Модерн от Бабы Мани. Память в подушке

                Эмма Брамник-Вульфсон  (текст).
Геннадий Брамник, Лариса Вольдман.   


 Память ... в подушке.*Черный ящик  и радуга.  .*Спасибо за подсказки! *Гимн фамильным фотогенам
                ***
Порой, одна фотография, сделанная обычными  людьми  простой фотокамерой  о простых людях, больше, чем просто снимок. Он может рассказать целую историю,  заставить задуматься или  улыбнуться.  Снимки из архивов и старых     альбомов лучше слов  рассказывают об ушедшем времени, эпохе. Они сама История.
***
«100 фотографий лучших фотографов Латвии». Каждый фотограф мог предложить  для этого альбома только один свой снимок. Герц Франк, известный  кинодокументалист,  « уступил»  свое место своему папе- в альбоме снимок фотографа довоенного латвийского провинциального городка.  Поступок Герца Франка  впервые  навеял  мне запоздалую идею-собрать лучшие снимки  кисти  мамы-папы...
Манифест царя и Двинск –город трех государств. Справка.  В канун 1893 года  вышел Манифест Александра III о незыблемости самодержавия, ужесточил  законы о евреях и русификации национальных окраин . И латвийский Динабург  переименовали в Двинск Витебской губернии. Вскоре   в том Двинске  родилась  моя мама Мария,  в девичестве Гительсон. Папа , Рувим Абрамович Дриц , из бедных кантонистов  латгальского местечка Дрицаны,откуда и фамилия.Он появился  на свет  почти на 14 лет раньше мамы, в 1883-м. Как  все динабургцы,  латгальцы , латвийцы, и в  семье с восемью детьми  богатого купца , к сожалению,  не знаю  какой гильдии Арона Гительсона, так и многодетные  бедняки Дрицы , тогда и не подозревали, что родные края  и страна не однажды  сменят названия уже  в их век.За 76 лет на земле моей маме , и папе –почти за 79, довелось  жить в разных городах и  государствах: в  Двинске ( Латвия ), в Липецке ( Россия), Уфе ( Башкирия), и в Риге ( советская  Латвия . Как и все, они пережили   три войны, а  чтобы выжить до самого пенсионного возраста, и даже  после войны , с пенсией в 29-35 рублей с копейками, они до самых седых волос  учились,учились, учились и переучивались. Почти  по заветам  Ленина.
Память в подушке ......Как-то перебирая старую чудом  сохранившуюся  пуховую  подушку из  приданого мамы, я нашла в ней монетку «1/2 копЪйки.1897« . Года ее рождения. Замечательная  в старину бытовала традиция- зашивать в подушку монетку  в память года  рождения пришедшего в мир нового Человека!   Та монетка , которой уже давно более века , не старится. Как амулет, как  оберег, она  и сегодня хранит  мамино тепло, согревает душу.               
Липецкие страсти  и ...   Россия.Город Липецк 1920-х. В пору раскулачивания и  репрессий главу семьи Рувима Дрица, как бы сказали сегодня, бизнессмена малого  бизнеса , а тогда -мелкого торговца , лишили гражданства  « за торговлю  с оборотом  2970 рублей в год », значится  в справке липецкого государственного архива.Лишенцу грозил арест, дальняя дорога и даже роасстрел. Членам  семьи запрещалось  работать во многих отраслях  народного хозяйства, а  перед детьми  после  окончания  школы  закрывалась  дорога к дальнейшему  образованию.            И бросив имущество,  семья лишенца  Дрица бежала в Уфу, Башкирию,  где  к тому времени  образовалась большая колония  беглых, ссыльных и переселенцев из Латвии. Среди них и один из  шести братьев мамы, Мендель-Михаил Гительсон  с молодой женой, тоже Марией.
Справка.Вместе с Максом, одним из братьев , Миша  неофициально перешел границу  из Латвии в Советский Союз. он потерял здоровье в  застенках НКВД, у политически ненадежного  буквально  выбивали  признаний  о шпионской деятельности . Еще долгие годы, до самой смерти, он был на крючке НКВД.
Брата  Макса Гительсона арестовали в Харькове  и  без суда и следствия расстреляли в 1938-м.
.
