16. состав германского посольства

     16.  ГЕРМАНСКОЕ ПОСОЛЬСТВО

     Поскольку германское посольство было определено в качестве главного объекта, который мог быть использован для разведки  Японии, Зорге с самого начала и в процессе работы ни на миг не выпускал из виду жизнь и деятельность его состава, держал под контролем процесс изменения обстановки в нём. 
    Как упоминалось ранее, к приезду посла Дирксена в Токио в посольство насчитывало не-большой, но квалифицированный  персонал. Два старших секретаря  посольства – Кольб, ве-давший культурными делами,  и Кнолль, отвечавший за вопросы торговли, были для Дирк-сена особо ценными  коллегами, так как в совершенстве владели японским языком. В по-сольстве не было военного аппарата и представителей службы безопасности.  Последующие изменения в нем были тесно связаны с политикой,  проводимой руководством Германии.  Все сотрудники  посольства в обязательном порядке были членами нацистской партии. По мере укрепления власти Гитлера расширялись его внешнеполитические акции, что требовало усиления дипломатической и разведывательной деятельности. Это относилось и к развитию отношений с Японией, в которой видели возможного влиятельно союзника на Дальнем Вос-токе (особенно на границе с Советским Союзом), в Юго-Восточной Азии и бассейне Тихого океана. По мере установления и укрепления с Японией союзнических отношений повышался «ранг» посольства. В нем появились отделы (политический, экономический, культурный), возглавляемые опытными дипломатами. В связи с постановкой новых задач, изменением по-сольских функций соответственно с каждым годом  менялся штат как в количественном, так и в качественном отношении. В посольстве постоянно расширялся дипломатический состав, аппарат военного атташата, служба безопасности за счет прибывающих из Германии новых сотрудников. Это означало, что увеличивалось  количество «внимательных глаз», осведоми-телей.   
     Положение Зорге в посольстве было очень сложным: с одной стороны он все время имел поддержку первых лиц посольства, со стороны послов, а также руководителей военного ап-парата. Но при этом было очень много отрицательных, опасных моментов. Во первых,  он не сразу стал «любимцем» посла Дирксена и «закадычным другом» посла Отта. Все это потре-бовало время и особенных усилий. Многие, и в особенности советники посольства, опытные, высоко квалифицированные  дипломаты не могли не завидовать Зорге, считали его «выскоч-кой»., а секретарь посольства и шеф отдела  прессы граф Мирбах-Гельдерн  пренебрежи-тельно отзывался о Зорге, которому нехватало, по его словам, изысконности, культуры и та-ланта, как журналисту.
   По всем донесениям можно определенно сказать, что за исключением отдельных сотруд-ников постоянного состава посольства среди них не было  дружественных лиц и это естест-венно. Скорее всего, как минимум,  они поддерживали нейтралитет. За поведением Зорге следили десятки внимательных, умных и опасных глаз. Все подмечалось и не в пользу  Зор-ге. Приведенные ниже краткие характеристики ведущих дипломатов посольства наглядно показывают исключительный талант Рихарда Зорге, который сумел в повседневной работе в течении многих лет использовать вобщем незаурядных людей в интересах советской развед-ки.
     Кордт, Эрих – профессор юриспруденции, советник 1-го класса, , штурмбанфюрер СС, кадровый дипломат. В 1938-1940 гг. референт-советник миссии и начальник  «канцелярии Риббентропа» в министерстве иностранных дел. По некоторым данным входил в состав де-легации Риббентропа и присутствовал в Кремле при подписании Договора о ненападении между Германией и СССР. В «Военном дневнике» Ф. Гальдера от 29.08.1940  говорится о визите Кордта  в качестве адьютанта министерства иностранных дел с целью обсудить меж-дународное положение. С 1941 г. посланник в ранге министра в германском посольстве  в Токио, невольный информатор Зорге. По словам Зорге Отт опасался Кордта и считал его приставленным к нему надсмотрщиком. По словам Харих-Шнайдер он пытался использовать ее для сбора сведений о посольской жизни,  скорее всего о после.
     В связи с делом Зорге  в конце 1942 года был  переведен в Китай. В 1943-1945 гг. пове-ренный в делах Германии в Нанкине, после 1945 года в ФРГ посланник в отставке. В 1950 году в Штутгарте изданы  его мемуары, где он в спокойных тонах упоминает Зорге. В 1951 году преподаватель в дипломатическом корпусе ФРГ, профессор Кёльнского университета и заведующий отделом министерства, председатель комиссии по вопросам отношений между Востоком и Западом при Министерстве иностранных дел ФРГ.
Фишер, германский посланник, с которым Зорге подружился на почве общности интересов «в области истории Китая и древнего китайского искусства…. и мог с ним беседовать на различные политические  темы». Зорге «получил много подробной информации о японской политике в отношении Китая и германских интересах в Китае, при этом в виде оригиналь-ных документов».
Мархталер Ганс Ульрих фон, доктор, дипломат, руководитель политического отдела по-сольства. Награжден орденом «За военные заслуги», невольный информатор Зорге. С 1949 г. на дипломатической службе ФРГ, в 1951 г. советник посольства ФРГ в Бразилии, в 1955 г. – руководитель отдела в МИД.
Мельхер, торговый атташе, дипломат, секретарь посольства. Близ-кая дружба с ним позволяла Зорге получать интересующую его ин-формацию.
Мирбах-Гельдерн Л. фон, граф – дипломат,  секретарь посольства и шеф отдела прессы по-сольства.
Тихи Алоиз, д-р, дипломат, консультант по правовым вопросам заграничной организации НСДАП в Токио. В 1937 г. секретарь посольства, руководитель экономического отделения посольства,невольный информатор Зорге. В 1945 г. советник дипломати-ческого представительства, в 1949 г. – референт отдела экономики в МИД ФРГ, в 1951 –
Шульце Рейнольд, атташе по культуре, самый высокопоставленный нацист в  Японии (был вторым по рангу после Бальдура фон Шираха в «Гитлерюгенд»)
Люде-Нойрат Курт, штурмфюрер СА, дипломат, атташе по культуре (май 1941 г.), неволь-ный информатор Зорге. В 1963 г. посланник ФРГ в Гаити, в 1966 г. – посол в Индонезии, с 1968 г.  – посол в Новой Зеландии
Майснер, Ганс-Отто, третий секретарь посольства и начальник протокола.  В Токио прие-хал в 1936 году. 22 сентября 1937 г. в посольстве отмечалась его свадьба и широко известна фотография, на которой среди участников свадебной церемонии находится как свой и Р. Зор-ге. В начале 1939 года по рекомендации Дирксена  был переведен в германское посольсьво в Лондоне  на должность второго секретаря. С 1941 г. – сотрудник абвера. В 1950 г. в ФРГ  консул I категории. Написал о Зорге книги «Дело Зорге» и «Человек в трех лицах». 
Крапф Франц – унтерштурмфюрер СС, агент СД. В 1940 г. дипломат в посольстве Герма-нии в Токио, невольный информатор Зорге. В 1955 г. референт-советник миссии в МИД ФРГ, в 1958 г. советник посольства  ФРГ в Париже, в 1960 г. посланник в Вашингтоне, с 1962 заведующий отделом МИД ФРГ, в 1966-1970 гг. посол в Японии, в 1971 г. – посол в НАТО.
Хаммель, д-р, переводчик, сотрудник германского посольства, который последним видел Зорге в тюрьме
Хубер Франц, представитель Гиммлера, 1934 г. унтерштурмфюрер СС, начальник отдела буржуазных партий и церквей в главном управлении гестапо,в 1938 – оберштурмбанфюрер СС, правительственный  советник и криминальрат, до 1940 г.шеф СД в Японии и полицей атташе в посольстве, невольный информатор Зорге. В 1940 г. шеф гестапо в Вене, в 1942 г. бригадефюрер СС, генерал-майор полиции, в 1944 г. инспектор полиции безопасности и СД в Вене, с 1968 г. коммерсант-экспортер в Мюнхене. 
Вернер Кёллн, лейтенант СС, сотрудник германского посольства в Токио.
Гааз, секретарь посольства, с которой у Зорге установились близкие, дружеские отношения. Она была очень полезна для Зорге, так как давала возможность просматривать  документы, приходящие в посольство, информировала об интересных событиях в коллективе, оказывала содействие.
       Особое место среди немцев в Токио, не имеющих дипломатический статус, занимал Урах.
Урах Альберт Эберхард Карл Геро, фон, князь (род. 1903 г.). отпрыск Королевского дома Вюрттемберг - двоюродный брат  бельгийского короля, элегантнго выглядящий, по характе-ру выдержанный.  Его благородное происхождение давало ему возможность автоматически входить в высшие круги Германии и Японии. Он был близок ко всем, кто имел отношение к МИД Германии. До 1945 г. корреспондент центрального органа нацистской партии газеты «Фёлькишербеобахтер» в Японии, одно время руководитель нацистской организации по-сольства. Поддерживал дружеские отношения с Зорге, часто проводили время вместе, сопро-вождал Зорге в его поездках по стране, и был полезен. При  его содействии Зорге стал чле-ном партии. После войны референт  по делам прессы отдела Дальнего Востока германского ведомства внешних сношений, шеф сектора П VIII отдела прессы и печати МИД Германии. С 1965 г. шеф отдела прессы концерна «Даймлер-Бенц АГ».
    Близкие отношения с посольством имел  Рудольф Вайзе, руководитель германского теле-графного агентства (ДНБ) в Токио, которому в определенной степени подчинялись герман-ские корреспонденты в Японии. Некоторое время возглавлял токийскую партийную органи-зацию НСДАП землячества Германии. Доверял Зорге и с согласия берлинского руководства оставлял его за себя во время отпуска или выездов в Германию.

