У Толстовской заставы. К юбилею Елены Грислис

                1



         Моя  дочь  Елена  Владимировна Носова(Грислис)  родилась  в Туле 18 февраля  в 10.45 утра по московскому времени. И с тех пор прошло уже так много лет…  Наверно, справедливо начать с себя. Мне скоро восемьдесят, а как будто и не было этих лет, а я  двенадцатилетняя  девочка  Рая Рындина,  еду  с Дальнего Востока  с сестрой Анной и её  трёхлетним сыном в Тулу.  Переехала я в большую и дружную русскую семью. Моя сестра познакомилась на Дальнем Востоке с репрессированным туляком Евгением Паниным и тот увёз её в свой город.  Анна была на 10 лет старше меня, как и впрочем, именно настолько был старше её  муж Евгений.  Так оказавшись  среди людей разных поколений,  я  фактически  стала их дочерью.
 
       В подростковом возрасте я жила в Туле  в Новорядском переулке и училась два года в семилетней женской школе(по улице Коминтерна). Я жила в доме рядом с Большим универмагом в самом центре Тулы, в десяти минутах ходьбы был Кремль. Дом просторный,  деревянный с  большим подворьем принадлежал его отцу  - известному  тульскому сапожнику Михаилу  Ивановичу Панину. В основных  частях дома проживал сам мастер и  два его сына с семьями, а в прочих - дальние родственники и даже квартиранты, которые за счёт «утеснения» получили прописки и стали полноправными хозяевами метров площади в этом доме. Помню даже, что фамилия  последних была Агарковы. А одна из дальних родственниц, жившая с матерью в пристройке - тоже Панина,  стала впоследствии большим специалистом областного значения. Мы ей обязаны тем, что при её поддержке  газ в мой в недалёком будущем выстроенный дом был подведен в две половины – и к моей матери и ко мне.

         Училась я хорошо и   в 1950 году  самостоятельно поступила в коммунально-строительный техникум,  а уже  через год переехала в другой дом мужа сестры, который в это время достраивался на Косой Горе. Туда была срочно вызвана моя мама Екатерина Петровна, которую я сама  лично перевезла  из Суслова Кемеровской области. Там жил на поселении после отбытия срока по 58-й статье  мой отец Рындин Александр Михайлович. Но жизнь  моей матери с отцом не заладилась и она переехала из Сибири в дом старшей дочери под Тулой.
 
         Будучи на практике, по окончании второго курса техникума,  я работала на строительстве местной электроподстанции. И там  я познакомилась с геодезистом  местного стройуправления Владимиром  Носовым. Мы с ним несколько раз случайно встречались, когда он проходил мимо этой подстанции.  И сами того не знали, что наша судьба  уже была определена. За  франтоватостью бывшего недавно военного, за  непривычным юмором, я увидела то, что меня навсегда притянуло к этому человеку: родственность  душ.  Все видели в нём прежде всего красоту и представительность, а я вот почему-то душу.  И настоящее в этом человеке - его прекраснодушие я угадала   сердцем сразу.

         Моя мама выходила замуж в шестнадцать лет и на этот счёт у нас не было запретов. Полюбила… выходи! Жили так бедно, что ни колец, ни праздника, ни даже новых туфель. Пошли расписались, и, как водится, просто отметили.   А  на девятнадцатом году у  меня родилась Елена. Имя ей дал отец.  Вспоминаю, как вскоре после её рождения, мы решили жить самостоятельно и покинули с мужем  «панинский» дом на Косой горе.  Владимир снял частную квартиру в Туле, во Врубовом переулке.  Уже из роддома  я попала именно туда. Ютились в  проходной комнатушке, но зато  отдельно от родственников. Там  Елена  месяцев в  восемь тяжело заболела  воспалением лёгких  и мы уже не надеялись, что она выживет. Мы немедленно вернулись опять к матери на Косую Гору. Готовились к худшему, моя мама даже ставила воду, чтобы в случае скорого конца «омыть» дитя.  Тогда муж Владимир схватил дочку и побежал в поселковую больницу  за рекой.  Бежал по снегу так быстро, что одеяльца распахивались и разлетались на ветру.  И произошло чудо… она выжила!   Позже, Чудо Спасения  будет даровано моей дочери и  после тридцати лет.   Господь будет хранить её и в последующие годы.
 
