Антра - наследница неба Т. IV, Ч. II, Гл. IV

                Глава IV. Поиски «Кардинала Ришелье».
                Бойня на море.

   Илья Петрович с интересом перечитывал эти страницы. Так
значит, романы Сабатини и Стивенсона не были плодом их
бурной фантазии. В отличие от знаменитых авторов, стиль
изложения  Антры был менее красочным и напоминал  дневниковый
отчёт. Как покажет будущее, при обработке дневников и сам
Илья Петрович не преминул воспользоваться своим литературным
даром, всё-таки его юношеское увлечение поэзией не прошло
бесследно. Впрочем, метафоричность мышления не чужда
современным физикам-теоретикам. Не случайно в XX веке физики
пристрастились к Льюису Кэролу и его «Алисе в стране чудес».
Образы этой сказки стали ассоциироваться со странностями в
поведении элементарных частиц. Алиса вернула учёных к
представлениям, характерным, скорее, для образных видов искусств.
   Если же говорить о феномене Антры, то не без горечи Илья
Петрович ассоциировал её с повзрослевшей Алисой, менее
наивной, но не менее погружённой в мир странностей, внушавших
мистический, подсознательный страх.   Итак, он читал дальше:
   «Вечером в кают-компании обсуждали, идти до Нового Орлеана,
или посетить перед этим два-три острова и попытаться хоть что-то
узнать о судьбе "Кардинала Ришелье". Антуана волновала судьба
Мориса Демулена, мы так и не узнали к этому времени, что Демулен
стал заложником у англичан после  захвата ими "Посейдона".
Несчастный Демулен, ему пришлось расплачиваться  за наши "подвиги"
во дворце Мальборо.
    Впервые услышав от Антуана о задании регента прояснить
судьбу брига, мы сразу предположили, что троица, загадочным
образом исчезнувшая из подземелий Мон-Сен-Мишель, бежала
именно на нём. Значит, бриг был отпущен англичанами за большой
выкуп. Сообщить об этом Филиппу II герцогу Орлеанскому,
регенту Франции, они, видимо, посчитали излишним.
     Теперь, вспоминая обстоятельства несостоявшейся казни
де Спады, я была уверена, что и на этот раз именно "Кардинал
Ришелье" – но под чьим командованием?– подобрал де Спаду,
спасённого Таной-бо-бо после того, как по приказу Петра его
с ядром, привязанным к ногам, швырнули в Неву перед окнами
дворца Меншикова.
   
                461

   И уже задним числом я подумала, что падение Меншикова
не обошлось без участия в заговорах самого де Спады или его
агентов среди российских царедворцев. Уж очень там была
запутанная ситуация и слишком много предательств и метаний
из лагеря в лагерь. Можно было не сомневаться, в том, что
дирижировала этой политической вакханалией чья-то, искушённая
в интригах такого высокого уровня, рука.
    ...Итак, мы в нескольких сотнях миль от места впадения
Миссисипи в Мексиканский залив. Часть Атлантического
океана, ограниченная с юго-запада полуостровом Флорида, с
востока – длинной дугой Малых Антильских наветренных островов,
с юга – Малыми подветренными островами и с севера – Большими
Антильскими островами, носит название Карибского моря.
  Самая западная часть Атлантики, расположенная между Мексикой
на западе и юго-западе, Флоридой на востоке и Кубой на
юго-востоке, и есть Мексиканский залив.
   За время перехода мы не просто заслушивались пиратскими
историями в исполнении Хайме Усаторре, географические детали
и даты которых периодически уточнял всезнающий Франсуа
Тардье, но тут же, по имевшимся в каюте Антуана подробнейшим
картам Карибского бассейна, зрительно восстанавливали
маршруты кораблей, уже в течение трёхсот лет бороздящих воды
Атлантики между Европой и Америкой. Одних только Малых
Антильских островов насчитывалось более тридцати, не считая
Кубы, Гаити, Ямайки, Пуэрто-Рико, Багамских островов, Тобаго
и Тринидада, почти вплотную примыкавших к континенту
у Венесуэлы. Теоретически, тот, кого мы искали, мог скрываться
на любом из островов или в глубине континентальных  лесов и гор.
    Несколько раз Антуан приглашал меня в свою каюту,
иногда к нам присоединялся Усаторре. Мы внимательно изучали
по картам все медвежьи уголки архипелага из десятков небольших
Наветренных и Подветренных островов. Усаторре по памяти
уточнял многие детали навигации, опасные проливы и бухты,
где коварные течения и неожиданно наступавшие штили часто
ставили корабли в безвыходное положение – они становились
лёгкой добычей флибустьеров или их выбрасывало на скалы и
отмели. Но только со мной Антуан обсуждал план поисков
"Кардинала Ришелье" и обнаружения следов де Спады.

