Агент сгорел

Агент "сгорел"

За круглым столом сидят четверо: отец, мать, сын и дочь и разговаривают. С виду – вполне нормальная домашняя беседа: о работе, об институте, о школе, о домашнем хозяйстве, ну, а если хорошенько прислушаться?..
СЫН. Самое лучшее – это задушить его в постели подушкой, когда он будет спать... Старик страдает бессонницей, на ночь дадим ему побольше «успокоительного» и, когда он заснёт...
МАТЬ. Ты думаешь, один человек с этим справится?.. А если он вовремя очухается, да так двинет тебя кулаком, что!..
ОТЕЦ. В таком случае его придётся держать за ноги и за руки, а это уже одному не под силу, тут надо сообща...
МАТЬ. Это твой папаша, вот ты и должен сам отправить его к праотцам, правильно я говорю, дети?..
ОТЕЦ. Это не педагогично, это...
МАТЬ. Это!.. Это!.. (передразнивает его) Слюнтяй!.. За кого я вышла замуж восемнадцать лет назад!.. Интеллигент, профессорский сынок, докторишка несчастный! Не может ре-шиться убить своего отца, для которого жизнь – ненужное бремя, мучительная обуза!..
ОТЕЦ. Замолчи!.. Я доктор технических наук, а не профессиональный убийца!..
СЫН. Вот и изобрети, папочка, что-нибудь этакое!..
ОТЕЦ. В конце концов я интеллигентный человек...
МАТЬ. Интеллигентный человек, который интеллигентно отправляет на тот свет своего выжившего из ума отца!..
ДОЧЬ. Мама, ты не права!.. В рассуждениях деда присутствует логика, иногда в его словах нет-нет, да и промелькнёт разумная мысль!.. Хотя в свои восемьдесят лет он и не занимается научной деятельностью, всё же он продолжает читать газеты, журналы, статьи своих бывших коллег и учеников!..
ОТЕЦ. А-а!.. Оставь, дочка!.. (тяжело вздохнув, кладёт на лицо руку). Это ни к чему, ни к чему не ведёт... Он умер...
ДОЧЬ. Что ни к чему не ведёт?..
СЫН. Давайте всё-таки решим, что с ним делать...
МАТЬ. Отравить?.. (задумывается) Старо, к тому же экспертиза без труда установит факт отравления...
ОТЕЦ. Если будет произведено вскрытие... По желанию родственников иногда вскрытия не делают... Восемьдесят лет... Мудрено ли умереть в восемьдесят лет! Когда человек умирает в таком возрасте, никто и не переживает: естественная смерть от старости, от дряхлости...
ДОЧЬ. Папе с этим не справиться, он сентиментальный, стареющий очкарик, у него руки трясутся при одном упоминании об убийстве, вы только посмотрите... (все смотрят на руки ОТЦА, и он их прячет под стол) Лучше всего, если за это дело возьмётся мама...
МАТЬ. Мама, мама!.. Без мамы ни шагу!.. Во всём, везде, всегда – мама!.. Вы пропадёте без мамы, если её не будет с вами хотя бы один день!..
СЫН. Я сейчас подумал вот о чём: кому из нас первому пришла в голову эта... чудовищная идея!?.
МАТЬ. Как!?. Тебе уже представляется чудовищной мысль, что мы избавимся от этого мертвеца, который гремит костями в этой квартире и днём и ночью и отравляет воздух табачным дымом!.. Тебе представляется чудовищной мысль, что мы все наконец вздохнём облегчённо в нашем доме, что не будет, наконец, неудобств, которые причиняет нам ЕГО папа-ша!?. (она показывает на ОТЦА).
ОТЕЦ. Иметь отцом такого дряхлого и вредного человека – ещё не преступление!.. В конце концов, если бы не было этого старика, то не было бы и меня...
СЫН. Естественно... (сложив на груди руки, усмехается).
ОТЕЦ. А если бы не было меня, то не было бы и вас, мои дети!..
СЫН. Таким образом, мы обязаны старику нашей жизнью!..
МАТЬ. И нашим несчастьем!.. Потому что, если бы не было тебя (она тычет пальцем в мужа, сидящего напротив неё, прямо через стол), я уж, конечно, никак не могла бы стать твоей женой, но была бы женой другого, у которого были бы нормальные родители!..
ДОЧЬ. Нормальные родители – значит, мёртвые родители, по типу: «Хороший родитель – мёртвый родитель».
МАТЬ. Не перебивай меня, дочь моя! В твоих словах я слышу скрытый смысл!.. Но нас с папой ещё рано живьём закапывать в землю, мы ещё можем постоять за себя!..
ОТЕЦ. Не хочешь ли ты сказать?.. (смотрит на жену).
МАТЬ. Именно это я и хочу сказать... дорогой ты мой старичок!..
ОТЕЦ. Гм!.. Гм!.. Неужели мы...
СЫН. Не бойся, папа, ты не протянешь долго, ну, а если... (он обводит взглядом всех присутствующих). Мы будем гуманны, папа... Мы выберем не слишком...
ДОЧЬ. Перестань!.. Как ты можешь!.. Твои шуточки несносны и сам ты такой противный стал в последнее время!..
СЫН. Ты первая начала...
Вот такой разговор идёт в тесном семейном кругу в отсутствии СТАРИКА. Он тянется уже давно, изо дня в день. Это было вчера, есть сегодня, и это будет завтра...