                А тогда… Помню, как она трудно  училась ходить и выговаривать свои первые слова… Всё же пошла до года, а к пяти годам поставила и  букву «р».  Моя мама Екатерина Петровна постоянно тёрла ей морковку,  выхаживая на витаминах.

      Далее произошло самое трагическое событие  всей  жизни.  Окончив  с отличием горный институт и поехав  по распределению на Донбасс, мой  Владимир трагически погиб в шахте. Елене в это время было 3.5 года, её сестра Ольга родилась через  два с половиной месяца после его смерти. Так в 22 года я осталась вдовой с двумя детьми на руках. Со смертью мужа, казалось, было кончено всё. Разом исчезли и опора, и защита. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. Светлая память этому большому и доброму человеку!

      Добившись  через суд пенсии, я вернулась с матерью и детьми на Косую Гору.  Почти все хозяйственные заботы лежали на плечах моей матери, так как я  целый день пропадала на работе и долгое время добиралась на «деревянных» автобусах с Косой Горы до Тулы и обратно. Никогда ни раньше, ни сейчас я не пожалела о трёхкомнатной полнометражной квартире, которую «просто так» оставила шахте. Тула распахнула для меня свои двери.  И уже через семь лет я получила  двухкомнатную "хрущёвку" напротив центрального парка. Мы жили рядом с Толстовской Заставой. Так когда-то во времена моей ранней юности называлось это место, расположенное в парковой зоне города. Одновременно я начала  строить уже  свой большой и уютный дом на Верхней Стрекаловке  Косой Горы.  Время было слишком трудовое, чтобы считать  романтическим. И я всё писала и писала свои самодеятельные стихи,  скрашивая ими серые вдовьи будни. И очень внимательно следила за  речью своих подрастающих детей. Любое неправильно произнесённое слово тут же по моему требованию  произносилось правильно. Я терпеть не могла  нечистой  речи, у меня на неё была почти физическая аллергия. На Украине ко мне так и не привился малороссийский говорок. Скажу правду: у нас в семье культивировался  литературный  русский язык.

       Какой же была в детстве, юности и далее  моя дочь Елена? А возможно ли это  просто так  словами определить? Пойду по другому пути. У меня  две дочери, обе разные. Младшая не понимала зачем я строю дом, когда есть квартира. Возможность иметь на вложенные в строительство деньги   красивую одежду, она  никогда не променяла бы на подобные усилия, причём не женского  характера. И лишь потом, годы спустя  оценит всё происходившее. Особенно  сейчас, когда люди стали дорожить жильём на своей земле. У Ольги рано появилась семья, родились дети, и в настоящее время она  немало внимания уделяет внукам, была и остаётся  примером  для подражания в смысле  обустройства и сервиса.
 
        Елена же совершенно другая с детства. Вроде всё медленнее, а  потом вдруг… впереди. С  младенчества  впечатлительная и грустная девочка.  Любила читать, но не любила считать, оттого, видно, непрактичная. Эстетические увлечения музыкой,  театром, спортом… Писала в отрочестве стихи и этюды. Потом почему-то ушла от этого, возвратившись лишь через четверть века. Много стихийного, неосознанного, даже разбросанного… и в тоже время целеустремленность и стабильность. Ну, как такое опишешь? Если  угодно назовите это художественной натурой, которая прорывалась во всём через железное «надо», «необходимо». Окончила институт, защитила диссертацию в МГУ, в 35 лет стала доцентом  кафедры политической истории  Вуза. Достаточно и личного, во что я никогда не вмешивалась. Думаю хватит.


                2


        Являясь на протяжении почти двадцати лет главным литературным редактором, а точнее, лицом, первым слушающим и оценивающим  стихи  Елены,  я, как поэтесса хочу дать небольшое послесловие.  Признаюсь, что в него вошли  и отрывки  моих коротких введений  к   её различным поэтическим сборникам.

        Наверно, трудно однозначно ответить, что более ценно в её поэзии - психологическая "портретная" точность и яркая широта кругозора, позволяющая проникать в тайны эпох, культур и цивилизаций, или та удивительная словесная вязь, которая наполняет её поэзию живой музыкой. Думается - дело в синтезе, за которым стоят годы накопления знаний и жизненного опыта, приумноженные на творческий поиск автора, его огромный каждодневный труд.

