Высоцкий пел правду

    Тема: "Высоцкий пел правду".

    За двадцать лет творческой деятельности Владимиром Высоцким было написано около 850 песен и стихов, несколько поэм и несколько прозаических произведений. К концу шестидесятых годов двадцатого века благодаря магнитофонному стихийному распространению по стране талантливо написанных и мастерски исполненных авторских песен Высоцкий становится популярным и любимым артистом—исполнителем для советских людей. Без появления удобного и нужного людям прекрасного и нужного средства – магнитофона в таком всплеске популярности Высоцкому не было бы отказано. А постоянные его разъезды с концертами по городам страны,  его разрешение делать магнитофонные записи прямо на концерте упрощали живую связь с простыми людьми. Рассказы автора перед исполнением песен снимали целый ряд возникающих вопросов: чьи песни? по какому поводу написаны? где взять копию? Такие поездки помогали расти его известности.
    Простые советские люди шёпотом на кухнях, в курилках и тайно в очередях, по—товарищески обсуждали и выражали недовольство по поводу проводимой руководством страны государственной политикой в разных сферах хозяйства. И вдруг появляется талантливый молодой человек, стоящий на сцене с гитарой наперевес, который, открыто или завуалировано, смело на всю страну начинал кричать свои песни на ту же тему песни…
    Если мастерски исполненные песенные пьески, иногда в шутливой форме, иногда с прямой речью в тексте, будоражили и волновали души слушателей. Росла и армия почитателей. Он творил свои музыкальные миниатюры, тщательно подбирая мелодию и используя свой актёрский талант. Песня рассчитывалась на успех только у слушателя.
    Официальные концерты Высоцкому запрещали, из новых фильмов выбрасывали его песни. А народный любимец, например, в Москве, до того был уже узнаваем и почитаем, что не мог нормально выйти из своего дома и пройти по улице: вокруг него сразу собирались десятки поклонники и поклонницы. О публикации в печати песенных текстов популярного в народе поэта—исполнителя не было и речи – Высоцкий не вписывался со своими песнями в идеологический реестры дозволенного.
    Высоцкий – синтез поэта и актёра. В начале своего творческого пути он начинал с полублатных и дворовых песен: уличная романтика, неписанные законы дворовой нравственности; и хотя этот путь казался примитивным, но он был многим понятен. Это и явилось на начальном этапе творчества его духовным стержнем. Немаловажная сторона – особенность исполнителя: хриплый баритон голоса, залихватский, мальчишечий задор, юмор. Некоторые сюжетно—стилистические признаки песен – конфликтная героика людей, идущих или на трудовой подвиг, или на смерть одинаковой «высоцковой походкой». Он не признавал компромиссов – или всё, или ничего! Его песни были не похожи на обычные, напеваемые в те годы по радио и на пластинках фирмы «Мелодия».
    Но всё—таки главное, что располагало к нему слушателей: он пел другую правду, более реальную по народному пониманию, он выражал людские мысли и чаяния. А подпольный магнитофонный бизнес процветал – на Высоцкого всегда был спрос. Автор—исполнитель отзывался в песне на происходящие в стране события: унесло в Охотское море на неуправляемой барже четырёх советских военнослужащих, чуть не умерших за 1,5 месяца от голода, — песня; сделал врач Леонид Рогозов в Антарктиде сам себе операцию аппендицита, наблюдая за своими действиями в зеркало тягача, — опять песня; наградил незаслуженно Никита Хрущёв египетского президента Насера званием Героя Советского Союза – снова песня; после посещения на даче пенсионера—Хрущёва и разговора с ним о прошлых его деяниях напрямую, с глазу на глаз – появилась песня про дурачину—простофилю.
    Он пел о войне и её участниках, о моряках и пирах, о пьяницах и наркоманах, о психах и врачах, о лётчиках и альпинистах, о нефтяниках; пел просто и раскованно в компаниях друзей. Много у него песен—посвящений. Владимиром Высоцким был создан целый блок детских песен, у которых прекрасная английская сказка «Алиса в стране чудес» стала более близкой, приятной и музыкальной для русских детей.
    Аудитория на концертах Высоцкого была самая разнообразная: студенты, учёные НИИ, рабочие, моряки, врачи, золотоискатели и даже партийно—правительская верхушка. Газеты продолжали травить Высоцкого: ему приписывали бандитские, явно не его песни; его старались сделать кумиром толпы, сравнивая его песни с низкопробными развлекательными программами Запада. Уж очень мешал Высоцкий руководству страны лгать собственному народу в многочисленных газетах с громким названием «Правда». Но грубая натяжка на неправдоподобные факты и простое враньё на Высоцкого давили обратный результат: протесты читателей, падение тиража и престижа.
    Многие песни Высоцкий исполнял от первого лица. «Я» давало ему право выносить на суд слушателя личное отношение к теме, делало песенное произведение более убедительным и доходчивым. Каждую свою песню он многократно, в процессе шлифовки музыки и текста, пропускал через свой ум и душу. Он был честолюбив, как и все актёры. Ему не было чуждо всё человеческое. Всех людей, общавшихся с Высоцким, включая и тех, кто слушали его концерты, подкупало простодушие и естественность. И дружил он с близкими товарищами на тех же высоких и ответственных принципах, как в своей песне о друге: «Если друг оказался вдруг…»
    Изнурительная и насыщенная актёрская деятельность в театре, скрытая и явная травля властей, творческие поиски и переживания (кроме огромной работы над авторской песней), алкогольные запои и наркотики накладывали негативную печать на его здоровье, его больное сердце…
    В первый раз, день в день,  25 июля 1979 года, в жаркой Бухаре прямо на сцене во  время концерта Высоцкий упал замертво. Его спас прямой укол в сердце вовремя подоспевшей медицинской помощи. А ровно через год, 25 июли 1980 года, его сердце остановилось навсегда.
    Как ни странно, но многие песни Владимира Высоцкого помогали людям преодолевать свои драматические моменты в нелёгкой жизни, помогали по—другому подойти к возникшей неприятности, воодушевляли на поиск выхода из сложившейся ситуации. Он лечил наши души. Люди, вылечившиеся его песнями, писали ему благодарные письма, а Высоцкий отвёл в своём архиве особое место и бережно хранил…
    В знак искреннего уважения к этому человек, к пятидесятилетию Владимира Высоцкого был составлен сборник—рукопись книги «Владимир Высоцкий в песнях и стихах современников», пока часть первая. Поток стихов и песен пошёл после смерти барда, и в основном про его похороны – все печальные и жалобные. Однако приходили и другие произведения, обладающие интересной информацией и совершенные.
    Сборник был создан, отправлен в другие города страны и даже подарен музею Владимира Высоцкого в Москве. В него вошли и поэты—омичи Владимир Макаров («Гипертрофия диска»), Николай Башкатов («За песню спасибо, Володя…»), Сергей Денисенко («Эпилог»), Виктор Васильев («Гармонь. Теперь и не видеть…») и другие.