Все опять сидят за столом...
ОТЕЦ. Ну-с!.. К чему же мы пришли?..
МАТЬ. Старик несносен!.. Надо с ним кончать!..
ДОЧЬ. Кончать, кончать!.. Любопытно посмотреть, кто это сделает и как!.. Хоть я и за... за то, чтобы его здесь не было, но у меня никогда не поднимется рука, чтобы лишить деда жизни!..
СЫН. Когда-нибудь старик сам загнётся, надо только подождать... чуть-чуть, самую малость...
МАТЬ. Жди, загнётся он!.. У него такой вид, будто он собирается тянуть кота за хвост лет десять или двадцать... Я предлагаю вот что: давайте скинем его с балкона вниз?..
ДОЧЬ. Он может и не разбиться, бывают случаи, что люди падают с пятого этажа и остаются живыми. Бывает, что с переломами в больницу попадают...
ОТЕЦ. Не хватало нам ещё только, чтобы он попал в больницу, а потом его привезут сюда, возись потом с умирающим!.. И хорошо, если он умрёт в этом году! А бывает, что парализованные, а не то что там рука или нога переломана – парализованные! – годами и десятилетиями лежат в постели, а им хоть бы что!.. Нет, уж если браться за это дело, то надо уж сделать всё чисто, наверняка, а иначе и браться не стоит...
МАТЬ. Вот ты и предлагай, доктор технических наук!.. Неужели это так трудно – при-думать способ, как избавиться от восьмидесятилетнего старика!?. И чему только тебя учили в этом институте и аспирантуре!..
ОТЕЦ (негодующе). Да уж не ремеслу убийцы!..
СЫН. Жизнь заставит – чему угодно научишься...
ДОЧЬ. Мои знакомые свою бабку холодом уморили, всё время помещение проветри-вали зимой, бабка-то простудилась, поболела, да и в скором времени концы отдала...
СЫН. Не мы одни, все от стариков избавляются. Кому они нужны, старики, особенно – за восемьдесят!?. На работу такого старика не отправишь, да и не возьмут никуда, хоть он и в силах, гулять этого старика никуда не выгонишь, всё дома сидит... Вот наш только какой-то непоседливый... особенно в последнее время...
ОТЕЦ. Всё мечтает на рыбалку сходить... мало ему, что холодильник набит всякой всячиной...
МАТЬ. Ты бы взял, да и пошёл с ним на рыбалку, да и в прорубь бы... этого рыболова, пусть рыбам идёт на корм...
ОТЕЦ. На рыбалку?.. А это мысль... Впрочем, что-то тут не то... не то, я говорю, лучше уж в ванной... это самое, и захлебнётся!.. Бывает же, сердечники тонут в ваннах?..
ДОЧЬ. А что, если нам его просто в дом для инвалидов или для престарелых сдать, а?..
МАТЬ. Об этом уже говорили, этот вариант отпадает!.. Что соседи, знакомые скажут, родственники и сослуживцы!?.
ОТЕЦ. Нет, нет!.. Только не это, лучше уж его выбросить в пролёт лестничной клетки, благо – он у нас такой, что в него не то что человека – быка спустить можно!..
СЫН. Или запихнём в мусоропровод вниз головой?.. Пока его вытащат из него – дело будет сделано!.. Старик не выдержит таких перегрузок!..
ДОЧЬ. Ты смеёшься!.. Профессор, имеющий известные научные труды, идеи и разработки – и вдруг он в мусоропроводе!.. Это будет скандал, об этом напишут в газетах!..
ОТЕЦ. Да, это уже попахивает политикой (хмуро, почёсывая щёку)... Проклятое время, проклятый старик, гнусная жизнь!.. Я, наверное, сам вот-вот суну голову в петлю...
МАТЬ. Не выдумывай, тошно слушать, слабак!.. Вы только представьте этого меланхолика в роли самоубийцы!..
ОТЕЦ. А вот возьму и повешусь, или вскрою себе вены!.. Говорят, лёгкая смерть...
ДОЧЬ. Папа, ты нам нужен живой!.. Кто пробьёт мне дорогу в институт, если тебя не будет?..
СЫН. Я придумал, эврика!.. Семейство каннибалов!.. Эврика!.. Разрешение всех проблем!.. (ликующе смотрит на остальных) Мы его сварим в баке, разделаем и сварим, и съедим этой же ночью, всё до последней крошки!.. Нас четверо, а мяса в старике не так уж и много, он сухой и тощий, всё почти одни кости!..
МАТЬ. Ты с ума сошёл, сынок!.. Если об этом только кто-нибудь, одна живая душа, узнает... Тс-с-с!.. (она прикладывает палец к губам, чтобы все молчали, и прислушивается) Нас всех отправят в сумасшедший дом!!!
СЫН. По крайней мере, там не будет деда...
ОТЕЦ. Мы хоть и... хоть и претенденты в убийцы, хоть и замышляем уголовное преступление... но мы не сумасшедшие!.. (и он грозит сыну пальцем).
ДОЧЬ. Ничего у нас не выйдет с дедом, мы слабохарактерные...
СЫН. Послушайте!.. Тюкнем туристским топориком по лысине, затем в ванну, наливаем воды, режем, кровь уходит вместе с водой, ни одна живая душа не узнает!.. Кости зароем где-нибудь за городом, там – одну, в другом месте – другую, череп – ещё где-нибудь... Скажем, что старик потерялся, пусть потом разыскивают!.. Кстати, время от времени люди пропадают?.. Пропадают... Предполагаю, что их давным-давно уже съели их родственники!..
МАТЬ. Мне дурно!.. Меня сейчас стошнит!.. (на лице гримаса отвращения). Замолчи сейчас же!.. Лично я не смогла бы съесть и кусочка человечины!..
СЫН. Это только так кажется! Мясо людей, говорят, самое вкусное, сладкое, приятное!.. И питательное!..
МАТЬ. Мясо этого старика чёрствое и вонючее! Я не стала бы его есть никогда, ни за какие деньги!..
СЫН. Даже если бы умирала с голоду?..
ОТЕЦ (обиженным тоном). Вы оскорбляете моего отца! Ещё немного и я откажусь от этой затеи и скажу: «Пусть живёт, живёт хоть до ста лет!..»
ДОЧЬ. А может не будем его убивать, а?.. Жалко как-то (все глядят на неё с удивлением, будто видят впервые).
Так и продолжают сидеть за столом, будто приросли к нему...