***
...Это и объсняет, почему  через несколько лет, встав  на ноги и  во избежание последствий , новые  уфимцы мама-.папа  Дрицы отправили  детей лишенца   учиться в другие  города, к родственникам.          О моем образовании тогда  никто не волновался. Уфимкой я стала только в полтора года от рождения. В Уфе и прошли мое детство, юность. Только  после WW2,  Второй мировой войны , семья  возвратились  в родную  Латвию.                ... и Черный ящик  .В Уфе Дрицы  решили  стать фотографами. По  примеру брата  Миши. Начали с  элементарной пятиминутки- черного фанерного ящика  на штативе  со  светонепроницаемыми  рукавами. «Внимание,улыбочку. Птичка!»- и внутри черного ящика в  темноте  свершалось  чудо- в  ванночках с проявителем-закрепителем  через несколько минут   на фотобумаге  появлялись очертания... лица, портреты .  Потому и пятиминутка. Затем  готовые снимки  купались в  ведре с чистой водой-отмывались от химикатов...Еще мокрыми  их плюхали  на кусок от газеты , или любой другой  бумаги ,  и свернутый в трубочку заказ через несколько минут вручался  дожидающемуся этого момента счастливому клиенту.                Карабаш, Миасс. Когда я была еще  дошкольницей  родители  ежегодно  с ранней весны до поздней  осени выезжали  на заработки в районные центры  Башкирии, Татарстана, Урала. По несколько сезонов  они работали  в Карабаше, Миассе... Фотографов  там очень ждали- редкая тогда была специальность Поэтому  на деревне их узнавали в лицо, знали по имени –отчеству. Правда , Мария Ароновна, и Рувим Абрамович, такие  иностранные имена местным  выговаривать  было трудно. Поэтому ,  и старые , и новые   знакомые  звали их  Мариванна,Мария Ивановна, и   Иван Васильевич.  Просто, но уважительно . Уверена, и сегодня те фотографии , портреты молодых и красивых людей от Мариванны, бережно  хранятся   уже  в  поколениях тех семей. .                ...Даже  в те годы  за ней приезжали автомашины , которые были  на перечет.Но то были   машины государственные. Они  отвозили  фото-мастера  на стройки, чтобы она запечатлела   строительство зданий   новых  школ,  цехов  все расширяющегося  металлургического и других заводов. Возводить и строить  местные гиганты  помогали  специалисты-иностранцы .(У одного из них,  итальянца  Берната Антоновича,  мы ежегодно снимали квартиру). Снимки  мамы  вместе с  отчетами  отправлялись   наверх, в Москву. Они  удостоверяли, подкрепляли  рапорты  местных государственных   мужей  о проделанной работе .И меня иногда брали  на стройку.Не для того, чтобы  просто прокатилась  на автомобиле. Сохранились  снимки, на которых ребенок стоит у стены , как бы подчеркивая масштабность нового  огромного помещения, Прием  или секрет фотографа?   Это постановочные кадры .  А ребенок-модель  у стены-это была я.                ...Почти  ежедневно за Марией Ивановной  приезжали   и деревенские подводы,- увозили заснять  свадьбы, крестины. Не боялась  она выезжать и на похороны.
Конечно,  многие  не задумывались тогда, что на   тех снимках , на которых    зафиксированы многие  этапы и  местной жизни, и  семей,.фактически рождалась   фотоистория  края.
Рига, Юрмала, пляж и радиация.Когда   в 1947- м  Дрицы вернулись на родину, в  Латвии  уже  царствовали   узкопленочных фотокамеры , мини, не очень знакомые  пятиминутчикам от черного ящика с Урала. Но мама быстро освоила советский  Фед и легендарную  довоенную  немецкую Лейку . Днем она фотографировала, набирала заказы по Юрмале. Собиралось  несколько пленок по 36 кадров. Вечером   папа проявлял  их в  арендованной уцелевшей в войну старенькой  деревянной будке возле  у рынка и  железно-дорожного переезда  у станции Булдури. Ближе  к  ночи , после  просушки пленок, на смену  заступала я. Далеко за полночь    все заснятое  мамой  было напечатано. И,  смочив  раствором поташа-соды  большие листы  стекла  , с помощью валика  я накатывала на  них мокрые фотографии .Глянцевые и  блестящие  к  утру они  оказывались на полу .Оставалось только их расфасовать  по лицам. Все в темпе. Конкуренция!  Сегодня  трудно  представить, что  родители   не боялись оставлять девушку-студентку работать  ночами-тогда  все было спокойно.  Утром  я  отправлялась на пляж,  где  отсыпалась и загорала.  Моя белокожесть  многочасового солнца  ,бывало,  не выдерживала , И  согласно  народной практике  от ожогов меня отмазывали   толстым слоем жирной сметаны. О солнечной радиации тогда   еще и  не слышали.               