   Приведу четыре интересных материала из указанного сборника.
   Любимов Юрий Петрович (р. 1917) — актёр и режиссер, основатель Московского Театра на Таганке, учитель и друг актёра Владимира Высоцкого.
    «Все беды в театре начались с похорон Высоцкого. Значения Владимира Семёновича никто их них (руководители страны) не понимал. Нам запретили ставить спектакль памяти Высоцкого. Потом стали запрещать и другие спектакли. Люди, которые не любили Высоцкого и театр вместе с ним, злобно стали наступать на нас.
    Они приняли в штыки и ту мысли, что нужно сделать вечер памяти Высоцкого. Я звонил, разговаривал, как в народе говорят, «со всеми портретами». Покойный ныне Андропов удивился, почему я к нему обращаюсь… Я сказал, что это проблема политическая и международная, и всё равно придётся её заниматься. Я убедил его, что это наносит вред нашему отечеству и что не надо сердит миллионы поклонников Высоцкого внутри страны. Хотите ли Вы этого или нет, но миллионы людей обожают его и чтут…»
    В конце концов, не выдержав многолетних издевательств, Юрий Петрович временно эмигрировал в Англию.

    Меклер Владимир Михайлович (р. 1944), г. Санкт—Петербург, инженер, фотограф.
    «16 апреля 1980 года в малом зале Ленинградского (С.—Петербургского) академического Большого драматического театра имени М. Горького снимали телевизионный фильм «Я помню чудное мгновенье» с участием Владимира Высоцкого. Мне удалось сделать серию снимков, которые я потом назвал: «Сто дней до бессмертия». Высоцкий выглядел усталым.  Мне понравилась абсолютная отдача при исполнении песен, способность моментально отключаться от постороннего и уходить «в себя». Сразу же по окончании съёмок он уехал в аэропорт на поджидавшем его автобусе. Когда он проходил мимо меня, у него была клюшка для игры в хоккей и, конечно же, зачехлённая гитара».

    Сергеев Леонид Александрович (р. 1953), бард, тележурналист.
    Свой прощальный венок Владимиру Высоцкому Леонид Сергеев выразил своеобразным философско—мистическим стихотворением—песней.

Что же вы, бесы, скачите
По стене белённой?
До о чём судачите,
Головы бубённые?
Вы б со мной поплакали,
Да меня б спросили:
Что? Да где? Да как это?
Да откуда ж силы?

Никакого сговору –
Свод небесный впору…
Остальным—то под гору,
Ну а мне – всё в гору!
Шарик рвётся из руки,
Улетит, обманет…
Подрастают «старики»
С душами в кармане.

Мне б живой воды найти,
Той воды напиться.
Да не сходятся пути,
Потускнели лица.
Улетели шарики
На свиданье с Богом…
В чистом поле – васильки,
Да, ох, дальняя дорога!..

    Рубан Виктор Алексеевич (р. 1948), г. Усть—Каменогорск, (Республика Казахстан), электросварщик.

Мать моя звала его Хрипатым,
В песнях находя лишь один бред:
«Голос хриплый, незамысловатый,
Ничего—то, кроме рёва, нет!..»

Но потом, в конце семидесятых,
Незадолго до его конца, уловила в грубоватых
Суть того, что трогает сердца.

Вслушавшись, затаив дыхание,
О простом, понятном для людей,
И о Правде, в нищем одеянье,
И о Лжи, хохочущей над ней…

Помню, слёзы утерев щепоткой,
Голосом, в котором нет сил,
Вдруг сказала, став такой кроткой:
«Дай—то бог, чтобы он долго жил!

Я—то, темнота, его бранила…
Пусть простит честной народ,
Что была к нему несправедлива…
Господи, как правильно поёт!..»

1983 год.

    Всенародное признание Владимира Высоцкого состоялась ещё при его жизни, и он об этом твёрдо знал. Официальные власти в лице ЦК КПСС и Совета Министров СССР только через семь лет после его смерти присудили Владимиру Семёновичу Высоцкому Государственную премию  СССР за создания образа Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и за авторское исполнение песен.
    Сегодня для увековечения памяти о выдающемся, любимом барде названы морской танкер «Владимир Высоцкий», планета «Владвысоцкий», в Москве создан музей Владимира Высоцкого, его именем названы улицы в Киеве и Новосибирске, стоят в Москве памятнике Владимиру Высоцкому в Театре на Таганке и на одной из улиц.


Рецензии