C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Как воспитать заботу

У меня было так.  В детстве, а жили мы на севере, я никогда по утрам, уходя в школу, не открывал шторы на окнах. Я не видел в этом никакого смысла, светает зимою в Западной Сибири около часа дня, а темнеет приблизительно в шестнадцать. Продолжительность светлого времени всего ничего, часа четыре и то полусумрак. Открывать утром шторы было  лень и не несло никакой целесообразности, но напротив, давало возможность жильцам соседнего дома наблюдать как ты, словно в театре, освещённый люстрой, носишься в трусах в поиске носков и дневника.
Родители уходили на работу раньше, оставив нам с сестрою разогретый завтрак и записку с указаниями.  И вот однажды, в конце зимы, мама позвала меня в большую комнату с таким лицом, что я уже заранее чувствовал какое то смешенное чувство и жалости к ней и смущения. Она держала в руках один из цветочных горшков, что висел в кашпо на стене противоположной единственному окну в длинной вытянутой комнате. Цветок был ещё жив, земля влажная, политая, но листья его почти все осыпались в горшок, а оставшиеся сморщились и приобрели противный белёсо-жёлтый оттенок неизвестной болезни. То же самое было во всех других горшках расставленных по шкафам и полкам в глубине квартиры. Нормальные и весёлые были цветы на подоконниках, что стояли возле самого стекла и в комнате родителей.
Мама была очень мудрая женщина, врач и интеллигент.  Она тихо,  уверенно и просто, рассказала мне про то, что растениям для питания нужны не только вода и земля.  Но самое главное - солнечный свет. Что без света в листьях умирают те самые клеточки, что из земли и воды и воздуха делают в растении нужные продукты и ткани. И то, что я не открывал в этой комнате всю зиму окно на то короткое световое время, кроме выходных, когда это делала она или отец, и привело к гибели многих цветов.
Я запомнил на всю жизнь этот маленький урок детства. Уже позже, став взрослым и часто поступая безответственно, я учился думать о том, что кроме прямой выгоды от тех или иных поступков есть ещё и косвенная польза или вред. Думать о тех, кто просто стоит рядом или идёт сзади меня, живёт, дышит, болеет или нуждается в чём либо, в том, что я могу лишить его просто по своей самонадеянности, глупости, торопливости. Думать о том, что каждое слово сказанное вслух, при других людях, может быть для них совсем не тем, что я в него вкладывал.
Я конечно всегда открываю все шторы уходя на работу ради одного , всего одного цветочка висящего в дальнем от окна углу, закрываю кран, чтоб случайно не затопить соседей в низу, и не бросаю на землю использованную жвачку, зная о её свойстве убивать птиц, склеивая им клювики. Но более всего я боюсь сделать  что-то необдуманно для одного человека, не взяв в расчёт всех людей вокруг, боюсь быть искушением и соблазном, боюсь обещать и не выполнить, боюсь обмануть любовь в её доверии. А любовь не возможна без заботы и ответственности за всех.
Спасибо тебе мама.


Рецензии
Вот и мои дети тоже не торопятся открывать шторы))) Приходится самой! Спасибо за рассказ. Кто бы нас учил уму -разуму без наших мудрых и терпеливых мам.

Ольга Зылева   18.03.2014 20:29     Заявить о нарушении
А никто, для того они и мамы !!!!)))) Спасибо Оля !!!!

Сергей Михеев Смоленский   18.03.2014 22:48   Заявить о нарушении