Княжна

КНЯЖНА
(ИЗ ЗАПИСОК АРХИВИСТА)


…Говорят: потри слегка любого русского и обнаружишь татарина. Это точно про меня: на четверть крови я – татарин. Знаю, что моего деда по матери величали Гайнаша Ахметович Мратшин и был он родом откуда-то из- под Казани. 
      Мама моя, на половину русская,  в раннем детстве проживая среди своих татарских родственников, совершенно забыла русский язык и  говорила исключительно по-татарски. И называли её тогда  - Галима (а не Галина, как сейчас). По возвращении в Россию пошёл обратный процесс: татарский язык был благополучно забыт, а русский вновь стал родным. После того, как дед ушёл из семьи к другой женщине (романтическая, но, увы, печальная история) «татарское влияние» окончательно «кануло в Лету». Единственное слово, которое  запомнилось ей с тех времён - «су» (вода, пить)
     Влияние  «татарского ига» на меня лично сказалось, пожалуй, лишь единственным образом: как там у Шевчука поётся: «я татарин на лицо, да с фамилией хохляцкой». По крайней мере я так долгое время считал. Засомневался я в этой истине в возрасте осьмнадцати годов, находясь на действительной воинской службе. Суть в чём: в одной роте со мной оказались два брата близнеца — чистокровных татарина, опять-таки  из-под Казани. Я был весьма поражён, узнав, что они татары.  Они имели внешность, совершенно не соответствующую моим представлениям о татарах. Это были блондины с голубыми глазами, черты лица, на мой взгляд, абсолютно (даже не «среднерусские») европейские: прямые, несколько коротковатые, но отнюдь не «вздёрнутые» носы, высокие скулы, разрез глаз отнюдь не азиатский, головы умеренно круглые.... Причём близнецы утверждали, что их внешность вовсе не исключение. Хотя, по их же словам, имелось немало населения в Татарии именно моего типа: т.е. темноволосые, с явными признаками монголоидов. Причём и те и другие — татары.... Загадка?.. Я думаю не слишком большая. «Блондины» - это истинные татары — тюрки. «Брюнеты» - это как раз и есть последствие походов Чингизидов. (Здесь, я, конечно, сознательно утрирую и упрощаю вопрос этногенеза.  Я   пытаюсь передать  представления о предмете, меня "тогдашнего", восемнадцатилетнего,  ещё не имевшего исторического образования и уж тем более не  знакомого с трудами Л.Н. Гумилёва). Собственно, то, что в школьных учебниках когда-то называлось «монголо-татары», - я и есть. Прошу любить и жаловать. Немножко льстит тот факт, что собственно  монголов, участвующих в этих походах было относительно немного. Но они несомненно были доминирующей, пассионарной составляющей движения многочисленных народов на Запад. Проще говоря, куда бы они ни приходили - в Сибирь, Манджурию, Китай, Волжскую Булгарию, Среднюю Азию — везде они «заставляли подвинуться» местные власти, т. е. переходили в разряд аристократии. Причём навсегда. Обеспечивался этот переход силой меча и духа. Таковы были мои предки.... Согласитесь, неплохо считать себя потомком "потрясателей Вселенной"....
        Но я-то, разумеется, позиционировал  себя исключительно как «казак». И к тому были довольно весомые основания: отец мой покойный был родом с Кубани, а бабушка по материнской линии (по паспорту «русская») имела местные донские корни (хотя, пожалуй, это особая история) и всячески культивировала во мне донскую казачью культуру (я уже как-то писал об этом): песни, сказки, истории “как раньше на Дону («при царе») жили” и т.п.
        То, что в моей внешности  явно доминировали тюрско-монголоидные черты, меня ни мало не смущало: Ростов город южный, многонациональный и в те благословенные времена  фактор национальности почти не учитывался. Лично меня на тот момент вполне устраивало то, что четыреста лет  мои предки по материнской линии благополучно "гномили” моих предков по отцовской. Впрочем, как я знал, те весьма благополучно «огрызались»,  что тоже меня вполне удовлетворяло. Ну, а то, что произошло после «Великого стояния на Угре», сожжения Москвы Тохтамышем, взятия Грозным Казани, меня ни в малой степени не волновало: «Па-адумаешь!.. Семейные разборки – только и всего…». А что, собственно изменилось?.. Ну взял Грозный Казань, тем самым обеспечив себе "царский титул". De iure et de facto столица государства переносится из Казани в Москву, только и всего....
Историей я начал интересоваться «крепко», пожалуй, лет с пяти. Первая прочитанная мною в этом возрасте «взрослая» книга – «Сказание о казаках» Петрова-Бирюка. Затем была «проглочена» «Даурия». А уж потом – «Тихий Дон». (Кстати, то, что семью Мелеховых "по-уличному" окликали «турками» меня ещё более положительно настроило к моей "азиатской внешности").
