Половодье


     Я ехал в командировку. В купе скорого поезда, кроме меня, ехали ещё муж с женой и мужчина примерно одних лет со мной. Муж с женой сразу отделились от нас. У них в соседнем вагоне ехали одноклассники и они всё время проводили там. Ехали они на встречу одноклассников в небольшой городок. На юбилей любимой учительницы. Ну, а мы с моим попутчиком коротали время одни за разговорами, да глядели в окно. Была весна,  за окном то тут, то там мелькали озёра,  полноводные реки, речушки и вообще кругом была вода.

      
        -"Тебе приходилась когда-нибудь наблюдать, как идёт большая вода?"- спросил меня мой сосед по купе. Я мотнул головой.  -"Нет не приходилось."-   "О! Это нужно не только видеть, но и слышать."- продолжил он. -" Я всё детство провёл на кордоне. Зона затопляемая. И каждую весну мы были отрезаны от большого мира. Вода разливалась на многие километры. Это сейчас, когда построили водохранилище, кордон не затапливает. А во времена моего детства весь май , а то и до средины июня плавали на лодках.  Дома и постройки располагались на самых высоких местах. Поэтому только в самый сильный разлив их затапливало. Вода иногда доходила до окон. Ну, а в небольшую воду,   они оставались на островах. Сооружали помосты .  На помост  поднимали коров и лошадей. Мелкий скот: овец, коз и поросят поднимали на подоловку. Запасались кормами, провиантом, водой и вот так пережидали разлив. Ученики уезжали в посёлок и жили там. Кто где: у знакомых или у родственников. В зависимости от таяния снега и половодье приходит по разному.
       Когда идёт вода, то сначала слышен неясный гул, но по мере приближения шум нарастает. Заполняются сначала низкие места, озёра, овраги, протоки. Вода, заполняющая их, журчит и поёт на разные лады. Как оркестр в оркестровой яме перед спектаклем. На разные лады басят трубы, журчат флейты. И нет единого дирижёра, который бы объединил всё это в единый оркестр. По мере их заполнения, вода начинает выходить из берегов. И тут оркестр замолкает. Тихо ползёт по земле вода. Иногда вечером слышишь, как бурлит вода и заполняются озёра. А утром встаёшь и видишь, а она уже затопила огород вокруг дома. Целый день наблюдаешь, как вода прибывает. И гадаешь, где же она остановится? Заметишь какую - ни будь былинку и ждёшь, когда к ней подойдёт вода. И вот уже былинка видна наполовину из воды. А через час она и вовсе исчезла. Иногда вода подходила к самому крыльцу и останавливалась. Иногда заходила в дом. Если весна дружная, то и вода идёт валом. И за какие то часы затопит всё кругом.  Мне рассказывала моя мать, как она шла с работы домой, а вода бежала за ней по пятам. Она бежала изо всех сил. И только поднялась на крыльцо, вода догнала её и затопила первую ступеньку.

      Особенно плохо приходилось животным в лесу. Как правило животные чувствовали приближение опасности и заранее уходили в безопасные места. Но были и исключения. Если большая вода их отрезала от суши, то их ждёт гибель от голода, либо от воды - утонут. Сколько раз приходилось наблюдать, как плывёт лось, выбившись из сил, но плывёт надеясь выбраться на сушу. Найдёт островок, отдохнёт и плывёт дальше. Ощиплет всю молодую травку, так, что островок станет чёрным от земли, зелени нет, всю съест. А если на островке есть кусты, то и их съедает вчистую. Лесники часто брали таких бедолаг на буксир. А они уже и не сопротивлялись, вели себя смирно. Как будто понимали, что в этом их спасение. Но иногда попадались и буйные. Тогда  лесники оказывались в воде и с перевёрнутой лодкой. Если островок, на котором пережидал половодье лось, оставался не затопленным, то лесники кормили таких бедолаг.  Привозили им нарезанных  ивовых веток, а если были излишки сена, то привозили его. Особенно много в половодье было, крыс и мышей. Они спасались на деревьях. Едешь, а они сидят то тут, то там. У нас был сосед, человек уже не молодой. Так вот этот сосед, во время половодья разъезжал на лодке и бил их. Потом снимал шкурку. У него на веранде и на крыше сохли обработанные шкурки. Потом он их куда-то сдавал. Иногда и мы, мальчишки, привозили их ему, разъезжая по лесу на лодке. За половодье он выручал хорошие деньги. Однажды мы спасли соседского кота. Сколько он просидел на дереве не известно. Но был худой, кожа да кости. У него не было сил даже мяукать. Увидев нас, он видимо изо всех сил выдавил из себя какой-то хриплый звук. Но к его счастью, мы его заметили и спасли.
            А как красиво в разлив! Особенно когда начинают появляться первые молодые листочки на ивовых кустах и черёмушнике. Островками, то тут, то там, желтеет верба. Нарвёшь её и натыкаешь по периметру лодки и так плывёшь в этом убранстве. Куда не глянь, кругом вода. В лесу она тихая, а на открытых местах буйная. Такое течение! Если плохо знаешь воду и не очень умеешь грести, лучше не суйся туда. Обязательно перевернёшься. Можешь и утонуть, если упустишь лодку или уплывут вёсла. "- сосед помолчал немного, затем продолжил свой рассказ. 
 
