Ода коту Василию

Как – то придя с работы, я застала входную дверь открытой. На мой зов никто не отозвался и я пошла по комнатам. В маленькой комнатке, отгороженной в целях  экономии жилплощади, от ванной я увидела торчащие из под кровати ноги  моих  детей выписывающие странные кренделя. Под кроватью шла какая - то борьба и они не сразу отреагировали на мой вопрос: - Чем таким интересным вы так заняты?

 Но вот ноги замерли, попятились назад, а секундой раньше из под кровати  выскочила драная, грязная кошка с сумасшедшими глазами и рванула к выходу. Мои неразумные дети поймали её во дворе и решили поселить под кроватью, чтобы я  о  ней не догадалась. Что ж, пора заводить в доме животину решила я, как бы мне этого не хотелось, и лучше кота. С ним меньше хлопот.

 Меня повели смотреть котят, народившихся у нас на работе в подвале. Подвал у  нас чистый, обжитой. Кошка с тремя чудными котятами, все разной масти, сидела в коробке, обставленной блюдцами с едой. Котята ещё не совсем открыли глаза, видно народились совсем недавно. В каждое своё дежурство я спускалась вниз, подержать котяток, не решив пока кого предпочесть. Но, вот, глаза открылись и я увидела чудо: у одного котёнка глаза были синие. Это так гармонировало с его чёрной  шерстью и было так необычно, что его я и выбрала. Я решила не сразу забирать его домой, а дать ему возможность подрасти на кошачьем молоке. Но через несколько дней одного из котят кто – то забрал и я испугалась за своего.   

 Был холодный апрельский день. Я свернула из газеты кулёк, положила туда  котёнка, засунула кулёк за пазуху и поехала домой. Радость моих детей не имела предела. Они рвали его друг у друга из рук и я боялась как бы не разорвали совсем. Для восстановления мира мне то и дело приходилось его отбирать.

 С появлением животного появляются и некоторые хлопоты, но настолько  малые по сравнению с той радостью, которое оно приносит с собой в дом, что ими можно пренебречь. Это как ещё один ребёнок, которого ты любишь и всё ему прощаешь. А уж какой любовью и преданностью они платят тебе за твою любовь! На это не каждый человек способен.

 Нашего кота мы назвали Васькой, но какие только вариации этого имени мы не использовали, чтобы выразить ему нашу любовь: и Васятка, и Васюлис, и Васянька и многие другие у кого на сколько хватало фонтазии. А он из всего  нашего семейства для своей душевной привязанности выбрал меня. Я иногда думала, может он считает меня своей мамой, ведь я его взяла таким маленьким, едва открывшим  глаза. Скорее всего свою маму кошку он и не помнит.

 Меня он встречал всегда у дверей. Когда я ругала своих детей, что они открывают мне двери не спрашивая кто за ними, они отвечали, что кот пошёл к дверям ещё до моего звонка и это значит, что иду я, потому, как он больше никого встречать не ходит. Как он чувствовал моё приближение, не приложу ума.

 Котик наш рос, подрастал и превратился в красивого большого кота с обычными жёлтозелёными глазами. Был он чистоплотен, даже когда сломал переднюю лапу, он с мявканьем, из – за боли, всегда запрыгивал в свой туалет и ни разу не нагадил  мимо. И, конечно, он был умён. Правда, за всю жизнь я не встретила ни одного человека, имевшего животного, чтобы он говорил обратное. Я  считаю, что все животные, выжившие в нашем непростом мире, как домашние так и дикие, сохранились не только благодаря инстинктам, но и уму.

 Муж как – то решил нашему коту устроить экзамен на сообразительность – приклеил к кухонной стене два кусочка сырого мяса, один выше другого, и стал смотреть, что наш Василий будет делать. Эта задача оказалась слишком лёгкой, кот не задумавшись ни на минуту достал вначале нижний кусок, потом верхний. Муж усложнил задачу – приклеил кусочков шесть - семь по косой траектории, где каждый следующий был выше предыдущего. Кот зашёл с одной стороны, посмотрел, зашёл с другой. Затем прыгнул на стену так же по косой и сгрёб вытянутой лапой все куски за один раз.

 С нами кот был ласков, причём со всеми родственниками, которые приходили в дом, а вот чужих не любил. Ну, казалось бы, не любишь иди в другую комнату и  сиди там. Так нет, он садился рядом с гостем, заняв  персональный стул,  поворачивался к нему задом и прогнать его было невозможно. А  уж  если  кто  оставался ночевать, то кот непременно ложился к нему в ноги и бессонная ночь была обеспечена, на каждое ночное шевеление кот агрессивно вопил и гостю казалось, что сейчас он прыгнет ему на голову.

 Мы всех предупреждали: Только не гладьте, кот  этого не любит. А если не  успевали, то раздавался такой пронзительный кошачий крик, переходящий в визг, что рука отдёргивалась мгновенно. Кто делал вторую попытку, получал по рукам когтями. Но на это иногда отчаивались только друзья сына. Дескать кот не собака, чего бояться. Одного неугомонного кот загнал на окно и затем прыгнул с пола к нему на грудь и повис, уцепившись когтями за его тело. Первым кот не нападал никогда.

