Репортаж с пулей в сердце

18 февраля в облдрамтеатре состоялась премьера спектакля «Я солдат, мама!».
Пьеса, написанная Юлией Йонушайте в 2011 году и получившая Гран-при в номинации "Пьесы малого формата и экспериментальные тексты для театра" Международного конкурса современной драматургии «Свободный театр», рассчитала на одного исполнителя, на то, чтобы это был моноспектакль - так ее и ставили в некоторых других городах.

Но в Кировском облдрамтеатре в процессе работы спектакль оброс целым рядом
реальных сценических персонажей, которые лишь обозначены в рассказе главного
героя. Это его девушка  - Наташа (Елена Шевелева), случайно погибший друг детства (Михаил Шевелев), старик, замполит и доктор (Владимир Севастьянов), воспитательница и певица (Ирина Стародубцева), школьники, солдаты и др. То есть спектакль стал населенным, и это придало ему большую яркость, правдивость и глубину.

Режиссер Владимир Жданов (это его вторая постановка на сцене драмтеатра,  первой был спектакль «Молодильные яблоки») полностью отказался от декораций, если не считать лежащей под ногами
героя круглой карты, на которой обозначены главные точки его
жизненных событий (роддом, школа, военкомат, война).

Действие развертывается на большой сцене в круге, похожем на цирковую арену,
зрители же тремя рядами размещаются вокруг этой «арены». Это первый в драмтеатре опыт поиска новых игровых площадок и новых форм общения со зрителем. Время от времени актер вступает в прямой контакт с пришедшими на спектакль, задавая им те
или иные вопросы, заставляя вместе с ним размышлять о жизни и смерти, о любви и дружбе.

Преимущественно пустое сценическое пространство позволяет нам полностью сосредоточиться на герое, его жестах, мимике, его рассказе, увидеть лицо актера Ивана Шевелева крупным кланом. Остроту взаимоотношений между героем и зрителем
придает то, что с нами говорит человек как бы из иного мира: его нет, он убит, но,
может быть, этот его рассказ и был последним его воспоминанием  в момент гибели.

Спектакль идет в хорошем темпо-ритме, сцены и мизансцены быстро меняют друг
Друга = без пауз и затемнений. Кто знает, может быть, именно таков поток сознания умирающего человека, который перед смертью вспоминает самое главное в своей
жизни. Ивану Шевелеву удалось передать весь трагизм роли и в то же время сделать
ее эмоционально окрашенной, лирически наполненной.

В связи с этим вспоминается танец любви Жени и Наташи (хореография Эльвиры Ворожцовой и Ирины Брежневой, музыкальное оформление Сергея Юрпалова), символизирующий момент первой близости юноши и его любимой.

Поскольку название спектакля как бы обращено к матери («Я солдат, мама!» мне несколько не хватило в нем образа матери, впрямую обращенных к ней слов в трудные для героя минуты (а, может быть, и какого-то визуального ее образа). Хотя сидящая рядом со мной женщина в сцене гибели героя и так вытирала слезы...

Не совсем устроили костюмы Анны Кривошеевой, в частности костюм Наташи – мне кажется, она должна быть одета более современно (блестящие кожаные куртки давно не в моде).

В целом же новый спектакль театра смотрится с большим интересом, захватывает, надолго оставляет после себя хорошее впечатление, заставляет обращаться мыслями к герою Ивана Шевелева снова и снова.

Опубликовано в газете "Кировская правда" 21 февраля 2014 года.


Рецензии