Счастливый день александра островского

«СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ» АЛЕКСАНДРА ОСТРОВСКОГО

В пятницу в русском театре драмы им. Погодина премьерой отмечают 185-летие основоположника русского реалистического театра Александра Николаевича Островского (1823-1886)
  Являясь признанным главой русской драматической школы, Островский считал своей обязанностью помогать начинающим драматургам. «…До сих пор у меня на столе меньше пяти чужих пьес никогда не бывает. Если в сотне глупых и пустых актов, я найду хоть одно явление, талантливо написанное, - я уже и рад, и утешен; и я сейчас разыскиваю автора, приближаю его к себе и начинаю учить… Не все слушают меня,  но идут ко мне все, зная, что у меня найдут и науку, и помощь, и ласку».
Говорили, что когда Александра Николаевича не стало, в его бумагах обнаружили до 30 пьес начинающих писателей, ожидавших своей очереди прочтения.
Николай Яковлевич Соловьёв (1845-1898) начал свои драматические опыты, ещё будучи вольнослушателем Московского университета, но не смог пробиться на сцену. Сильно нуждаясь, с больной матерью на руках, он поехал преподавать в провинцию. Жизненные невзгоды толкнули его в монастырь, где он провёл послушником 2 года, продолжая писать пьесы. Его товарищ К.Н. Леонтьев (замеченный в молодости Тургеневым) передал его пьесу «Кто ожидал?» на отзыв А.Н. Островскому, который проявил интерес к драме и предложил молодому литератору своё содействие в доработке.
Соловьёв был, несомненно, одарённым человеком со свежими идеями и богатым жизненным опытом. Но он не владел диалогом, не умел расположить пружину пьесы, плохо схватывал устные советы наставника. И Островский поневоле всё чаще брался  за перо сам, стремясь получить в сценах живые звуки и краски.
Опытный мастер, корректируя замыслы Соловьёва и ценя самобытность его дарования, старался придать им законченную литературную форму, приблизить к требованиям сцены. Островский хотел приучить литератора к упорному, «ломовому труду». Они проработали вместе 4 года, за это время были написаны совместные пьесы «Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (1878), «Дикарка» (1880),  «Светит, да не греет» (1881). Островский возился с подопечным, как нянька: устраивал его материальные дела, пристраивал пьесы в журнал, служил добровольным импресарио.
Затем Н. Соловьёв, явно переоценив свои творческие возможности, под влиянием реакционной критики отказывается от сотрудничества с драматургом. Однако его пьесы 80-х годов оказались малохудожественными и не удержались на сцене.
В глубине души Островский надеялся, что найдёт в Соловьёве наследника в литературном деле. Он помнил, как сам некогда гордился поощрением Гоголя. Но когда Соловьёв отвернулся от него, драматург ничем не выдал своей досады на их распавшееся соавторство. Даже выразил удовольствие, что мол «автор настолько окреп, что может работать самостоятельно». До конца дней он не отказывал Соловьёву в помощи и совете. Но ещё одна царапина осталась у него в душе.
Соловьев, болезненно воспринявший смерть учителя, который не перестал заботиться о нём и после прекращения их совместной работы, на длительное время прекратил писать. Последние его пьесы на сцене поставлены не были. Он пережил Островского на 12 лет, озарённый светом 4-летнего сотрудничества. А в год смерти А.Островского, в России, в далёком Петропавловске, открылся ещё один провинциальный драматический театр.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии