До последней строки

               
    
       
Восьмое августа - число
Где дымом все заволокло
В  него так жутко въелась гарь
Что дымом пахнет календарь
Мы вспомним каждого кто пал
В смертельной схватке за Цхинвал…

Александр Чеходанский

                1

     Проводя съемку новогоднего утренника в очередной краснодарской школе, я заметил  одного восьмилетнего мальчика, который постоянно сторонился меня и ни как не хотел попасть в кадр. Он все время прятался то за спинами одноклассников, то за новогодней елкой.
 Я спросил у учительницы, в чем причина такого поведения, почему этот малыш сознательно избегает фотообъектива.
- А вы не знаете? – почему-то удивленно спросила меня она. – Так ведь это Саша Матвиенко сын нашей географички Светки. Они вдвоем с сыном три года назад переехали сюда из Владикавказа. Ее муж Игорь служил миротворцем в Южной Осетии. Вы что не слышали? Все местные газеты тогда об этом писали. Игорь сам с Кубани был, и она теперь вот к его родителям переехала. К ней тогда после той войны из каждой редакции приходили. Все расспрашивали, допытывали. Вот, а теперь после всего этого малыш панически боится ваши фотоаппараты и вас. Вы для него очередной дяденька из газеты. Мне кажется, это может во что-то хроническое превратиться. А ведь я ее предупреждала.
Я еще немного по фоткал утренник, то и дело мысленно возвращаясь к тому, что мне рассказала учительница. И после окончания праздничного мероприятия я снова подошел к ней.
- Скажите, а нельзя ли мне увидеть его маму?
- Что тоже для газеты? – женщина внимательно осмотрела меня с головы до ног, словно пытаясь найти какой-то подвох.
- Нет не для газеты для моего блога в интернете. Я еще раз взглянул на забившегося в угол Сашу и повторил свой вопрос – Так, где я могу найти Светлану?
-Да не надо ее искать вон она пришла за своим сыном – эти слова моя собеседница произнесла с нескрываемым раздражением.
Я обернулся. Светлана сидела перед своим сыном и расспрашивала его о чем-то. Привлекательная девушка лет двадцати пяти, с белокурыми локонами я даже вспомнил Мальвину из “Золотого ключика” с любовью одевала Сашу, который с хмурым видом недовольным голосом отвечал ей.
- Здравствуйте Светлана – я приветливо улыбнулся, и тут же поймав, наконец, в кадр ее сына, который прижался к своей маме, нажал на кнопку затвора. – Ну, вот и попался.
Я встретил взгляд мальчика этот все еще испуганный взгляд, которые с любопытством смотрели на меня хотя и с большим недоверием. Девушка ответила мне улыбкой, которая получилась очень грустной и была, скорее всего, вуалью которой она пыталась скрыть свою печаль. 
- Добрый день. Извините моего Сашеньку он не всегда такой бука просто ему все еще трудно…
 - Светлана я Михаил как вы поняли я фотограф – прервал ее я не дав договорить – знаете я иногда пишу небольшие статьи в разные журналы. И мне было бы очень интересно услышать вашу историю.
- Про нас уже писали во всех газетах – она надела на мальчика шапку и завязала шарф. – Тем более уже прошло столько времени. Не думаю, что это необходимо и вряд ли ваша статья будет пользоваться успехом.   
- Поймите я с большим уважением, отношусь к вашим чувствам и если это для вас затруднительно я все пойму. Но если вы согласитесь, то вы сделаете мне большое одолжение и  я был бы перед вами в большом долгу.
- Но для чего? – Она удивленно посмотрела на меня, словно ожидая убедительных слов и очень веской причины. 
- Я скажу честно. Я виду блог в котором рассказываю разные истории, связанные с моей работой или из жизни тех людей которые мне встречаются. Думаю, вам есть что рассказать.
- Да но здесь не очень удобное место для нашей беседы…
- Отлично я как раз проголодался. Я хотел бы вас пригласить в одно уютное кафе, там готовят очень вкусную пиццу. Там мы могли бы обо всем спокойно поговорить.
- Ну что ж вы меня уговорили – она согласно кивнула, при этом ее локоны рассыпались по плечам, как волна разбивается о берег. – Только поставлю машину на парковку.
- Нет, не стоит. У меня нет автомобиля – словно извиняясь, я развел руками – вас не затруднит…
- Нет, нет что вы – она надела на плечо свою сумочку – только я до сих пор плохо знаю город, вы должны показать дорогу.
- А по пути может получиться сделать еще пару кадров с вашим сыном для слайд-шоу – я взглянул на мальчика, который исподлобья наблюдал за мной. И я вдруг понял, откуда это непонятное чувство, словно мне знаком его взгляд. Я прогнал прочь эти мысли и открыл дверь, пропуская вперед Светлану с ее сыном.
               
