Клавдия Васильевна

                У мамы была подруга, ее тоже звали Клавдия Васильевна, как и мою маму.  Они были не только тезки, но и одногодки. Мою маму на работе звали КВ-1, а ее подругу КВ-2.   Моя  мама всю войну работала в Сибири в тылу,  а КВ-2 была на фронте разведчицей.  Вернулась она с войны героем, но без обеих ног,  чуть ниже коленей.  Но  Клава была очень сильная девушка.  Не упала духом, закончила финансовый техникум  и работала в  отделе соцобеспечения в райисполкоме. И когда после войны наша семья приехала в Острогожск, здесь они с моей мамой и встретились , подружились и почти пятнадцать лет проработали вместе - сидели рядом, а точнее нос к носу.  КВ-1 помогала одиноким и многодетным матерям,  а КВ-2 – пенсионерам.
                Жила Клава в пригороде на Лушниковке, в старой времянке с сестрой и матерью.  Это была необыкновенная женщина.  Ее за глаза звали «Наш Мересьев».  Был такой известный летчик-герой,  который во время войны потерял обе ноги и потом смог вернуться в авиацию.  Так вот Клава-2  была покруче его. В райисполкоме,  где она работала,  многие даже и не догадывались, что она без ног.  Она ходила на протезах.  А протезы-то какие тогда были – деревянные ноги.  И пристегивались они ремнями.  Моя  мама видела,  как подружке было непросто таскать на себе эти деревяшки, ходить на них и даже  отплясывать «русскую».  Клава никогда не жаловалась ни на какие болезни, недомогания, потому-что по сравнению с ее ногами все остальное было просто пустяками.
                Дома у них было хозяйство – и корова, и утки-куры, и поросенок.  Она со всем сама управлялась.  И никогда даже вида не показывала,  что часто ей, как русалочке,  каждый шаг  приносил боль.  Остатки ног в этих протезах часто стирались в кровь,  но она всегда была веселая, с юмором,  иногда даже может матерком послать.  Война многому научила. От всех женщин она отличалась только тем, что круглый год ходила в чулках  и в одних и тех же туфлях на небольшом каблучке.  Ведь даже зимой ноги не мерзли.  Лицо у нее было простое,  но вполне симпатичное с ярко красными губами.  Тогда была модна ярко красная помада.
                Но речь пойдет в общем-то не столько о ней.  Это случай для всех стал просто загадкой.  Однажды из области приехал проверяющий ревизор. Вернее он уже не первый раз приехал.  Молодой, красавец такой.  Женщины отдела, а вернее девушки, а их было человек 10,  сразу стали прихорашиваться, кокетничать с ним.  Всем хотелось ему понравиться.
                Есть фотография – все девчонки молоденькие,  красивые, нарядные сидят с большими букетами сирени.   Но КВ-2 нет на этой фотографии, и ревизора тоже.   Дело в том, что девчонки решили хотя бы сфотографирываться с этим красавчиком,  раз уж он на них не обращает внимание.
                Они и так каждый его приезд очень старались угостить его, как-то развлечь, отвлечь,  сделать ему что-нибудь приятное.  Ну во-первых, чтобы он  написал хорошее заключение по проверке их работы.  А потом и правда, хорош  был парень.  Правда, говорят, что он женат. Ну и что?  Незамужним девчонкам так хотелось внимания.  Тем более, что после войны мужчин в городе почти не было.  А те, кто вернулся с фронта,  вернулись к своим женам.
                Девушки наломали сирени,  нарядились,  губки подкрасили,  модные прически сделали,  фотографа пригласили.  Уже все собрались, расселись, а КВ-2 нет.  И ревизора нет.  Подругу Клаву спрашивают,  где Клава-2.  Мама тоже не знает, почему ее подруга не пришла на работу.  Уже и время приближается к обеду, А Клавы  нет.  КВ-1 уже стала волноваться,  не случилось ли чего у нее дома?  А тут еще и начальство заинтересовалось, почему  Клавдии Васильевны нет на работе?  Моя мама вызвалась съездить к подруге домой и узнать, в чем там дело.  Может быть она заболела.  Попросила у начальства машину  и поехала к Клаве домой.
