Маленькое путешествие в Германию

Царь Петр привез из своих странствий по Европе много новых идей и привлек большое количество иностранных специалистов для решения задач во многих экономических сферах зарождающегося российского государства. Никто и не подозревал, какое значение будет иметь обмен ремеслом и знаниями для нашей страны. Петр «прорубил» окно в Европу не только строительством Санкт-Петербурга, но и главным образом привнеся технические новшества в сельскохозяйственную державу. Его потомки еще не раз будут идти тем же курсом, заимствуя передовые начинания у своих соседей.
Когда мы все собирались в Германию, мы не преследовали цель простой туристической поездки. Нас было семеро и каждый хотел понять «почему же они там так живут?» и «в чем они лучше?». Сухие статистические данные об уровне жизни в ФРГ мы не знали, но слышали много и об отличных дорогах и о повсеместной индустриализации. Программа поездки была сформирована при активном участии профессора Фридриха Венцеля, который смог не только договориться с администрацией города Целле о приеме, но и лично сам наладил связи с владельцами бизнеса уговорил их встретиться.
  И вот мы стоим в аэропорту Гамбурга – веселые и радостные – перелет был легким, всего два с половиной часа. Впереди три полноценных рабочих дня, натуральное пиво, рулька с капусточкой и немецкая культура. С нее-то все и началось, но об этом позже… Наша делегация – Володя Андреев, Юра Споров, Володя Трофимов, Андрей Довгань, Миша Сергеев, Дима Шайтор и ваш покорный слуга – бойко прошла «зеленый коридор» и твердо ступила на землю германского государства!
Получив на стойке Dollar ключи от машины и доплатив по 20 евро за каждый день за страховку без франшизы (рекомендую всем этим пользоваться во избежание разборок при сдаче машины!) мы поднялись на пятый этаж большого паркинга и погрузились в девяти местный Фольксваген Каравеллу. Дима Шайтор заволновался – мы едва проходили под верхними балками паркинга! Однако удачно вырулив из аэропорта при навигаторе с неработающей старой картой я, немного поплутав по окрестностям Гамбурга, выехал  на автобан А7. Дальше все уже было знакомо…
Начался дождь и наша первая остановка на заправке сопровождалась бесчисленными фото, перекуром и кофе с булочками. Андрей Яковлевич Довгань, как человек истинно русский, еще в машине недоумевал, почему же никто не купил хорошего виски в Дюти-Фри и мы едем «сушняком». После съезда с трассы на автодорогу местного значения мы увидели вагончик и девушку на пассажирском сиденье. Все оживились! Первая легальная проститутка на нашем пути, тлетворное влияние Запада…
Отель в Целле оказался двухэтажным зданьицем семейного типа. Разобрали ключи и разошлись по номерам. Хозяин сообщил, что в холле можно курить и брать пиво из холодильника по 1 евро за бутылку. Через минут десять все собрались, разобрав пиво, появился Фридрих и потом уже пришла Лена с тазиком салата.
Лена – моя племянница, жена Фридриха – уроженка города Луги и лет десять с лишним назад в Турово познакомилась с профессором Ганноверского университета Венцелем. Дело было зимой у меня на даче. Через пару дней я встретил будущую семью в Питере. Так произошло проникновение русской культуры в немецкое сознание. Лена в нашей поездке сыграла значительную роль – именно она подхватила мою идею в прошлом году о городах-побратимах Луга-Целле, и именно она является единственным представителем лужской земли в этом городе.
Дитер – хозяин отеля - после некоторых намеков  принес бутылку перцовки, мы заказали пиццу и все славно отобедали в холле. Нашим следующим пунктом программы был концерт в местной церкви. На этом настоял Фридрих и мы вполне уютно расположились в городской кирхе. Два кларнета и две трубы исполняли классику, в том числе Прокофьева. Их выступления прерывались выходом Большого городского хора. Действие продолжалось полтора часа и кое-кто успел подремать.
