Идеальное вторжение

Идеальное вторжение (Эта странная бесконечная жизнь)


Мы помним лишь прошедшее. Мы никогда не узнаем его, если вдруг встретим. Воспоминания остаются на месте, а время движется вперед, и они расходятся навсегда.

Альфред Бестер «Время предатель»


Глава первая

Выходишь из дома и знаешь, что больше никогда не увидишь его снова. В густом, как деготь, черном небе плывет, переливаясь фиолетовыми и бардовыми цветами, инопланетный корабль. Ярко-зеленые лучи пронзают ночь, словно вспышки салюта. Тянутся от корабля к земле и забирают выходящих на улицы людей. Одного за другим. Одного за другим. Успеваешь подумать об Эйлин: «Интересно, они уже забрали ее или нет?» Видишь, как зеленый луч пронзает твоего соседа. Он улыбается. Смотрит на далекий внеземной корабль и улыбается. Луч исчезает, и сосед исчезает вместе с ним. Делаешь шаг вперед. Чувствуешь щебень под ногами. Вдыхаешь ночную прохладу полной грудью. И никакого страха. Никаких сомнений. Инопланетный корабль зависает прямо над твоей головой. Зеленый луч вырывается из его брюха. Пронзает тебя. Тело сковывает немота. Свет меркнет. Сознание тонет в туманном забвении. Глаза закрываются (или же это мир закрывается для твоих глаз?). Ты поднимаешься на борт. Ничего не чувствуешь, но знаешь, что это так. Время растягивается, как резина. Долгое, бесконечное время. И мысли какие-то заторможенные. Слова, воспоминания – все двигается, как в замедленном фильме…
Толчок. Чувствуешь под ногами твердую опору и открываешь глаза.
- Это великолепно! – говорит тебе сосед. Соглашаешься с ним. Смотришь по сторонам. Ничего особенного. Корабль, как корабль. Может быть, лет через сто вы бы и сами начали строить такие, осваивая Луну, Марс, Юпитер.
Зеленый луч вспыхивает, перенося на борт еще одного соседа. Он озирается по сторонам, широко открыв глаза. Наверное, ты был таким же минуту назад: счастливым, зачарованным, пораженным…
- Интересно, кто управляет этой штуковиной? – говорит сосед.
- Откуда я знаю, – говоришь ты. Снова вспыхивает зеленый луч.
- Слава богу, успела! – говорит запыхавшаяся женщина.
- Пойдем, поищем экипаж, – говорит сосед. Еще один луч вспыхивает где-то рядом. Проталкиваешься сквозь толпы знакомых лиц. Видишь дверь и надпись желтыми буквами на электронном табло над ней: «Не открывать, пока не окончена посадка».
- Подожди, – говоришь соседу.
- Да чего ждать-то?! – разводит он руками. Показываешь ему на табло над дверью. – И что?! – спрашивает сосед.
- Может, это не просто так, – говоришь ты.
- Да брось ты.
- Стой! – Ты хватаешь его за руку. – А что если как только мы откроем эту дверь, то кто-то из тех, кто еще не перебрался на борт, погибнет? – Сосед пожимает плечами. – Или же погибнем мы все, – говоришь ты. Сосед хмурится. Смотрит недовольно на электронное табло и тяжело вздыхает.
- Ну, ладно. Давай подождем.
Луч все еще мелькает, перенося на борт жителей твоей улицы. Десять, двадцать, тридцать раз… Сосед потирает руки и готовится открыть дверь. Корабль вздрагивает. Электронное табло над дверью меняет надпись. Теперь желтые буквы говорят: «Во время полета не открывать». Собравшиеся люди тихо перешептываются.
- Интересно, куда мы летим? – говорит сосед. Гул заглушает его голос. Уши закладывает. «Все будет хорошо, – думаешь ты, смотришь на собравшихся людей и понимаешь, что они думают о том же». – Все будет хорошо! – кричит тебе сосед, показывая поднятый большой палец. Ты киваешь ему. Он улыбается. Широкая, счастливая улыбка от уха до уха на толстом лице.
Но гул усиливается. Проникает в мозг и, кажется, что еще мгновение и из ушей потечет кровь. Еще мгновение… Еще… Тишина. Даже как-то не по себе. Но это всего лишь оглохшие уши. Звуки медленно возвращаются. «Выход», – загораются желтые буквы на электронном табло над дверью.
- Так! Теперь бы понять, куда нажать! – говорит сосед. Подходит к двери, ищет ручку или электронный замок. Но ничего нет. Дверь открывается сама. Сосед оборачивается к тебе и пожимает плечами. – Ну, что, пойдем, посмотрим? – говорит он.
- Пойдем, – отвечаешь ты, и вы выходите.