               Время подвигалось уже к полудню – жара, прямо лето.  Подъехала к клавиной завалюшке,  постучала,  покричала - «Клава!  Ты дома?»  В ответ услышала : «Заходи, заходи». Мама зашла.  В доме более-менее чисто, но очень убого,  прямо деревенская хатка.  Мухи летают,  с лампочки липучка свисает вся в мухах.  Заглянула в комнату,  а Клава сидит на кровати еще в ночной рубашке.  Культи свои свесила,  а ноги деревянные на полу воляются.  Мама ей – Клава,  ты что, заболела?  А та сидит смеется,  и вид у нее совсем не больной,  а очень даже довольный.  КВ-2 подругу пальчиком приманывает и глазом показывает за занавеску,  которой кровать закрыта.  Мол, иди посмотри.
                Мама тихонько подошла, заглянула за ширмочку и чуть в обморок не упала.  Рядом с ее безногой подружкой, в этой грязной лачужке,  сладким сном спал их красавец-ревизор.  Чуть-чуть придя в себя КВ-1 сказала:» Ну,Клава,  у меня нет слов.  Я ничего не понимаю в мужиках. Что им надо? Ведь у нас столько красивых молодых девчонок - с ногами, с руками, готовых любить.  Ладно,  я поехала, скажу, что ты чем-то отравилась. Завтра приходи на работу»
Вернулась она  такая угнетенная,  и все подумали, что очень расстроилась, ведь подруга заболела.
                А вечером КВ-1 устроила мужу (моему папе) настоящий скандал и обвинила его за всех мужиков во всех смертных грехах.  И что они такие не разборчивые в отношениях с женщинами, и что в команировке, наверное все себя так ведут. И пожалела жену этого ревизора, который  ей больше не казался таким симпатичным.  Правда после этого случая красавиц-ревизор больше у них не появлялся. Видимо слух-то  прошел, что он любовник безногой Клавдии.   А она смеется и не признается.  Вот такая была необыкновенная женщина.
                А потом КВ-2 вышла замуж,  родила дочь,  мужа-алкаша выгнала.  Как инвалид и герой войны получила квартиру, обставила,  дочь выучила, замуж выдала.  Еще и зятя воспитывала, иногда поколачивала, чтобы не пил и дочь не обижал.  Машину водила, огород сажала, заготовки на зиму делала.  Помогала дочке детей растить и воспитывать. А где-то лет в 65 опять вышла замуж.  Квартиру оставила дочери, а сама ушла к старичку.  Дом содержала,  огородом занималась, уже правнуков нянчила и воспитывала.
                Как-то мама моя  встретила  ее в городе, а было им уже лет по 75.  Мол – Как ты?  Как ты?  Моя мамочка жалуется на старость.  Пасха скоро, надо хоть печку побелить – а сил нету. Бодрая, как всегда  КВ-2 :»Ерунда.  Давай я приду к тебе и побелю. Я себе всю кухню уже выбелила».
                Маме стало стыдно за свои слова и свое настроение:»Ты что, Клава?  Ты без ног и мне бессовестной с руками и с ногами будешь белить? Нет, дорогая,  я уж сама».  Скорее пошла домой и откуда у нее только сила взялась и здоровье? И давай белить.  И не только печку, тоже всю кухню побелила.
                Вот такая была эта Клава-2.  И я ее всегда помню.  Если  у меня что-нибудь заболит, я ее вспоминаю и думаю: Все ерунда,  я тоже сильная и тоже справлюсь, как и КВ-2.


                1 марта 2012 г.
                Москва
                А.Вершкова 
               

               


Рецензии
Благодарю за статью.
Работая психологом-психотерапевтом, часто слышу такие истории о сильных характером женщинах, о их особенностях личности.
Правда в терапию, редко приходят такие женщины как Клавдия Васильевна, а вот женщины другого склада личности, бывают частыми гостями у меня.
Анна еще раз благодарю, буду рекомендовать ваши статьи своим клиентам, как пример историй женщин, которые могут преодолевать жизненные трудности.

Марина Мельчукова   25.03.2014 18:50     Заявить о нарушении
Марина, я счастлива, что мои рассказы не только веселят, но и заряжают положительной энергией и оздаравливают!! Удачи и хорошего настроения!

Анна Вершкова   25.03.2014 21:02   Заявить о нарушении