Шел дождь, температура была не выше 15 градусов. Фридрих проводил экскурсию по центру города – его старой части. Кто-то имел зонтик, кто-то нет. Мы рассматривали средневековые маленькие домики, фотографировали и… вот наконец наш теплый немецкий ресторанчик! Всем стало комфортнее и легче.
На следующий день было запланировано посещение больницы, водопроводной станции и завода по производству оборудования по водоподготовке. Признаться тема с водой изначально не вызывала у нас энтузиазма, но все оказалось иначе!
После хорошего завтрака я сидел в холле с кофе и краем глаза увидел как в дверь отеля входит женщина-блондинка. «Вот тут какие ходят!» - мелькнуло в голове и… через минуту женщина уже сидела со мной за столиком. Это была Инга – наша переводчица. Она оказалась действительно незаменимой для нашей группы, отвечала на все вопросы, была мила со всеми и отлично говорила как по-русски, так надо полагать и по-немецки. Ее помощь была весомой, так как она просвещала нас относительно условий жизни в Германии и являлась своеобразным срезом немецкой женщины, которая общалась на одном с нами языке. К слову сказать, Инга переехала жить сюда, когда ей было семь лет, но это на ее навыках общения не отразилось.
Итак, городская больница! Бюджет этого учреждения был в десятки раз выше, чем бюджет Лужской ЦРБ. Специально выделенный человек Robert Berrisch, возглавляющий отдел по связям с общественностью рассказывал нам минут сорок о финансах, структуре и системе управления больницей. Выяснилось, что главное лицо в больнице вовсе не медик, а профессиональный менеджер, хотя во главе коллегиального органа управления есть врачи. Именно здесь мы ощутили как работает система социального обеспечения Германии – все четко, ясно, прозрачно и рассчитано на людей. После доклада и ответов на вопросы нам показали родовое отделение больницы. Все были слегка поражены комфортом, а Михаил Николаевичу даже разрешили сделать несколько фотографий. На прощание нам всем подарили зонтики, что было необходимо в столь дождливые дни…
Водопроводная станция оказалась весьма интересным объектом. Обслуживала весь город Целле с 70 000 жителями, была построена до второй мировой войны и насчитывала в своем штате всего четырех человек. На входе поступает вода с 5 млг. железа, на выходе – с 0.1 млг. Система очистки предельно проста – распыление воды, ее окисление и дальнейшая фильтрация через специальный кремниевый песок. Такая технология применяется с момента основания станции. Мы, жители, которые используют воду с повышенным содержанием железа были вообщем-то в некоторой мере даже шокированы этим процессом. Лично я, человек, который всегда пьет воду из-под крана в Целле, никогда прежде не думал о том, как прозаически просто с немецкой точностью и педантичностью можно очищать воду с верховых водоносных слоев и утолять потребности города, с численностью жителей в два раза больше, чем в Луге!
Порядком подзадержавшись на водопроводной станции мы – голодные и немного усталые – через полчаса подъехали к заводу Criwa. Нас встретил лично хозяин и основатель г-н Христиансен с русским помощником Олегом Капланом. Первым вопросом, с чего начал хозяин был вопрос «а как происходит утилизация канализационных отходов?». Мы сообщили, что большей частью в землю. Тогда нам сказали, что вопрос с чистой водой в Луге решать не имеет смысла. Нас это заинтриговало! Пространный доклад о воде произвел впечатление. Г-н Христиансен работал с Россией, но не очень активно. Главной проблемой он считал не поставку оборудования, а его квалифицированное обслуживание. «Именно сервис водоочистных сооружений требует грамотных специалистов», – так сказал убеленный сединой владелец завода. Нам показали завод и там встретили несколько человек, которые говорили по-русски. Масштаб оказался солидным – мы ходили по корпусам и видели, как конструкторская мысль воплощалась в металл. Причем воплощалась со скурпулезной точностью!
