Так сойдет

Приближались летние каникулы,  и в семье возник  вопрос:  с кем  будут оставаться дети, пока мама с папой на работе. Дети – Это  Сережа десяти лет, и его восьмилетняя сестра Валюшка.

- Чего волноваться, - успокаивал  всех папа, - у нас же есть бабушка.
 
- Даже две, - уточнил Сережа, он  оканчивал третий класс и чувствовал себя достаточно взрослым, чтобы участвовать в  таком важном обсуждении.
 
Валюшка –   девочка с большими серыми глазами и  тонкими  косичками до плеч,  тихо сидела  за столом,  и напряженно вглядывалась в лица  говоривших.  Решалась ее судьба на ближайшее время.
 
- Ты же знаешь, что моя мама  не останется, -  твердо заявила мама, словно поставила  на этом вопросе точку.
 
- Давай позовем мою, -  не колеблясь, предложил папа.

- Но Вера Степановна   уже не молода, и потом, она редко у нас бывает. Сможет ли она справиться с двумя детьми?! – засомневалась мама.
 
- Других вариантов нет, - заявил папа, посмотрел на часы и  заторопился к выходу, - Все! Надо бежать.  А справится бабушка или нет, покажет время.

К концу мая погода стояла по-летнему  жаркая.  Настроение у детей было  почти праздничное – начинались летние каникулы.

Сережа вернулся из школы рано,  открыл дверь своим ключом,  швырнул  портфель в угол, и радостно  крикнул:
-  Свобода!  Каникулы! Делай, что хочешь! 

Но в ту же минуту он увидел в прихожей большой  коричневый чемодан, перетянутый ремнями. В сторонке  стояли черные разношенные туфли, что говорило об одном: приехала  питерская бабушка.
 
- Сереженька!  Вырос-то как! – воскликнула она, выйдя в коридор следом за мамой.

Сережа посмотрел на старушку,  ростом чуть выше его,  седовласую, в  фартуке поверх простенького   платья,  не бросился обниматься, а лишь скромно поздоровался:

- Здрасьте!

- Вот, сынок,  Вера Степановна  согласилась погостить   у нас  месяц.  А потом мы поедем на море.  Ты, на правах хозяина, помоги бабушке освоиться,  покажи, где у нас здесь, что находится.

Вера Степановна – сухонькая улыбчивая старушка,  тоже не стала бросаться к внуку с объятьями,  стояла  поодаль и  наблюдала за  происходящим.  Дети виделись с бабушкой  не часто, так как она  живет в другом городе,  а потому   нужно время, чтобы  всем друг к другу привыкнуть.   

Известно, что каждый человек имеет свои привычки  и свое представление о нормах жизни.  Гости помогают нам это осознать и научиться быть не просто терпеливым хозяином, но и  оставаться доброжелательным.
 
Валюшка сразу признала бабушку и теперь все время крутилась возле нее: то  на стульчик  сядет, когда бабушка еду готовит,  то  раскраски принесет  на кухню  или альбом для рисования.  Девочке нравится, как бабушка разные  истории рассказывает из своей жизни, или вспоминает  о том, как  папа был маленьким.  Валя, как будто впервые узнала, что папа тоже был  маленьким!

А вот Сережа не очень  доволен, что бабушка  навязывает, как ему кажется, свои порядки.

Вот и сегодня, пришел он на кухню. Бабушка  заканчивала  приготовление завтрака и расставляла тарелки для каши.
 
- Доброе утро, - поприветствовала  она внука с улыбкой.

- Доброе, - нехотя пробурчал Сергей. – Что на завтрак?

- Каша овсяная.  Умывайся, одевайся и приходи к столу.

- Ну ее, эту овсянку!  Я  вообще не люблю каши.  Я себе бутерброд сделаю с колбасой.
 
- Дети едят то, что взрослые им на стол поставят. А самовольничать не надо, - твердо сказала бабушка, и добавила, - А если не хочешь завтракать, попостись до обеда. Потом и каша желанной окажется.

Сережа был возмущен: бабушка приехала и устанавливает здесь свои порядки!   И он решил не завтракать.  Пусть бабушке будет хуже!


- А давайте,  сходим в зоопарк, - предложила бабушка  после того, как они с Валюшкой   убрали со стола посуду.

Девочка  от радости захлопала в ладоши и чмокнула бабушку в морщинистую  щеку.  Они вместе пошли в комнату Сережи, чтобы рассказать ему о своем  решении. 
Сережа развалился,  полулежа, в кресле и поспешно нажимал кнопки, он играл в свою  компьютерную игру.  В комнате был беспорядок, кровать после сна слегка прикрыта скомканным одеялом,  вещи  на полу.

- Пойдешь с нами в зоопарк? – спросила Валя.
 
- Чего я там не видел?!

Все всё поняли.
 
- А почему у тебя в комнате такой беспорядок? – спросила бабушка, - Помнишь, как  говорил Маленький принц: «Проснулся утром, привел себя в порядок и приведи в порядок свою планету».   Планета для каждого      начинается с того места, где  человек живет.
 