     Из приведенных выше кратких свдений видно, что должности в посольстве занимали вы-соко профессиональные дипломаты, биографии которых говорят сами за себя. Зорге понимал сложность обстановки и старался не только не обострять отношения с высшими чинами по-сольства, но помогал им, не выпячивал свои особые отношения с послами. Отказ от должно-сти в посольстве – все это играло ему на руку и в какой-то степени «гасило» чувство зависти со стороны дипломатов. Он старался быть полезным им. Его взглядами постоянно интересо-вались высшие чины посольства.
     Сотрудники среднего звена посольства, по словам Г.-О. Майснера, относились к Зорге со смешанным чувством  благоговейного страха и негодования.
     Зорге понимал, что часть сотрудников посольства была против его большого влияния на посла. Острая зависть, скрытая враждебность существовали и надо было следить за своими действиями, за каждым шагом. Другое дело, что, учитывая его дружеские отношения с  по-слами, полагая, что поскольку почти со всеми военными он поддерживал тесные отношения, предпочитали с ним не ссориться, даже рассчитывали на его содействие в карьерном росте. Не со всеми у него складывались эти отношения. Были определенные трудности, с которыми он поделился на встрече с Брониным в Мукдене, а тот в свою очередь доложил об этом в Центр. Но благодаря настойчивости, целеустремленности Зорге эти трудности преодолевал.
     Зорге был принят всеми и везде. Он был респектабельным журналистом, советником Дирксена и Отта. И он чувствовал себя в посольстве как дома.


Рецензии