      В моей семье (по отцовской линии) ходили аналогичные предания о похищениях горянок и гречанок, привозимых в качестве военной добычи предками с набегов «за зипунами». Что, кстати, косвенно подтверждается особенностями  внешности моих многочисленных кубанских родственников (в трёх станицах и в самом Краснодаре) - их "клювам" позавидовали бы иные орлы. Справедливости ради надо отметить: самым "клювастым" был мой покойный дедушка:  фронтовик-орденоносец и, в последние годы своей жизни - церковный староста. Умер в восьмидесятипятилетнем возрасте, упав, переходя через майдан после служения литургии в станичном храме.... Царствие ему небесное и вечный покой!...
      Соответственно, я уже «с младых ногтей» в грош не ставил всяких там «москалей», вполне искренне почитая их «мужиками сиволапыми», в некотором роде даже некими «ундерменшами» (значение этого слова я узнал много позднее). Короче, «Царствуй Белый Царь на Москве Белокаменной, а мы, казаки, – на Тихом Дону». Опять же другой аспект: «Ростов-папа» - лучший город на земле, а «пацаны» живущие в нём, – самые «фартовые» Все же остальные (за исключением  разве что «Одессы-мамы», да ещё, пожалуй, Питера; питерских, в отличие от Москвы, почему-то уважали) - "кацапы", а значит, соответственно, «кугуты» и «сявки». В общем, полная   «шелупонь».  К вящему стыду моему,  с тех давних пор убеждения мои в этом плане (по крайней мере в отношении Москвы), претерпели не слишком большие метаморфозы. Ну, а что вы хотите?.. Сколько бы не вздыхал (или восклицал) д,Артаньян: «Ах, Париж, Париж!...», на душе-то у него, на самом деле: «вива  ля Гасконь!!!».
В общем, некоторые посылы, чтобы «гордиться» своей этнической принадлежностью, у меня были.
      Какими же конкретными положительными (на мой непритязательный взгляд) качествами обладали мои агрессивные, темпераментные предки?.. То есть собственно, донские и кубанские казаки, татары, греки и кавказские   горцы (более точно определить этническую принадлежность, к сожалению, не представляется возможным. В общем, как сейчас говорят, «лица кавказской национальности»)?.. Ясен пень, те же самые пресловутые темперамент и агрессивность, широта натуры, часто выражающаяся в стремлении пропить (или проиграть) всё, что только возможно, за исключением, пожалуй-что, оружия (потому как нельзя - «орудие производства»), явственно выраженная вороватость.... В общем, стремление добыть средства к существованию любым путём, не слишком отягощающим руки. Если это не драка, конечно. Тут уж не жалели и своих. (Кстати, наименование первой донской столицы - «Раздоры». Символично, не правда ли?).... Что ещё?.. Ну, храбрость, отвага, смелость,   раздолбайство и пофигизм само собой подразумеваются...  Ярко выраженная лень и (скажем так) неотчётливо    выраженная склонность к какому-либо созиданию.... Если это конечно, разумеется, не песенное и устное народное творчество, пляски, воинские игры, джигитовка и не сооружение лёгких фортификационных сооружений.... Ах, да! Совсем забыл такие мелочи, как величайшее умение убивать самыми различными способами и не менее высочайшее воинское искусство (вещи немного всё-таки разные). Сказывают, Буанапартий в своё время говорил: «Дайте мне  двадцать тысяч донских казаков и я завоюю весь мир». Возможно, легенда, но.... не столь уж далёкая от истины....
         Ну, и конечно же, сословная спесь.... Куда же без неё?.. "Слава Богу, мы - казаки!" Но в этом была и положительная сторона: казаки, как сословие, никому не завидовали. Другие сословия дифференцировали по-разному: относились к ним более почтенно или менее почтенно, но ни завидовали ни кому. Например, тоже "первое сословие" – дворянство - рассматривалось казачеством без пиетета. На Дону "бар" не было. Были, конечно, казачьи дворянские роды - часто из древней казачьей "старшины", но то были свои....
         Как вам сей  симпатичный наборчик “положительных” качеств?.. Что ж, как говорится, чем богаты....
         Да! Ещё одно качество — свободолюбие. Впрочем, термин «свобода» (да если ещё в её нынешнем куцем европейском значении) слабо отражает эту определяющую черту характера моих предков.... Воля!.. Вот искомое слово!..
