Мог бы убежать

«…и отцы ушли, и братья ушли
остались одни мы – Мальчиши-кибальчиши»
А.П.Гайдар «Мальчиш-кибальчиш»


 

   Сейчас, вспоминая тот случай, думаю: «Надо же,  прямо подвиг», хотя тогда, несмотря на свой маленький возраст, считал, что ничего особенного и не сделал. Просто так надо было.


      Мой отец работал в пожарной части, именно работал, а не служил. Служат военные, а он ходил на работу. Сутки дежурит – трое дома. Но, не смотря на гражданское отношение к работе, на пожары то они выезжали самые, что ни на есть настоящие и жизнью и здоровьем рисковали, как на войне. Пожар он ведь фамилии не спрашивает и звания тоже. Много насмешливых баек ходит про пожарников, что они мол бездельничают на работе, только в шахматы и играют, да в домино и спят. Вот служба – мёд! И пусть играют, и пусть спят и пусть «мёд» тот, ложками едят. Это значит, что сегодня все останутся под своим кровом, на своих постелях и со своими близкими. Будь я поэт и композитор, то сочинил бы специальную колыбельную для пожарников, чтобы они спокойно засыпали, но спали чутко. Еще, безграмотное в пожарном смысле, население часто смеется над пожарными, что вот-де ехали на пожар и приехали без воды. Чуть полили и вода кончилась. Открою вам маленький секрет: пожарная машина – это не суть бочка с водой, а мощный насос. Тот малый запас воды, что везут с собой пожарные, а это около двух тонн, может вылететь через пожарный рукав за считанные секунды, если дать давление около десяти атмосфер. Вы все еще смеетесь над пожарными?
Мальчишка семи лет, попавший внутрь здания пожарной охраны, чувствует себя, как рыба в воде. Там ведь настоящие мужики, в почти военной форме, там  большие красные машины с двумя кабинами, с разными приборами, там каски блестящие, там дядьки делают много интересных вещей: учатся обматывать людей веревками быстро и так, чтобы человек из этого кокона, когда его будут спускать из окна горящего дома, не вывалился и не разбился. Еще они мотают длинные шланги, которые почему то называются, как деталь рубашки или пальто «рукавами», а главное ты пользуешься там уважением, потому что уважением пользуется твой отец и поэтому, когда ты приходишь туда, то слышишь восторженные возгласы его товарищей, связанные с твоим появлением.


      Конечно, все строго, конечно есть вещи, которыми ни в коем случае нельзя поступиться. Нельзя спать во время дежурства у телефона «01». Это необычный телефон, у него нет диска для набора номеров, потому что он работает только на прием, в его трубке не услышишь слов радости, этот телефон очень важный, по нему взывают о помощи. Нельзя быть беспечным, а семилетнему мальчишке находиться разрешалось. Мне даже однажды разрешили ночевать в «пожарке». Не беда, что ложем был жесткий кожаный топчан и не было простыни, потому здесь все, спят в одежде, главное – могли позвонить по очень важному телефону и попросить о помощи, тогда меня возьмут с собой на пожар. Вы катались когда-нибудь на пожарной машине, которая мчится тушить пожар? Это захватывающее дух занятие. Во-первых, когда пожарная машина покидает свой бокс, она включает сирену, чтобы все люди знали, что где-то случилась беда. Это сейчас пожарные машины снабдили большими красивыми мигалками-маячками и все это озвучивает современная модная тревожная сигнализация, а во второй половине двадцатого века на пожарных машинах стояла сирена, которая работала от воздушного компрессора и работала не постоянно, а тогда, когда пожарникам требовалось дать о себе знать. Вы слышали, как она звучит, когда водитель дает полный газ. Поверьте, это душераздирающий визг. Как будто взвизгнули одновременно сто тысяч поросят, когда им одновременно прищемили хвосты.


        Пожарная машина, когда мчится на пожар, может объезжать закрытый железнодорожный шлагбаум, конечно, если нет близко идущего поезда. Это экстрим, дух захватывает! Если же на не очень широкой дороге ей попадается попутный автомобиль, водитель которого все время смотрит в лобовое стекло и совсем не обращает внимание на зеркало заднего вида, то водитель пожарной машины подкатывает, под самый задний бампер впереди идущей машины и чтобы проучить наглеца, включает сирену… Поверьте, после такой встряски, тот водитель, я даже переживаю за его безопасность, теперь все время будет смотреть в зеркало заднего вида! Его больше будет интересовать, что же происходит сзади.
А пожарная машина мчится дальше. И вот наконец то, горящий или уже догорающий объект. Пожарная команда делает все, что в ее силах, если не потушить пожар, то хотя бы его локализовать, то есть не дать перекинуться огню на соседние объекты, другими словами не дать горю приумножиться.  Дело сделано и пожарники, сняв с себя мокрую, всю в саже и пепле спецодежду, садятся в машину. От них пахнет гарью. Это запах выполненного долга. Сегодня они с лихвой окупили свой хлеб и сон.

