Заклятые друзья

               


 Заросшие лесом зеленые горы,
 по ним серпантином дорога бежит.
 Как много печали, разлуки и горя
 земля карабахская в недрах хранит!

Александр Вайнерман

Этот рассказ я обязательно должен включить в книгу иначе она будет не полной. И я уверен, что эта история будет органично дополнять другие главы произведения.
Июльская жара кружила над Горячим Ключом в обнимку с легким ветерком, который, уступая бесподобной красавице, позволил ей вести в этом чарующем танце. В парке зеленая листва шепотом густых крон передавала звонкий смех разлетавшийся по дорожкам.
Я фотографировал торжество по поводу долгожданного рождения сына, у молодой пары  Армена и Гаяны  ведь родившийся мальчик был к тому же и первенцем. По этому поводу на празднество приехали родственники и друзья со всего Черноморского побережья, даже из Еревана приехало несколько человек поздравить счастливую семью и взглянуть на Армена младшего.
Ближе к вечеру, когда все гости уже порядком подустав, чинно вели тихие беседы, а молодежь, у которой в это время всегда открывалось второе дыхание, отправилась в один из местных клубов, чтобы продолжить веселый праздник ко мне подошел дядя Армена и предложил проехать в его фотоателье чтобы сразу отпечатать все фотографии.
Артур был весьма лихим водителем, но вел машину уверенно и аккуратно. Старенькая волга, довольно шустро проскочив центральные улицы, очень скоро добралась до окраины города.
Оказавшись в пригородном районе, Артур после очередного поворота остановился возле яркой вывески, на которой был изображена девушка в свадебном платье с букетом в руках. Мы прошли внутрь, и я скопировал с флешки все фотографии за сегодняшний день.
- Фотками сейчас займутся, может, пока ждем, выпьем по чашечке чая или кофе? – он указал на кафешку на другой стороне улицы прямо напротив фотоателье. – Там работает один мой хороший друг, он готовит отличный турецкий кофе. 
- Думаю, чашка кофе не помешает – согласился я, проходя в открытую дверь на улицу.
Из заведения, в которое мы собирались зайти доносился тихий мелодичный грусный мотив этники. Внутри за низкими столиками на мягких диванах сидело несколько людей они, изредка перебрасываясь короткими фразами, пили ароматный чай, и кофе один только запах, которого бодрил лучше, чем десять банок “Red Bull” . Мы сели за один из таких столиков.
- Кто ко мне зашел! – услышал я громкий возглас за спиной. – Тохтэ, тохтэ братишка, почему так долго пропадал?
- Прости брат дела – Артур поднялся навстречу пожилому мужчине с широкой улыбкой. – Мы заглянули к тебе отведать твоего знаменитого кофе. Знакомься Орхан, это Михаил он сегодня запечатлел новорожденного сына у моего племянника Армена. 
- Якши, якши – хозяин заведения пожал мне руку – добрая весть.
- Ну а ты что? Как жена как дети? – Артур окинул взглядом помещение – как твоя чайхана?
-  Хорошо! У меня все хорошо! Моя Лейла нянчит уже четвертого внука. В последние время сюда заходит много туристов – Орхан еле заметным движением потер ладони друг о друга, так делают азартные игроки, перед тем как бросить на стол зарики. – Вот открыл второй банкетный зал, провожу свадьбы разные праздники. Заказов всегда много.  Погодите, сейчас я приготовлю кофе, и мы посидим и обо всем поговорим.
Когда он скрылся за барной стойкой, я заметил, что на лице Артура появилось задумчивое выражение.
- А ведь мы с ним едва не убили друг друга – тихо произнес он, словно пугаясь своего голоса.
Я взглянул на него пытаясь понять, что он хочет этим сказать.
- Орхан азербайджанец я воевал против него в Карабахской войне. Тогда же мы стали друзьями. А все, что было там… - он умолк на мгновение его голос сорвался, но стальной характер и военная выучка давно научила его владеть собой и, не дрогнув, он продолжил – все это одно большое горе, разделенное на два соседских народа.
Впервые я встретил Орхана первого дня девяносто второго. Я с горсткой ополченцев защищал Храморт это  маленькое село в Аскеранском районе…
- Кечениз хейир дядюшка Артур – к нам подошел высокий юноша и поставил на стол длинношеий кальян и, повернувшись ко мне, добавил – и вам доброго вечера.
- Камиль каким взрослым ты стал! Как быстро летит время! Сколько тебе лет? – Артур горячо приветствовал этого молодого человека.
- Восемнадцать – ответил парень и поставил рядом с кальяном поднос с фруктами и восточными сладостями. – Я сейчас обслуживаю банкет, но если вам что-то будет нужно, сразу зовите меня.
- Спасибо, спасибо Камиль мальчик мой больше ничего не надо мы не будем отвлекать тебя.
Когда он ушел Артур пустил густое кольцо дыма и продолжил рассказ.
- Мы решили стоять насмерть, каждый житель села был готов сражаться и погибнуть за свой дом. Но что могла сделать горстка ополченцев против целого батальона вооруженного до зубов. Их танки со всех сторон расстреливали наши позиции, но мы вросли ногами в землю, пустив корни. Там я потерял много друзей с кем ходил в школу и с кем работал, все они остались под разрушенными домами нашего селения. Если бы мы тогда знали что скоро подойдут наши отряды, может все было бы иначе. Бой продолжался несколько часов азербайджанский батальон отбросил нас на окраины села и там прижал к холму, один край, которого обрывался у реки. Тех, кто пытался спуститься  вниз к берегу расстреляли из пулемета. А тех, кто еще остался в живых, закидали гранатами. Меня оглушило и отбросило в сторону. Из того что было после я ничего не помню. Когда очнулся, уже была ночь. Я лежал на земле неподалеку от поля боя возле реки. Я был цел и невредим,  много тех, кто со мной оборонял село, погибли. Потом я узнал, что подошли наши отряды и выбили азербайджанский батальон с их  позиций. Но я не понимал, как  остался жив. То ли Господь сохранил мне жизнь, то ли это счастливый случай, что меня не заметили…
А вот и я дорогие гости – Орхан нес на небольшом подносе три маленьких чашечки, от которых уже издали, исходил пленительный аромат бодрящего напитка. – О чем идет беседа?
- Да вот вспоминаю, как мы с тобой встретились.
- Помню, помню, как такое забыть – Орхан поудобнее устроился на диване и, взяв кальянную трубку сильно затянулся. – Я тогда уже был капитаном разведки и служил под началом Якуба Рзаева нашего “Каменщика”. К тому времени я уже был женат и как только прозвучали первые выстрелы, я сразу же отправил свою семью из Верхней Аскипары в Ленкорань там, у родителей Лейлы цитрусовый сад и небольшой домик на берегу Веравул чай. И как только она в девяностом году уехала туда с моим сыном, я тут же взялся за оружие, когда армянские отряды напали на наше село. С тех пор я не выпускал оружие из рук. Тяжелое было время. Когда я попал в батальон к “Каменщику” то он тут же сделал меня командиром взвода разведчиков. И когда в девяносто втором в начале января началось сражение за Храморт, нам было приказано залечь у холма позади селения у реки и направлять огонь.
Орхан отпил кофе, чтобы смочить горло. Он держал чашку не за ручку, а поддерживал ее тремя пальцами снизу, а его глаза остановились на золотистой узорчатой вязи, на кайме.  Когда мне нужно собраться с мыслями я просматриваю фотографии.
- Ночью, когда армянские отряды ополченцев атаковали селение, наш батальон стал отступать. И я приказал своим бойцам отходить к основным силам. Нас разбросало по всему полю боя, и я оказался у реки, где остановился, чтобы отдышаться. Там я и увидел Артура он сидел, прижавшись спиной к берегу и наставив автомат на меня. Он был весь в грязи и в крови. Я даже вначале подумал, что это шайтан. Мы так сидели минут десять. Я думал, что это мои последние минуты. Но милостью Аллаха его палец не нажал на курок. Я тогда русский язык даже забыл…
- Да я помню, как ты пытался ломанными русско-армянскими и азербайджанскими словами мне что-то объяснить – Артур усмехнулся – даже тогда меня это немного рассмешило. Я, конечно, мог выстрелить, но не смог и не потому что он был один, и без оружия просто мне стало не по себе от того что твориться вокруг. Орхан сел на землю неподалеку и хриплым голосом запел песню. Вспомнишь, что ты пел?
- Эту песню у нас знает каждый ребенок.
   