- Так сойдет.  У нас свои порядки,  - огрызнулся Сережа, не отрываясь от игры,  и  всем  своим видом,  давая понять, что он «гостям» не рад.

- Ну,  хорошо! Раз так сойдет,  пусть так и будет.  Постараюсь усвоить ваши порядки, - согласилась Вера Степановна, выходя из Сережиной комнаты.

В этот день они сходили с Валей  в зоопарк, как задумали, немного устали, но получили большое удовольствие  от прогулки.  Вера Степановна   прожила долгую жизнь,  и довольно много знала разных историй, в том числе  про животных, их повадки и место обитания.

Валя с интересом и удивлением  узнала, что оказывается лисы, песцы и волки – все относятся к одному семейству – псовых, то есть все они родственники собакам, которых девочка просто обожает.  А слонят воспитывают только  слонихи: мама,  бабушка, тети и пр.  Пап к воспитанию не допускают,  мужчины-слоны живут отдельно.  Лев может очень много съесть за один раз, а потом несколько недель  обходиться без пищи.  В общем, девочка была в восторге от прогулки и от бабушки.

А Сережа,  дождавшись, когда он останется дома один,  сразу же пошел на кухню и, конечно же, сделал себе большой бутерброд с колбасой.

На следующий день бабушка  затеяла варить борщ.  В этой семье борщ все любили, особенно кубанский – кисленький и ароматный.  Да еще со сметанкой,  и кусочком бородинского хлеба вприкуску!
Вера Степановна  сварила по всем правилам, но… она не стала чистить картошку  и потом толочь ее в пюре, как делают на Кубани,  а положила  половинки молодого картофеля прямо  с кожурой.
 
  К Сереже пришел приятель из соседнего подъезда,  и они в комнате занимались своими делами, когда бабушка пригласила всех к столу.  Дважды звать не пришлось.  Дети устроились за столом  и начали есть.  И вдруг, Сережа воскликнул возмущенно:

- А это что?! - он выловил ложкой кусок разварившейся картошки в кожуре,  и, держа ложку перед собой, не мог поверить своим глазам, - Ты что, картошку не чистила?!
Мальчик бросил ложку в суп, который слегка разбрызгался в разные стороны.
 
- Так сойдет, - с улыбкой ответила бабушка, махнув при этом рукой.  – Вы обедайте, а я пока  в магазин схожу,  а то у меня дрожжей нет. Пирожки испеку  к ужину.
 
Бабушка ушла. Сережа вначале демонстративно отодвинул  от себя тарелку,  но он был голоден, и неудобно было перед товарищем, а потому  пришлось самому убрать тонкую кожуру из супа,  размять картошку вилкой.  Борщ  все равно оказался вкусным, о чем позже говорили пустые тарелки на столе.

Вечером, когда  в доме установилась  тишина,  Сережа подошел к дивану, на котором   спала  теперь Вера Степановна.

- Баба Вера,  прости меня, что я тебе грубил.  Я больше не буду.

- Ты понял, что  «так сойдет» не работает?!  Если портной будет шить по этому принципу одежду, а кондитер печь торты, то мы не захотим  всем этим пользоваться.  Приучай себя, делать правильно, а не как попало, - бабушка гладила мальчика по руке и  нежно прижимала его  к себе. – Представь, что в этом огромном мире,  у тебя только две бабушки,  родители и сестра.  Надо бережно относиться друг к другу,  не обижать, а помогать,  кто,  чем может, вот тогда и твоя жизнь будет радостной и счастливой, и родным твоим будет хорошо.  У  близких  людей ты всегда найдешь поддержку и понимание.
   
- Я не люблю каши, а ты говоришь:  «ешь».
 
- А про кашу и про хлеб я расскажу вам  с Валей завтра. А сейчас ложись спать.  Молодец, что нашел в себе мужество, признать свою ошибку и повиниться. Для этого сила духа нужна. Похоже, что она у тебя есть.  Спи спокойно,  завтра поговорим.

А утром бабушка  рассказала внукам про свое детство.  Рассказала то, чего детям обычно не говорят: про жизнь и смерть, про голод и холод, который она, совсем маленькой девочкой, пережила во время блокады Ленинграда.  В то время   город Санкт-Петербург назывался Ленинградом.

Вера Степановна вспомнила свое трудное детство,  как нечего было есть, и как люди вокруг умирали от голода.  Однажды она нашла сухой  огрызок  хлебной корки, завалившийся  когда-то за  шкаф на кухне. Как она была рада!  Смахнула с него пыль и ела этот старый сухарь  с братишкой, по очереди отгрызая  по кусочку…

  Бабушка говорила, и глаза ее наполнились слезами.  Она  промокнула  их бумажной салфеткой и нежно посмотрела на Сережу.

- А ты говоришь «не люблю каши». 

Месяц пролетел быстро.  Вера Степановна  уехала  в свой Питер,  но дети не забудут это время, проведенное с бабушкой, никогда.

   


Рецензии