Основные итоги исследования

Второе панельное исследование, состоявшее из трех тематических волн, проведенных летом-осенью 2013 г., выявило ряд важных тенденций в общественном мнении россиян, их оценке ситуации в стране, собственного положения и социального самочувствия, готовности или неготовности к отстаиванию своих жизненных интересов, включая участие в разного рода протестных акциях, их электоральные предпочтения и установки. Все эти вопросы были предметом исследования и в рамках первой панели, что позволило отследить формирование новых трендов, отражающих ситуацию в настроениях населения уже в первые полтора-два года после завершения избирательной кампании 2011-12 гг. Одновременно с отслеживанием трендов с помощью вопросов мониторингового типа, в ходе второй панели был существенно расширен контекст анализа за счет обращения к проблемам формирования ценностей, установок, идентичностей – как в социально-политической и социально-экономической сферах, так и сферах национального, исторического, религиозного сознания, гражданского самосознания, особое внимание было уделено коммуникативным процессам, связанным с освоением новыми поколениями россиян современных информационных технологий, их роли в формировании гражданской и политической активности. Более углубленный анализ влияния ценностного контекста на процесс принятия решений в электоральной сфере, на социально-политический выбор в целом еще предстоит.
Если же говорить о содержательных итогах исследования, что называется, «лежащих на поверхности», то они рисуют противоречивую и неоднозначную картину. С одной стороны, новая историческая эпоха, наступление которой ознаменовалось третьим сроком В. Путина, протестными акциями зимы 11-12 гг,, значительными переменами в содержании и стиле внутренней политики, является продолжением старой. Ожидания еще более значительных, подчас революционных перемен, которые присутствовали в некоторых кругах общества и в оценках ряда экспертов полтора-два года назад, не оправдались. Не произошло ни резких изменений в сфере социального самочувствия россиян, ни в приоритетности волнующих их жизненных проблем, не появилось или почти не появилось новых серьезных «игроков» на политической сцене – как среди лидеров, так и среди политических партий, никто из политиков новой волны не стал политическим тяжеловесом, и пока не просматривается таких перспектив. Крайне узким остается круг политических элит, где в рамках «обоймы» наиболее известных политических персонажей отмечаются лишь некоторые колебательные движения, связанные с приобретением или потерей былого влияния и популярности. Не получила развития и гражданская активность снизу, чуть «проснувшись», страна снова погрузилась в политический сон, в котором внимание общества сосредоточено скорее на массовых развлечениях, разного рода происшествиях, светской хронике, а интерес к вопросам стратегии развития страны, к общественно-политической информации в целом остается минимальным, и сосредоточенным преимущественно в общественной верхушке, наиболее образованной и активной части общества. Протестная активность, достигшая максимального к себе внимания в первой половине 2012 г., пошла на убыль, интерес к ней стал явно угасать, в чем во многом вина и самих лидеров массового протеста, занявшихся выяснением отношений между собой, и утративших связь с интересами и ожиданиями российского большинства. Общество резко поляризовалось на консервативное большинство и либеральное меньшинство, и власть, умело играя на ценностных и идеологических противоречиях, сумела перехватить инициативу у протестной волны, навязав собственную «повестку дня» и расколов недовольных россиян на два непримиримых лагеря.
В то же время, как это показали результаты 9 волны исследования, посвященной экономической, общежитейской и коммуникативной активности россиян, показали, что за пределами социально-политического поля, где явно наблюдаются застойные тенденции, общественная жизнь продолжается, хотя и с ограничениями, отражающими во-первых, сохраняющуюся глубокую атомизация общественного пространства, в котором только-только начинают появляться и осваиваться новые формы горизонтальных коммуникаций, пока скорее для развлечения, чем для реализации деловых или общественных интересов. Во-вторых, имевшая место последнее десятилетие бюрократизация экономического пространства, наступление на так и не окрепший в стране мелкий и средний бизнес, создали явные барьеры на пути формирования массовых слоев экономически самодостаточного населения, готового решать свои проблемы самостоятельно, а не просить поддержки у начальства и государственных структур. Не сформировалось, или остались в зачаточном состоянии общественные институты, способные аккумулировать инициативы снизу. Как результат, большинство россиян не готово к экономическим рискам, не готово к принятию самостоятельных решений, к самоорганизации, а изо всех форм защиты собственных интересов предпочитают прямые обращения и просьбы к разного рода начальственным кабинетам. Российский средний класс, который активно продолжает формироваться в стране, особенно в крупных городах, что и показали результаты исследования, гораздо
сильнее зависим от государства, государственных корпораций чем его аналог в развитых
странах мира, и поэтому остается политически пассивным и конформистским.
Исследование показало, что процесс формирования новой российской идентичности, происходящий последние десятилетия, продолжается. Именно им объясняется постоянно возрастающая роль межнационального, этнического фактора в общественной и политической жизни. Если радикальные формы национализма, в первую очередь русского, так и не получили массового развития, оставаясь маргинальным течением, то «мягкий» национализм в «пакете» с требованиями порядка и справедливости, все активнее пробивает себе дорогу в политическую повестку дня, заставляя высказываться на эту тему и первых лиц государства, и лидеров политических партий различной направленности. «Старое», традиционное для России имперское самосознание, в некоторых сегментах общества дополняется или сменяется более изоляционистским самосознанием, ориентированном на строительстве национального государства русскими и близкими к нему народами, без неспокойных южных окраин. Но общественное мнение пока еще определяется в этом вопросе, и потому весьма противоречиво. Общегражданская и национальная идентичности дополняются идентичностями конфессиональными (как показало исследование, для большей части россиян, называющих себя православными, религиозное самосознание во многом замещает и подкрепляет национально-историческую идентичность), историческими (продолжается переосмысление российской истории, в которой ее имперский, советский и постсоветские периоды постепенно выстраиваются в непрерывный исторический процесс), в меньшей степени – региональными идентичностями, пока не получающими значительного развития.
Таковы основные предварительные итоги проведенного исследования.


Рецензии