                2

- С Игорем я познакомилась, в две тысячи втором году, когда он служил во Владикавказе механиком в мотострелковой дивизии. Я работала учителем в военном городке, а он был водителем у своего комбата. Он забирал его сына из школы, так мы первый раз встретились.  Игорь раньше мечтал стать археологом,  и нам всегда было о чем поговорить. Он рассказывал много интересного о том, что видел в горах, когда они выезжали на учения. Потом мы стали встречаться и когда я сказала ему, что беременна он решил что подпишет контракт и останется служить. А потом потребовались механики в миротворческие силы, и он добился перевода в Южную Осетию в Цхинвал. Я осталась во Владикавказе, но Игорь часто приезжал к нам с Сашей.
- Мама можно мне мороженного? – Саша сидел возле Светланы и одной рукой держал ее за край свитера.
- Сначала поешь. Ты же знаешь, пока не поешь, сладкое нельзя аппетит испортишь.
Мальчик, тихо вздохнув, взял кусочек пиццы. Она протянула ему стакан с соком, и он принял его другой рукой, больше не возражая и ничего не требуя вновь замкнувшись в своих мыслях.
- Он плохо помнит Игоря – сказала Светлана, понизив голос – но он знает, что его отец настоящий герой и гордиться этим. Я раньше думала что будет трудно все объяснить но когда после того как родители Игоря приехали за нами во Владикавказ он сам сказал мне что хочет стать таким же храбрым как его отец. После окончания школы он хочет поступить в военное училище, что бы пойти по стопам Игоря.
Все ее слова я записывал на диктофон, положив его на стол. Светлана с какой-то опаской то и дело поглядывала на него, словно ожидая подвоха.
- Знаете мне нужно знать, что вы хотите о нас написать, когда я вам все расскажу. – Она посмотрела на меня, и ее лицо в этот момент было даже слишком серьезным.
- Можно на ты – поправил ее я.
Ну, хорошо – хмурые брови слегка разошлись – ты не пойми меня неправильно, но просто я уже не знаю, кому можно доверять, а кому нет. Были и такие, которые написали много нехорошего  и оболгали память Игоря. Я не хочу больше, что бы это повторялось. И если ты Михаил хочешь сделать сенсацию, то ничего не выйдет. Память о нем это все что теперь у меня осталось, и я не могу позволить так легко относиться к ней.
- Света – я полез в свою наплечную сумку и положил перед ней небольшую папку с печатными листами в файлах – если мне не веришь,  взгляни сюда. Это, то почему я сейчас здесь.
Она раскрыла папку и стала листать файлы, в которые были вложены мои рассказы.
Некоторое время никто не говорил и слова, соблюдая это перемирие.
- Мама я поел – тихо сказал Саша, отодвинув от  себя, пустую тарелку.
- Сейчас мама поговорит с дядей, и пойдем домой – ответила Света, погладив сына по волосам.
- Девушка – я тут же подозвал официантку пробегавшую мимо. – Принесите, пожалуйста, три порции самого вкусного мороженного.
-  Спасибо – улыбнулась Света, отрывая взгляд от папки. – Вы интересно пишите, но зачем это мне?
- Вы сказали, что память о вашем муже дорога вам. Это то, что нужно мне. Я не гоняюсь за сенсациями просто ваш рассказ это еще одна крупинка истины. А это дорогого стоит особенно в наше время.
- Смотри Михаил не заставь меня, потом об этом пожалеть. Я никому об этом не говорила – у нее появились заговорщицкие искорки в глазах – друг Игоря Алексей после того как стало известно что мой муж погиб принес мне его записную книжку. В ней он вел свой дневник. Часть страниц сгорела, но на оставшихся можно прочесть о том, что происходило с ним перед тем…   
Она смолкла, взглянув на Сашу, который выбирал шоколадные шарики из мороженного. Так мы просидели в молчании за поеданием сладкого.
- Я могу дать вам его дневник на время, пока вы будете писать рассказ – предложила она мне, когда мы уже шли к машине. – Но только под честное слово.
- Даю честное слово, что буду бережно с ним обращаться и беречь как шапку Мономаха.
Две еле заметные ямочки выдали ее незримую улыбку. И когда через час  я стоял на остановке, в ожидании маршрутки, в моей сумке лежал сильно потрепанный ежедневник. Сегодня мне потребуется много кофе.
Вскоре добравшись до дома, я первым делом достал дневник Игоря и, положив его на письменный стол, аккуратно раскрыл на первой из уцелевших страниц.
2006 год 2 февраля.
Я сразу же достал ноут и напечатал эту дату.
- Сегодня я точно не усну – усмехнулся я, наливая себе кофе, и расположившись на диване, принялся за дело.
В этом рассказе я постарался уместить как можно больше, но тут поместилось далеко не все, за что заранее прошу меня простить.   
                3               
2006 год

