Свадьба

        Я и мой старший брат Женя женились одной свадьбой. Точнее Женя женился на девушке Вале, а я выходила замуж за Толика, с которым мы встречались уже два года. Мне был 21 год, и я перешла на пятый курс.  Я понимала, что пришло время выходить замуж. В общем, я не очень-то и хотела, но уже и возраст подпирал (в то время  с 24 лет девушек уже называли старыми девами). Да и, честно говоря, я опасалась, что если  поеду на работу куда нибудь на периферию, то никого, кроме пьяных мужиков там не встречу.  Во всяком случае все нас так пугали.  И девчонки у нас на курсе старались выйти замуж за своих ребят еще до защиты диплома. 
       Вот и я считала: если надо - значит надо.  Я стала Толику намекать, что  надо нам пожениться.  Иначе  я защищу диплом, уеду работать по направлению и, конечно же,  ждать, когда он созреет, я не буду.  Тем более я долго ждать не умела - одного мальчика проводила в армию и не дождалась. Встретила такого славненького Толика  - и забыла своего пограничника. И такое могло произойти и с ним.   Он  все это понимал, но первым не решался заговорить на эту тему и делать мне предложение, потому что предложить-то ему просто было нечего.  Студент, учиться еще два года – как содержать семью, ни работы ни жилья? Но  я растолковала ему свою позицию, он все понял и «сделал мне предложение», а точнее, видимо, я ему, а он дал согласие.  И мы пошли за благословением  к моим родителям.
         Вообще то мои родители за два года к Толику уже привыкли и воспринимали его как сыночка. Да и я к  нему относилась как к братику и даже называла его - мой младший брат, потому что он младше меня ровно на 3 месяца.  Моим родителям  Толик очень нравился, но  в качестве моего мужа его как-то никто и не предполагал увидеть. Он  часто бывал  в нашем доме как Женин друг (ну и мой тоже), которому мама доверяла меня, знала, что если Толик рядом, то со мной все будет в порядке.
             Мне он,  конечно, очень нравился, у нас были очень нежные отношения, но близости не было - и мы были совершенно свободны от каких бы  то ни было обязательств друг перед другом.  И поэтому я сама не знала, а хочу ли  именно замуж за него? Встречаться, дружить, гулять с ним мне было очень хорошо. 

                Итак Толик приехал делать мне предложение, вернее мы должны были сказать родителям, что хотим пожениться.  Сели ужинать, я жду, когда Толик решится. Вижу он мучается и никак не может начать, тогда я сама  сказала : «Мама и папа, мы с Толиком решили пожениться».
                Родители были не готовы к такому нашему решению. Но тем не менее папа не стал пытать Толика вопросами о будущем семьи: как мол он думает ее содержать и т.д. - он прекрасно знал и понимал, что им придется пока и содержать и помогать этой семье.  Толик папе нравился, он уважал его за все: и за порядочность, и за трезвость, и за ум – мальчик то был не глупый. Ну а молодость – как сказал папа – это недостаток, который очень быстро пройдет.
                Правда мама стала отговаривать Толика, мол  что и  молод он,  и  я  молодая еще и глупая, и капризная, и бесхозяйственная,  и готовить не умею, и вообще еще не готова замуж.  Просто маме казалось, что у меня должен быть муж  более зрелый, более опытный и, наверное, уже состоявшийся.  Мой папа был на 10 лет старше мамы (она всегда была для него девочкой), и она считала, что именно такой и у меня должен быть муж. А мы как два беззаботных птенчика гуляли, бегали  и нам было очень хорошо вместе.
              Но Толик сказал моим родителям, что мы вместе будем взрослеть, умнеть, развиваться и все у нас будет хорошо, и все у нас получится. (В общем все так и получилось.)
       Мама и Женю спросила, а он не думает жениться, а то Толик и Аня уже решили?  Женя сказал, что он  как-то не спешит, но, чтобы составить компанию сестре, сделает предложение Вале. Правда через месяц мы узнали, что Валя беременна, но тогда кроме Жени об этом никто не знал).
               
