Круги замыкаются. Дядя МИША

Эмма   еще  Дриц+Брамник-Вульфсон

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Воспоминания из далекого детства

 Карабаш, Татарстан,1935.
 Уфа,Башкирия, 1946.

Карабаш. 1935. 1 сентября , В городке   соседней Татарии, куда ежегодно на заработки выезжали  мои родители, пошла я первый  раз в первый класс. Сборы, волнения. Тогда у нас гостил  дядя Миша (Гительсон), брат  моей мамы Мани (Дриц, урожденная Гительсон).

- Я знаю, что будет сегодня  в школе, заинтриговал он меня.- Ваша учительница расскажет, как нужно вести себя в школе, как правильно сидеть за партой, как держать руки на парте. Если захочешь что-то спросить,сказать, то кричать не надо.  Надо поднять руку и ждать. Когда тебе разрешат говорить,  надо встать. Ото уважение к старшим,  к учительнице, и твоим товарищам по классу. Также надо спрашивать  разрешения, если  тебе захочется выйти в туалет...

 Таковы  правила поведения  не только в школе. Это правила общения  в обществе.Обо всем этом учительница  сегодня  обязательно вам расскажет.Она скажет вам:Дети, вы должны встать, если рядом не сидят  старшие. Когда старшие вошл,а если вы сидели,вы должны  встать и  уступить им  место...Раздеваясь на ночь, аккуратно сложите  одежду на завтра-утром будет удобнее и быстрее одеться...Никогда никого не обманывайте , всегда  говорите правду и   люди  будут  вам верить...

Когда к вам  обращаются старшие, старайтесь   слушать внимательно.Тогда лучше  поймете... Все эти правила  вам обязательно  пригодятся
в жизни.

- Дядя Миша!-поспешила я к нему после школы.-Как ты  узнал, о чем будет  сегодня рассказывать Зоя Ивановна, наша учиттельница? Ты ведь  не был сегодня в нашей школе.Все было точно так, как ты говорил.

- Я просто  запомнил, как было когда-то, когда  я пришел   первый раз в первый класс. Хотя прошло   очень много лет и было  это далеко отсюда, мне тот день очень запомнился. Не раз в  жизни я вспоминал  то ,о чем   говорила нам  первая учительница.То что услышал и запомнил, всю жизнь  подсказывает как надо себя вести, чтобы  все у тебя было хорошо, чтобы  с тобой хотели дружить, чтобы тебя любили.

***
 Здравствуйте,Зоя Ивановна !

 Однажды , подготовив все задания на завтра, вышла  погулять на улицу. Вижу идет наша   учительница, и говорю:
-Здравствуйте,  Зоя Ивановна!
-Приятно тебя встретить! Но мы ведь уже виделись сегодня в школе, на уроках.
- А  что же делать, как надо  поступать?
--Можно просто улыбнуться или поклониться. А можно сказать: »Добрый вечер!», ответила  Зоя Ивановна.
Так я узнала еще одно правило.Простые вещи становились откровением.

Первые дни в школе помню до сих пор. И  мудрого дядю Мишу.

Недавно, аж через 70 лет !!!, перебирая архив и  старые альбомы , снова встретила его... на фотографии. Уже после войны  он приехал к нам в Уфу, Башкирию. За своей маленькой доченькой Раечкой, которая тогда жила у нас. Потому  что мои родители решили, что должны помочь его семье пережить трудное время-долгую и серьезную болезнь дяди Миши:на руках у  тети Мани,его жены,было двое маленьких детей.
 
Когда пришло время , Рая в  Уфе и  пошла  в школу. И надо же!-так любит восклицать уже давно"взрослая" Рая Маргарян,урожденная  Гительсон.Я отвела Раю первый раз  в первый класс. и тоже наставляла ее, расказывая о  том как надо себя вести.Надеюсь,что кое-что из того она еще помнит.

...Это был 1946-й год. Год, когда  мы, десятиклассники, получили  Аттестат зрелости, свидетельство  об окончании  средней   школы. В моем Аттестате  были одни пятерки, кроме  одной четверки по...по русскому языку. Помню , что  в  выпускном сочинении  слово французский , я написала  без буквы  «З», но с двумя «С»...Это   и решило мою судьбу  на всю жизнь. Та лишняя буква "С" помешало мне  получить золотую медаль.Я бы  без экзаменов поступила в медицинский и была бы сегодня  врачом.

Но тогда это серьезно не испортило настроения.И моя мама  Маня устроила большой  праздник, пригласив  в гости  весь наш класс и друзей-соседей.

Это было  в нашей  квартире на втором этаже дома  по улице  Гоголя,78, в Гоголевском тупике( так называли  улицу,потому что  в конце нашего квартала была Центральная тюрьма).
 Такая  вот  родственная  История о том, как замкнулся еще один круг.

***
На снимке  в заголовке: Зоя Ивановна,учительница первая моя, и я,первокласница.Фотография на память. Карабаш.Татарстан.1935 год.

Снимки  в линке :
За праздничным столом с нами, недавними десятиклассниками,                и  мой папа Рувим, и дядя Миша.
... и маленькая Рая Гительсон-первоклассница.
Весь наш класс с учителями  во дворе нашего дома.
Наш дом  в Гоголевском тупике.
 Адрес снимков 1946 года: Уфа, Башкирия.Улица Гоголя,78.Снимки моей мамы.
 Весь ее архив в линке-ссылке к статье "Модерн от Бабы Мани.Память в подушке".


Рецензии