Культура в жизни человека

               
               
       Что такое культура? Какую роль она  в жизни человека?  Нужна ли культура сейчас в век цивилизации? Как человек может существовать без культуры?
  Я думаю, что нравственный облик, чувства, мысли человека, мировоззрение, система духовных и эстетических ценностей – служат эстетическому формированию личности. 
 Существуют правила поведения в обществе. Каждого человека с детства воспитывают нормам морали, составляющим культуру человека. Потом в школе, а после  и в жизни, каждый из нас живёт, работает и общается.
Истоки культуры в искусстве. А искусство- это прежде всего художественная литература.
   Исторические события, классовая борьба, а также культурные ценности разных народов, условия жизни человека в разные эпохи являются источником возникновения  искусства. Используя художественные приёмы, создавая впечатляющие образы, типичные для представляемой эпохи персонажей, искусство влияет на сознание людей. Сюда можно отнести  и мировую классику, и чтение художественной литературы, и картины художников, и театр, и кино, и посещение музеев и выставок.  К примеру, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», мы учимся культуре поведения,  совершенствованию нравственного сознания, формированию духовности у его героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Мы понимаем, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это «нечто» - естественная жизнь природы и человека: «Надо жить, надо любить, надо верить».  Это слова Пьера Безухова. Автор романа «Война и мир» учит нас видеть внутреннюю красоту человека на примере Наташи Ростовой. Толстой показывает духовную красоту, которая затмевает внешнюю некрасивость Наташи, живой девочки. Писатель подмечает духовную связь Наташи с народом, её отношение к природе. Так она восхищалась в Отрадном красотою звёздной ночи:
             - « Ах, какая прелесть! Ну, теперь спать, и конец.
— Ты спи, а я не могу, — отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она, видимо, совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Все затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
— Соня! Соня! — послышался опять первый голос. — Ну, как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, — сказала она почти со слезами в голосе. — Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».
Этот диалог воспитывает эстетическую культуру, культуру восприятия красоты окружающего нас мира, любви к природе, улучшению своего внутреннего мира.
    На примере Наташи мы  учимся понимать человека не по внешним данным,  отличать добрые и злые намерения, нравственные и безнравственные поступки, знаем, что в жизни каждого человека будут пути искания, что человек не должен отступать от норм нравственности. Всё это входит в культуру человека.
   Герои Толстого учат нас патриотизму, любить свою Родину, не забывать о чести и достоинстве. Так  Наташа Ростова, отдающая все подводы во время Отечественной войны 1812 года, раненым, в то время, как другие вывозили на них свои ценные вещи, является для нас примером.
    Противопоставляя народу –патриоту военных трутней, равнодушных к судьбам родины, Толстой после встречи Пьера с ранеными под Можайском  рисует общество штабных интриганов. После сцен на батарее Раевского, где с такой силой раскрывается духовная красота русских людей, Толстой показывает Наполеона на поле битвы – жестокого и вместе с тем бессильного перед надвигающейся гибелью.
     А в следующих главах мы видим народного полководца Кутузова, с его любовью к родине, народу, с его твёрдой решимостью победить.
 Любимая мысль писателя, положенная в основу романа - это «мысль народная».
 Героев «Войны и мира» можно разделить на тех, которые живут «жизнью ненастоящей» - это люди светского общества:  Шерер, князь Василий Курагин, Элен Курагина, генерал-губернатор  Растопчин,  и тех, чья жизнь исполнена настоящего смысла.
 Очень ярко изображается в романе жизнь семейства Ростовых. Непременным условием жизни,  по Толстому, является раскрепощённость человека, понимающего условности и  прнебрегаюшего ими, строящего свои отношения не на светских требованиях приличия, а на иных основаниях: «… и благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передаёт её великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуты испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях с простотою и лёгкостью поднимает… дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».
    Поэтому ложь, ненависть, предательство, насилие вызывают отвращение, формируют негативное отношение общества к таким проявлениям, призывая к борьбе с ними.  Всё это формирует культуру  человека. Обнажая зло,  искусство вскрывает обречённость зла перед идеалами прекрасного. Самые лучшие человеческие помыслы и поступки рождают веру в людей, в то, что зло всегда будет наказано, а правда всегда восторжествует.
 Роль искусства, как носителя культурных ценностей, неоспорима.
 Каждая эпоха имеет свой характер, оставляя культурное наследие, которое непременно выражается в произведениях искусства.
  Таким образом культура – это правила поведения в обществе, это система  нравственных ориентиров , мировоззрение.  Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
    Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции,  обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д.
      Система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов.
           Список литературы:
1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993.
3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. - М., 2001.
5. Соколов Э.В. Культурология. - М.: Интерпракс, 1994.


Рецензии
Понравилось. Можно смело продолжать, включить народные обычаи разных народов. В России очень многое утеряно.Но что-то и осталось.Удачи.

Александр Гусаров Бел   09.05.2014 22:27     Заявить о нарушении
Спасибо!
Суважением...

Азман Хасбулаева   09.05.2014 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.