                Регистрироваться решили в Острогожске, а свадьбу проводить в нашем доме. Дом у нас  просторный, да и еще большой двор с садом , так что места должно было хватить всем гостям и родственникам.
        Заявления в ЗАГСК мы пошли подавать вдвоем с Валей. Я даже не помню, ходили ли туда женихи. Наверное, ходили, ведь надо было расписываться в заявлении, что они хотят жениться. Но во всяком случае платить за торжественную регистрацию (в Доме культуры - с вином, конфетами и вальсом  новобрачных) мы ходили с ней одни. Как сейчас помню - заплатили мы за наших женихов по 3 рубля 50 копеек, но это чтобы торжественно их женить.  А если бы просто в ЗАГСе - было бы по 1,50 рубля.   Заявления мы подали 5 октября, соответственно,  регистрация была назначена на 5 ноября…
            И началась подготовка к свадьбе.
               
                Прежле всего надо было одеть невест и женихов, а это было не просто.  Время было очень непростое – в магазинах купить вообще ничего нельзя было - об этом даже речь не велась. Все надо было где-то ДОСТАВАТЬ.  Правда золотые кольца мы купили по справкам из ЗАГСа в салоне для новобрачных.  А все остальное соображали как могли.
        Слава богу, в то время в моду вошли короткие свадебные платья, и мама мне заказала у портнихи миленькое платице из тонкой шерсти кремового цвета с ажурными длинными рукавами и жабо из шифона. Получилось очень даже мило. А брошечку к жабо мне дала надеть Валя. Это были три цветочка из чешского стекла. (Через 40 лет я попросила Валю подарить ее мне и теперь брошка у меня – дорогая для меня свидетельница начала нашей семейной жизни.)
         Вале тоже сшили очень красивое шелковое платье с кружевными оборками.  Хорошо, что у ее мамы была новая немецкая комбинация с красивыми кружевами, вот их них-то и сделали оборки.
          Фату мы мастерили сами. Мамин брат Саша привез из Ирака (он там работал) белую нейлоновую сетку- теперь она называется органзой. И мы соорудили из нее два коротеньких головных убора,  Сделали два волана – один покороче другой подлиннее - и скрепили их цветочками. В  магазине для новобрачных  по справке мы купили один на двоих (чтобы подешевле) свадебный венок, разрезали его пополам и скрепили воланы из органзы – получилось просто великолепно. А края мы сами обшили тесьмой из маминого сундука.   И наряд для невест был  готов. Мы, конечно, не выполняли предсвадебные обычаи - что жених до свадьбы не должен видеть наряд невесты и все это для него должно было быть загадкой.  Наши мальчишки помогали нам, сами проволкой прикрепляли цветы, приделывали заколки, чтобы  наше сооружение  в самый ответственный момент не свалилось с головы.
        Проблема была с туфлями – нигде не могли достать мне белые туфли. Но прямо в последний момент повезло - мамина приятельница привезла из Москвы миленькие туфельки  и даже не белые , а прямо под цвет моего платья – кремовые. Да еще и на маленькой шпилечке.  Я в общем и не хотела высокий каблук, потому что жених то у меня был невысокий (но очень хорошенький)  - и такие туфли мне очень даже подошли.
        Женихам черные костюмы заказали шить в острогожской швейной мастерской. Белые рубашки удалось купить в салоне для новобрачных по справкам из ЗАГСа. А  туфли черные, остроносые, модные для женихов заказали шить тоже в острогожской обувной мастерской.  Не знаю, насколько они были хороши, но нам они казались замечательными - и мы им были очень рады.  За одно в этой мастерской мама заказала нам с Валей теплые ботиночки на меху. Коротенькие на шпильке, теперь такие назвают ботильоны. А для теплой подкладки мама взяла два рукава от старого полушубка. И получились изумительные -  модные, красивые, теплые ботинки.   Наверное они были не очень удобные, но  об этом раньше никто и не думал  - главное было купить, а там потерпим.
        Так что к свадьбе невесты и женихи были готовы. Осталось только купить цветы. Но и этим вопросом занималась мама. Она зарядила всех знакомых на доставание цветов.  И к нашему торжеству вся квартира, веранда  были заставлены хризантемами (просто других цветов осенью не было). Хризантемы стояли в горшках, ведрах, вазах, банках. Это было что-то!
 И с тех пор я обожаю хризантемы. И Толик каждый год в день нашей свадьбы обязательно дарит мне большой букет самых лучших хризантем.
               
