Ты не такой, как все, и не любишь дискотеки
Сэр Филип Энтони Хопкинс общих образовательных школ не кончал. Был он мальчиком дислексийным и мог читать только по слогам и буквам. Более того, сам смысл прочитанного для него часто оставался тайной, так как во время чтения маленький Энтони самопроизвольно менял буквы местами.
«- Ничего! И без школы проживу!» - решил будущий сэр и подал документы в Уэльское ПТУ музыки и драмы.
Сердобольные преподаватели жалели Хопкинса и старались приобщить его к литературным шедеврам посредством чтения хороших книжек пареньку вслух. И так «зачитали» бедного Энтони, что тот до литературных произведений сам не свой стал. Став актёром, Хопкинс кинулся во все тяжкие – Клавдий в «Гамлете», Пьер Безухов в английской телеверсии «Войны и мира»… Спустя некоторое время из чеховского «Дяди Вани» Энтони даже срежиссировал фильм «Август».
Понятное дело, когда в 1991 году стали экранизировать роман Томаса Харриса «Молчание ягнят», Хопкинс не мог стоять в стороне! Тем более, что в основу своего творения Харрис положил горячо любимую Энтони русскую народную сказку «Аленький цветочек», которая, в свою очередь, является ремейком древнегреческого мифа об Эроте и Психее. Правда, Томас первоисточник своего романа покрыл детективной глазурью, но суть истории осталась прежней – Красавица и Чудовище, Барышня и Хулиган, Опыт и Молодость…
За роль в фильме Джонатана Демме «Молчание ягнят» Энтони Хопкинс получил премию «Оскар». И это при том, что героя Хопкинса можно видеть на экране лишь около 16 минут!
Впрочем, этого времени сэру Энтони с лихвой хватило на то, чтобы во всей красе показать свой актёрский дар.
«А я девочка с плеером, с веером вечером не ходи…»
«Молчание ягнят» – кино о нераздвояемости целого, о целостности нераздвояемого. Как иньияньно когда-то соединились в глубинах своего антагонизма «семь самураев» с фермерами, так и молоденькая слушательница академии ФБР Кларисса Старлинг соединилась в фильме Джонатана Демме с затейником-маньяком Ганнибалом Лектером.
Впрочем, обо всём по порядку…
Представьте себе тихий посёлок городского типа в США. Живи себе и, как говорится, куй «американскую мечту», так на тебе - «Буффало Билл»! Так прозвали местного маньяка за его дурные замашки. И ведь кладёт девку за девкой – а его, сволоту, не поймать! Местные и обратились в ФБР. Те и направили разбираться с Биллом студентку Кларисску – в качестве её преддипломной практики. А поскольку никаких мыслей у «фэбээровцев» по поводу поимки «Буффало Билла» не было, то «крутые» парни решили обратиться за консультацией к умничке маньяку-философу Ганнибалу Каннибаловичу Лектеру. «Ну и что, что наш консультант находится в изоляторе психбольницы? Зато у него опыт-то какой!» - сказали, как отрезали, вышестоящему начальству «буффалобилльные» искатели, отправляя к Лектеру свою слушательницу Клариссу Старлинг.
У Ганнибала Каннибаловича аж слюнки потекли. Ещё бы - как говорится, свежая ветчина в номер прямо с базы! И начал Лектер с молодухой Старлинг в ролевые игры по психологии играть. Как обычно между мальчиками и девочками бывает – мол, «Ты мне покажи!», «Нет-нет, вначале ты покажи, а потом уже и я покажу…»
Короче, говорит Кларисса Ганнибалу прямо с порога: «Уважаемый людоед! Не могли бы Вы составить психологичный портрет нашего клиента?..» А душка-маньяк ей в ответ, не моргая: «А можно вас пощупать? В смысле, ваше подсознание? Меня мои приятели-каннибалы прямо так и называли – «король подсознания»!..»
Вот так и начинается один из самых триллерных триллеров всех времён и народов. Сразу с места в карьер! Что характерно, «Молчание ягнят» держит зрителя аж до самых титров! А некоторых – тех, кто вдохновился образом милашки-Лектера – и всю жизнь! Вернее, пока не поймают…
«Дурной мальчишка ушёл. Такая фишка…», или «Я не буду тебя спасать, догонять, вспоминать, целовать - меньше всего нужны мне твои comeback`и!»
