Я подарю тебе улицу

Я ПОДАРЮ ТЕБЕ УЛИЦУ

На всё возрастающую тревогу и беспокойство горожан по поводу не вполне мотивированных переименований улиц вразумительных ответов со стороны городских чиновников так и не появилось.
Городской аким призвал просто «поставить точку в этом вопросе». А его заместитель и председатель городской ономастической комиссии Г. Балтабаева в своей пространной статье «Сохранить в памяти людей» допускает столько вопиющих ошибок, что возникают сомнения, как говорят в народе, «в соответствии и компетентности». Например, председатель комиссии утверждает: «В дальнейшем переименования будут касаться улиц, названия которых не имеют исторической ценности: к примеру, Заовражная, 1-я, 2-я, 5-я Линии и другие».
Но человек, возглавляющий ономастическую комиссию, не может не знать, что 5-я Линия не далее как в июне 2008 года получила имя Неля Болатбаева…
В этой же статье утверждается, что «переименование улиц происходит на основании поступивших в комиссию ходатайств от общественных объединений и отдельных граждан». Так каковы же функции ономастической комиссии – механически утверждать ходатайства и указания сверху? Тогда не удивительно такое огромное количество ошибок, накладок и просто пренебрежение мнением огромного большинства населения.
К примеру, ссылаются на мнение областного Совета ветеранов. А где же был Совет ветеранов Великой Отечественной войны (если таковой есть и если кто-то к ним вообще обращался), когда переименовали улицу участника войны, Героя, руководителя первого отряда космонавтов и наставника, нашего земляка – космонавта В. Шаталова? А когда улицу генерала Н. Каманина переименовывали в улицу Астана (даже не в улицу Астаны, как было бы правильнее)? Давили авторитетом, будто других вариантов для любимой столицы в родном городе не нашлось.
В лучших традициях тоталитарного режима действовали и в начале 90-х годов, не взирая на многочисленные предложения общественности вернуть главной улице областного центра ее первоначальное, историческое название – Вознесенский проспект. Дали имя Конституции – Основного Закона, и никаких возражений! А как же общественное мнение? Где оно?
Интересны и исторические выкладки в статье Г. Балтабаевой «Сохранить в памяти людей»: «Естественно, что с приобретением независимости в историю страны возвращены имена незаконно репрессированных знаменитых исторических личностей: Токсан би, М. Ауэзова, М. Жумабаева, Абылай хана и других».
Да, про Магжана Жумабаева всем хорошо известно – арестован (кстати, по доносу своего же собрата по перу), репрессирован и расстрелян. Но Абылай хан-то – последний НЕЗАВИСИМЫЙ ХАН Казахстана! Как сказал один известный персонаж: «Кто ж его посадит?»
«Репрессия» (подавление) – карательная мера, наказание, применяемая государственными органами. Назвать же в числе репрессированных Мухтара Ауэзова можно было, только обладая какой-то очень конфиденциальной информацией. В энциклопедическом справочнике читаем: «Ауэзов Мухтар Омарханович (1897 – 1961 г.г.) – казахский советский писатель, академик АН Казахской ССР (1946 г.), роман-эпопея «Путь Абая» (1942 – 1956 г.г.), Государственная премия СССР (1949 г.), Ленинская премия (1959 г.)». Возможно, мы что-то пропустили, но в 9-томном популярном справочнике «Казахи» (2003 г.) ничего не говорится о репрессиях в отношении него, а все награды и заслуги перечисляются в одной фразе – «награжден орденом Ленина и другими орденами и медалями». Что это? «Исправление ошибок истории»?
Значит не прав гениальный А. Пушкин:
И горько жалуюсь,
И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Впрочем, Пушкин теперь не указ, может, новые «образованцы» и его считают «ошибкой истории»…
Ни акимат, ни члены ономастической комиссии так и не объяснили, какие же порочащие факты биографии Н. Каманина, Ф. Рузаева, А. Пархоменко и П. Осипенко, «учитывая гражданские и патриотические аспекты», стали поводом для их репрессии – переименования улиц.
Такая вот рутинная переписка истории и смена табличек с названием улиц?!