           К организации свадебного стола наши родители отнеслись сверх серьезно. Из продуктов было скуплено все, что можно, запасено, подготовлено, заказано. Из ресторана пригласили кулинара помогать готовить и красиво накрывать столы. Свадьба предполагалась  быть студенческой, а студентов надо было хорошо накормить и напоить. Да и свадьба попадала на праздничные дни, значит в один–два дня не уложиться.
       Спиртного закупили море - шампанское, водка, вино. Заказали наливку из терна. Толик и Женя сами ездили куда то на Грушевую поляну и собирали терн. А, главное, папа своиму сотруднику из района заказал самогона, и тот для своего любимого начальника сделал его столько, что он стоял в бидонах, в трехлитровых банках. Родители только успевали втихоря друг от друга занимать деньги, причем у одного и того же человека. У папы работал прорабом чудесный человек Степан Павлович, он очень хорошо относился к моим родителям и всегда с удовольствием выручал их, никогда не подводил и не рассказывал  одному про долги другого.
               
           И вот наступил день свадьбы. Невесты уже одеты, красивые.  И как не быть красивыми, есле Вале 20 лет, а мне 21 год.  Ждем, когда придут машины, чтобы отвезти нас в ДК.
           Чтобы не скучно было ждать, я стояла и помогала женщинам лепить пельмени. Я так волновалась, что не видела, что делаю – слеплю пельмень и кладу его мимо стола, кто-то поднимает его. Леплю следующий - и опять мимо. И так несколько штук. Наконец мама не выдержала и спросила строго: « Ты может не хочешь замуж? Подумай, еще есть время».  Я тут же заплакала и убежала в свою комнату.  И в ЗАГС я поехала с красными глазами и распухшим носом. Я ведь действительно не знала, а хочу ли я замуж.

          В Доме культуры нас ждали еще пар десять, которых регистрировали всех сразу.  А нас, видимо, как отдельную семью и как детей работнков исполкома (родители оба там работали),  чествовали особо.  Нам прочитали напутственное слово, пригласили расписаться и обменяться кольцами (целоваться тогда не предлагали – видимо, это было неприлично при всех) . Затем нам предложили  по бокалу красного вина с конфетами на тарелочке.  Я от волнения ухватила бокал и выпила вино, а Валя только пригубила. Она-то знала, что ей нельзя, а все, наверное, подумали, какая скромная невестка у моих родителей - не то что дочка.  А когда заиграла музыка и надо было танцевать, мы с Толиком опять выглядели хуже второй пары, потому что Женя и Валя хорошо танцевали, а мой Толик и вальсировать не умел,  так по-немножку топтался.  Наконец-то эти мучения закончились и нас повезли домой.
            А там нас ждали гости, накрытые столы.  Помню - встретила нас мама хлебом-солью, опять мы пили шампанское, били бокалы, кому-то порезали ноги осколками.
         В общем -  началась Свадьба!!!           Погода была чудесная. Еды, вина было много, гостей - тоже.  Нам что-то говорили, мы целовались, гости веселились. Все было, как и должно быть на свадьбе.  Правда, гости так развеселились, что свидетель Женя Фарберов подхватил на руки мою мамочку и вальсировал с ней на руках.  Но, к сожалению, он поскользнулся и уронил ее ногами прямо в шкаф, в котором стояла самогонка. Стеклянные трехлитровые банки только звякнули  - и одна не выдержала и разбилась. И все три литра  отличного самогона потекли на пол.  Наш танцзал был залит этой горючей  жидкостью. Быстро принесли тряпки и стали собирать его в таз и мыть  пол. Так что жизнь нашу мы начинали не с чистого листа, а с чистого - прямо таки стерильного пола.  Всем было очень весело, а  студенты сокрушались, что столько добра пропало (этот случай все помнят и частенько вспоминают).