                462

   Он всё больше склонялся к самому рискованному варианту.
Иными словами, он хотел устроить ловлю «на живца», предложив
на эту роль великолепный, несравненный фрегат «Принцесса
Диана». В качестве живой ловушки она должна была привлечь
к себе как можно больше всякого сброда под чёрными флагами.
Захватив в плен нескольких пиратских шкиперов, он рассчитывал
в обмен на жизнь получить необходимую  информацию о "Кардинале
Ришелье", а значит, и о месте вероятно пребывания де Спады
и Таны. При этом подразумевалось, что под  защитой Гастона
и Пьера я останусь на берегу в одном из  укреплённых фортов
на острове с юрисдикцией французского правления.
  Я же доказывала, что мы трое будем рядом с Антуаном до конца.
  Наконец я предложила начать поиски с Гаити. Мало вероятно,
чтобы Тана-бо-бо сама рискнула появиться на своей родине, где
она была подвергнута заклятию своих демонов. Но для де Спады
Гаити был, можно сказать, родным домом – его плантации до сих
пор приносили высокий доход.
    Вот какой план я вынашивала на всём пути через Атлантику.
Я снова вспомнила латинский квадрат, расшифрованный для нас
Мигелем. Скорее всего, составлен он был не де Спадой, а самой
Таной, жрецы вуду наверняка знали эти заклинания. Я вспомнила
о них ещё в Петербурге и там, и позже, в замке Этуаль, провела
много часов, перебирая различные варианты тех заклинаний, чей
смысл не сумел объяснить Мигель.
   Вот два самых важных для меня заклинания: mata-bela-mata-
riva – явись, Мата бэла, предай меня смерти; и второе – mama-
vira-bata-mata-bari-vama – явись демон мести пред очи мои.
Первое заклинание я произнесу перед вечной разлукой с Гастоном
ради спасения Мигеля, но перед этим нужно увидеть Тану
и попытаться объяснить, что она может не бояться мести своих
демонов после смерти Доменика. Для этого я должна была
произнести второе заклинание.
    Перед походом через Атлантику оба заклинания я тихо
прошептала Мигелю. Вначале не было никакой реакции, потом
вдруг у него из-под закрытых век стекли капли крови.
    – Что вы наделали! – вскричала Сесиль. – Он умирает!
    – О нет, дорогая, он сострадает мне в моём
предначертанном пути. Он любит меня так же, как я его.
   
                463

Так я ответила Сесиль и добавила,  что её любовь  и верность
принесут счастье им обоим, но нужно ждать ещё год или два.
Несчастное создание, как же она страдала все эти годы.
    Первый визит командор Антуан де Трай, разумеется, нанёс в
Порт-о-Принс французскому консулу виконту д’Ожерону, племяннику
бывшего губернатора французской Эспаньолы. О чём они говорили?
Антуан из осторожности – видимо, после частичного обновления
экипажа не всем новым членам команды он полностью доверял  – 
не счёл нужным  информировать нас об этом  на борту «Дианы».
Но о последствиях этой встречи нам вскоре стало известно.
    Там же, на Гаити, с помощью неутомимого Хайме Усаторре,
мы наняли несколько парусных лодок, совершающих переходы
между Малыми  Антильскими островами.  Хайме нанял местных
букиньеров и кое-кого из осевших на Тортуге бывших членов
пиратского братства. Лодки с экипажами в шесть-восемь человек
разбрелись по архипелагу от Вирджинских островов, Гренады,
Мартиники, Гваделупы, Доминика до Тобаго на юге. Задача
у них была одна – распустить слухи о нахождении знаменитой
"Принцессы Дианы" с грузом драгоценностей, якобы  найденных
в одном из тайников великого Моргана, Того Моргана, которого
го испанцы называли El Diabolo Encarnado – дьяволом во плоти.
Спустя 35 лет после смерти знаменитого пирата мы в тех же
водах начали охоту на другого El Diabolo, уже трижды сбежавшего
от нас, – на ненавистного де Спаду.
    Мы не спеша крейсировали в треугольнике между Гаити, Кубой
и Ямайкой, иногда приближаясь к Коста-Рике и Гваделупе,
иногда мы выходили через Наветренный пролив, приближаясь к
Богамским островам и, обойдя Гаити с веста на ост, вновь 
спускаясь на зюйд. Становиться на рейд против Санто-Доминго и
высаживаться там на берег Антуан явно избегал. Видимо, у него
были на то основания. Всё происходило в координатах 64–80
градусов долготы к западу от Гринвича и в пределах 12–23
градусов южной широты.
      
