Сопромат

На третьем курсе у нас ввели предмет сопромат (сопротивление материалов) – расчет прочности конструкций.  Про сопромат ходила даже поговорка: «Сдашь сопромат, можно жениться».  Но мне он как-то легко давался.  Не знаю почему, но я быстро поняла распределение нагрузок, построение эпюр.  Я визуально представляла, как на  определенный рычаг давит нагрузка, и  как ее действие распределяется на всю конструкцию.  И я легко строила эти эпюры.
                Подошло время сдавать зачет.  Итоговый был не экзамен, а зачет, но он засчитывался как экзамен.  То есть он влиял, как и экзамен, на стипендию.  Не сдашь зачет – стипендии не видать целых полгода.
                Преподавал у нас сопромат старый еврей Манасевич,как мы его звали Манус – полная копия члена правительства Анастаса Микояна (был тогда такой).  А портреты этих членов висели везде, в том числе и в читальном зале.  Так что, заходя в читалку, мы всегда здоровались с Манасевчем-Микояном.  И вроде я разобралась с этим сопроматом, но с зачетом у меня произошла какая-то неувязка.
                Зачет мы сдавали так.  Приходили, Манус давал нам задачу и мы ее должны были решить, построить эти эпюры – что куда давит и что на что действует.  Правильно построил – зачет сдал.  Я как-то быстренько все построила, подхожу к нему.   Он молча посмотрел, отодвинул в сторону и сказал  - Придете в пятницу.  А это был вторник.  Я молча пожала плечами и ушла.  В пятницу повторилось тоже самое.  Я опять ушла до вторника.  Когда я пришла в следующий вторник, Манасевич очень вежливо, мило спросил меня:-Ну-с, моя милочка, и который сегодня раз? –Третий. Сказала я. – Нуу, вы уже должны знать предмет хорошо.  Давайте посмотрим.  Так, так, до свиданья.  До пятницы.  Я уже как-то напряглась. –А в чем моя ошибка? Спросила я.  Он –До свидания, до свиданья, до пятницы.  И мило, сладко улыбнулся мне.  И так продолжалось больше месяца – вторник, пятница, иногда среда.
                Я уже не знала, что мне делать, в чем мои ошибки  Он ведь ничего не говорил, гладил ласково по ручке и выпроваживал до следующей пятницы-вторника. Я давала проверять мои задачки нашим ребятам - отличникам, но и они не могли найти ошибок.  А Манус все равно меня прогонял.
                В читальный зал я уже заходила с опаской.  Эту рожу Микояна, похожую на Манасевича я просто ненавидела.  А главное, куда бы я в читалке ни села,он так и следил за мной своим прищуренным взглядом.   И я не могла понять, чего он от меня хочет.  Я даже старалась сесть за колонну, спрятаться , чтобы не видеть этот портрет.   Но стоило мне выглянуть из-за колонны, он опять так и следил за мной, так и провожал меня взглядом.   Я его очень боялась.   Оставалось уже не так много времени, сессия подходила к концу.  И если я не сдам во-время этот дурацкий зачет, у меня не будет стипендии.  А этого мне так не хотелось.
                Следующий раз я опять пришла на зачет в очередной вторник-пятницу. –Нус, моя красавица, а теперь который раз? –Десятый, прошипела я. –О......., моя милая, вы уже должны знать лучше меня.  А вообще-то почитайте очень хорошую книжонку, она по-моему есть в нашей библиотеке.  Я правда забыл автора, небольшая такая, но очень хорошая.  Полистайте ее. Ну-с, посмотрим.  И опять то же самое:  - Так, так, до вторника.  Я злая выскочила из аудитории, побежала в библиотеку и попросила подобрать мне все учебники по сопромату, какие только были там.  Стопу книг – штук десять я с трудом дотащила до аудитории и прямо бросила их на стол Манасевичу.  Он спокойно посмотрел на эту кучу и сказал: -По-моему той книжки здесь нет.  Но вы ее все-таки поищите. И очень мило улыбнулся мне.  И я опять ушла до следующего раза.
            Если я его встречала в коридоре института, я быстренько перебегала на другую сторона, лишь бы не здороваться с ним. А он, напротив, вежливо прямо в пояс кланялся, спрашивал как дела, как здоровье.  Так хотелось стукнуть его.
 Когда же я пришла в 11 раз, и он так же выпроваживал меня, я не выдержала и разрыдалась.  Я прямо упала на стол и горько плакала. А он спокойно поглядывал и принимал зачет у другой девочки.
              Девчонки наши считали, что этот старый пень просто влюблен в меня и ему приятно два раза в неделю посидеть рядом.  Или готовит из меня себе ассистентку.  Не понятно.  Их он тоже выгонял, но сразу недели на две, а то и больше.  А я ходила к нему, как на работу.
              Следующий был двенадцатый раз.  И после моих всенародных рыданий все думали, что теперь-то он точно поставит мне зачет  Но не тут-то было, он меня опять выгнал.   Тринадцатый раз у меня попадал на последний день сессии.  Я с трепетом, волнением и содроганием пришла на зачет.  Манус дал мне очень легкую задачку, я ее быстро решила.  Он сказал   - Замечательно. И  поставил мне зачет.  Но радости особой не было.  Я так устала от этого сопромата и от этого Манасевича.  Мне хотелось просто реветь от обиды и беспомощности, то что я не могу стукнуть Мануса по этой усатой Микояновской  физиономии.    
                Но все закончилось хорошо.  Сопромат сдан.  Стипендия была спасена.  Можно было  и жениться, точнее замуж выходить.  Но после такого зачета, какой замуж, тут сил едва бы хватило доехать домой на каникулы.
               И я с чистой совестью и со стипендией поехала домой на заслуженный отдых.. А бедные девчонки, которым Манус  так и не поставил зачет, все лето ловили его по городу, так-как он вообще перешел из нашего института работать в какой-то другой институт.  И девочки побегали и промучались с этим сопроматом все каникулы.
                А я Манасевича больше не видела, и слава богу.  Правда и замуж вышла только на пятом курсе.  Примета не сработала.





                20.11. 2011 Москва, дача
                А.Вершкова


Рецензии
Только в СССР такое могло происходить при «бесплатном» образовании. Сейчас в ВУЗах всё по-другому.

Александр Оптант   15.07.2014 01:01     Заявить о нарушении
По-другому, это как? Можно купить зачёт, чтобы так не мучаться? Тогда можно было только или высидеть, или выпросить!

Анна Вершкова   15.07.2014 03:07   Заявить о нарушении
К сожалению, имеет место и упомянутое вами, но не только. Преподаватели к платным студентам относятся по-деловому.

Александр Оптант   15.07.2014 07:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.