***

Вспышки. Они повсюду. Гигантский корабль, куда вы прилетели, распускается, словно цветок, жизнь которого наблюдаешь изнутри.
- Он что, живой? – спрашивает сосед.
- Не будь дураком, Блейз, – говоришь ему ты.
Кто-то кричит, что это чудо. Кто-то читает благодарственные молитвы своим богам. Гигантский корабль принимает все новые и новые корабли-шлюпки, откуда выходят жители твоего города и окрестностей. Джили, Рендер, Сэнди, Мартон, Бестер, Карвин, Дейдра, Фиона – все, кого ты знал и с кем встречался почти каждый день, здесь. Снова вспоминаешь Эйлин, бродишь среди восторженных многотысячных толп и пытаешься найти ту, с кем готов был прожить одну из своих генетических жизней.
«Знаешь, Хасан, - сказал тебе как-то Блейз, - ты самый странный сосед, из всех, кого я знаю». «Судьбу не выбираешь», – сказал ты, или же одна из твоих генетических личностей. Иногда они обозначали свое присутствие настолько внезапно, что ты какое-то время не мог сообразить, чья память сейчас говорит твоими устами: твоя или же твоих прошлых жизней. Жизней, никогда не принадлежавших тебе, но всегда остававшихся твоей неизменной частью. Врачи назвали это «Феномен реинкарнации». Правда, вначале поставили более простой диагноз – шизофрения и раздвоение личности. Но личность у тебя всегда была одна, поэтому раздвоение пришлось исключить, как впрочем, и шизофрению, но только чуть позже. Один умник из местной больницы три долгих года кормил тебя амиталом и прочими барбитуратами среднего и короткого время действия, но в итоге решил, что это не помогает. «Ты безнадежно болен», – сказал он и посоветовал смириться. И ты смирился. Но люди, окружавшие тебя, не смогли. Их пугали твои внезапные воспоминания, настораживали, и они заставляли тебя продолжать лечение, не оставлять попытки исправить это. Но исправлять было нечего.
«Это всего лишь твоя генетическая память», – сказал седой профессор, закончив проводить тесты и анализы, которым, казалось, не будет конца. Он сказал, что это как наследуемые черты лица, только в твоем случае это еще и память. «Никто ведь не считает особенным тех, кто наследует длинный нос или большие уши?! – смеялся профессор. – Вот и ты нечто подобное». Ты поблагодарил его за проделанную работу и вернулся в свой город, а через год он выслал тебе свою книгу с автографом и благодарностью. Оказывается, ему присудили несколько наград в научной литературе за работу, где он попытался раскрыть твой феномен. Какое-то время пресса проявляла к тебе интерес. Спрашивали о твоих прошлых жизнях и жалели, что твои предки были не столь значительными историческими личностями, чтобы ты мог раскрыть затянутые паутиной времени исторические тайны. Но в итоге закончилось и это. Пресса назвала тебя шарлатаном, а критики буквально порвали на части старого профессора, сведя его в могилу.
С тех пор ты больше не лечился. Может быть, твои праправнуки и смогут избавиться от этого, но сейчас лечения не было. «А может, настанет день, и все мы станем такими, как ты, – сказал однажды Блейз. – Что если, это не дефект, а всего лишь новый виток в эволюции?!» Ты посмотрел на него и подумал, откуда простой механик знает все это? «Откуда? – Блейз деловито ухмыльнулся и рассказал о студентке с факультета философии, с которой он спит. – Она хочет написать о тебе диссертацию», – сказал Блейз. Ты вспомнил старого профессора и сказал: «Не надо». «Да, не волнуйся ты! – Блейз дружелюбно хлопнул тебя по плечу. – Она не хочет доказывать, что ты – особенный. Она хочет доказать, что ты – шизофреник». Он подмигнул и сказал, что она просила его договориться с тобой о встрече. Ты сказал: «Нет», а Блейз сказал, что в этом возрасте они такие знойные, что за проведенную с ними ночь, можно позволить назвать себя шизофреником. Эйлин обиделась и ушла. «Иногда я тебя ненавижу», – сказал ты Блейзу. Он ушел поздним вечером, но Эйлин так и не вернулась. Ты позвонил ей на мобильный, послушал гудки и лег спать.
