Лоскутные сказки Натальи Бобровой

В Сочи живет и творит замечательная женщина – художник по текстилю, мастер лоскутного шитья. Ее работы можно увидеть в музыкально-сувенирном салоне Ольги Бойко «Олгиз» в Эсто-Садке. В экспозиции – красочные одеяла и покрывала, изумительные декоративные панно, гобелены, игрушки и текстиль в технике валяние, традиционные тряпичные куклы. По образованию Наталья Боброва – архитектор, родилась, училась и работала в Екатеринбурге. И вот несколько лет назад переехала в Сочи.
- Всю жизнь проработала в художественном фонде, - рассказывает, держа в руках одеяло с чудо-рыбой Наталья Тимофеевна. – Шила занавеси для театров, ткала гобелены. Участвовала в десятках выставок и фестивалей, дипломы девать некуда. Текстилем заинтересовалась с детства. Бабушка ткала очень красивые половики. Мама отлично вышивала. Это магия. Я овладела всеми текстильными техниками. На Руси эти техники существуют как минимум триста лет. В Америке, когда переселенцы экономили каждый кусочек ткани, появился стиль печворк. У нас это лоскутное шитье. Для одеял хожу в магазины подбирать ткани. Вот это, например, состоит из блоков, в центре каждого блока – так называемый огонь. Вот это панно из подушечек мы сделали вместе с дочерью. Внутри каждой подушечки – синтепон, каждую пуговку дочь обтянула тканью.
Я долго рассматривала «подушечки», потом одеяла с ангелами, валяные шарфы. Тут же – ткацкие станки, прялки. Но больше всего меня впечатлили куклы. Такие яркие, самобытные, смелые, сочные, добрые, хоть и без лиц. В их незамысловатых нарядах – много красного цвета, у всех – хорошо очерченные груди.
- Это традиционная тряпичная кукла, - берет со стола одну их них мастер. – Их десятки видов. На Руси кукла была частью жизни человека. Конкретно эта называется «Благодать» или «Берегиня»: у нее руки воздеты к небу, она защищает своего владельца. А эта – с грудями – «Кормилка», ее клали в кроватку перед рождением ребенка, чтоб хорошо кушал. Есть «Толстушка-Костромушка», помогавшая женщине забеременеть, то есть пригласить в семью новую душу. А это – «Семья» - кукла на березовом полене, на животе у нее шесть детей. Береза всегда считалась деревом особенным, дающим тепло и счастье. Еще есть кукла «Покосница», у нее руки обмотаны красной нитью. Ее женщины брали с собой в поле, чтоб оберегала их. «На счастье» - кукла с длинной косой, на которую она опирается, в волосах – женская сила.  Интересная кукла «На выхволку». Ее девушки делали зимой, отрабатывали на ней все свои умения: шить, вязать, вышивать. А весной друг перед другом хвастали и смотрели, кто в чем больше преуспел. Если парень долго не женился, ему куклу подбрасывали на порог. Девушка жениха искала: выйдет на улицу с куклой. Если подойдет к ней парень, начнет рассматривать куклу, да и под подол к ней заглянет, значит, в девушке заинтересован серьезно. Кукла – это оберег. Ее делали для конкретного человека в тишине, в одиночестве, с молитвой, с мыслями добрыми, за один раз, не прерывая процесса, не оставляя на потом. Благодарили за оберег, платили,  чем могли. Раньше люди были более близки природе, прислушивались к ней. В обрядах провожали зиму, встречали весну, готовились к посеву, потом к жатве.  При этом делали тряпичных кукол, птичек. В узорах на одежде могли передать целый календарь: когда сеять, когда жать… Была такая кукла – «Мокридина». Ее закапывали в землю, чтоб умилостивить природу и прекратить затяжные дожди. А в «Зернушке» хранили семена на будущий год. Смысл оберега в том, чтобы в переходный период – в природе, в жизни человека все улучшилось, чтобы изменения были позитивными, созидательными.
Если бы не необходимость уезжать, мы бы проговорили с Натальей Бобровой еще несколько часов. Представляю, как интересно на ее мастер-классах. Сколько всего она знает о традициях. И самое главное – она эти знания применяет на практике, и готова делиться всем, что умеет. И правда, в вещах, сделанных с любовью и мастерством, содержится энергия. Один вид кукол, игрушек, одеял у меня и сейчас вызывает прилив положительных эмоций. А дотрагиваться, держать их в руках – уж совсем особенное удовольствие. Кто-то поет песни, кто-то танцует. Одни делают украшения из бересты, другие – глиняные свистульки. И все это – великая традиция, которую необходимо сохранять. Наталья Тимофеевна – мастер по текстилю, в ее руках кусочки тряпочек превращаются в рукотворную красоту, наделенную смыслом.
И есть у нее мечта – организовать в Сочи Музей тряпичной куклы. Кстати, мастер не может изготовить оберег для себя. Поэтому мне хочется пожелать Наталье Бобровой, чтоб обстоятельства ее жизни помогли ей в реализации заветной мечты.


Рецензии