 Как – то я услышала, что с котом кто - то разговаривает, жили мы на первом этаже и он любил сидеть за окном в цветочном ящике. Я отдёрнула занавеску, думая, что идёт кто – то свой, оказалось пожилая незнакомая пара:
- Какой чудесный у вас кот! А сторож какой! Какой у него боевой клич! Вам точно собака не нужна! Мы каждый раз здороваемся с ним, если проходим мимо.
 
 И тут только я сообразила, что это он нас охраняет, когда садится рядом с чужими или ложится с ними спать. А вскоре этому было и подтверждение.

 Дочка наших друзей приехала поступать в институт и осталась у нас ночевать. Следующий день был выходным, я хотела  отоспаться и попросила:
- Оленька, ты утром сама позавтракай, а будешь уходить, толкни меня, я закрою дверь.

 Не тут – то было. Как только Оля встала, кот прибежал кo мне в комнату и стал звать за собой. Я решила, что ему нужно в ванную, там стояло его корыто и покричала Оле, чтобы она его впустила. Кот в ванную не пошёл. Он ещё пару раз подбегал к моей кровати пытаясь меня поднять, я не встала и он от меня отстал. Зажурчала вода. Засвистел  чайник. Наконец все дела сделаны, Оля зашла в комнату взять свои вещи и тут раздался истошный кошачий крик и следом Олин: - Тётя Наташа, он не выпускает меня из комнаты.
 
 Я вскочила. Кот стоит в дверях на задних лапах устрашающе рарастопырив передние с выпущенными когтями. Я даже побоялась взять его на руки, у животных бывает переведённая aгрессия. Услышав мой спокойный ласковый голос он поменял позу и я унесла его на кухню. Я несла его, а он возбуждённо дрожал и всё поглядывал из – за моего плеча на Ольгу и злобно урчал. Конечно,- смеялись мои домашние - шутка ли. Хозяйка спит, а тут вещи выносят.

 На лето кот вместе с детьми уезжал в деревню. Как - то возвращаясь из  леса  я  увидела Ваську довольно далеко от дома, он крался по траве, прижимаясь животом к  земле. Испугавшись, что он может потеряться я достала его из травы и понесла  домой. Но он зашипел на меня, вывернулся и побежал обратно. Оказалось, что он  может сердиться и на меня, если я отрываю его от такого важного дела, как охота.

 Прожил он с нами одиннадцать лет и последнее лето он провёл на даче  с  моей тётей. Я приехала их навестить, Васька был скучен. Может отравился чем – то, решила тётя. Я его погладила, поносила на руках, как носят  мленьких детей. Он  так же как дети, обхватив лапами меня за шею, прижимался ко мне. Когда я уезжала, побежал за мной по дороге, явно просясь домой. Я не поняла, что болен он тяжело. Я думала, он поест какой - нибудь травки и вылечит себя. Васюля, иди домой - кричала я, убегая от него – я заберу тебя через две недели насовсем.

 Везла я его совсем больного. Лечение ненадолго облегчило его муки, он даже подошёл к миске с едой, постоял над ней, но есть ничего не мог,  его тошнило. Что – то у него внутри болело, он жалобно мяукал и боялся  любых наших прикосновений. Как – то придя с работы я нашла его в корытце, забраться в него он смог, а выбраться не получилось, так и лежал он там, весь в моче. Ночь он простонал, а утром встав собираться на работу, я первым делом подошла к нему, погладила по голове, он посмотрел не меня, жалобно мякнул и... умер, как будто последние силы копил, чтобы дожить до утра и проститься с нами.

 Мы с сыном положили его в коробку, а вечером молча закопали его под липой, растущей у нас за окном. Говорить о нём было больно.

Дочка, ничего нам не сказав, пошла в церковь, к вечерней службе и заказала  поминальную молитву.
Наверное нельзя было так делать, - сказала я - ведь он не человек.
А мне было так легко, когда поп каждый раз произносил раб божий Василий, – ответила дочка - Я прямо чувствовала, что Васька рядом и ему хорошо. Да и что в  этом плохого. В конце концов все мы божьи твари.

2010 год.


Рецензии
Прекрасный рассказ, Наталия.
Это просто удивительно, что
Ваш кот обладал навыками со-
баки.
Как жаль, что он так прежде-
временно умер.
Я тоже по умершим животным по-
даю милостыню в поминальные дни.
Всякий раз плачу, как по ребенку.

С уважением!

Фаина Нестерова   18.10.2020 15:39     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за рецензию. После Васятки
у нас 15 лет Прожила собака подобранная
дочкой на улице. И потери эти переживаются
нами до сих пор. Как жаль, что они так
мало живут.
С уважением,

Наталия Скачкова   18.10.2020 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.