      Для юного создания все это фантастика. Это влечет, хочется снова и снова окунаться в этот мир геройства. И ничего удивительного нет, в том, что я каждый раз, когда у меня было свободное от учебы в школе и дома время, прямо не шел, а бежал к отцу на работу. Как я уже говорил, никто, вплоть до начальника пожарки, не возражал против моего, там присутствия. Не то, что я был желанным гостем, но я вносил некоторый колорит, в их скучное, без пожаров, дежурство. Все способы скоротать время использовались пожарными по полной программе. Идя по длинному коридору, ведущему в главное дежурное помещение уже можно было слышать стук костей домино о специально выделенный для этих целей, деревянный стол. Стук, был выдающийся, особенно, когда делали «рыбу» или забивали кому-нибудь «козла». Играли на «интерес». Но всегда играли с большим азартом, как-будто в первый или в последний раз. И смеялись от души, когда кто-то оставался, извините, «козлом». Еще из развлечений были шахматы. Но приверженцев этого вида спорта было немного. Приходил к ним один человек, у которого не было обеих рук, до самых плеч. Поговаривали, что руками он поплатился еще в молодости за свое пристрастие к чужим чемоданам. Якобы, его застали на месте преступления отчаянные люди, владельцы чемоданов, которые он хотел умыкнуть и не стали звать милицию, а просто по-тихому вышвырнули его из поезда. Что было дальше, я не знаю, но факт был на лицо. Теперь это было смиренный гражданин, большой поклонник игры в шахматы. Он был сосед, заместителя начальника пожарной части и видимо, имея массу свободного  времени, договорившись с соседом, стал коротать его в пожарке. Он всегда находил себе соперника и они могли часами , если ничто не мешало, просиживать за шахматной доской. Партии велись основательно, каждый обдумывал свой следующий ход подолгу. Безрукий игрок, никогда никого не просил передвигать свои фигуры, а привставал со стула, брал ртом нужную фигуру и ставил ее на нужное место. Для меня это тоже было зрелищем. Я весь был исполнен состраданием к этому дядьке и очень переживал за него, а он, видимо, уже привыкшей ко всему, всегда имел невозмутимый вид, опытного гроссмейстера. Из бытовых помещений еще был, так называемый,  красный уголок, где висел портрет вождя мирового пролетариата товарища Ленина(Ульянова), хранились некоторые его труды, было много комнатных растений и под цвет растений стоял бильярдный стол, который тоже редко пустовал. Под пристальным взглядом вождя, катали шары по очереди, те кто недавно «схватил козла», а те кто наигрался в бильярд, шли «погреметь костями».


      Мастерство всех членов пожарной команды в вышеупомянутых играх, было доведено, практически, до совершенства. Я бы рекомендовал тренерам наших сборных, для участия в чемпионатах по этим нетрадиционным видам единоборств, искать кандидатов, именно, в пожарных частях. Думаю, что команда все равно окажется на пьедестале почета. Еще в «красном уголке» стояла газовая плита для приготовления или разогревания пищи и телевизор. Другими словами, если никто нигде не нарушал правил пожарной безопасности, то нашим героям все- равно было чем заняться. Мне же было интересно все. А какой вкусный получался у папы суп, в принципе из тех же ингредиентов, что и у мамы, но мне он казался значительно вкуснее. Это феномен, который не исследован, ни нашими учеными, ни английскими, но который имеет место быть.В дальнейшей жизни, я не раз сталкивался с утверждениями, что мужчины готовят вкуснее, и всегда вспоминал, папин дежурный пожарный суп, состоящий из мяса или колбаски, лука и картошки, ну и воды, конечно. Кстати, это был тоже один из соблазнов, влекущий меня в помещение пожарной части. Когда, ненадолго освобождался тот или иной игровой стол, то кто-нибудь из папиных товарищей видя, как горят у меня глаза, предлагал сыграть с ним партию или в домино, или  в бильярд. Скажу, не хвастаясь, я немного поднаторел и в том, и в другом. Не даром, что, когда к нам в гости пожаловал один из родственников, то он, видимо, будучи полным профаном в домино, не выиграл у меня ни одной партии.