Нет спору, в казачьем быту получили развитие некоторые «демократические институты». Причём, зачастую весьма жестко регламентируемые  тяжкими наказаниями. Самым распространённым была — смертная казнь в самых различных её формах.... (А иначе и нельзя было: с женщинами, например, в наших краях в те времена был изрядный напряг - дефицит то исть.... Да и кроме того и иного рода «дефицитов» хватало.... В общем, воли, было ровно столько, чтобы без особой нужды друг друга не грабили и не резали).
         В условиях ведения боевых действий (состояние войны), а они проходили почти постоянно, «демократические достижения» естественным образом  сводились к «нулю». То есть уступали жесткому воинскому  единоначалию. В обшем, друг дружку мои предки ещё кое-как терпели, а вот всяких прочих....
         Хотя, вообще-то было некое послабление, когда грабили своих - православных: делали это не то чтобы меньше - нет. Скажем так: менее жестоко.
         Что касается татар: то те тоже были в своём роде демократами: в рабство (с целью дальнейшей продажи "ясыря") с одинаковым усердием захватывали представителей любых национальностей и  религиозных конфессий....
         Степь безмерна под взором Великого Тенгри!.. Всем хватит места....  Со временем  наладился некий коммерческий конгломерат. Татары грабили южнорусские окраины. Казаки кое-как охраняли их, совершали ответные демарши и с того имели свой гешефт.
         Русское правительство, во главе с православным Белым Царём было заинтересовано в поддержании хотя бы минимального порядка на Великих Караванных Путях, пересекавших Дикую степь. Да что там!Торговля между Востоком и Западом должна была функционировать: в этом были заинтересованы абсолютно все (а не только русские). Вот Правительство и “подкармливало” периодически своих беглых "гулящих" людишек, к тому ж единоверцев. Ведь большая часть населения Дона из таких, собственно, и состояло: частью, действительно, беглых, и уж непременно - все сто процентов были "гулящими". Работать эта пиратская вольница большей частью не желала, да и не могла: перманентная война, знаете ли не способствует развитию ремёсел, землепашества и прочего. "Царёво жалование" в основном состояло из нескольких компонентов: хлеб (в виде муки или зерна), боеприпасы (в основном порох  - "огненное зелье" и свинец), собственно - деньги (немного), ну  и не обходилось конечно без "зелена вина" - то биш "казённой водки".
         Скажем прямо: большой любви между “партнёрами” не было. Или скажем иначе: это была «любовь по расчёту». Случались как в любой семье и разлады: то казачьи ватаги на манер татар пограбят русские окраины, то регулярные войска совершат экспедицию в пределы Дона, да и пустят в качестве наглядной агитации сотни плотов  с виселицами с болтающимися на перекладинах «воровскими казаками». В назидание, так сказать. Эдакое отеческое увещевание: «мол, не балуй, паря...».
         Однако время шло. И русские правители хорошо знали, как воспитывать сторожевых псов — где лаской, а где и наказанием.... И вот уже  оказывается, что исконные «казачьи воли» не завоёваны самими казаками, да ещё и кровичкой густо  за то оплачены, а «дарованы Белым Царём».... Было всё это не сразу и не просто. Но в итоге из пиратской вольницы в горнилах войн, компаний и экспедиций выковывалось казачье воинское сословие — лучшая лёгкая кавалерия мира....
         И, всё-таки, de facto войдя в состав империи (и всячески расширяя её пределы), казаки особого благорасположения к «властям предержащим» не испытывали. Помнили казачки Заруцкого и Болотникова, Булавина и Разина..... Помнили и Емельку Пугачёва.
         ...Помнили и веский аргумент — обнажённую саблю, брошенную казачьим атаманом поверх записки об избрании на русский престол Михаила Романова....
         В общем, сложные были отношения между донским казачеством и московскими царями.... Много позднее, в годы Гражданской войны «исконные демократы» - казаки в своей основной массе выступили на стороне Белого движения. Почему?.. Да потому что «казачьей воли» при «старом прижиме» было в самую «плепорцию»... «Красной воли»  им было не надобно.  Правда, фронтовики поначалу было «намутили», навоевавшись.  Потом-то опомнились, да поздно уж было... Но речь не о том.
         При всей идейной разнородности Белого движения, монархическая идея не пользовалась особой популярностью у «белых» - как казаков, так и «добровольцев» Уж слишком «накосячил» последний император....
         Но к чему я, собственно веду, речь? Вряд ли  широкие массы интересуют нюансы моего происхождения.
         Всё это было присказка. А сказка, как водится, будет впереди.
         Уже упоминалось: по первому образованию я — историк. И был в моей жизни довольно длительный период, когда мне частенько приходилось иметь дело с архивными документами, сохраняющими ещё и юридический статус (по второму образованию я — юрист). Как государственному служащему мне приходилось вести обширную переписку как с юридическими, так и физическими лицами. Работа для меня была интересная, и в её процессе имели место и довольно любопытные «казусы».