                464

    Вскоре появились на смотрины первые пиратские суда –
с десяток крупных лодок под латинскими парусами, два брига
и барк, переоснащённый под боевой фрегат. Но "Кардинала Ришелье"
не было среди них.
   Антуан продолжал тянуть время. Опасаясь наших дальнобойных
орудий, они кружили вокруг нас на расстоянии от трёх  до пяти
кабельтовых. Можно было подумать, что они кого-то ожидали.
Когда терпение у некоторых пиратских шкиперов иссякло, они
начали нас задирать. Антуан отделывался от них редкими
выстрелами с ослабленными зарядами. Он вновь, как некогда,
хитрил, создавая у пиратов ложное представление о прицельной
дальности наших батарей.
   В постоянном напряжении прошло восемь томительных суток.
Только Тардье в такой обстановке ещё пытался острить:
    – Наш командор, как опытный рыбак, прикармливает эту
рыбку. Держу пари, они заглотят эту приманку Гастон молчал,
он только что пришёл с вахты на батареях, его сменил Пьер.
Антуана и Камю в это время не было в кают-компании, скорее
всего, они были на шканцах.
   – Однако их уже три, не считая мелких судов. Что если эта
стая набросится на нас одновременно, – это был мой голос.
   – О, Антра, вы одним испепеляющим взглядом превратите
их в костры аутодафе на море.
   На губах Гастона проступила ироническая улыбка:
   – Ваше возбуждение, Франсуа, свидетельствует о том, что
вы не уверены в удачной рыбалке.
   – А вы, Гастон, как всегда, невозмутимы, завидую вашей
выдержке.
   – Дело в том, мой друг, что при таком количестве нападающих
судов у нас хватит зарядов не более чем на пять-шесть часов
боя. И мы действительно, как вы выразились, прикармливаем
этих акул, чтобы успеть пустить их на дно одним двумя залпами.
– А десятки мелких судёнышек, – спросила я, – они, как саран-
рча, бросятся на абордаж?
   Гастон повернулся ко мне, в его глазах была та затаённая
грусть, что появилась после памятной верховой прогулки в
окрестностях замка Этуаль по возвращении из Санкт-Петербурга.
   
                465

   – На это счёт не волнуйтесь, мон ами, мы кое-что прихватили
из запасов Учителя.
   – И ты успокойся, любовь моя, я ещё не ухожу... – я это
сказала одними губами, вряд ли присутствующие могли слышать
мои слова. Но его лицо залила смертельная бледность. Как же
я жестока. Мой любимый, зачем я обрекла тебя на постоянное
ожидание моей смерти. Я решительно встала: – Идём к Антуану,
у меня предчувствие, что-то будет происходить в ближайшие
часы.
   Антуан обратил наше внимание на силуэт ещё одного
двухмачтового брига, идущего на нас.
   – Ещё один, – сказал он. – Но кто это? Неужели?..
Фронтенак, возьмите трубу.
    Фронтенак внимательно рассматривал приближающийся
парусник.
Склянки пробили двенадцать пополудни. Бриг шёл
с норд-норд-веста, возможно от Кубы, и был хорошо освещён
солнцем.
    – Это он, мой капитан.
    Лицо Антуана окаменело. Это выражение мы слишком хорошо
изучили.
    – Гастон, к орудиям! Прошу всех по местам. Фронтенак,
командуйте поворот оверштаг, отходим к Санто-Доминго. Камю,
канониры вертлюжных орудий под крутым углом должны дать
сигнал ракетами по моей команде. Выполнять.
  "Диана", завершив стремительный поворот на сто восемьдесят
градусов, крутым бейдевиндом устремилась к юго-восточному
берегу Гаити, чуть выступавшему над линией горизонта.
На пиратских судах, державшихся в отдалении, пропустили
момент нашего манёвра и с опозданием бросились за нами,
растянувшись почти на милю.
   Антуан следил за "Ришелье". Наконец-то! Расчёт был верен,
он выманил главного зверя из берлоги. Ход "Ришелье" был
великолепен. Чуть изменив курс, он устремился к Санто-Доминго,
чтобы отсечь нас от берега и не дать укрыться под защиту
береговых батарей.
   – Вот и славно, – чуть слышно, сквозь зубы пробормотал
Антуан. Он вытащил часы
  - Рано, рано...
   Берег приближался. "Кардинал Ришелье" шёл одним ходом с
с "Дианой", но сумел вклиниться между нами и берегом. Наконец
показалась белая полоса прибоя, маяк и сторожевая башня
у входа в гавань. Быстрые пиратские бриги отсекали нас с юга,
а "Ришелье" - с севера. Гонка продолжалась около трёх часов.