Вечером с Володей Андреевым, Юрой Споровым и Димой Шайтором мы поехали в аквапарк. За 2 евро 50 центов мы покатались в трубах, поплавали в бассейне, посидели в джакузи, выплыли в зону с морской водой и приехали в отель активными. Вечером нас пригласили супруги Венцель к себе домой на «свадебный супчик». Естественно, что Андрей Яковлевич – человек, который с пустыми руками никуда не ходит – сагитировал всех в магазин за продуктами и к Фридриху мы пришли с большими пакетами. Но и там стол был полон! Лена постаралась, как истинная лужанка и под пиво, вино и водку началось типично русское застолье…
На следующий день была ратуша, где находилась администрация муниципалитета города Целле. Принимал нас Вельгельм фон Фитель, который отвечал в структуре управления за оргвопросы, культуру и спорт. Цифры в его докладе были внушительные: 200 млн.евро – годовой бюджет, 4 млн.евро – дифицит бюджета, около 1000 сотрудников, на которых расходуется 50 млн.евро… Фон Фитель рассказал так же о системе государственного устройства ФРГ и о той роли, которую играют в этой системе города и общины (муниципалитеты нижнего уровня). Стало ясно, с какой страны мы скопировали 131 Федеральный Закон… Причем скопировали только его часть! Например, доплата депутатам в Германии есть и составляет сумму от 300 евро в месяц.
Особенно меня лично поразила в докладе фон Фителя ссылка на фразу из Конституции «Никто в этом государстве не может умереть от голода!» Все стало на свои места! Увидев через час как работает предприятие «Жизненная сила» мы поразились еще больше. Нас отвезли в пригород, где располагались одноэтажные цеха, где трудились инвалиды! Причем работу они выполняли легкую, было ясно, что все предприятие сидит на дотации, но само качество устройства рабочих мест, гуманность, социальные функции – все это говорило о многом.
День мы заканчивали в супермаркетах. Для владельца одного из магазинов в сети EDK вопросы были весьма неожиданными. Например, выяснилось, что хотя и есть небольшие складские площади, но они пустуют, так как весь товар поступает прямо в продажу. Это говорит о мощной логистике предприятия. Товар с истекшим сроком давности автоматически списывается, выкладка товара производится по специальной схеме, которая в России не используется и т.д. Именно тут я понял, почему качество продуктов в Германии всегда на высоте – у них просто не продают плохой и залежалый товар и законы все работают!
Вечером мы отужинали чисто русской компанией в старинном немецком ресторанчике, в котором оказалось только две порции рульки на семерых. Но дополнив другими блюдами наше меню и выпив по паре пиве мы остались довольны.
В 6 утра следующего дня Володя Андреев и Юра Споров уехали на пекарню. Именно в это время начинают работать печи и выпуск немецких булочек заканчивается так же утром. Думаю, что им было что посмотреть и о чем поговорить. Вернулись они в половине девятого как всегда энергичные.
Это был последний официальный день нашего пребывания. Сев в машину мы взяли курс на город Вольфсбург – место, где находится штаб-квартира концерна Фольксваген. Подъехав к центру мы увидели огромный бесконечный паркинг, на котором не было свободных мест. Еще некторое время мы искали нужную нам заводскую проходную и, вот мы уже внутри с замечательным экскурсоводом Bruno Henika. В огромном цехе нас ждал большой пассажирский прицеп, в котором мы свободно разместились. Фотографировать было запрещено!
Бруно начал движение по бесконечным конвейерам завода, произнося сухие цифры, а Инга переводила. Итак, здесь:
- выпускается ежедневно 3800 автомобилей 4-х марок: «Гольф», «Гольф-Плюс», «Тигуан», «Тауран».
- Всего в городе работает 52 000 сотрудников, из которых 20 000 работают непосредственно на заводе,
- Каждый из работающих имеет отпуск 5 недель, из которых три недели он использует летом, когда завод закрывается на коллективный отпуск,
- Дата основания завода – 1938 год,
- Длина всех конвейеров завода составляет 100 километров,
- 200 000 посетителей ежегодно приезжают за авто в Вольфсбург,
- За 2012 год концерн продал 9 млн. 200 тыс. автомобилей, всего концерн имеет 12 брендов марок автомашин. В ФРГ работает 5 заводов со 100 000 сотрудников.
- Всего концерн имеет около 100 заводов в мире, на которых трудятся 500 000 человек!