         Документ, который я сейчас желал бы представить вашему вниманию, — не архивный документ, а своего рода часть служебной переписки между мной, как государственным чиновником и определённым частным лицом. Это письмо адресовано мне в ответ в свою очередь на мой официальный ответ на запрос данного частного лица. Письмо это - документ не секретный. Скорее всего подобного рода письма поступали в разного рода инстанции и общественные организации не только России, но и других стран. Во всяком случае на нашего куратора из ФСБ (а таковой, естественно, был: "государева служба" - ничего не попишешь!) оно большого впечатления не произвело. И ни каких препон со стороны российских властей в исполнении этого запроса не было. Более того, я и мои коллеги сделали всё возможное, чтобы исполнить запрос данного лица быстро и качественно. И отнюдь не наша вина, что результаты наших трудов не увенчались успехом....
        Как историку, письмо мне показалось весьма интересным и я снял с него копию, как говорится «чисто для себя», «на память»....
        С момента написания письма прошло более тринадцати лет. И  вот уже десять лет, как я не являюсь государственным служащим.
        Вполне возможно, что мой адресат, уже и тогда пребывавший в почтенном возрасте, ныне почует с миром....
        Я полагаю также, что его ныне здравствующие родственники не будут иметь какого-то либо ущерба от опубликования данного письма. Поскольку, повторяю, есть все основания, что подобные письма широко известны в определённых кругах. Отголоски изложенного в письме вы при желании можете легко найти в интернете.
        Данное же письмо, оригинально, пожалуй, лишь тем, что адресовано мне лично.
        О причинах же принятия моего решения о публикации этого письма, мне хотелось бы сказать несколько позже. Точнее, после изложения самого оригинального текста письма. Единственные сокращения, которые я допущу при публикации, будут касаться лишь некоторых нюансов служебного делопроизводства и личных адресных данных отправителя.
        Итак, Вашему вниманию....
 

                НАЧАЛЬНИКУ
               Архивного отдела
                И.САХНО

Уважаемый Г-н И. Сахно, разрешите сердечно поблагодарить Вас, хоть и с некоторым опозданием, за передачу мне через Генерального Консула Российской Федерации в Нью-Йорке очень важных для меня документов о моём происхождении.
Тем не менее считаю своим долгом объяснить некоторые неточности с датами рождения своих родителей. Со слов моей ныне покойной тёти Евгении Александровны Вакуленко, старшей сестры моего отца, в девичестве Ионовой, моя мама была немного старше моего отца. Возраст моего отца можно приблизительно установить по дате рождения его сестры, которая умерла несколько лет тому назад и похоронена в Ростове.
Мой отец был коренным москвичём, призванным на действительную воинскую службу по достижении возраста восемнадцать лет и направлен в составе кавалерийской части ЧОН на Дон, где и познакомился  в станице Аксайская с моей матерью казачкой и дворянкой Анастасией Яковлевной  Каретниковой, на которой женился в 1927 году после выхода в запас с действительной военной службы.
Поэтому учитывая, что в те годы рядовым военнослужащим во время прохождения службы женится не разрешали, а так же то, что срочная служба длилась четыре года, мой отец ни как не мог быть 1909 года рождения и его документы не могли не сохраниться в Ростовском архиве, потому что их там никогда не было, поскольку они остались в Москве. Отец числится без вести пропавшим с января 1942 года в боях под Москвой. Я предполагаю что он погиб в составе одного из заградотрядов вместе со старшим братом моего ныне покойного друга Петра - Вильгельмом Константиновичем Благовестовым / сыновья друга моего приёмного отца, известного чекиста К.Н. Благовестова и племянники другого известного чекиста Героя Советского Союза П.Н. Эдинг /граф Эдинг-Бестужев/.
Документы моей матери, якобы, Анастасии Яковлевны Каретниковой в девичестве также не могли сохранится в Ростовской области, поскольку она была рождена в 1901 году 18 июня в Санкт-Петербурге и от рождения именовалась как Вел. кн. Анастасия Николаевна Романова, то есть младшая дочь Императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны. О том что это правда, Вам может дать подтверждение мой адвокат Маргарита Александровна Кан, которая не взялась бы за ведение моего дела, если бы я был очередным самозванцем /г.Самара, телефон фирмы "Аркада" 16-17-86, с 16:00 до 18:00 по московскому времени/.
Таким образом, моё полное наименование должно быть: Его Императорское Высочество, Цесаревич и Августейший атаман Всех Казачьих Войск Великий Князь Анатолий Владимирович Романов. Это полностью соответствует юридически и традиционно истине, потому что в  соответствии с Законом о Престолонаследии Российской Империи только я имею право стать очередным монархом от династии Романовых, Трубецких-Гедеминовичей, Ангальт-Цербстских, Салтыковых, Гессен-Дармштадтских, Датских и Стюартов.