Комната на борту космического корабля инопланетян. Двенадцать разумных существ, похожих на людей, сидят в креслах напротив друг друга...
1-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Мы переиграли, наш агент слишком вошёл в роль!..
2-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Не в этом дело, а дело в этих землянах... Мы внедрили агента не в ту семью...
3-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Вроде, культурные, передовые люди!.. Глава семейства – доктор технических наук!.. Сын – студент, его сфера – литература, искусство, эстетика!.. Мать...
7-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Может, у этих землян всё по-другому?..
1-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Мы явно ошиблись, загримировав агента под старика... Надо пересмотреть нашу программу, наши взгляды...
3-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Кто же застрахован от ошибок?..
4-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Потерять такого агента!..
5-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Надо как следует проанализировать случившееся, чтобы в следующем опыте ничего подобного не произошло... Что показала экспертиза?..
12-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Агент просто «сгорел» на работе!.. Его мозг не был приспособлен к подобным нагрузкам... Когда он просматривал видеозапись того, что происходило в его отсутствие – его хватил удар, причём мы попали в весьма щекотливую ситуацию... Объект № 3, условно названный СЫНОМ, вошёл в квартиру в тот момент, когда наша аварийная служба ещё только-только получила сигнал о том, что с упомянутым агентом случилось нечто непредвиденное... К моменту прибытия аварийной службы, объект № 3, то есть СЫН, уже успел обнаружить, что СТАРИК – наш агент, он добрался до внутренних органов агента и усугубил повреждения в его организме. Так, например, объект № 3, уяснил себе, что имеет дело не с человеком, себе подобным, а с существом иного порядка, к тому же наполовину роботом. Свои опасные, я повторяю – опасные! – исследования СЫН не успел довести до конца... Подоспевшая весьма вовремя служба, наша доблестная аварийная служба, которая всегда начеку, под видом милиционеров и работников «Скорой помощи» сумела предотвратить дальнейшие «изыскания» СЫНА!..
6-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Какова в настоящее время судьба этого объекта?..
12-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Он проходит обработку памяти, затем будет выпущен на свободу и будет иметь возможность благополучно добраться до дому...
2-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Исчезновение СТАРИКА может вызвать брожение в умах тех, кто тесно входил с ним в контакт...
5-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Этого, к счастью, а может быть, и к сожалению, не произойдёт. Объекты известные нам – с первого по четвёртый, – как вам известно, были заинтересованы в его устранении...
1-й ИНОПЛАНЕТЯНИН. Они своего добились!.. И это ужасно!.. Ужасно!..
Совещание инопланетян продолжается...
12 января 1985 г.


Рецензии