2 февраля.

Вернулись из Тквиави. Наш палкан сегодня в плохом настроении. Грузины забрали “Урал”. Утянули в Гори на буксире.  Сказали до выяснения обстоятельств. Опять наверно скажут о суверенитете  государственных границ или о нарушении  визового режима или еще что-нибудь припишут.  Машину, скорее всего уже не вернут.

3 февраля

 Говорят грузины забрали трех наших офицеров из оборонки. Ну, теперь точно что-то будет.

4 февраля

Сходили с Лехой и Костяном на рыбалку. Ацам местный рыбак говорит, что видел грузин неподалеку. Мы никого не встретили, но наловили много рыбы. Отдали ее Асхару. Теперь ухи на весь наш мех-парк хватит.

5 февраля

Очень скучаю по жене и по своему сыну. Увольнительную не дают отпуск тем более можно не ждать. Прислала фотки нашего Сашки. Пацан весь в нее пошел. Ну, посмотрим в следующий раз, когда второго бахнем, на кого будет похож.

6 февраля

Объезжали пригород Цхинвала. Встретили старого знакомого Сослана. Местный тракторист. Хороший мужик. Отлично в моторах разбирается. Всегда нам помогает, если инструменты нужно достать или запчасти. Позвал в гости. То ли семейный праздник, то ли именины или родственники приехали. А может все вместе. Так и не поняли. Люблю осетинские пироги и араку.

8 февраля

Подняли по тревоге посреди ночи. Выехали боевым маршем. Что? Куда? Все на взводе. Еле разобрались. В селе Еред засела грузинская пехота. Война?
Когда прибыли на место встретили пограничников  югоосетинской армии. Бибо капитан разведки сказал, что когда они прибыли  никого уже не было.
Во всяком случае, мы теперь знаем, что грузинские войска обладают высокими мобильными качествами – это сказал наш комвзвода. Обратно ехали с хорошим настроением.

10 февраля

На нашем блокпосте возле Хетагурово саперы нашли две мины. Выехали туда. Овчарка взяла след и довела до ручья. Дальше след обрывался.
В который раз вижу эту церковь пресвятой Богородицы, и каждый раз она восхищает меня все больше и больше. Надеюсь, вскоре у меня будет больше времени, чтобы осмотреть всю эту красоту.   

13 февраля

Целый день возились с двигателем. Потом пришли наши разведчики сели играть в нарды. Рассказывали что там, в горах неспокойно. Но больше ничего не сказали. Сидели, пили чай с бубликами. И все же в нарды механики играют лучше.

14 февраля

Отпустили на двое суток домой. День поцелуев и любви.

16 февраля

Вернулся в Цхинвал. Дождь. Ахсар приготовил шашлык.

23 февраля

Приехали генералы из оборонки. Показательные учения. Марат Минюрович сказал, что это показуха. Генералы, раздарив нам, часы и всякую дребедень поехали в ресторан.