На ступеньку, две выше...В  условиях жесткой конкуренции, мама-папа, самодеятельные фотографы, старались    не отставать от времени, профессионально  от элементарной  пятиминутки    поднимаясь   на ступеньку- две.  Мама   твердо решила стать студийным фотографом.. И  стала Мастером,  освоив  кабинетные , студийные камеры , лучшие  объективы Цейса, законы постановки света в студии. Покорила  и   негативы  на стекле, которые  «прятались»  в кассетах.Одна такая  из дорогого красного дерева сохранилась (см. фото).                Папа ведал техникой, обеспечивал материалами- фотобумагой, химикатами. Он ассистировал  Мастеру- сам  готовил  проявители, растворы, составлял  и экспериментировал  рецептами. Мне запомнилось, как  он на мини- аптекарских весах  с плечиками на шнурках,  взвешивал  химикаты. Точными  гирями  ему служили желтые  монеты : копейка- один грамм, две копейки-два, три-три, пятак-пять граммов... И те, сегодня, считай , исторические   антикварные весы сохранились ( см. на  снимке).               
Черно-белый мир   и  радуга.В 30-е годы прошлого века семейная фирма «Дриц  и Ко», как и весь  мир,  в основном  издавала   фотографии черно-белые. Но  мама научилась делать снимки  и  в  модных тогда коричневых цветах-тон  степи . Художественные! Более  сложная технология! Сохранились   также ее работы и  в  виньетках,  и  на рисованных  фонах, работы  в разных стилях , форматах и  жанрах.Самое удивительное, что  еще до войны  она  «издавала»  и  цветные черно-белые фотографии . Творила   радугу! Готовые сухие снимки мама от руки   раскрашивала  обычными цветными карандашами и  даже детскими красками. Других  в то время  не было . Что это -провинциализм ?               
MODERN  от Бабы Мани!.Несколько лет назад  довелось  побывать на выставке молодых художников, выпускников Академии художеств Латвии. Стенды  «Модерн.  Они поразили  меня , как говорят, прямо в сердце. Них были    снимки , раскрашенные от руки карандашами и красками. Как  делала это моя мама   еще  в 30-40-х годах прошлого столетия . Надо же!   Оказалось, что  ее самодеятельное мастерство  - это  Модерн ХХ  века!  Модерн от Бабы Мани! Можно представить  с каким восторгом и  гордостью покидала  я ту  выставку.
Цитаты  бабушки –пробабушки –семейный фольклор. Баба Маня, это  псевдоним. Его придумали мои дети, которых она вырастила. Бабушки Мани  нет с нами уже 40 лет, но в семье  и сегодня  живы  Цитаты от Бабы Мани!  Ее меткие , порой шутливые , порой саркастические , но всегда четкие  и точные  оценки,замечания о различных событиях, ситуациях. Это были  Перлы  остроумной  и творческой  Личности. Даже   для внуков-правнуков , которые родились уже после нее,   цитаты от Бабы Мани и сегодня  памятный семейный фольклор.
Работы Художника! «Никогда  у меня  не было лучшего   портрета, чем  тот, что сотворила, твоя мама ! Именно сотворила  когда-то еще в нашу студенческую юность. То была работа  настоящего Художника ,-недавно сказала  мне  Клава Медведева , очень близкая подруга  с полувековым стажем.-»Сядь  вот так. Нет, ровнее, а теперь  чуть повернись..., попробуй боком..., голову ниже, нет-  чуть выше...» Она работала со мной, как со звездой».И еще. Сегодня, через полвека ,хочу вспомнить и поблагодарить  твоих  родителей .Часто подолгу я  гостила у вас  на улице  Суворова. И всегда , придя к вам  в дом  из общежиттия, где была прописана,  чувствовала себя, как в родном доме. Вся семья, особенно твои мама и папа , буквально отогревали меня-так  приветливо  они  встречали и  тепло принимали меня. Светлая им память!»
Сегодня светлая память и самой нашей родной  Клавочке, Клавдии Максимовне, Педагогу и  очень доброму, приличному Человеку, которой сегодня  тоже  нет с нами!
Гимн семейным фотогенам. Увлечение фотографией и  художественный  вкус– удивительное   Наследство. Самодеятельные  фотолюбители высокого класса есть ныне  в семьях Дриц, Брамник, Вольдман, Маргарян –Гительсон, Райхман. А Роман  Дриц уже известен  на  международных   фотовыставках.                ...Спасибо  за  подсказки Герцу Франку  и молодым «академистам», художникам  Латвии. Геннадий Брамник , Лариса Вольдман, мои дети,  и я, насколько удалось,  собрали   работы  Кисти семейного  дуэта  Бабы Мани. Обычные,  бесхитростные ,  казалось бы кадры ,  они  приоткрывают  форточку  через которую  сегодня можно заглянуть в прошлое , увидеть  как  когда-то,  в ХХ  веке,  жили  советские  люди, заглянуть в  уголки и  интерьеры их  скромного  быта. Это  и  есть   Гимн наследников  фамильных  фотогенов.
Нью Йорк.Рига. Год 2013.
Авторы снимков –семейный  дуэт Баба Маня

Это линк иллюстраций из старых семейных альбомов.


Наведите на ссылку,когда она станет красной, нажмите на нее.Откроется сайт
Shutterfly по теме.
Если ссылка не»краснеет» до конца строчки,  то  скопируйте всю строку  и вставьте ее  в  строку, в которую  обычно пишите  адрес  сайта.


Рецензии