Ночью тебе снился топот копыт и звон сабель. Твои предки убивали людей. Рубили головы и конечности. Но, знаешь, когда ты видишь все это на самом деле, чувствуешь это, проживаешь это, убийство не кажется таким уж аморальным поступком. По крайней мере лучше убивать, чем переносить мучения и пытки. Как в той жизни, когда ты был арабским поэтом. Он любил женщин и опиум, но умер на столе для пыток в криках и боли. Попробуй, переживи это, а потом осуди убийство. Нет. Ничего не выйдет. Это просто жизнь. Просто нравы. И детей твоих ждет то же самое. «А если у нас родится девочка?» – спросила тебя как-то Эйлин. «Не родится», – сказал ты, и генетическая память показала тебе десятки подобных историй. Женщины были красивыми и не очень, вы то лежали на персидских коврах, наслаждаясь яствами, то голодали в чердачных помещениях, стоимость проживания в которых была непосильной для тебя. Картины менялись, но суть оставалась одна. «И каково это? – спросила Эйлин. – Знать сотни женщин, помнить тысячи поцелуев». «На востоке всегда придерживались строгих нравов, – сказал ты. – К тому же я никогда не был достаточно богат, чтобы купить себе невесту». «Ты врешь», – сказала Эйлин и поцеловала тебя в губы. У нее был маленький рот и острый язык. Темные глаза и длинные черные волосы. О вкусах, как говорится, не спорят, особенно, если твоя генетическая память показывает сотни восточных красавиц, пленивших твое сердце. Иногда, занимаясь любовью с Эйлин, ты вспоминал тех бедняков, которые так и умерли, не познав женщины. Интересно, могут ли они видеть твою жизнь так же, как ты видишь их жизни? Испытывать то же, что испытываешь ты? Наверное, нет, ведь они – всего лишь твоя память. Как стихи на арабском, которые ты иногда читал Эйлин. Стихи из прошлого, рожденные в настоящем твоими губами. «Мои губы тоже кое на что способны», – сказала тебе как-то Эйлин, а ты сказал, что когда-то давно ее бы забросали за это камнями. «А сейчас забросают камнями, если я этого не сделаю», – улыбнулась Эйлин. «Всего лишь засмеют», – сказал ты, а поэт плакал, держа на руках мертвую девушку, растерзанную разгневанной толпой. И пальцы его путались в окровавленных волосах. И чей-то камень обезобразил ее красивый рот, превратив в кровавое месиво. И ничего не вернуть назад. «Всего лишь нравы», – сказал ты Эйлин, но так и не смог видеть ее рот пригодным для чего-то большего, нежели поцелуи, и неважно насколько страстными были ночи. Поэт рыдал, и запекшаяся кровь в густых черных волосах его возлюбленной проводила незримую грань, перешагнуть которую невозможно. «А если Рендер расскажет тебе кое-что… – Эйлин поднялась на локтях, заглядывая тебе в глаза. – Мы ведь жили с ним больше года, и сам понимаешь…, его нравы были немного другими». «У меня нет проблем с моими воспоминаниями, – сказал ты. – Они принадлежат мне, а не я им». «Значит, ты не отрубишь ему голову, или что там отрубали в те времена?» Ты обнял ее и поцеловал в шею. Арабское солнце было красным, и черный жеребец нес тебя на восток. И женщина, красивая, как звезды на ночном небе, обнимала тебя, прижимаясь к твоей спине. «Однажды я украл свою возлюбленную», – сказал ты Эйлин. «А она хотела этого?» – спросила Эйлин. «Не знаю, – признался ты. – Она была женщиной и покорно принимала свою судьбу». «Это не честно», – сказала Эйлин. «Она была непохожа на тебя», – соврал ты. «Значит, меня бы ты воровать не стал?» «Еще как стал бы!»