4 марта

Патрулировали дальние приграничные села, расположенные по реке Меджура. Много древних развалин и горы.

8 марта

Приехала Света. Я подарил ей грузинскую медную монетку, которую нашел возле старой дороги недалеко от Цхинвала. Я продел в нее цепочку получился кулончик.

15 марта

Послали на блокпост на недельную вахту в село Гоята.

17 марта

Здесь тихо и спокойно.

22 марта

В соседнем грузинском селе Арцеу тревожно. Местные  осетины говорят, что туда проникли грузинские разведчики. Палкан со взводом сам поехал туда. Не знаю что они там нашли но несколько дней что-то усиленно искали.

 29 марта

Нас перебросили в Джавский район. Прислали команду кинологов. Искали мины.

9 апреля

Хмурое небо. Идут дожди.

18 апреля

Отослал Свете зарплату. Думаю, им хватит на пару месяцев.

27 апреля

Выехали на полигон. Весеннее стрельбище. 

4 мая

Живем в палатках. Топим печки сырыми дровами. Всюду дым.

7 мая

Перловка уже в печенке.

9 мая

На полигон приехали ветераны. Нас угощали бутербродами с красной икрой.

13 мая
Костик притащил овцу. Сказал, обменял у пастухов на сухпайки. Сварили в котле.

24 мая

Зашел к связистам. Хорошо зашел. Они приготовили плов. Посидели.

9 июня

В селе Нижний Прис, недалеко от Цхинвала нашли несколько мин. Выехали с командой саперов.

21 июня

С днем рождения меня.

23 июня

Командировали из центра молодых офицеров. Марат сразу всех предупредил, что ребята еще пороху не нюхали пусть, мол, адаптируются к местному колоритному климату. Ага. 
После первых же замечаний и упреков насчет устава наш комвзвода заглянул в санчасть к Ирке и набрал там пургена упаковок десять. За обедом наши повара от всей души попотчевали этих офицеров.

30 июня

Новенькие как шелк. Даже слова лишнего не говорят. Вроде нормальные ребята даже.

9 июля

Наш командующий состав собрался на базе. Приехали и осетинские генералы. Погиб их советник безопасности.

15 июля

Возле села Тамарес подорвался один из наших мотострелков. Саперные команды уже выехали следом. Мы прочесываем ближайшие села.

6 августа

Патрулировали Ленингорский район. Осетины и грузины живут бок обок. Иногда правда села поделены на осетинскую и грузинскую стороны, но все же, люди без вражды относятся к друг другу.

14 августа

День рождение моей любимой. Светлана приехала в гости. Ходили к Ахсару. Сделал все, как и обещал. Получился красивый сюрприз.
Третьего сентября день рожденье у Сашки. Отдал жене всю зарплату.

30 августа

Ночью на окраине Цхинвала слышали автоматные очереди. Наши не вмешивались, но мы были наготове. Палкан на взводе по его приказу мы ночевали возле своих машин. Три взвода мотострелков и часть саперной роты держались в полной боевой готовности.

16 сентября

Постоянно выезжаем на точки. После перестрелки уже не до шуток, все на взводе.

23 сентября

Костик в селе Хелчуа познакомился с красивой грузинкой. Говорит, хочет жениться. Не знаю насколько это серьезно но, по-моему, он не вовремя все это затеял.

28 сентября

Отец Тамары невесты Костика Васо сказал, что не следует торопиться, но против тоже ничего не имеет.
Света сообщила по телефону, что мои родители прислали с Кубани посылку. Сказала к моему приезду, оставит сало, но ничего не обещает.

5 октября

Вместе с югоосетинскими отрядами объездили границу в Знаурском районе. Саперы обнаружили несколько мин.

31 октября

Уже несколько человек подорвались на минах. Ребята, служившие до этого в Чечне, говорят, что это только начало. По их словам после этого берутся за оружие. В штабе все ходят хмурые, ведь теперь грузинские пограничники получили приказ забирать всех кто без визы прошел на территорию Грузии. А где начинается эта территория, их погранцы будут решать сами.

17 ноября

Свадьба Костяна и Тамары. Ее отец не поскупился, накрыл богатый стол. Собрались все соседние села. Гуляли три дня.
Со стороны Костика приехала его младшая сестра Яна. Ее тут же сосватали за брата Тамары Гочу.