        Первый сборник стихов «Выписывая рифм сердечность» открывает современнику мир  детства, юности и зрелости. Красота стиха вызывает восторг, а глубокий смысл и проникновенность заставляют  сопереживать написанному.
        Мировоззренческая  книга «Тайны миров» направлена на поиски  смысла человеческого  существования.  Перед читателем воочию предстают картины цивилизаций  и  жизни разных народов с древнейших времён до наших дней.
      
        Особо хочется отметить поэтический сборник "Возвращение к вечности", изданный в 2004 году С периода создания историко-цивилизационных циклов по истории Древней Греции и Рима, Франции, России, Латвии и первобытных уголков нашей планеты, - определение «классика»  стало естественным для её творчества: настолько прозрачна и «очеловечена» канва того или иного события или явления, вскрыта суть происшедшего. Перо поэтессы «изваяло» бессмертные образы Юлия Цезаря, Октавиана, Клеопатры, богов и героев мифов и легенд. Огромным достижением считаю цикл «Третий Тим». Сама история России идёт навстречу читателю и что особенно ценно – представленная в лицах выдающихся деятелей и царей. Автор не забыла и своих предков, более того, представила их фотографии, сумела в  судьбе каждого увидеть эпоху. Не могу выразить, насколько это отрадно мне, всецело преданной пушкинской поэтической традиции. Не случайно книга  «Возвращение к Вечности» была отмечена благодарственными  письмами  Российской национальной библиотеки и   Российской государственной  библиотеки.  Эта книга занесена в электронный каталог и находится в открытом доступе Государственной публичной исторической библиотеки России, Национальных  библиотек Белоруссии и Украины, что также отражено в интернете.

        Книга «Волокна нервные дрожат» посвящена  драматическим событияи в её жизни. Она боролась за душу  человеческую. Сколько их,  сирот,  разбросано по углам России.  Трудно протянуть им руку, когда мало что есть дать, уже не говоря о том, как трудно воспитать. Книга получилась потрясающая, даже вошла в реестр Библиотеки Конгресса США,  И кто знает, может быть, мера глубины жизненных переживаний автора и есть мера его таланта?! Стихи подводят к той черте, за которой вымышленное и даже общечеловеческое отодвигается на второй план. И остаётся сам человек со своей любовью и болью.

      Центральной  и самой «личностной»  книгой в своём творчестве сама Елена считает  книгу «Меж тканями материи» нетленной».  Стихи пронизаны чувством сопричастности со своей землёй, ощущением себя частицей всего российского и вселенского бытия. Книга полна интересных философских раздумий в стихах. Читатели стихиры могут найти эти стихи в циклах «Музыка небес», «Непридуманные истории» , «Связь вещей» «Только и всего» и других. Кстати, подробный «цикловой» обзор  всех книг Елены Грислис сделала Белорусская национальная библиотека. Электронный каталог в интернете имеется.

        Две последние книги, выпущенные в 2010 году  «Зачем играли мне Шопена» м «Биография творчества» находятся в открытом доступе РНБ (Санкт-Петербург) и РГБ(Москва) и отмечены благодарственными письмами.

        Читаю статьи и  рецензии  о поэтессе Елене Грислис…  Особенно  впечатляет статья, опубликованная в журнале «Куда пойти учиться» (№9 за 2008 г.) за подписью проректора института, в котором она в последнее время работала.  «Но есть в нашем институте педагоги, которыми по праву гордится вся Тульская земля.  Это преподаватель кафедры «Гуманитарных и естественно-научных дисциплин», кандидат   исторических наук Елена Владимировна Носова(Грислис). Она не только замечательный педагог, но и известная поэтесса, автор  семи  книг, вошедших в национальный фонд «Духовное наследие России». Её поэтические сборники украшают российские и зарубежные библиотеки». И я могу только с гордостью присоединиться к данным словам. Добавлю лишь, что на сегодня таких книг уже десять. Уже в течении трёх последних лет  Елена Грислис творчески активно и результативно работает на крупнейшем российском сервере современной поэзии "стихи.ру", а также "проза.ру",  печатается в альманахах и трижды удостаивалась  Дипломов  номинанта  национальной премии «Поэт года». В 2014 году она номинирована на соискание литературной премии «Наследие».
Счастливого тебе плавания, дорогая дочь, поэтесса Елена Грислис.  С юбилеем!


                Раиса  Носова,  тульская поэтесса, лауреат
                Премии Фонда Культуры Союза Писателей РФ.


Рецензии
Невозможно поверить, что Елены уже нет с нами!..
Скорблю...

Игорь Лебедевъ   25.08.2023 18:33     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.