   Так вот, в один из зимних дней, придя из школы, сделав домашнее задание, я собрался нанести визит своему папе и друзьям из пожарной охраны. В предвкушении приятного времяпрепровождения я направился знакомой дорогой в пожарную часть. Она, к счастью, находилась не очень далеко от нашего дома. Подходя к вожделенному объекту,  заметил незнакомую пожарную машину. Свои я знал, как содержимое моих карманов. Также  мне было известно, что такие машины находятся на службе у сельских пожарников, и поэтому ничуть не смутившись, вошел в знакомую дверь и по знакомому коридору прошел в дежурное помещение. Сразу не увидев отца, я немного смутился и заволновался, но привычная обстановка, знакомые лица вернули меня в нормальное расположение духа.
Я поздоровался и хотел было поинтересоваться, где мой папа, хотя знал, что в случае пожарной тревоги, он, как начальник караула выезжает с первой машиной, но его товарищи опередили мой вопрос.
- А, Игорь, привет! Заходи. А отец уехал на пожар. Уже давно, так что скоро возможно, появится. Подожди, если хочешь, - сказала дядя Миша, водитель второй машины.
Потом я увидел, что здесь же находятся и незнакомые люди, видимо сельские пожарники. Они приехали перенимать опыт, а может по какой-то хозяйственной нужде.
В своем кабинете, также находились начальник районной пожарки и его заместитель.
Обстановка не очень располагала меня к общению, но не хотелось уходить несолоно хлебавши, поэтому учитывая все позитивные стороны своего пребывания здесь, я решил остаться и дождаться  уехавшую на пожар машину.
Прошло не очень много времени, а папа все не приезжал. В одной из центральных усадеб одного из совхозов района горела двухэтажная школа. Были привлечены машины из областного центра, но, видимо дел хватало и у тех, и у других. Я набрался терпения и коротал время то у одного стола, то у другого играя и наблюдая за игрой.Вдруг раздался трезвон черного телефонного аппарата без диска, того самого, по которому не сообщают хороших новостей. Дежурный снял трубку:
    -Пожарная. Так, ясно. Говорите адрес.
Положив трубку, он прокричал: «Вторая машина на выезд!» Что и где горело, я уже не припомню. Но второй расчет, в мгновение ока, натянув брезентовые одежды, вскочил в машину и умчался, оповестив поселок ревом пожарной сирены, что где-то случилась беда. Мне стало совсем не по себе. Все знакомые дядьки умчались туда, где полыхало всепожирающее пламя. Остались незнакомые пожарники -  двое, а еще заместитель начальника и сам начальник, надо сказать, человек очень приветливый, но не молодой и мало знакомый.  Я не желая сдаваться, какое-то время еще сидел в ожидании, что вот, вот раздастся гул двигателя знакомой машины и в двери войдет самый дорогой дядька на свете - мой отец. Но, увы, сколько я не прислушивался, ничего похожего не услышал. Тогда, я начал, с великим сожалением, склоняться к мысли, что нужно идти домой. Видимо желание погостить у пожарников, изначально было во мне велико, так как склонялся я очень медленно, к своему несчастью. Мои тяжелые думы и тишину в дежурной комнате разорвал, как мне показалось, буквально набат, телефонного звонка. Снова звонил, злосчастный телефон без диска. Трубку снял заместитель, так как все призванные дежурить у аппарата отсутствовали по известным причинам. Он выслушал, записал в журнал и тоже прокричал, там то и там то горит то то. В один миг начальник пожарки принял решение использовать прикомандированную машину и в имеющемся составе выехать в зону бедствия. Итак, два незнакомых дядьки, но все же живые люди, заместитель начальника пожарной части и он сам одевшись, заскочили в сельскую пожарную машину и умчались, оставив меня одного. Не просто оставив, а оставив нести службу. Убегая, начальник, человек приветливый, но не молодой, строго сказал мне:
- Игорь, ты видишь, что в пожарке никого не осталось, поэтому я прошу тебя, останься здесь до приезда твоего папы или еще кого. А если зазвонит этот телефон, - он указал пальцем на черный аппарат без диска, - то скажи, что никого нет, нет ни одной машины,  все уехали на пожары.
Я кивнул головой, так как от  подкатившего кома к горлу и наворачивающихся слез, не мог вымолвить ни слова. Я растерялся, испугался, конечно, но  сдержал себя. Думаю, что я вообще мог убежать, громко заплакав. Но этого не произошло. Говорю это с гордостью. Я сдержал себя, не подвергнувшись панике.
Шутка ли!? Семилетний мальчик один в огромном здании, кругом что-то щелкает, тикает, стукает. Сначала я ходил по дежурному помещению из угла в угол, время от времени поглядывая на кошмарный черный телефонный аппарат без диска. Надо сказать, что рядом, как бы в противовес мрачному представителю славного семейства телефонных аппаратов, стоял простой телефон, привычный моему глазу. Из пластмассы цвета слоновой кости, с диском, где каждое отверстие было обозначено уже знакомыми по первому классу средней школы. цифрами. Они стояли рядом, как два брата, носившие одинаковые названия и почти одинаково устроены, но с разными предназначениями. Один был светлый и он мог вещать о чем угодно, он мог нести что угодно, и хорошее и плохое. Другой - нес только беду.
 Мое детское сердце сжималось, от одной мысли, что в любой миг может зазвонить «злой вестник». Нужно будет брать трубку и пытаться что то объяснить людям, у которых, вместо обнадеживающего твердого «выезжаем»,   детским голосом будут разрушены их надежды на спасение.

