как человека, он одновременно скорбит о том, что в лице С.А. Есенина рус¬ский народ утратил голосистого певца: “У народа, у языкотворца , Умер звонкий забулдыга подмастерье. “ Говоря о С.А. Есенине, В.В. Маяковский не пытается за¬вуалировать тему пьянства. Однако он одну за одной отверга¬ет расхожие в то время попытки объяснить причины этого са¬моубийства: “ Не откроют нам причин потери ни петля, ни ножик перочинный. Может, окажись чернила в "Англетере", вены резать не было б причины. В стихотворении упомянуты имена ряда современников: по¬эта И.И. Доронина, автора поэмы «Тракторный пахарь» (1925), певца Л.B. Собинова, который выступал на вечере памяти Есе¬нина во МХАТе, литературоведа П.С. Когана, автора поминаль¬ной статьи о С.А. Есенине. В.В. Маяковского раздражали поя¬вившиеся после смерти поэта досужие слухи, многочисленные сплетни и слабоватые поэтические подражания, а дежурные хва¬лебные статейки казались ему мелкими и ничтожными по срав-нению с глубиной народной памяти о С.А. Есенине. Маяковский признается , что Есенин гораздо значительнее своей посмертной славы . Поэту-трибуну ненавистны многочисленные стихи памяти Есенина : "стихов заупокойный лом" ... "посвящений и воспоминаний дрянь" ... Собиновские романсы и вся та братия , которая зарабатывает себе литературный капитал на имени Есенина. Стихотворение противоречивое , в нем, по-видимому , чувствуется с одной стороны страх, а, с другой стороны , острая ирония. Маяковский говорит, что Есенин должен был изменить богемную жизнь , но тут же отмечает : если поэт заменил бы богему "классом" , то и "класс" т .е. рабочие тоже не помогли бы Есенину ; Маяковский сам отрицает свое предложение . Самым эффектным приемом Маяковского становится финальная аллузия к предсмертному стихотворению Есенина, полемически переделавшая его смысл . У Есенина было : "В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей." а у Маяковского : "В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней." И Маяковский, и Есенин жили в одно время, в переломный исторический момент, на обоих лежал груз «эпохи перемен». Но более разных поэтов не найти, у каждого была своя, неподражаемая манера письма. Пройдет всего четыре года, и Маяковский сам поставит «точку пули в конце пути». Возможно, он понял, что «сделать жизнь» и ему не удалось. А, может быть, решил, что делал ее не так. В этом и заключается трагедия обоих великих поэтов.                  Студент третьего курса ТГУ института Русистики ЦерцвадзеКонстантин Гелаевич
Студентка второго курса ТГУ института Русистики Горгадзе Мариам
Студентка второго курса ТГУ института Русистики Кванталиани Саломе               


Рецензии