***

Вы идете с Блейзом по кораблю, и высокие своды теряются где-то над головой в недосягаемой темноте.
- Даже не верится, что здесь все жители нашего города! – слышишь ты голос Рендера.
- Подожди, – говоришь Блейзу и пытаешься пробраться сквозь толпы людей к бывшему мужу Эйлин. Рендер видит тебя и театрально кривится.
- Значит, ты тоже здесь, – говорит он и тяжело вздыхает.
- Давай не будем, – начинаешь ты.
- Не будем что? – спрашивает он. – Драться на саблях или читать стихи на арабском?
- Я не ищу ссоры. Я ищу Эйлин, – говоришь ты. Он смеется.
- Так она и от тебя сбежала?
- Не от него, а от меня, – говорит Блейз, влезая в разговор. Рендер пожимает ему руку, вглядывается в его голубые глаза.
- Так ты и она…
- Нет, – улыбается Блейз и рассказывает о студентке, намеревавшейся написать о твоей шизофрении. – Она, кстати, тоже должна быть где-то здесь.
- А имя? – спрашивает Рендер.
- Черт ее знает! – Блейз чешет затылок. – Хоть убей, не помню. – Он смотрит на тебя и спрашивает: не помнишь ли ты.
- Нет, – говоришь ты и уже Рендеру. – Эйлин не звонила тебе? – Он улыбается.
- А если и звонила… то, что?
- Я просто хочу ее найти, – объясняешь ты.
- Может, она этого не хочет.
- Так ты знаешь, где она, или нет?
- У матери.
- Черт!
- Да, уж. Действительно: черт! – Рендер смеется. – Сомневаюсь, что тебе удастся найти ее здесь.
- Найду, – обещаешь ты.
- Жрать охота, – говорит Блейз. Рендер протягивает ему шоколадку. Блейз срывает обертку и спрашивает: «Интересно здесь можно мусорить или нет?». Ты пожимаешь плечами. – Ну, если что, то это не я. – Блейз бросает на пол обертку. Засовывает в рот шоколадку и жует. Ты смотришь на его ставшие коричневыми зубы и думаешь о том, что будет потом.
- А вот это хороший вопрос, – соглашается Рендер. Блейз перестает жевать и говорит с набитым ртом, что нужно было оставить шоколадку на черный день.
- Считай, что он наступил, – говоришь ты и оглядываешься по сторонам, пытаясь отыскать знакомые лица.
- Пойду, поищу своих, – говорит Рендер. Ты останавливаешь его и пытаешься убедить, что вам лучше держаться вместе. – Еще чего! – Рендер высвобождает свою руку и уходит.
- Никуда он не денется, – говорит Блейз. – Да и на кой черт он нам нужен? Пойдем, найдем Сэнди и Карвина. Рендер прав. Сейчас лучше держаться со своими.

