Из истории партии уш-жуз

ИЗ ИСТОРИИ ПАРТИИ «УШ-ЖУЗ»
(К 90-летию со времени создания и деятельности партии)

16 февраля 1936 года местная газета «Карагандинская коммуна» (выходила с 1932 г. по 1936 г., когда Петропавловск являлся административным центром огромной Карагандинской области) напечатала статью под заголовком: «О борьбе с осколками контрреволюционных организаций «Уш жуз» и «Жас азамат». Причем, упомянутая молодежная организация «Жас азамат» (просуществовавшая, как и партия «Уш жуз», всего несколько месяцев в годы гражданской войны) явилась лишь «фасом» для главного очернения и разоблачения партии «Уш жуз». То, что первый удар на официальном уровне был нанесен партии именно в Петропавловске, не стало случайностью, так как «Уш жуз» возникла в ноябре 1917 года на севере Казахстана, здесь и проживала большая часть ее бывших членов.
Автор статьи, второй секретарь обкома партии Айтмухамет Мусин, слыл в республике непримиримым борцом с «врагами народа» и выступал за чистоту партийных рядов. До приезда в Петропавловск в 1933 году он возглавлял комиссии по чистке партии в Семипалатинской, Усть-Каменогорской и Кызыл-Ординской областях.
В чем же обвинялась партия «Уш жуз»? Автор статьи на этот вопрос отвечает так: «Товарищи Мирзоян и Нурпеисов были совершенно правы, поставив вопросы дальнейшего разоблачения и очищения рядов парторганизации от алашординских осколков. В этой связи крайне необходимо остановиться и на вопросах оценки организаций, близко примыкавших в свое время к «Алаш-орде»…Это, прежде всего партия «Уш жуз». Что же представляла партия «Уш жуз»? Это была махрово контрреволюционная партия панисламистского толка. Из опубликованной в Петропавловске (в газете «Уш жуз» от 24 декабря 1917 года) программы этой партии, мы узнаем, что она организовывалась как партия, которая признает для себя линию «Алаша» неприемлемой. Почему? Потому что «Алаш» ориентируется на кадетов. А вот «Уш жуз» ориентируется на «духовенство Востока», на панисламизм. Хрен редьки слаще!
В своей ненависти к русскому пролетариату, к победившей пролетарской диктатуре она ни в чем не уступала контрреволюционной «Алаш-орде»…», - делает вывод А. Мусин.
Вот такая неожиданная и совершенно не соответствующая действительности была дана политическая оценка «Уш жуз» с одной лишь только целью: привлечь к ответственности тех, кто, так или иначе, поддерживал эту партию.
В областном государственном архиве нет материалов, рассказывающих историю, идеологию и программу партии «Уш жуз». За исключением тех данных о партии, которые отразились в документах того времени. Однако и эта скупая информация напрочь опровергает лживые обвинения против «Уш жуз».
Так, протоколы Петропавловского Совдепа свидетельствуют, что партия «Уш жуз» действовала в полном согласии с местной властью. 8 января 1918 года «Уш жуз» делегировала в него двух членов своего ЦК: Исхака Кабекова и Кольбая Тогусова. Вскоре Тогусов был направлен в Омский губернский Совет, где занял пост комиссара земледелия и госимущества.
Замечательным примером политического единства с Петропавловским Совдепом может служить городская манифестация, которая состоялась 1 мая 1918 года на Соборной площади. На торжество, помимо других общественных организаций, отдельными колоннами явились представители трех партий: коммунистов, эсеров вместе с максималистами и «Уш жуз». Такая информация была напечатана в первомайском номере газеты «Известия Петропавловского Совдепа».
В марте 1918 года председатель ЦК партии «Уш жуз» К. Тогусов в одной из своих публикаций прямо завил политическим оппонентам: «Да, программа большевиков и левых социал-революционеров – наш идеал». Однако это не означало, что программа «Уш жуз» не имела своих особенностей и отличий, носивших национальный характер. Партия «Уш жуз» видела в русской революции опору и поддержку в решении своих политических задач, прежде всего, в борьбе со своим главным оппонентом – партией «Алаш».
«Уш жуз» объявила войну партии «Алаш» с первого дня своего существования, но особенно ожесточенный характер она приняла тогда, когда «Уш жуз» начала сотрудничать с советской властью. «Кто поймает бандитов и изуверов – казахстанских большевиков, - говорилось в одном из воззваний алаш-ординцев (газета «Сары-Арка», январь 1918 г.), – пусть на месте расправляется с ними…Кто из казахов осмелится стать большевиком, тот будет расстрелян на месте…». В свою очередь, «Уш жуз» не менее сурово грозила своему идеологическому противнику: «Вот гнусная статья казахской умирающей буржуазии – «Алаш», строившей благополучие до сих пор на плечах казахской бедноты! Прочь, вон! Иначе будете сметены грозными руками казахской демократии!» (Из воззвания председателя ЦК партии «Уш жуз» К. Тогусова).