 
      Я продолжал оставаться тверд, плакать не имело смысла, все равно никто не услышит. А зачем делать то, что не имеет смысла. И каждую минуту я прислушивался к звукам извне.  Я всей своею плотью хотел, чтобы скорее приехал папка со своими ребятами. Чтобы заурчал «голос» ЗиЛа-130, возвещавший о конце моих страхов. Но кругом царила тишина. Ни до, ни после я больше никогда не слышал такой тишины в пожарной части. Одно в этой тишине меня радовало: молчит черный телефон. Мне надоело ходить из угла в угол, я  подошел к столу дежурного и сел на стул. Сколько времени я просидел гладя, по очереди, то на один, то на другой телефонные аппараты, я не припомню, но вдруг, как гром среди ясного неба раздался телефонный звонок. Мое напряжение достигло максимума, а сердце готов было выскочить наружу, но разобравшись, что звонит простой, гражданский, как его называли, сами пожарники, телефон, я немного успокоился. Сняв трубку  я сказал обычное «Алло», а не «Пожарная слушает».
- Игорь, это ты? – услышал я в трубке, родной мамин голос. Она сразу узнала меня, но была несколько обескуражена, тем, что я отвечаю ей по телефону.
- Да, мамочка, это я!
- А почему ты отвечаешь на звонок, - и как бы в шутку добавила, - больше некому?
И тут, да простит мне читатель мою слабость, я дал волю своим чувствам . Я заревел, рев мой слышали звезды и Луна. Я рассказал, как все было! Я хотел, чтобы моя мама примчалась ко мне, прижала к себе и успокоила. И стала бы нести со мной мою вахту. Уверен, что она бы, так и сделала, но, увы, она тоже была на работе. А поскольку в моем положении, на ее взгляд, мне ничего не угрожало, кроме моих детских страхов, то она, прибавив своему голосу побольше твердости напутствовала меня.
- Не плачь, сынок. Ничего страшного нет. Раз тебе доверили такое дело, то терпи. К тому же, я думаю, что скоро приедет папа. Сказав на прощание множество нежных слов, попрощавшись, положила трубку.Надо сказать, что поплакав и выслушав маму, я почувствовал себя значительно лучше. На какое то время я даже забыл о своих страхах, а потом начал к ним привыкать. К моему великому ликованию, вскоре после, разговора «дежурного по пожарной части» со своей милой матушкой, вернулся со своей брани и батюшка. К его возвращению, мне надоело ходить и сидеть, и я решил полежать. Сняв валенки, я забрался с ногами на один из, стоявших в ряд, топчанов. Но все-таки некоторое волнение, сохранившееся внутри, не давало мне лежать. Я присел, прижав и обняв ноги. В этой то позе и застал меня мой родитель. Он, конечно, был очень удивлен, увидев меня одного во всей части, но, выслушав мой рассказ, успокоился. Умывшись, он позвонил маме, успокоил и ее.
       Я сдал свой пост настоящим пожарникам. Они меня похвалили и ,конечно, сказали спасибо. Никто не придал особого значения происшедшему, даже я. Подумаешь, посидел, подежурил. Мы внуки, победивших в великой войне, не пристало нам видно, сильно бояться.
     В тот день, к всеобщему счастью, больше не было пожаров в нашем районе.
Вскоре вернулись и остальные. Они выполнили свой долг и с чувством выполненного его, плотненько поужинав, занялись своими привычными делами. Да, да, именно, привычными. Так как я думаю, что никто в целом мире не хочет, чтобы пожарники привыкали к чем-то другому, к пожарам, например. Они должны уметь их тушить, быть всегда начеку, а привыкать не надо. Удачных им дежурств. Чтобы никогда не пустели пожарные части. Пусть лучше стук и треск костей домино и бильярдных шаров, чем треск шифера и стук пожарных топоров.
 
          
 


Рецензии