28 декабря

На Новый Год отпустили домой. Собираюсь к любимой жене и к сыну.

2007 год

5 января.

Как быстро бежит время. Возвращаюсь обратно на базу. Перемахнули через перевал. Заснеженная дорога серпантином опоясывала склоны этих могучих гор. Тут всегда красиво даже в непогоду.
Света собрала мне в дорогу уйму всяческой вкуснятины. Говорит, что по возможности будет чаще приезжать. А наш Сашка уже стал богатырем. Отслужу и водителем устроюсь у ментов. А что у них и пенсия хорошая и работа не пыльная. Или могу таксистом работать если на то пошло.

17 января

Служба идет, как положено. Костик говорит, что хочет со своей женой перебраться во Владикавказ.

22 января

Весь мех-парк до сих пор отмечает Старый Новый год. Особых дел нет. Иногда выезжаем на тревожные вызовы, но каждый раз понапрасну. И, слава богу.

4 февраля

Леха возил саперов в приграничное село Ахмада в Ленингорский район. В приграничной полосе нашли в замаскированной землянке целый склад мин. Туда вызвали отряд спецназа. Будут брать с поличным.

23 февраля

Все как обычно. Нас на полигон генералов в ресторан.

6 марта

Выпросил увольнительную. Света, любимая я еду накрывай на стол.

20 марта

Вчера возле грузинского села Кирбали на мине подорвалась овца. Пастуха не задело, но грузины уже говорят о провокации со стороны российских миротворческих сил.

19 апреля

Ходили с Лехой к старику Чермену. Набрали пирогов. Вернувшись в гараж, застали там местного еврея Хаима. Он принес нам три бутылки араки. Ну конечно взамен ему нужна была солярка.
Сидим, отдыхаем.

25 мая

У села Эргнети на мине подорвалась женщина, ее увезли в Гори. Наши как на иголках.

12 июня

Постоянно выезжаем в приграничные грузинские села. Часто это просто пустая трата времени. Но позавчера чуть не сцепились с нашими грузинскими коллегами. Они хотели, чтобы глава села Калет подписал документ, запрещающий нам право заезжать на территорию этого села.

21июня

Мое др. Звонила Света. Приехать не может и меня как назло не отпускают. Ахсар накрыл хороший стол. Ближе к ночи нас подняли по тревоге. В Нижнем Прис слышали автоматные очереди. Просидели в БМП целую ночь, но так больше ничего не произошло.

28 июня

Грузины с высот обстреливали приграничные осетинские села. Несколько крупных осколков от разорвавшихся снарядов нашли на окраине села Тбет. Половина мотострелковой роты на неделю перебрались туда. Меня и Костика оставили с ними.

7 июля

Все тихо. Закинули удочки, ловим рыбу на озере.

13 августа

Заставили перебирать все моторы на машинах. Весь день провозились. Капремонт блин.

14 августа

Свету не отпустили из школы. Пришлось поздравлять ее по телефону. Ну ничего думаю на Сашкин др смогу вырваться.

30 августа

Грузины обстреливали  село Цителубани. Нашли остатки разорвавшихся ракет.

3 сентября

Постоянно разъезжаем по приграничным селам. В штабе какая-то чехарда. Никого никуда не отпускают. Прошляпил др сына.

         6 сентября

Село Мугут. По ту сторону хребтов Грузия. Горные тропки, иногда пересекаясь между собой, уходили вверх по склонам, исчезая где-то там вдалеке. Тут воздух такой свежий, что чувствуется каждый глоток. Вот бы Светку и Сашку сюда.

15 октября

Осенние учения. Ветер, дождь, грязь. Тушенка, макароны, арака.

9 ноября
Сегодня палкан обошел все подразделения. У нас долго осматривал машины, особенно проверял башенные орудия и станковые пулеметы. Вроде все в норме.

29 декабря

Ура! Еду домой к жене и к сыну. Приготовил кучу подарков. Светик всегда хотела иметь осетинский платок. Вот выторговал кое-как у одной бабушки в Мугуте. Хорошо еще зарплату вовремя дали.