В этом яростном противостоянии весной 1918 года партия «Уш жуз» добилась временного успеха: партия «Алаш» была объявлена контрреволюционной организацией, ее областные комитеты распущены, печатные органы закрыты. Однако добиться окончательной победы над политическим противником, имеющим широкую поддержку в Казахстане, одними официальными распоряжениями было невозможно. Требовалась еще поддержка мусульманских народных и казахских комитетов, сплошь состоявших из алаш-ординцев.
В областном музее хранятся воспоминания о бурных, накаленных до предела очередных выборах в Петропавловский мусульманский народный комитет. Их автор – непосредственный участник событий Хамит Сутюшев (брат Карима Сутюшева): «В подгорной мечети, где было предложено провести выборы, собралось около 600 человек. После долгих обсуждений собрание наметило в мусульманский комитет 20 кандидатов – все сторонники «Алаш». Однако многие были недовольны такими выборами и с резкими упреками, покинув мечеть, направились в городской кинотеатр. Здесь собралось около 3.000 человек. Группа товарищей во главе с Каримом Сутюшевым, открывая собрание, крикнула в толпу: «Долой царских чиновников и прихвостней буржуазии!». Тотчас же группа рабочих кинулась задерживать Ишмахамбетова Закира, и если бы их не задержали, безусловно, и убили бы. Поднялся шум, крики: «Долой царских сволочей!». В этот момент присутствующий в зале учитель, видя, что толпа не может успокоиться, начал громко читать аят из Корана. Когда звуки аята дошли до масс, крики постепенно прекратились, и слышался лишь шепот. Все встали на колени, и воцарилась тишина. После чтения из Корана выборы прошли в спокойной обстановке».
В результате повторных выборов большинство членов мусульманского комитета было представлено от партии «Уш жуз». Те же, кто остался в мечети, не примирились с итогами выборов и ждали лишь часа возмездия. И такое время для них наступило в начале июня 1918 года, в дни бело-чешского мятежа.
В областном архиве хранится документ, повествующий об одном из эпизодов такого возмездия. Это заявление от двух жителей Петропавловска, направленное в Акмолинскую Чрезвычайную комиссию 18 июля 1921 года: «Вчера, 17 июля, мы встретили в городском саду Зафира Карабалина, который участвовал в чехословацком перевороте и арестовал известного работника партии «Уш жуз» товарища Кабекова. Кабекова он встретил на озере Пестром и вел его до реального училища, где находился штаб генерала Волкова. По дороге Карабалин все время бил прикладом Кабекова и заставлял бежать, а сам был верхом.
Кроме этого может дать показания Мукатай Джанибеков, которого Карабалин привязал к хвосту своей лошади, бил кнутом и скакал».
Приведенные документы свидетельствуют, что в первой половине 1918 года Петропавловск был местом жестоких схваток между сторонниками партии «Алаш» и «Уш жуз», и что последняя никак не могла быть «алаш-ординским осколком». Знал ли автор зловещей статьи, что речь идет о партиях - антиподах? Вероятнее всего, что знал, ведь тогда еще были живы многие участники упомянутых событий. Однако вся пропаганда сталинского режима, попирая исторические факты, строилась исключительно в рамках одной идеологии. Не стала исключением и публикация А. Мусина.
Объединяло же эти партии то, что обе они стали жертвами диктаторского режима. И еще. Не смотря на вражду, различие программ и лозунгов, обе партии шли к одной, главной цели – независимости Казахстана.
В отличие от «Алаш», партия «Уш жуз» имела всего лишь региональное влияние, уступая во многом в организации и численности своему сопернику. Тем не менее, появление «Уш жуз» на политической арене не было случайным. Она по праву занимала только ей отведенную историей нишу. Партия «Уш жуз» возникла в разгар революционных событий в России, которые всколыхнули весь мир. Рушились империи и колониальные режимы, небывалый размах приняло национально-освободительное движение, в самых отдаленных уголках Земли рождались партии социалистического толка. Никогда ранее слово «социализм» не было так популярно. Что касается российских большевиков, то они были глубоко убеждены, что переживают канун мировой социалистической революции. Вот какой призыв опубликовала газета «Известия Петропавловского Совдепа» за 7 апреля 1918 года: «Революция началась в России, она победит во всем мире. Продержаться до ее прихода – вот задача рабочих России!».