          -"Вот смотри."- и мой сосед показал мне правую руку. На ладони от большого пальца по подушечке был большой шрам. -"Это тоже напоминание о большой воде."- он засмеялся и стал рассказывать. -" Мы, с товарищем решили сплавать на большую Дмитриевскую поляну. Посмотреть всю ли её затопило или нет? Там , в разлив, оставались иногда пригорки на которых вырастали щавель и дикий лук. Вот мы решили их набрать. Надо сказать, это было далековато от нашего дома. Но плавать на лодках мы умели и грести тоже. Могли переплыть любое течение, хотя это было не легко.
         Подъезжая к одному из пригорков , мы увидели на нём зайца, стоящего столбиком. Вот дурак, подумали мы. Затопит пригорок и ты погиб. И решили мы его спасти. Поймать и отвезти в лес, на горе, который даже в большую воду не затапливало. И вообразили себя Мазаями, спасающего зайца. Минут двадцать мы его ловили на этой поляне. Но он был вёрткий и не давался нам в руки. Все перепачкались пока его ловили. Наконец я схватил его за заднюю лапу. И тут же взвыл от боли. Другой лапой он так саданул мне когтями руку, что распорол мне её. Мой товарищ подбежал ко мне на помощь и пытался остановить кровь. Мы нашли какую-то тряпицу и перевязали руку. О зайце мы уже забыли.  Глянули, а наш островок стал в два раза меньше, чем был. Но каково же было наше удивление, когда мы увидели нашего зайца, сидящего на корме в лодке! Потихоньку, чтобы не спугнуть его, мы подошли к ней, сели за вёсла и поплыли. Ты посмотри ,какая умная животина, удивлялись мы с товарищем! Понял, что мы его единственное спасение. Так  втроём мы доплыли до леса. Завидев сушу, наш зайка стал волноваться и метаться по корме. Мы даже испугались, как бы он не перевернул нашу лодку? Не доезжая метра два-три до берега зайка оттолкнулся задними лапами и прыгнул вперёд. Но видимо не рассчитал и плюхнулся в воду, рядом с берегом. На его счастье там было мелко. Он быстро выбрался на сушу и сиганул в лес. Только мы его и видели. Такой силы был прыжок, что лодка наша ушла вперёд метра на три.
             Дома мать спросила -" Где это ты умудрился так рассабанить руку?"-  Она обработала мне рану и перевязала её. Я рассказал ей про то , как мы спасали зайца.  Отец спросил  -"Крупный хоть заяц был? "-  " Да, большой."- ответил я. -"Вот дурачок! Это же мяса килограмма два!  А знаешь? Какая вкусная тушёная зайчатина с картошкой!"- и он причмокнул языком. -"Ну и пусть!"- ответил я.  -"Пусть живёт!  А шрам у меня остался на всю жизнь . С товарищем мы видимся редко. Но, когда встречаемся и я протягиваю ему правую руку, чтобы поздороваться, то в первую очередь шрам на руке , напоминает нам о детстве, о том как мы спасали зайца."- Так закончил свой рассказ мой попутчик.               
       Январь 2014г (Ц Р Б   с. Иглино)


Рецензии