 Ширин ширин ят ай бала
Боя-баша чат, ай бала
Сен де биргун оз сесини
Эль сесини гат, ай бала…

( Песню я передаю в рассказе, так как запомнил, но не знаю ее перевода).

- Это колыбельная, которую я в детстве слушал каждый вечер перед сном от бабушки и от мамы.
- Я думал это молитва, но когда прислушался, понял, что он поет – Артур улыбнулся. – Потом мы разговорились, и он рассказал о своих родных…
Орхан достал небольшое портмоне и выудил оттуда старую потрепанную фотографию и протянул ее мне. На ней был он с женой и с новорожденным ребенком на руках. Вокруг стояли родственники и друзья и у всех на лицах сияли улыбки.
- Эта фотография спасла мне жизнь, а судьба помогла встретить друга – сказал Орхан. - И сегодня спустя столько лет я скажу, как говорил ему всегда, что Артур джан больше чем друг он уже давно стал братом.
- Затем наши пути разошлись и встретились потом уже после войны. Где это было Орхан?
- Я тогда уже переехал в Россию – хозяин “чайханы” потер ладонью лоб, вспоминая прошедшие годы. – Мы встретились в Новороссийске, я тогда работал заведующим складом в порту и когда ты сказал что без работы и без денег я помог тебе устроиться таксистом. 
Тут зазвонил мой мобильный телефон,  так бестактно прерывая беседу. Звонили с Краснодара, через два часа меня ждали на корпоративной вечеринке. Нужно было ехать.
- Можно? – Спросил я, взяв в руки фотик. – На память об этой встрече.
Я отодвинул в сторону кальян и, поймав нужный фокус, запечатлел двух друзей.

Фото 1:
Артур сидел, облокотившись о спинку дивана раскинув руки поверх ее. Его белоснежная рубашка подчеркивала его улыбку на загорелом лице. Седые волосы в столь раннем возрасте говорят о том, что человек многое пережил и близко воспринял к сердцу все, что произошло с ним.
Орхан намного старше Артура. Но его волосы сохранили смолистый цвет и лишь виски переливаются серебром. Его цветастая рубаха сплошь покрыта узорчатым орнаментом, которая выражает его жизнерадостный характер. 
Эти два таких разных человека были поставлены по разные стороны баррикад, но велением судьбы они стали друзьями. Было в их жизнерадостных лицах нечто общее. В их взглядах можно было уловить еле заметный след прошлых лет. Это как старое вино, которое  хранит в себе  аромат и тепло солнечного дня сбора урожая.

Вечер как по волшебству все кругом погрузивший в сумрак встретил меня в автобусе следовавший из Горячего Ключа в Краснодар. Я все вспоминал прошедший день, вновь и вновь прокручивая последнюю беседу. И я дал себе слово, что когда-нибудь, когда у меня будет больше свободного времени, я вернусь сюда чтобы услышать эту историю до конца.


Рецензии