Но главная цель моего настоящего обращения к Вам - это получение помощи в установлении принадлежности останков моей матери и моей сестры Александры, находящихся на кладбище г. Аксай,  к императорской семье. Митохондрический анализ после эксгумации обязательно покажет, что они Романовы. Но помимо этого я имею ещё более веские доказательства. Останки моей матери и сестры должны быть перенесены в царскую усыпальницу Петропавловской крепости. На одном из саркофагов, где сейчас написано "Мария? Анастасия?" должно быть написано "Мария", а на  двух новых "Анастасия"  и "Александра Романова-Ионова". Истина должна восторжествовать  во искупление великого греха наших предков, убивших Помазанника Божия и его семью.
В Ростове в настоящее время проживают мои родственники: Владимир Кириллович Вакуленко, двоюродный брат 1929 г.р., сын моей тёти, по адресу:----------------------, телефон-----------------, а также моя названная двоюродная сестра Валентина Михайловна Строганова по мужу Валерию /граф Строганов/, в девичестве Ступакова, младшая внучка Якова и Ульяны Каретниковых, дочь их младшей дочери Марии, уроженка станицы Аксайская. К сожалению, при переезде в Америку я утерял адрес Валентины и Валерия. Но найти её легко, потому что она много лет работала в архиве, то есть там же, где работаете Вы. Владимир Вакуленко знает её адрес и телефон, к тому же номер телефона должен быть в справочнике, потому что Валерий возглавляет строительную фирму.
Будут некоторые сложности: с Володей отношения мои прерваны по его вине после того, как ему стало известно, что я узнал о моём царском происхождении. Убеждённый коммунист он ни как не может поставить родственные отношения и  интересы отечества над своей идеологией. Володя совершенно неуклюже пытался убедить меня в том, что моя мама не Романова, а затем дал распоряжение на Ростовскую АТС не соединять его при моих звонках из Америки.
У Володи хранится единственный парный портрет  моих родителей, сделанный в Аксае незадолго до моего рождения. Портретно-генетический анализ чётко показывает, что моя мама имеет генотип внешности своего отца, что известно историкам. С малолетства на неё похожа моя младшая дочь Илона, причём настолько что не отличить бабушку от внучки. Но в целом все мы имеем внешность от моего прапрадеда короля Дании Христиана Девятого. Поэтому я - точная копия, до мелочей, моего деда Николая Александровича Романова и его двоюродного брата и двойника английского короля Георга Пятого Стюарт. Только моя вторая дочь Эмма унаследовала генотип внешности  моей прапрабабушки английской королевы Виктории Стюарт через её дочь принцессу Алису Английскую, в замужестве Великую герцогиню Алису Гессен-Дармштадтскую, через её дочь принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую, в замужестве императрицу Александру Фёдоровну Романову, через её дочь Великую княжну Анастасию и через меня.
Огорчённый моим самостоятельным открытием происхождения моей мамы и его любимой "тётеньки Настеньки" Володя под всякими наивными предлогами не хочет передать мне хотя бы копию того портрета моих родителей, который по праву принадлежит мне. Он даже не знает что за истекшее с момента получения  мною от Вас документов [время. - И.С.] я собрал коллекцию из  почти пятидесяти портретов моих предков и моей семьи для убедительного портретного анализа.
Если с Володей будет трудно договориться о снятии копий с портрета моих родителей, то его можно будет вежливо обойти с помощью его жены Галины. Она более понятливая и человечная - другая генетика, она внучка известного в своё время мультимиллионера-сахарозаводчика на Дону Семёна Кобякова.
При поиске могилы моей матери следует помнить, что надпись "Ионова Анастасия Яковлевна, август 1936 года", а на могиле сестры надпись "Ионова Александра Владимировна". Как сообщил мне в 1998 году Володя, ни в семье отца, ни в семье Каретниковых /что очень уж невероятно для родителей/ даты рождения моей мамы не знали и её день рождения отмечали вместе с папиным "в предположении их ровесничества", как вспоминает Володя.
Не думаю, что будет полезной в поисках могилы Валя Строганова, потому что она мало что знает, а её мать Мария даже не сказала ей, что она дворянка.
В 1990 году в Самаре я случайно встретил двух   аксайских казачек на рынке, мать и дочь. Когда они узнали что моя мать Анастасия Каретникова, старшая встрепенулась, осенила меня крестным знаменем и выдохнула: "Да знаешь ли ты, милый, что ты це...". Тут её оборвала перепуганная дочь: "Мама! Молчите!". Тогда я не понял, что старая казачка хотела сказать "Цесаревич". Думаю, что они до сих по-прежнему живут  в Аксае и могли бы дать письменные свидетельства под присягой.
