Нижний новгород

               

    После двадцати лет Севера, поехала восстанавливать здоровье в Н.Н., на родину мужа.
    С работой было не очень хорошо (начало 90-х), но в школу, ПТУ можно было устроиться. На Севере в последние годы я преподавала мастерам, ученикам экономику образования.
    В Нижнем Новгороде требовались преподаватели экономических дисциплин. Вспомнила своих учителей в школе, в ВУЗе. В восьмом классе учительница математики Александра Федоровна Яковлева нас называла на «Вы». Зауважали себя!
С этого и начала. По-честному объявила своим ученикам:
    - У меня нет педагогического образования, я экономист. Педагогических приемов не знаю, поэтому буду учить вас ра-бо-тать по специальности «бухгалтер промышленного предприятия». 
    С фразы: «Работаем», я начинала каждое 4-х часовое занятие.
С группой мне повезло: дети собрались ответственные; многие хотели дальше учиться в ВУЗах.
    Дети есть дети (16-17 лет) – уставали. И мы с ними после теоретических занятий играли в кассиров, кладовщиков, зарплату считали с настоящими бланками документов.Оценки в конце полугодия ставила группа. Раздавала листы каждому со списком группы.
    - Поставьте отлично или хорошо. Троечников у нас нет. Все работали очень хорошо.
    В первый раз я готовилась к «неправильным» оценкам. Но я ошиблась: оценки были объективные. Спорные оценки определялись просто: я у них принимала экзамен (по желанию). Освобождали от классификационных экзаменов тоже всей группой.
    Когда я видела, что группа уставала (4 часа подряд), отвлекала психологическими тестами. Однажды, я попросила их написать их письмо другу. Обязательное условие – сто слов. Когда дома я прочитала «письма», то поняла, какие взрослые мои ученики. Хотя письма были не подписаны, авторство определить не трудно. Я решила сжечь при них письма в раковине в классе. Потом передумала. Если написали, значит, верят в меня. Сожгла дома.
Работали много. Когда на перемене заглядывали друзья в класс, то безнадежно говорили:
    - А-а-а, сегодня бухгалтерский учет.
    Но каждый мог во время урока выйти в тихий коридор. Мы не школьники – мы работаем. Один раз по договоренности с завучем (мне надо выйти из школы). Я их оставила одних почти на два часа.
    - Я ухожу к врачу, пожалуйста, работайте самостоятельно. Главное условие тишина.
    - А можно мы тихо будем готовиться к контрольной, у нас следующий урок физика.
    - Конечно, это серьезная работа.
    Озорной юноша:
    - Не беспокойтесь, я обеспечу тишину, поправляйтесь. - Берет стул, чтобы за мной закрыть дверь.
    Не подвели. Тишина соблюдалась. Завуч проверила.
    В преподавании, конечно, использовала свой студенческий опыт. На экзамене по высшей математике я села за последний стол, было плохое освещение, и я склонилась над партой. Преподаватель тихо подошла ко мне и стала доставать экзаменационные вопросы, подумала, что я списываю: искала, наверное, шпаргалки. Но их не было. Она посмотрела в незаконченную работу, задала несколько вопросов. «Отлично». И я применяла такой метод. Если видела, что человек сам старается сделать работу, но небольшая ошибка (описка) не дает правильный ответ, то я тоже отмечала ошибку и ставила хорошую отметку. Кроме баланса, конечно.
    Был очень обаятельный юноша. Все работы выполнял правильно. А знаний теоретических никаких. Перед экзаменом подходит ко мне.
   - Я не хочу Вас подводить. Не приду я на экзамен.
   - Ваше право.
   Девушки:
   - Не беспокойтесь, мы его подготовим.
   Выпускной классификационный экзамен принимала главный бухгалтер строительной организации.
   - Что она поставит, - сказала я – то и будет в аттестате.
   Сдал на отлично.
   На выпускном вечере всем учителям говорили теплые слова. В ответ я искренне им ответила:
   - Спасибо Вам, за то, что два года я приходила на занятия с радостью.
   Лет через пять еду в автобусе. Подходит высокая эффектная девушка. Садится рядом.
   - А ведь не узнали.
   - Извините, не узнаю.
   Отрывает большую папку. На титульном листе дипломной работы написана фамилия.
   - Оля! Какая Вы красавица. Встречаете кого из класса?
Была такая умненькая девчонка, что бы не сказать «нескладная» девчонка. Долго я не могла понять кто ведущий, а кто ведомый, она или соседка по парте. Потом поняла, что Оля ярче, и стихи писала, придумывала всякие сюрпризы, и трудяга.
Я так рада за неё. Заканчивает Волжскую академию водного транспорта. Она мне рассказала, что встречаются всей группой, все поступили в институты на экономические факультеты. Даже Павел. Родители – потомственные врачи и хотели, что бы сын пошел по их стопам. Он поступил в Университет. У меня сердце замирает, а вдруг мальчик ошибся?
    Все рассказывали, что все «сачковали» на лекциях по бухучету. А потом их освобождали: знаний на наших курсах хватило. Приносили рабочие тетради преподавателю и зачет обеспечен. Это я разработала для наших курсов такое «приспособление». Все было отпечатано, а они заносили только решение, не тратили много времени на переписывание заданий. Пригодились – таки.
    За десять лет были разные группы, но все безпроблемные.
    В начале 90-х в школах был такой же кавардак, как и везде: холодно в классах, тепла не было. Дети разделились на богатых и бедных. Нищие учителя выглядели ужасно. Молодые ушли в магазины, на рынки: на зарплату учителя жить невозможно. Остались старые женщины: дорабатывать до пенсии или зарабатывать прибавку к ней. Методы старых учителей не подходили к новой школе.
У меня несколько девочек не выходили к доске, и я их понимала (в такой одежде стоять у доски было стыдно). Стала опрашивать всех письменно. Ставили оценки в журнал сами. И тоже никто не завышал свои отметки. С богатыми детьми пришлось разговаривать. Что сережки с бриллиантами («они маленькие – же») надо оставлять за дверью этого класса. Здесь все работают. Здесь рабочий народ. Никто еще не заработал на украшение. Дети поняли правильно. И больше не блестело золото на шеях и  руках на моих занятиях.
    А потом пришли двухтысячные, и я поняла, что надо уходить. В школу пришел «сериально-бандитский сленг», домашние работы тупо «скачивались» из интернета без привязки к нашим темам. В классах появились замужние девочки и кормящие мамы.
    А главное, я перестала их понимать. Я ушла. Больше в школе курсов бухгалтерского учета не было.
    Недавно мне подарили настоящий дневник воспитанницы института благородных девиц. За 1908 г. там было расписание уроков: иностранные языки и др., а также бухгалтерский учет. Сто лет назад он нужен был дворянкам в помощь ведению домашнего хозяйства.
               
                Коротко

           Соседский рыжий кот  Васька по кличке «Чубайс» чувствует себя хозяином везде. Пользуется своей красотой: глазищи, пушистый хвост. Красота – страшная сила, потому всегда сытый.
           Время, чтобы пройти к нашим дверям из любой точки сада или дороги
выверено им до долей секунды.
           Подъезжаем к дому, кот лежит на дороге. Не бежит, не суетится: достоинства не теряет. Но…Раз! И опять раньше нас у двери.
           Материализуется.
               

               


Рецензии