В этой обстановке социалистические идеи захватили и часть казахской интеллигенции. В результате была создана первая социалистическая партия Казахстана. Ее полное название: «Казахская социалистическая партия «Уш жуз».
В середине декабря 1917 года в Петропавловске стала выходить партийная газета «Уш жуз». Ее редактором был Шаймерден Альжанов. Еще будучи учащимся Омской фельдшерской школы, в 1913 году Шаймерден организовал первое казахское молодежное общество «Бірлік». Одним из членов этого объединения стал Сакен Сейфуллин. Вот что он вспоминает в своей книге «Тернистый путь»: «Я познакомился с Шаймерденом, когда приехал в Омск учиться. Потом мы сошлись ближе и стали друзьями. Когда в Омске впервые была создана организация «Бірлік», мы единодушно избрали ее председателем Ш. Альжанова. Он же тогда проявил себя стойким революционером».
С. Сейфуллин поддерживал тесные дружеские отношения с Ш. Альжановым и в осенние дни 1917 года, когда Шаймерден принимал активное участие в организации партии «Уш жуз». О близости С. Сейфуллина к этой партии свидетельствует газета «Дело Сибири» (г. Омск) от 20 декабря 1917 года. В этом номере был опубликован список кандидатов в Государственную Думу от партии «Уш жуз». В списке из 8 фамилий под № 6 значится Сейфуллин Садвокас (Сакен) из Акмолинска.
В дни бело-чешского мятежа, 17 июня 1918 года, Шаймерден был арестован и заключен в Петропавловскую тюрьму, но пробыл там недолго. Вместе с особо опасными политическими заключенными вскоре его перевели в тюрьму Омска. В декабрьские дни 1918 года Альжанов неожиданно обретает свободу: из Омской тюрьмы его освобождают восставшие партизаны. Но счастливые дни свободы обернулись еще более суровыми условиями тюремного заточения: колчаковцы подавили восстание, Шаймердена же ждала одиночная камера и кандалы.
С этого времени правительство Колчака регулярно запрашивало начальника Омской тюрьмы о местонахождении Альжанова. Последний такой запрос был подан 5 апреля 1919 года. «Довожу до сведения, - говорилось в ответном послании из тюрьмы, - что содержавшийся под стражей Альжанов числится за Омской следственной комиссией и 10 апреля 1919 года отправлен в Александровскую тюрьму». Однако в Александровскую каторжную тюрьму (г. Иркутск) Альжанов не прибыл: в пути следования партизаны отбили вагон с политическими заключенными, и Шаймерден оказался на свободе. Скрываясь в селах, он пробирался на запад, в родные места.
Однажды Альжанов дал о себе знать, написав письмо в Омск. Этот шаг стал его роковой ошибкой, так как письмо попало в руки колчаковской контрразведки. Летом 1919 года Шаймерден снова оказался в Омской тюрьме, где вскоре был зверски убит.
Я привела сведения лишь об одной героической жизни члена партии «Уш жуз». К сожалению, мы мало знаем о судьбах деятелей этой организации, хотя ее история тесно переплетена с историей нашего города. Здесь трагически погибли многие представители этой партии. Все они, вписавшие героическую страницу в летопись края, достойны особой памяти североказахстанцев.
Их судьбы, как и в целом, судьба партии «Уш жуз», еще ждут поиски и исследования краеведов.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ


Рецензии
Из выше описанного видно, что автор данной статьи является антикоммунистом и ненавистником всего советского. Аргументы, что одна партия боролась против другой и была ещё третья, не делает из любых двух этих партий союзников. Автор плохо знаком с идеологией коммунистической партии, которая отвергает навязанные народу - конфессиональность, а также сложившуюся исторически - национальность, ставя в противовес интернациональную идею.
Автор проведя краткий анализ выдержек из статьи А. Мусина, почему-то не ссылается на конкретную программу партии "Уш жуз", и приводит как доказательство всего лишь одну цитату К. Тогусова, которую без общего контекста можно сколь угодно свободно трактовать.
П.С. Коль автор данной статьи архивист со стажем, который давно работает с письменными источниками, то неплохо было бы всё таки не быть голословной и показать и доказать, что одним газетам тех времён можно верить, а другим почему-то нет.
С/у Максим Авгуров

Максим Авгуров   10.01.2017 00:30     Заявить о нарушении
К сожалению, автор Вам ответить не может. Она умерла в прошлом году. Я лишь готовил материалы к печати. Павел АФАНАСЬЕВ.

Тамара Васильевна Макарова   28.07.2017 10:39   Заявить о нарушении