Было бы весьма кстати опросить как можно больше аксайских сторожилов. Ведь начиная с императора Павла, Романовы по его завещанию приглашали в нянечки к своим детям донских казачек из числа уже вырастивших своих детей, обычно родственниц служащих Лейб-гвардии Атаманского Полка. Именно поэтому моя мама и её сёстры говорили на донском диалекте и умели делать всё, что должна делать казачка.
Я думаю, что через какое-то время хотя бы одна из бывших нянек разглядела у Каретниковых Анастасию Романову, внедрённую в семью родителей под видом сестры Анастасии, розысканой после гражданской войны, Ксенией Будённой, урождённой Каретниковой. Обычно в семьях именно женщины лучше мужчин умеют хранить семейные секреты и передавать их по наследству по женской линии. Это замечено у всех народов - женщина хранит семейный очаг. Но через восемнадцать лет после трагедии в Екатеринбурге тайна моей мамы коснулась уха какого-то мерзавца и маму тайно убили, а смерть квалифицировали как самоубийство на почве психического заболевания от внезапной потери дочери пяти лет от церебрального мененгита. Володя в своих воспоминаниях отрицает наличие у тётеньки Настеньки какого-либо помешательства, но отмечает её великую радость по поводу  моего рождения.
Мне удалось установить, что выжившую при убийстве семьи Анастасию прятали уральские казаки. Они не показали её колчаковцам, потому что считали их, "белых" предателями, топтавшимися на пороге Екатеринбурга, и давшими Я. Юровскому время для убийства Семьи. Атаман-монархист Дутов при отступлении колчаковцев в Сибирь, не мог взять с собой Анастасию,  ибо это бы погубило её. Поэтому Анастасию передали Ксении Будённой, когда монархисты узнали, что за спиной мужа она спасает своих сословников от репрессий.
Хоронить Анастасию Ксения прилетела в Аксай на самолёте мужа. Как рассказывала мне тётя Женя, властная и энергичная "Первая красавица Дона" Ксения распорядилась перенести тело Анастасии в дом Каретниковых, где состоялось отпевание по полному православному обряду и вынос тела на кладбище. Похоже было на то, что Ксения в тревоге заметает следы. На другой же день она вылетает в Москву, даже не побыв с родителями хоть какое-то время, как положено в таких случаях.
Ныне покойный писатель историк и этнограф Л.Н. Гумилёв, с которым я был знаком ещё когда он проживал в "коммуналке"на улице Матросская тишина в Москве, однажды поведал мне ходивший по столице слух об ужасной смерти Ксении Будённой от руки мужа. После возвращения Ксении с Дона Лаврентий Берия  вызвал на приватный разговор Семёна Будённого. После этого маршал зарубил жену своей саблей. Я полагаю, что он убил жену за спасение Анастасии.
В случае обнаружения останков моей матери  и сестры в Аксае митохондрический  анализ ДНК будет проводить доктор Павел Леонидович Иванов, начальник отдела молекулярно-генетических исследований Российского Центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ / Москва, 113035, ул. Пятницкая, дом1/2 /. П.Л. Иванов - участник консормциумной группы исследователей останков семьи при Лондонском университете. Если под давлением политического  истэблишмента он даст отрицательное  о принадлежности останков Анастасии Романовой  заключение, его постигнет полная смерть в генетической науке. Я предусмотрел всё, но надеюсь, что он проявит принципиальную честность. Как и мой несчастный дед, я привычен думать о людях лучше, нежели они часто оказываются на самом деле.
Конечно же, Вы понимаете, что помощь, о которой я прошу, не моё сугубо частное дело, а речь идёт о чести и достоинстве России во имя окончательного покаяния, не словом, а делом. А энтузиастов-патриотов себе в помощники Вы всегда найдёте. И благослови Вас Господь.
3 ноября 2000 г.                Анатолий Черкасов

           Мой адрес: Anatoliy Cherkаsov -----------------------------------------------
                -------------------------------U.S.A., Tel.: -------------------------

...Ну, что скажете, господа?.. Каков сюжетец для авантюрного романа?.. Ажнак слюнки текут - взять да и сляпать"вещицу" страниц, эдак на четыреста! Одни герои чего стоят: Романовы, "Юровский и компания", Колчак, Дутов, семейство Будённых, Берия, чекисты-аристократы.... Мечта, прям-таки....
Да только не стану я этого делать. Хотя соблазн есть, есть... Почему?.. Ну, во первых, не следует умножать сущности без надобности. Легенда о чудом спасшейся от смерти княжне Анастасии давно уже стала расхожим штампом для всякого рода псевдолитературных поделок. Вплоть до американского мультика....