2008 год

18 января

Идет снегопад дороги все замело. Мы еле добрались до Цандара. Наши БМП бросало в разные стороны как космические корабли в поясе астероидов. И теперь мы как десантники выбрались из звездолета, чтобы сразиться с инопланетными захватчиками. Но если тут кто и был, то давно уже убрался восвояси. На дороге, ведущей к грузинской границе видны ямы от разорвавшихся мин. Было приказано прочесать район.
От Сандро, местного аксакала мы узнали, что вот уже целый месяц подряд почти каждую ночь небольшой отряд грузин пересекает границу и обследует окрестности. Наш капитан оставил здесь небольшой пост и на следующий день мы отправились обратно.

27 февраля

Леха рассказал, что в селе Калет была поножовщина грузин с осетинами. Трое убиты и семеро ранены. Этого еще не хватало. Вроде все улеглось, но теперь это как мина замедленного действия не знаешь, когда рванет.   

22 марта

В Абхазии сбили грузинский беспилотник. Здесь пока затишье.

5 мая

У грузин еще одним беспилотником стало меньше. Это уже четвертый или пятый. Я даже сбился со счета.

20 июня

Все слышали слова полковника Конашенкова после того как грузины задержали наших ребят бросив их лицом на землю “Миротворцы получат такой приказ после которого ни одна грузинская муха на них не сядет”. Думаю, это очень разозлило грузинского президента.

21 июня

Так странно впервые после тринадцати лет отмечаю свой др соком и молоком. Сидим в гараже на машинах полная боевая готовность. Ждем приказа выдвигаться.

4 июля

В Абхазии взорвалось несколько бомб. Теперь это уже все больше и больше похоже на настоящую партизанскую войну.

7 июля

Сегодня были на высоте около села Сарабук, недалеко от Цхинвала подорвалась машина из кортежа Санакоева “грузинского президента” Южной Осетии. Нас туда не допустили, говорят, что грузины проводят там диверсионные операции.

8 июля

Наши “соколы” кружили у грузинской границы. Теперь-то они будут знать, что с Россией не нужно сориться.
Скоро Олимпийские игры вот там и поглядим, кто и что из себя представляет. 

13 июля

Ночное небо сегодня особенно красиво. Отчетливо видно каждую звездочку. Почему-то стало немного не по себе. Завтра обязательно позвоню любимой, узнаю как они там с Сашкой. Через месяц у Светки день рожденье нужно будет обязательно попасть домой.

1 августа

В селах вокруг Цхинвала и на окраине города всю ночь шли перестрелки. Мы пока не вмешиваемся но ситуация накаляется думаю и нам вскоре придется за оружие.

2 августа

По Цхинвалу велся огонь из гранатометов. ПОГИБЛИ МИРНЫЕ ЖИТЕЛИ. Это уже переходит всякие границы. Не пойму, почему наши сидят сложа руки?

4 августа

Многие грузинские семьи в спешке уезжают, оставляя свои дома.

6 августа

У грузинского села Нули, шел бой. Осетины выбили оттуда отряд грузинских минометчиков.

7 августа

В приграничных селах уже целый день не прекращаются перестрелки. Грузинские миротворцы оставили свои посты. Мы вторые сутки уже ходим в полном вооружении. До сих пор непонятно из-за чего все началось. Константин Анатольевич наш еврейский палкан с калашом наперевес вместе с нами отправился на окраину города. Тут вроде все поутихло, но на высотах слышны выстрелы. Может грузины, наконец, успокоились.

8 августа

Это ужас. Началась война. Грузины атаковали нас со всех сторон. Наш БМП подбит. Костика убило осколком снаряда. Я не знаю, сколько мы еще продержимся но во всяком случае, никто оружие не сложит это точно. На улицах много погибших от бомб женщин и детей. Мы пытаемся прорваться к нашим, но здесь везде грузинские отряды. Света я очень сильно люблю вас. Чтобы не случилось, Сашка должен знать, что его отец настоящий мужчина и храбрый солдат. И сейчас я жалею только об одном, что так мало времени провел с вами мои любимые. Ну как говорится, даст Бог, еще свидимся. Не поминайте лихом.











 











 













 



























 


Рецензии