4. Технологии пропаганды

Некоторые из мудрецов передавали свои идеи, используя определенные методы, способы и правила внушения. Эти правила также являются методами управления массами. На полках книжных магазинов полно литературы по ораторскому искусству, которые, признаться честно, я лично никогда не читал, и не могу утверждать, что владею этим искусством, но пару слов по этому поводу у меня есть.

Как говорил Уич Фаулер: «Вы обладаете властью, если другие думают, что вы обладаете властью». Как бы мне не хотелось когда-то опровергнуть этот афоризм, сделать это у меня не получилось. Это же так естественно, если много людей одновременно верят во что-то, они, следовательно, поступают так же. Любопытное наблюдение ученых выяснило, что люди склонные верить разным поверьям более расположены к тому, чтобы поверить еще во что-то. Вера ослабляет скептическое отношение людей. Человек, во что-то верящий, более склонен поверить еще во что-то, чем скептик. Поэтому пропаганда часто преследует цель заставить человека просто верить, верить в рекламу, в новости, в светлое будущее, в народных целителей, и т.д.

Чтобы убедить в чем-то человека существуют элементарные, но, тем не менее, действенные правила. Одно из них гласит – максимально упростить передаваемую установку. В контексте излагаемого текста, должно быть одно предложение, афоризм или лозунг, который бы кратко передавал смысл всего послания. На этот афоризм и должно быть сделано ударение.

Второе правило хорошего усвоения информации людьми, говорит, что «просвещать» людей всего лучше, когда они находятся в состоянии душевного волнения или возбуждения. Если человека шокировать, поразить, «удобрить почву» стрессом, то вся информация, которую мы сообщим человеку запомниться быстро и надолго, овладевая самыми заковыристыми уголками его подсознания. Недаром наши воспоминания составляются по большей части из неординарных, необыкновенных, из ряда вон выходящих событий нашей жизни.

Третье правило предлагает, как можно больше повторять одну и ту же установку в разных вариациях. Это логическое продолжение первого правила, наш афоризм-послание должен включаться в разные контексты. Повторение одного и того же текста пусть даже с упрощенной установкой внутри не даст никакого результата. Короткое послание должно так же чередоваться в самом тексте, оно должно быть то в середине то в начале, то в конце. Каждое положение краткой установки имеет свое предназначения. Поставленная в середине установка, как говориться опытными нейролингвистами, попадает прямо в подсознания человека, минуя защиту сознания от вредоносных идей. В начале - она способствует усвоению мысли, о которой будет говориться дальше, связывает как-бы заголовок текста с самим текстом. Поставленная установка в конце – способствует запоминанию.

Но на этом способы убеждения большого количества людей не исчерпываются. Другие способы требуют больше подготовки, к примеру «Подтасовка фактов». В доказательство какой-то идеи существует много фактов, а если они еще собраны воедино и поданы за один присест, создаётся впечатление полной ее доказанности. На этом способе строиться, к примеру, вся так званая нумерология, которая ищет связи между датами и числами. Совокупность таких совпадений создает впечатление магических свойств цифр. Подтасовка фактов - это манипулирование аудитории путем искусственного преувеличения одних фактов и преуменьшение или вообще игнорирования противоположных. Чаще всего этим злоупотребляют СМИ, умалчивая о побочных эффектах того или иного лечебного препарата, или скрывая слабые стороны той или иной политической партии.

Адольфом Гитлером в книге «Моя Борьба» описан еще один пропагандистский прием - «Большая ложь». Он определял ее как «ложь настолько колоссальную, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить реальность так бесстыже. Гитлер приписывал этот прием своим противникам, но его широко использовала именно  нацистская пропаганда. Одно из основных правил этого приема: люди скорее поверят большой лжи, нежели маленькой; а если повторять её достаточно часто, рано или поздно люди поверят в неё.


Рецензии