А, во-вторых, если всё-таки писать, то в каком жанре?.. Альтернативной истории?.. Почему альтернативной?.. Да потому что на "обычную" эта история малость не дотягивает. Есть, как говорится, нюансы. Например: автор письма почему-то упорно называет жену Будённого Ксенией, а между тем, если  верить "источникам", то звали её  Надежда. И погибла она, если верить официальной версии (слухи по Москве о насильственной смерти всё-таки ходили), от случайного выстрела в 1924 году.... А  автор  письма датирует смерть своей матери 1936 годом. Две последующие жены  Семен Михалыча вообще к этой истории "никаким боком" не приставишь. Ибо к Дону, и, в частности, к станице Аксайской они не имели никакого отношения.... "Нескладушечки", получается....
Кроме того "отпевание по полному православному обряду и вынос тела на кладбище" самоубийцы?.. Этого попросту не могло быть. Даже если бы на этом настаивала сама жена Будённого.... Хотя... если все вокруг знали истиные причины смерти... то почему нет?..
Есть и ещё "нестыковочки".... Например. Атаман Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенант А.И.Дутов по своим убеждениям не был монархистом. Скорее уж, республиканцем.... Ну, ладно, допустим, не он сам, пусть кто-то из его подвижников.... В конце-концов из чувства элементарного милосердия девочка была спасена.... Но вот сама её переправка на не менее пылающий Гражданской войной Дон.... Зачем?.. Уж проще было спрятать в сибирских лесах....
В-третьих. Лично мной и моими сотрудниками была проведена определённая работа по поиску каких-либо данных, касающихся "действующих лиц" (Каретниковы, Ионовы и пр.), но, увы, она не увенчалась успехом. Хотя, справедливости ради, следует отметить:  в годы ВОВ ростовские архивы вывозились в эвакуацию и по окончании войны далеко не все документы вернулись домой. Бумага (в том числе и официальные документы), знаете ли, имеет свойство гореть (в отличие, от, скажем, рукописей). Были бомбёжки, были артобстрелы.... А могли и просто пожечь в костерке: потому как - зима, холодно, дров поблизости не наблюдается, а чайку попить - согреться хочется.... Да и на "раскурку" вполне могли бумажки пойти.... Одно слово - война!..
...И всё-таки, всё-таки.... Вопрос остаётся открытым. "Дыма без огня не бывает" - старая истина. А между тем, очень уж быстро после известия о казни семьи Романовых прошёл слух, что кто-то из великих княжён спасся. И чаще всего называли имя младшей - Анастасии. И были, были интересные, хотя и не проверенные свидетельства об израненной, но живой девочке!..
Не мне давать ответы на многочисленные вопросы этой истории. Хотя бы потому что я не ставлю перед собой такой цели.... Скажу лишь, то что видел собственными глазами: портреты присланные вместе с письмом (к сожалению, копии я с них не снимал) Николая II, Георга V и самого Анатолия Черкасова действительно поражают своим сходством!..
На сегодняшний день известны порядка тридцати "Анастасий", претендовавших на свою причастность к фамилии Романовых. И ни одна из них не смогла предоставить достаточно убедительные доказательства своего "царственного" происхождения и внятные объяснения обстоятельств последующего "чудесного" спасения от большевиков.
В нашем же случае причастность к семье Романовых  пытается доказать сын Каретниковой (Ионовой). Что ж, Бог ему в помощь, если он прав, и Он же ему судья, если это не так. Меня лично это не очень волнует....
Тогда  почему я занимаю внимание читателей всей этой "полуфантастической» историей?..
Говорят (сам то я не видел), сохранилась на старом аксайском кладбище могильная плита с надписью "Ионова Анастасия Владимировна" . Но эксгумацию с последующей экспертизой никто не проводил, да и вряд ли будут.... "Цесаревич Анатолий" обращался с такой просьбой к Путину, но тот на запрос не откликнулся. А вот казаки Аксайского юрта похоже гордятся что  в их станице жила и "почила в бозе" сама великая княжна Анастасия. Во всяком случае легенда эта поддерживается и культивируется... Почему?.. Не думаю, что  из неких чудом, через поколения сохранившихся "верноподданнических чувств". Повторюсь: донцы не шибко-то жаловали верховную власть, какая бы она не была. У них всё-таки были очень сильны "демократические" начала. И власть была вынуждена с этим считаться. Судите сами: низовая - станичная, хуторская власть была выборная. В целом Областью Всевеликого Войска Донского руководил царский генерал-назначенец  - Наказной Атаман. А юридически  - "августейшим" атаманом всех двенадцати казачьх войск Российской Империи всегда был наследник престола. Любопытно, не правда ли?.. Ведь изначально термин "атаман" это отнюдь не титул, подразумевает выборного начальника "промысловой", торговой, военной, а зачастую и разбойной ("воровской", как тогда говорили) ватаги. Очень часто все эти "направления" сочетались или взаимозаменялись. Ну, к примеру, как "каперство" и "пиратство". Сравнение вполне допустимое, ибо казаки не брезговали как речным, так и морским пиратством....
