На корме цвела картошка

«Одна из причин демографического кризиса в средней полосе России – распространение телевизоров и появление огромного числа телеканалов. Да еще почти полное отсутствие керосиновых ламп…».
 
Служил ростовчанин Михаил Раппопорт после увольнения из рядов Военно-Морского флота капитаном буксира на Дону. До этого был он командиром боевого корабля, потом капитаном последнего в Азово-Донском бассейне колесного парохода «Фанагория». Затем создавал судоводительский факультет в одном из флотских учебных заведениях Ростова-на-Дону.

Случилось это после пуска Волго-Донского канала, но до начала работы Ростовского телецентра. То есть более полувека назад…

Вел буксир две баржи. На одной из стоянок в караван включили еще одну баржу. Она, как и две других, была несамоходной. Но было в ней нечто, привлекшее внимание бывалого речника. Вокруг рубки, изредка спускаясь в трюм, бегали дети. Белобрысые головки ребятни да пятки, мелькавшие под краями телогреек, были похожи. Пытался капитан пересчитать малышей. Выходило то пять, то восемь. Короче, на вечерней стоянке пригласил капитан шкипера в свою каюту.
Раньше шкипером был главный человек на любом судне. Этим он отличался от капитана – командира на корабле. Военный моряк всегда называет плавсредство с вооружением кораблем, подчеркивая отличие от гражданского или вспомогательного судна.

Шкиперами еще могут называть капитанов парусных яхт. А несамоходных барж, где были шкипера, не осталось.

Этому было двадцать семь лет, слыл потомственным волгарем. Не одно поколение его предков водило торговые суда, служило матросами да лоцманами. Свою суженую встретил молодой речник в затоне. Сыграли свадьбу. Пошли родители к начальству просить дать молодым жилье. Время было, как всегда у нас, трудное, начальство мудрое. Дали парню баржу. Он стал шкипером, жена – его помощником, а племянник – матросом. За девять лет появилось шестеро малышей.

 Шкипер пояснил, как:

- Зимой, когда на стоянках делать нечего… На борту только батарейный приемник. А вечером керосина жалко.

Так и жили люди полвека назад. Не переживали страстями героев из бесконечных сериалов. Не пялили глаза на то что стыдливо именуют «эротикой», не уходили в «виртуальную реальность» Интернета. Жили своей непридуманной жизнью
На палубе баржи бегал поросенок, ходили куры. Но это еще не самое прикольное было. На корме… зеленели грядки картошки, огурцов и зелени. Такая картина привела бы ужас любого боцмана, хоть на судне, хоть на корабле. А у шкипера – воля вольная! - цвела картошка.
                Сергей Антонович Ничипорюк


Рецензии