Слово о душе русской

Слово моё будет коротким.  – Странная она, душа русская. Все пытаются её понять, но никто не может, даже мы сами. Зато её можно выразить, например, в громких словах, грандиозных делах или великом искусстве. Передвижники всякие, славянофилы, сказки Афанасьевна, хор Пятницкого, картины быта и природы, стихи серебряного века, проза золотого. Красота!
Вот, например, Модест Петрович Мусоргский – великий композитор (даром что пьяница), взял да написал оперу «Князь Игорь», и выразил в ней всю русскую душу.
- О дайте, дайте мне свободу!... – все ведь помним. Потому как классика, и зов души одновременно.
Хотя нет, Мусоргский «Хованщину» сочинил, и «Бориса Годунова», а про Князя этот, как его... – Бородин, Александр Порфирьевич. Но не важно, речь идёт не об авторе, а о герое и его русской душе, которая так красочно и трепетно рвётся на свободу.
А кто его держит, этого князя? Ведь сам пошёл с малым войском устраивать набег на Землю Половецкую, обрекать кого-то там «мечам и пожарам». Или это Пушкин? То есть этот... – Вещий Олег.
Ну да ладно, Игорь тоже ходил, и кстати практически одновременно с Олегом, только в другую сторону, но с той же целью. Оставил Ярославну в одиночестве, город без защитников, вотчину бросил на произвол судьбы, собрал войско и был таков – полез осиное гнездо ворошить.
Так, стоп. Нет, не так всё было... - Это Игорь Рюрикович был пасынком Олега, а наш Игорь Святославич был Черниговским князем, и жил на пару веков позже. Вот он-то и полез на рать половецкую.
Там ему, понятно, накостыляли. А как же иначе, когда половчане превосходили и мощью и числом? А сам Игорь легко отделался – враги разбили его отряд, но князя не убили, не пытали и не продали в рабство. Даже напротив – хан предлагает ему дружбу, бери, говорит, любую жену, богатство сколько хочешь и давай вместе править. Всё это дикий язычник, Хан Половецкий, предлагает Ясну Соколу Русскому, который на него войной пошёл!
А тот что? – а ему мало!
- Этого не хочу, того не хочу, свободы хочу!
А чего ты сюда пришёл, спрашивается?  – Грабить и убивать.
Ну вот тебе всё что ты хотел, не трогай только ни кого, ладно?
 – Нет, просто так не хочу.
- Хорошо, говорит хан, ни хочешь как хочешь. Поживи пока у меня, чтоб снова чего не натворил. Гостем будешь. Но обещай, что не сбежишь и пакостить не станешь!
А удалой Святославович:
- Дайте, дайте мне свободу!
Чего дайте? – сам пришёл, сам попался, сам остался, сам от власти отказался, а главное ни кто за руки не держит. Хочешь? – беги. Или хана убей, или служи у него, или просто живи за его счёт пока ситуация не изменится. А то наворотил кучу дел, сухим из воды вышел, получил все возможные блага и привилегии и ещё чего-то от кого-то требует. Выбор есть, вариантов много, свобода полная, а всё равно ему неймётся. Пусть кто-нибудь ему  ещё что-нибудь даст. И ведь всё равно потом, подлец, сбежал. Чего ж ныл-то?
Вот кто и какую ещё свободу ему должен был дать? Тохтамыш, что-ли, дать приданого и домой отпустить? Или Тохтамыш Москву сжёг в 14 веке? Или Москву поляки?
Да, точно, Тохтамыш это татарский хан, он не с поляками, а с литовцами союз заключил, а с Игорем был этот, как его... Кончак.
Итак, хан Кончак пленил врага, дал ему свободу перемещения в своём царстве, возможность карьерного роста, терпел, что тот заигрывает с его дочерью, что ещё?
А Игорь всё мается, ни раскаяния, ни благодарности, грезит отмщением, считает себя обиженной стороной, позорным пленником и при этом ни чего не делает. Не иначе как без щуки Емелиной не обойтись, чтобы та за него все проблемы решила, и душевные муки сняла, и на печи домой отвезла.
Хан почти святой – Ладно, говорит, давай подпишем мирный договор, и катись на все четыре стороны. А Игорю и этого мало: - Отпусти, говорит, без всяких обязательств.
Как я понимаю – если ты такой благородный, то выполняй свои обещания, а если разбойник, то чего душой маяться? Но наш князь не таков, он с презрением отверг все предложения, душой помаялся как следует, а потом всё равно сбежал. Вот и пойми его, русского человека, и заодно его душу. Одно слово – загадка.

PS
Ну что вы мне учебник истории всё под нос суёте? Я ж вам не про науку, я про душу русскую, про Бородина Александра Порфирьевича, про оперу, про поэзию.
Эх вы, читатели...



Андрей Попов                18.02.2014


Рецензии