Но, всё-таки, история распорядилась так, что не подобные "предосудительные" занятия стали основным предназначением казачества.
  Так кем же они – казаки - были изначально?.. Понятно, что профессиональными воинами. Но "специализация"?.. Охранителями границ т.е. "погранцами"?.. Да. И это тоже. Но всё же скорее - "расширителями границ" - строителями Империи. Так уж случилось, что страстно любя свою "малую Родину" - Дон, они двигали на Восток, Запад  и Юг границы великой Империи. Во многом их ратными трудами преумножились пределы России - просторами Великой  (Дикой) степи, Придоньем и Приазовьем, Причерноморьем и Кавказом, Кубанью и Сибирью, Дальневосточьем и Средней Азией и иными владениями. По сути они - Устроители и Созидатели Империи....
Память о княжне Анастасии - это всего лишь дань памяти былому величию Империи....
Я, историк, исповедующий во многом идеи  Льва Николаевича Гумилёва, всё-таки не могу внятно объяснить - для чего создаются Империи.... Но сердцем - сердцем чувствую: всё прошедшее было не напрасно, низря.... И Бог даст всё ещё вернётся "на круги своя". Потому что я и такие. как я:  мы не утратили память предков, не превратились в "Иванов, родства не помнящих". Мы из тех, кому "за Державу обидно". Я уже писал об этом....
И мы не "западяньски" - в Европу   своим "закутком" не рвёмся. Нам мало Европы. Нам тесно в ней. Да и не Европа мы. Мы больше. Мы - ЕВРАЗИЯ. И только от нас зависит, чтобы окончательно не превратиться в "зачуханую азиопу". Я верю: этого не будет.    Кровь наших предков - созидателей Империй: русских, татар, казаков, всех кто не называет Россию - "эта страна", кровь, всё ещё текущая в наших жилах,  не допустит  подобного.
...А княжна?.. А что княжна.... Вечная  память    невинно убиенной...
Да, мы не добрые и не злые. Мы такие, какие мы есть. Мы всё ещё можем в "молодецком   замахе", на кураже выбросить за борт очередную  "княжну", но потом столетиями будем петь об этом песни.... Потому что мы помним. Мы ничего не забыли.
...Я говорил, что казаки в некотором роде "демократы". Это так.  Да только потрите немного любого русского "демократа"  и вы обнаружите... монархиста. И это правильно. Империи зиждются только на крепкой власти. А Россия может жить либо в форме Империи, либо... она перестанет быть Россией.   

Ростов-на Дону
        Январь 1914 года


Рецензии
Игорь! Очень увлекательная и познавательная вещь получилась у Вас, честное слово! Но читается, прямо скажем, с большим трудом, если не иметь достаточного начального багажа по этой теме. Даже трудно понять цель создания Вашего исторического очерка. А длинная вставка о Ваших предках татарах - перегрузила текст интересного рассказа. Я начал бы исторический детектив с письма Цесаревича к Вам, историку, юристу и архивариусу. А от него стал бы раскручивать легенду о спасении Анастасии. Но смотрите сами. Советовать всегда легче, чем выполнять эти советы. Одно могу сказать, что эту вещь надо написать до 100-летия мифического расстрела Царской семьи в Екатеринбурге, то есть до 17 июня 2018 года.
Не могу не посоветовать Вам, Игорь, почитать здесь, на "Прозе.ру", работы Бориса Романова, признанного и серьёзного биографа Царской Семьи (и Анастасии в том числе!). Это во-первых. Потом отыщите и прочтите повесть А.Н.Гранника под названием "Я, Анастасия Романова..." ( Москва. Изд-во "Воскресение" 2002).
Хорошее и полное историко-публицистическое исследование Владимира Кашица под названием "Кровь и золото царя" (Киев. "А.С.К." 1998). Вы совершенно правильно упомянули о 14-ти предетентках на роль Великой княжны Анастасии, поэтому и литературы о них несчётное количество.
С пожеланиями Вам творческих успехов по избранной Вами трудной теме. Михаил.

Михаил Глибоцкий   28.04.2017 22:42     Заявить о нарушении
Сердечно благодарю за отзыв.

Игорь Сахно   29.04.2017 00:07   Заявить о нарушении