Понятное дело – неопытная молодая Кларисса «мухой» сдала вызывающему абсолютное доверие Ганнибалу Каннибаловичу ту часть своих детских воспоминаний, в которых она бежала из дома её приёмных родителей, пытаясь спасти от забоя ягнёнка...
Впрочем, довольно сдёргивать с фильма «покрывало Майи»! Попытаемся понять, почему фильм «Молчание ягнят» - заурядная, по сути, история про Билла, который кроил свои выкройки прямо из девичьей кожи – так тронула умы зрителей и стала классикой кино.
Всё просто: Джонатан Демме снял не просто триллер – он фактически снял философский очерк о дуализме человеческой личности. Ещё и «контрольный» сделал – мол, всё в этом мире связано тоненькими ниточками взаимозависимостей. И это на фоне зарисовок о непознаваемости личности! Что характерно, режиссёр адресовал «Молчание ягнят», как говорится, и нашим, и вашим – то есть учёл двойственность оценок как событий, так и самих участников этих событий.
А уж что творилось в глубинах homo-персонажей фильма – кошмар и ужас!.. Впрочем, что тут говорить - все мы действительно разные – кто-то каннибал, а кто-то вегетарианец. Да и, ко всему прочему, у каждого человека свои «молчания ягнят»…
В 1913 году Алексей Пешков – да-да, тот, который Максим Горький – представил на суд читателей своё «Детство». Диапазон реакции коллег по цеху был широк.
Символист Фёдор Сологуб в ярости: «Такое злое и грубое это детство! Дерутся, бьют, порют в каждом фельетоне. Какой-то сплошной садизм, психологически совсем не объясненный. Не видим, какая душевная сила движет людей к совершению неистовств… Читаешь и досадуешь…»
А вот Сашка Блок был в восторге: «Прочтите «Детство» Горького - независимо от всяких его анкет, публицистических статей и прочего... Какая у него была бабушка!..»
Как думаете, почему такие противоположные оценки? Всё просто – Блока в детстве не секли, а вот маленького Сологуба – в миру Федьку Тетерникова – секли нещадно. Но почему же тогда Сологуб не принял повесть Горького? Да потому что болезненное сладострастие от битья вошло в мироощущение Фёдора Сологуба и болезненным светом озарило всё его творчество. «Наука вгонялась в будущего писателя непрекращающейся поркой, которая продолжалась и позже. Сологуб настолько привык, «прикипел» к битью, что уже не мог без этого жить: боль физическая стала восприниматься как лекарство от боли душевной…» - С. Федякин, из книги «Русская литература конца XIX - начала ХХ века и первой эмиграции». Понять Сологуба можно – кто хочет тревожить своё «молчание ягнят»…
А вот Джонатан Демме своим фильмом тревожит «молчание ягнят» каждого зрителя! «Кто ты – жертва или палач?» – спрашивает он. И образ Лектера режиссёр рисует зрителю не маньяком, а скорее философом, правда, со странными гастрономическими наклонностями.Да и Кларисса Старлинг та ещё штучка! Ни дать, ни взять – девка с двойным дном!
Кстати, роль Клариссы я считаю лучшей работой Джоди Фостер. Столько полутонов, намёков, параллелей… Сыграно очень тонко – я бы даже сказал, тоньше, чем струя у самого маленького комарика! Героиня Фостер осталась в здравом сознании среди кровавой оргии и безумия. Вот только так ли это на самом деле? А, может это иллюзия? Или, как говорят пользователи санскрита, майя?..
Вот этим и цепляет «Молчание ягнят» - философией недосказанности…
P. S.
«Вернись, вернись ко мне… Я буду ждать. Терпеливо…» - песня «Come back» группы «Depeche Mode».
P. P. S.
Поговаривают, что в 2018 году состоится премьера байопика «Россия, вперёд! История абсолютного альфа-стерха в 3D». Не знаю, как вам, но мне кажется, что сыграть главного героя данной картины по плечу только одному человеку! А именно сэру Энтони Хопкинсу.
А на роль Людмилы Александровны Шкребневой (Путиной) я бы пригласил Джоди Фостер. Не задумываясь…
Свидетельство о публикации №214021902384