             И так веселились до позднего вечера. Но пришло время укладываться спать. Мама  постелила постели  для молодых – нам с Толиком в моей комнате, а Жене с Валей в зале. Всех приезжих гостей  разместили в других комнатах, а молодежь  уложили вповалку на полу в столовой.
          И когда мама пришла и сказала, что пора идти к своим  женихам, а точнее, уже мужьям, я так испугалась, что кончается моя свободная девичья жизнь, что ушла в свою комнату, закрыла дверь на крючок и сказала, что никого к себе не пущу.  Я сидела на полу и ревела.  Утешать меня пришла Валя, она села рядом, обняла меня и тоже заплакала.  Правда через месяц, когда все узнали о  ее беременности, я спросила ее – а ты-то почему плакала? Валя мне ответила, что из-за меня – дурочки  она лишилась  законной брачной ночи.
            Вот так мы эту ночь и спали с ней в обнимку, а Толик спал с Женей. Правда наши гости – свидетели всю  ночь не спали в столовой (а она проходная) и ждали, когда же мы будем перебегать из комнаты в комнату- меняться партнерами. Но так и не дождались. А утром во время танцев шептали мне на ушко –«У… девушка».  А взрослые гости, когда утром пришли похмеляться, тоже загадочно спрашивали: «Как спали?»   «Прекрасно!» - отвечала я.  И это была правда.
                Вот такие раньше были нравы.
               
                Еще два дня мы  одних гостей провожали, других  принимали, а затем поехали в Воронеж в квартиру, которую сняли наши родители - одну на две наши новые семьи.  Там и  зародилась наша семья и наша дружба с Женей и Валей на долгие-долгие годы. И до сих пор  мы  любим их и ценим нашу дружбу.
И  на днях (5 ноября) отметили  нашу «сапфировую свадьбу» - 45 лет.  Вот так.





         13.11.2011г. г. Москва
         А.Вершкова               


Рецензии
Предсвадебные хлопоты... Как сейчас все это просто.
А в наше время...
До сих пор помню, с каким трудом удавалось устроить НАСТОЯЩУЮ свадьбу. Зато помнится каждое мгновение.

Аня, если интересно, посмотрите и мои свадебные рассказы:"Штамп в паспорте", "Искусство кройки и шитья" и "Королевна..."

С уважением,
Ирина Антипина

Ирина Антипина   18.07.2014 16:21     Заявить о нарушении
Ирочка, Обязательно почитаю. Мы сегодня на машине приехали на остров Мали Лошинь а Хорватии. Это сказочный остров -камни, море, хвойный лес. Вода, думаю, самая чистая, какая только бывает. Почитайте "Мое открытие"- как продлять молодость. А я здесь наверное напишу"Мое открытие-2". Еще один способ - возвращаться в любимые места, которые очень нравились и заряжали положительной энергией. Мы здесь 3 года не были и сегодня просто обалдели -ощущение, что время вернулось назад. Все нас здесь помнят, рады. апартаменты сняли на той же улице, Все тоже самое. Так что на три года вернулись назад. Здорово! Удачи Вам и хорошего настроения! С уважением, Анна

Анна Вершкова   19.07.2014 02:11   Заявить о нарушении
Аня, с Новым годом!
Новых интересных поездок и незабываемых встреч!
Удачи во всем!

С уважением,

Ирина Антипина   01.01.2015 22:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.