                466

   – Камю, сигнал!
   Из жерл двух орудий, стволы которых смотрели вверх под
углом 45 градусов, вырвалось пламя, и два мощных осветительных
заряда, описав две симметричные яркие дуги, в апогее поднявшись
на высоту в несколько сот метров, упали в море. И тут же
последовала команда:
    – Фронтенак! Поворот фордевинд.
Прошли считанные минуты, и мы уже неслись наперерез двум бригам
рискуя столкнуться с одним из них.
    Редкий случай! Антуан взял штурвал в свои руки, он просто
пожирал глазами пиратские корабли.
   – Камю!
   – Да, капитан, мы готовы.
    Антуан резко повернул штурвал румбов на шесть, палубная
команда во главе с Фронтенаком чётко работала с парусами.
Антуан добавил ещё два румба на зюйд. Теперь его замысел стал
понятен и мне. Мы на встречном ходу по диагонали вклинивались
между двумя пиратскими бригами. Уже были видны лица пиратов,
готовых к тарану "Дианы" и абордажу. В руках многих были ру-
жья, нацеленные на нас.
   И в этот момент Антуан увидел меня. Так он никогда не
говорил со мной:
   – Немедленно в каюту! – и повернул ко мне лицо, искажённое
яростью.
   Это был роковой миг. Прозвучало два залпа – оружейный с бли-
жайшего брига и залп наших вертлюжных орудий на полубаке. Этот
залп картечью смёл половину пиратов, готовых к абордажу. Затем
последовал залп из носовых дек палубных батарей, это были
разрывные снаряды, первый бриг стал вздуваться и разлетелся на
сотни кусков – прямое попадание в пороховой погреб. Я, как
зачарованная, смотрела на град пылающих обломков, падающих на
нас, кто-то схватил меня и с силой поволок вниз. В последний миг
я увидела окровавленное тело Антуана и Фронтенака, перехватившего
штурвал. "Диана" уже горела, но продолжала нестись вперёд,
разворачиваясь бортом ко второму пирату. Я вырвалась из объятий
Тардье, пытавшегося затащить меня в каюту, и бросилась к борту.
Как будто из-под меня сверкнуло пламя двадцати орудий, и двадцать
зарядов, как двадцать огненных кинжалов, распороли борт второго
 брига, палуба его вздыбилась, падали мачты, но пираты продолжали
беспорядочно палить из ружей, а часть их уже стояла на леерах,
держась за ванты и готовясь к прыжку на наш борт.
   
                467

   Каким-то чудом Фронтенак избежал столкновения. Они всё-таки
начали прыгать на наш борт, но только человек пятнадцать
оказались на палубе "Дианы". Вне себя от ненависти я рубила саблей
налево  и направо. В каждом из этого зомбированного отребья мне
виделся образ самого де Спады. Офицеры и матросы "Дианы" бились
с ними насмерть.
    Наконец, изрубленный нашими орудиями в щепки, левый борт
брига стал уходить всё дальше. Помню его кормовую надстройку
и кормовой подзор, пробитые снарядами. Это был последний залп наших
кормовых орудий. Бриг был обречён, пираты лихорадочно спускали
шлюпки. Их били ружейные залпы наших стрелков.
   Я бросилась в каюту Антуана. Он был в сознании. Тот роковой
залп из ружей дорого обошёлся моему дяде. Одна пуля пробила бедро
правой ноги на две ладони выше колена и вторая угодила в плечо.
Вторая рана была не страшна, пуля разорвала плечевую мышцу и
нанесла сильный ушиб в ключицу. Но кость выдержала, возможно, пуля
была на излёте. У Антуана хлопотал Тардье. Я упала перед Антуаном
на колени:
   – Прости, прости, это моя вина, я сейчас, я всё сделаю.
Тардье, где доктор Леблан?
   – Он убит, Антра.
   – Как?! О боже, мой доктор... Немедленно несите инструменты
сюда и двух человек на помощь, а вы нужны Фронтенаку, палуба
на баке охвачена огнём.
   – Постойте, Тардье! Пожар есть кому тушить, узнайте у Камю
и Фронтенака, вышел Усаторре из Санто-Доминго? Срочно доложить
Теперь я в вашем распоряжении, племянница, – он морщился от боли,
но не хотел выглядеть слабым и беспомощным.

                468

До встречи


В колонтитуле графика из инета


Рецензии