Когда мы пришли в Аутоштадт – своеобразный музей-выставку концерна Фольксваген – первым делом решили пообедать. Застолье было хорошим, качество немецкой кухни дело известное! Часа два мы бродили из павильона в павильон фотографируясь на память. Кроме WV здесь были собраны и другие бренды – Audi, Skoda…
Вечером Фридрих и Лена накрыли у себя дома богатый стол. Мы собрались в наш последний вечер весьма утомленные – программа оказалась весьма насыщенной даже для нас людей энергичных. Теплые слова в адрес семьи Венцель звучали за столом, водка была высококачсетвенная, закуски отменные и наше застолье плавно перетекло в музыкальный вечер. Андрей и Володя спели три русских современных песни, Фридрих взял аккордеон …
Потом мы долго гуляли по ночному Целле и среди сонных маленьких улочек то и дело вспыхивал русский куплет «И дорогая не узнает!»









Рецензии
Краткая рецензия на зарисовку Александра Иванова 7 «Маленькое путешествие в Германию».
Начнем с того, что название не соответствует зарисовки. Это было все же не путешествие, а типичная деловая поездка. Ее цели и задачи в произведении раскрыты весьма основательно. По всей видимости, человек работает под своей фамилией. Много в стране Александров, не меньше и Ивановых. Цифра семь, как-то выбивает из колеи. Я это к тому, что произведение все же очень уютное, и, не смотря на деловую планку повествования, познавательно и в социальном плане.
Очень понравилось вступление. Хотя заметил бы, что сейчас профессионализм русских рабочих не уступает немецким. Возникли вопросы в освоении новой техники- фирма производитель бесплатно проконсультирует. В чем же у нас вопросы? Почему мы живем хуже, чем они. В умелом распределении денежных потоков. Их наши управленцы разруливают их так, что на развитие производства ничего не остается. Современные бизнесмены – все толсты, как попы, частенько выпивают. Так почему же плохо работают люди? Зарплату им не платят- 15 тысяч. И платят не вовремя, все экономят именно на зарплате. По другому просто не умеем. Откуда берется средняя российская зарплата в 40 тысяч рублей – непонятно. Бюджетные деньги разворовываются - начиная от глав больницами и школами и кончая министрами и гендиректорами госпредприятий. Свой карман ближе. И бороться надо не с конкретными директорами, а с самой системой.
Построение предложений, самого произведения гармонично, и читаемо. Есть, конечно, недостатки. Человек видно очень быстро пишет и не любит корректировку.
Для примера: «Через минут десять все собрались, разобрав пиво, появился Фридрих и потом уже пришла Лена с тазиком салата».
Вариант проще: Через десять минут мы собрались в холле, разобрали пиво. Появился Фридрих, чуть позже Лена, с тазиком салата.
Такими мелочами изобилует все произведение. Думаю, что работа редактора ему бы не помешала. А если он уже поработал над произведением, то грош ему цена. Такое вот нельзя было пропускать: «Получив на стойке Dollar ключи от машины и доплатив по 20 евро за каждый день за страховку без франшизы (рекомендую всем этим пользоваться во избежание разборок при сдаче машины!) мы поднялись на пятый этаж большого паркинга и погрузились в девяти местный Фольксваген Каравеллу». Думаю, что автор их и сам прекрасно видит, но не имеет времени на правку текста.
Но читать все равно было и интересно, и познавательно. Люблю умные произведения. Эти ржавые трубы уже достали Россию. Пластиковые тоже не вариант, но лучше чугунных, и дешевле эмалированных. Мой совет всем- всегда экономьте на самой большой статье затрат, как бы трудно это не было. И никогда не экономьте на зарплате, просто смените систему оплату труда. Мне пора остановится. Спасибо за путешествие. Было ощущение, что я сижу где-то среди людей.

Александр Терный   03.01.2018 01:37     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию! Действительно, редактор тут не работал, а надо... Увы, это всего зарисовка.

Александр Иванов 7   03.01.2018 12:11   Заявить о нарушении