В областной библиотеке есть книга воспоминаний «Асыл Азамат. Замечательный человек», посвященная Каттаю Кеншинбаеву. Известно, что старший брат К. Кеншинбаева был репрессирован и расстрелян, но не факт, что если бы Каттая Бектасовича спросили, хочет ли он такого противопоставления с репрессированным Федором Рузаевым, то он был бы рад или согласен. Зачем же имя, пусть и известного человека, сталкивать с историей другого заслуженного человека? Это бестактно, тем более, что нет в этом ни малейшей необходимости – город строится и растет – новые улицы не поссорят никого.
Представьте, что могли бы улицу репрессированного Магжана Жумабаева переименовать в имя орденоносца, кандидата наук и Героя Социалистического Труда Василия Демиденко. А с Ф. Рузаевым этот эксперимент провели. Зачем же сталкивать двух героев?
Из воспоминаний известно, что дети и внуки К. Кеншинбаева живут не только в Петропавловске, но и в Москве, и на Украине. Последним, конечно, после «оранжевой революции» наша революция – ономастическая – может показаться пустой забавой.
Но имена Александра Пархоменко и Полины Осипенко для граждан Украины очень знаковые. Впрочем, недавние события с отменой звания Героя Степана Бандеры через судебные процессы весьма симптоматичны.
В статье «Сохранить в памяти людей» есть и ссылка на закон: «С учетом постановления Правительства РК № 45 «О концепции государственной ономастической работы в РК» от 21 января 2005 года, при переименовании учитываются определенные правила: в целях исключения многократного повторения и тиражирования одних и тех же имен, допускается их присвоение по республике не более чем в трех случаях».
В нашем городе имя Сабита Муканова носят: улица, областная библиотека, городская школа и казахский театр имени С. Муканова. А если учесть, что в нашей области есть и село Сабит, то переименование Тимирязевского района в этой связи – явный перебор.
К сожалению, в стремлении к новой жизни, активно переименовывая все улицы, городу практически не вернули ни одного первоначального, исконного названия улиц. Например, Ямская – Кзылтуская – Куйбышева – М. Ауэзова. Если к В. Куйбышеву у нас испытывают «такую глубокую неприязнь», то первоначальные названия этой улицы даже не обсуждались. Что это, как не «зачистка истории по-петропавловски»?
Так что же наша городская ономастическая комиссия? На сегодняшний день в ее состав входят 17 человек, но, как известно, «у семи нянек и дитя без глазу». 17 посадников, среди которых, как становится ясно, нет компетентных людей или тех, кто может смело признать свои ошибки и исправить их. А те 3-4 человека из них, которые работают на освобожденной основе или, как любят говорить западные правозащитники, «на деньги налогоплательщиков», не хотят услышать мнение горожан. А может, 17 человек – слишком много, ведь это даже больше, чем в суде присяжных?
Возможно, нужно распустить эту комиссию, набрать новую – числом поменьше, но компетентную и с гражданской независимой позицией, способную объективно объяснить каждый свой выбор, чтобы «возвысить степь, не унижая горы»?
Известно, что в первые годы советской власти очень торопились утвердиться и обозначиться, поскорее рассчитаться с прошлым, «отряхнуть его прах со своих ног». А куда сейчас торопимся? Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне, а мы только на половине пути. Глядишь, у финиша не будет уже тех, кто воспитывался в «проклятом прошлом», а молодежь, если только вся не эмигрирует, то ассимилируется, и тогда наступит полное единогласие.
Что же нам дороже: амбиции или мир и покой в нашем общем доме? Разве сохранение согласия и стабильности в обществе перестали быть основными целями во внутриполитической сфере и национальной безопасности? Не к этому ли нас призывает в своем Послании народу Президент Н. Назарбаев?
А ветераны – наша гордость и залог мудрости, и давайте не будем огорчать их!
И еще. «Овраг» – это глубокая впадина с крутыми склонами, часто по склону оврага растут цветы и травы. И если овраги не превращаются в места свалки мусора и отходов, то Заовражная, Заречная и Заозерная – это еще и историко-географические характеристики городского ландшафта, еще один знак памяти.
Так зачем нам такие отреченья?

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии