Родька
С первого года работы школы, даже со дня открытия её, решено было сделать традицией проведение туристических походов с целью изучения родного края. Затевалась соревновательная игра, в ней ощущалось что-то гайдаровское, таинственное и настоящее. Заранее составляли маршрутные карты, наносили точки остановок, места ночёвок и встреч с интересными людьми, продумывали темы поездок. А так как школа, ученический и педагогический коллективы – новые, то первый поход решено провести по бухтам Казантипа, а место ночёвки выбрать по пути, где понравится.
Когда что-то проводишь первый раз, всегда чувствуешь неуверенность и напряжённость. Ольга Игнатьевна впервые получила классное руководство. Класс не такой уж и «взрослый» – восьмой, но в нём учился Родька. Куда ни глянешь, везде натыкаешься взглядом на его лицо, словно невидимый прожектор специально выхватывал из группы зубастый рот, бессовестные глаза, большие, светло-карие, подтянутые за внешние уголки к вискам. Кроме рюкзака, у Родьки пружинил изрядный груз озорства и неуёмной энергии, а слов – такое количество, что рот закрывать ему вообще нельзя: взрывоопасно. Вот он и тарахтит то об очередной бухте, то о скалах «Бараньи лбы», при этом вертится во все стороны сразу. Вдруг притих и дурашливо засерьёзничал:
– А вот и хозяйка нас встречает. Спокойненько, она только что пообедала, ей не до нас. Это желтобрюх – безногая ящерица. Их тут полно. И бухта так называется – Змеиная.
Говоря это, мальчишка растопырил руки, загораживая нам путь к «героине». «Хозяйка» же соскользнула с обрыва и мгновенно скрылась в расщелине.
– Я раз рыбачил, – сыпалось из зубастого рта, – вижу у камня под водой огромную жабу, во-о-от такого бычка. – Это он добавил для Ольги Игнатьевны, поясняя слово «жабу» – Подплываю ближе, а змея тут как тут. Опередила меня. Не отбирать же мне – отплыл.
В ответ послышалось подтрунивание, иронические реплики, дескать, это из серии рыбацких рассказов. И вообще, это был водяной уж, а змей здесь нет. А перед остановившимися экскурсантами плескалось синее-синее море, берег ажурно изрезан бухточками, скалы живописно выпирали из воды и возвышались над ней. Хотелось смотреть, слушать небылицы и ждать какого-то чуда. А чудо шло рядом и нахальной улыбкой затмевало всех. Казалось, весь туристический отряд – приложение ему, Родьке. Ветер теребил выгоревшие пряди на бесшабашной голове, к которой, как пить дать, приготовлен план, как устроить «весёлую жизнь».
– Давайте здесь разобьём палатки, – послышался голосок «поварихи» Светланки. – Место удобное, хворост недалеко собирать.
Ольга Игнатьевна сразу увидела, что для многих ребят это привычное дело, каждый выполнял своё, только Родька был везде. Он то нырял в палатку, то вертелся у места для костра, то сбегал к морю и что-то твердил о крючках и леске. А ночь была такой взбалмошной, что лучше бы было отработать две недели, в две смены и без выходных. Наконец, долгожданная тишина. Учительница закрыла глаза, только-только уснула, как вопль буквально сдёрнул её. Выбежала из палатки – утро! У входа мальчик зубами развязывает затянутую узлом штанину, а из глаз – злые искры. Светланка оказалась привязанной косой к распорке палатки. За «сюрпризы» в адрес Родьки гремели громы и сверкали молнии. Учительница рванулась найти этого сорванца и… Ноги прикипели к земле: у пылающего костра стоял Родька, дул в ложку, а навстречу плыл вкусный запах ухи.
– Вы соль несёте? – громко спросил Родька, видя бегущих к нему ребят и яко бы не замечая их ярости. – Давайте скорее, а то надо уху посолить и… ЕСТЬ ПОРА!!! Он уворачивался от тумаков и твердил, что он «ничего подобного», «ни сном, ни духом»…
– Ну, что вам положить? – сверкнул зубами Родька. – Жабу? Круглячка?
Учительница, наверное, сама была похожа на одного из названных бычков в тот момент, когда их тянут на крючке, потому что парнишка молча улыбнулся и великодушно шлёпнул в посуду варёную рыбу, плеснул туда же ухи и протянул тарелку ей.
– Какая наваристая уха! – щебетала Светланка, забыв о «сюрпризе». Похоже, что об этом забыли все: о тарелки, кружки, миски активно постукивали ложки, слышалась похвала, кто-то уже просил добавки.
«Когда же он успел? – молча изумлялась Ольга. – И нашкодил, и рыбы наловил, и вот – угощает».
Желтоватый песок ласково излучал сохранившееся тепло, берег плавно огибал Татарскую бухту, а море спокойно расплеснулось, соединившись у горизонта с опрокинутой над ним небесной лазурью. Солнце радостно и благословенно струило над водой утренние лучи.
В этой чистоте вдруг новым смыслом озарился ответ Родьки, показавшийся тогда на уроке нагловатым. Мальчик повторил её вопрос и тут же ответил: «Почему именно Серёжка Тюленин понравился? А он на меня похож. Его маму тоже чаще других мам вызывали в школу». Вот он идёт и цепляет прутом былинки, камешки на тропе, а от рюкзака струится почему-то цветочный запах. По его предложению включили в маршрут посещение бывшей партизанки, связной с дивизией С. А. Ковпака, бывшей учительницей, Хлебородовой Татьяной Афанасьевной. Слово «бывшая» никак не шло ей: уйдя на заслуженный отдых, она охотно общалась с бывшими учениками и учителями. А жила учительница в ауле, так продолжали называть часть посёлка Мысовое, на берегу Татарской бухты. Домик Татьяны Афанасьевны выглядел нарядно в ещё не тронутой летней жарой зелени: начало лета порадовало дождями. Во дворе всем хватило места. Дети уютно расположились под навесом, который сплели две виноградные лозы. Проснувшийся ветерок доносил шум моря и смешивал его с шелестом листвы. Невдалеке рос рукотворный смешанный лес, поэтому рассказ воспринимался почти наглядно. Ветерок создавал иллюзию шума брянских лесов и журчание реки Ивоты, притока Северной Двины, где развивались события, о которых говорила бывшая связная:
– В лесу заранее создавали тайные базы: продовольствие, обмундирование, тёплую одежду, валенки – всё заготавливали. Землянки рыли в разных местах, распределительные – подальше от остальных: присматривались к людям, остерегались провокаторов.
В отряд Хлебородова ушла не сразу, хотя уже была на связи. И отряд сначала насчитывал двенадцать человек, вооружённых крестьянским орудием: вилы, топор… Учились сами делать мины и ставили их в одиннадцати – двенадцати местах, чтобы создавалось впечатление, что людей много. А уйти в отряд пришлось ночью, когда староста назначил отправку молодёжи в Германию. Пришлось от немцев прятаться в реке Ивоте. Погружались в воду лицом вверх с камышинкой во рту и затихали.
К началу 1942 года насчитывалось около двухсот отрядов, они объединялись, образуя отряд ополчения. Татьяне приходилось ходить в «просто разведку» и в разведку с наблюдением, то есть найти удобное укрытие, из которого считать передвигающуюся технику, живую силу и докладывать. А вообще-то, приходилось делать всё: варить, косить траву, обрабатывать раны, ухаживать за ранеными и ходить на задание. А было и такое: после боёв пробирались на поле боя собирать автоматы, пулемёты, всё, что могло пригодиться в партизанской жизни.
Служила Татьяна Афанасьевна Хлебородова в одном из партизанских отрядов Ковпака Сидора Артёмовича, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора. В одном из боёв на Орловско-Курской дуге была тяжело ранена. Даже врачей пугала рана в полость живота. Они не надеялись, что Татьяна выживет, а когда увидели её на ногах, воскликнули: «Смотрите, наш покойник ходит». В отряде думали, что юная связная умерла, и только в 1975-ом году на встрече узнали, что она выжила. Жизнь этой скромной женщины отметает мнение, что мужество – свойство не женское. Учительнице не трудно было найти контакт с детьми, речь её лилась то спокойно, но взволнованно, порой в голосе закипали слёзы…
– Да как же вы узнали, что мне эти цветы нужны? – неожиданно задала вопрос Татьяна Афанасьевна. – Очень нужны. Я не успела собрать.
Она нюхала жёлтые метёлочки, пачкая цветочной пыльцой нос, щёки, руки. Девочки преподнесли ей несколько букетов, а Родька вытряхивал на стол из рюкзака такие же цветы.
– Как ты узнал, что ей такие цветы нужны? – послышался удивлённый вопрос.
– В «просто разведку» сходил, – отшутился юноша.
Ольга на какие-то минуты забыла, что она Ольга Игнатьевна, подошла к столу и стала аккуратно складывать цветок к цветку, с улыбкой глядя в лицо парня. Родион серьёзно взглянул на неё и спокойно стал стряхивать пыльцу с рюкзака. И опять всплыли в памяти слова: «Почему именно Серёжка Тюленин понравился? А он на меня похож. Его маму тоже чаще других мам вызывали в школу».
Молодая учительница чувствовала, что видит не просто учеников, нет, каждый из них уже личность, и хорошо, что им порой хочется поозорничать…
Свидетельство о публикации №214021900283
Прекрасный рассказ, напомнил собственное детство. Правда в Чкаловске и ходить-то было особо некуда - вокруг равнина, а горы далеко. Ходили на сай - огромный овраг километрах в двух от города. Местами стены были почти отвесными и там были пещеры. Позже, в старших классах нас стали вывозить на несколько дней в горы и предоставлять самим себе. Школьная жизнь наших детей уже очень сильно отличалась. Отнюдь не в лучшую сторону.
Хочу добавить. что мне довелось познакомиться с разными людьми, пережившими войну. Я имею в виду и тех, кто воевал, или пережил оккупацию, и тех, кто оказался в Германии принудительно, а также по доброй воле. С этими, последними, я познакомился в Аргентине. Мотивы у них были очень разными, кое-кого вообще вывезли в детском возрасте. Возможно я напишу о ком-нибудь из них, но будет не просто соблюдать нейтралитет, то есть не осуждать и не хвалить. Как в заповеди: не суди. да не судим будешь. Хотелось бы узнать ваше мнение.
Всего вам доброго.
Николай.
Николай Колмаков 26.08.2020 01:06 Заявить о нарушении
Николай, я тоже напишу ещё рассказ, а возможно, и больше. А Вы обязательно напишите о тех, кого встретили в Аргентине. Пишите конкретно, правду. Личное отношение вмешается, это так, но то, что видели Вы, никто больше не напишет. Вот почему надо написать.
Спрошу вот о чём. Школа имени Ленина, она где. Далеко от школы имени Зои Космодемьянской. Возможно, переименовали школу имени Сергея Тюленина? А возможно, новую построили.
Спасибо Вам, Николай. Для меня Вы родной человек, хороший сосед, замечательный земляк.
Благополучия и вдохновения Вам!
!
Нина Плаксина 26.08.2020 17:30 Заявить о нарушении
Николай Колмаков 26.08.2020 22:42 Заявить о нарушении
- Кого не назвали - идите в новую школу соцгорода.
Николай, Вы не представляете моей радости. Вот если представить, я стою у дороги к школе имени Зои Космодемьянской.Она спускается вниз и там справа - Ваше школа, но здесь у меня за спиной (я стою лицом к школе) за левым плечом - мой дом, двухэтажный, а наша квартирка (комната) на втором этаже.
Нина Плаксина 02.09.2020 09:25 Заявить о нарушении
Скрпировал часть спутниковой карты. На ней вадна ваша школа, наш дом,моя школа и вход в парк. Улица теперь называется Шахтёрская, и, что забавно - от женской школы начинается ещё и улица Спартака. А забавно то, что в Чкаловске мы жили на улице Спартака. Кажется она и снйчас так называется. Сейчас снимок отредактирую и пошлю вам по почте.
Николай Колмаков 03.09.2020 21:58 Заявить о нарушении