***

Время. Часы показывают поздний вечер, когда вы выходите на опушку лиственного леса.
- Это что? Настоящее? – спрашивает Блейз и щипает себя за руку.
- Думаю, не стоит делать поспешных выводов, – отвечает Сэнди, сжимая руку Карвина, который готов броситься к хрустальному озеру и утолить жажду.
- Да пустите же меня! – кричит женщина в короткой юбке. Ее худые ноги рассекают водную гладь. Она радуется, как ребенок. Белая блузка намокает, прилипает к телу. Пара рыжеволосых ребятишек бегут к озеру, наполняя повисшую тишину звонким смехом. Кто-то находит в лесу ягоды. Кому-то удается поймать пару пушистых зверюшек.
- Вы же не съедите их?! – возмущается Сэнди.
- Еще как съедим! – заверяет ее толстый мужчина.
- Знаешь, - говорит тебе Блейз, глотая слюни, рожденные сладким запахом жарящегося мяса, - пожалуй, нам тоже стоит пойти в лес и поймать кого-нибудь.
- Лучше уж ягоды! – говорит Сэнди.
- Никто ничего здесь есть не будет! – кричит Рендер. – Вы что, забыли, где мы? – Гудение людей смолкает. – Что это за место? Что это за корабль? И что это за лес?
Ты смотришь на Рендера и признаешь, что у него врожденные ораторские способности. Люди слушают его. Люди готовы идти за ним. Даже Мейнос – мэр вашего города, который вы оставили в прошлом, не изъявляет желания занять свое прежнее место.
- Что будет завтра, когда мы разграбим этот лес? – спрашивает людей Рендер. – Что будет, когда не останется ни зверей, ни ягод?
- Нужно проголосовать, – говорит Блейз.
- Проголосовать за что? – спрашивает Рендер.
- За то, кто будет решать, что нам делать дальше.
- Никто ничего не будет решать в одиночку, – говорит Рендер. – Нас здесь много и каждое мнение имеет значение.
- Ну, тогда я за то, чтобы сначала поесть, а потом решать все остальное, – говорит Блейз и поднимает руку.
- Я, пожалуй, с тобой, – говорит Карвин.
- А я против, – Сэнди смотрит на супруга и пожимает плечами.
- Я тоже против, – говорит Рендер. Две сотни рук поднимаются в знак согласия.
- Я посчитаю, – говорит Дейдра. Она ходит между людей, терпеливо исполняя свою обязанность. – С перевесом в двести голосов победили Рендер и Сэнди, – объявляет Дейдра спустя почти час.
- Так есть, значит, не будем?! – сокрушается Блейз. – Но ведь здесь не все жители города. Может, вернуться и спросить мнение остальных?
- Решение принято, – говорит Рендер. – Сначала разберемся, что это за корабль, а потом будем решать, что делать дальше.

***

Помнишь, однажды вы с Эйлин взяли палатку и отправились в лес. Вдвоем. Только ты и она. Солнце согревало землю. В кронах пели птицы. Вы установили палатку, побродили по лесу и позавтракали. «Я хочу, чтобы ты почитал мне стихи, – сказала Эйлин, а ты сказал, что она не понимает по-арабски. – Ну, и что! – она беззаботно улыбнулась. – Зато мне нравится, как они звучат». А после вы лежали на расстеленной поверх зеленой травы скатерти, и Эйлин рассказывала тебе про свое детство. «Есть вещи, которые мне очень дороги, – сказала она. – Маленькие, ничего не значащие вещи». Она покраснела и сказала, что Рендер всегда смеялся, когда она рассказывала ему об этом. «Я не буду», – пообещал ты. «Еще как будешь!» – сказала она, и вы лежали на скатерти и смеялись до слез. После обеда вы снова бродили по лесу и мечтали повстречать оленя. Но вместо оленя вы увидели лишь зайца, да и тот мелькнул в кустах своим коротким хвостом и исчез. Вот и весь день, завершившийся ночью и небольшим костром. Вы лежали с Эйлин, обнимая друг друга, и молча смотрели на небо. «Хочешь, я расскажу тебе о созвездиях?» – спросил ты. «Хочу увидеть, как падает звезда», – сказала Эйлин. Ты сказал, что звезды не падают, а она сказала, что знает, но ей все равно. Вы занимались любовью, и ты смотрел ей в глаза. Смотрел и видел, как в них отражаются далекие звезды. И ночь заполняла тишину шорохами своей бесконечной жизни, пряча ваши тяжелые дыхания в своей непроглядной плоти…
Сейчас все было иначе. Свет померк, но ночь все равно осталась ненастоящей. Искусственной. Ты лежишь на спине и слушаешь, как смеется Блейз.
- Что тут смешного? – спрашиваешь, жалея, что рассказал об Эйлин, палатке, костре…
- Извини! – говорит Блейз, продолжая смеяться. – Я просто вспомнил, как однажды комары искусали мне всю задницу после подобного, и я несколько дней вообще сидеть не мог!
- Я мог, – говоришь ты.
- Наверно торопился! – хватается за живот Блейз. – Прости! Я не хотел тебя обижать.
- Да ничего. – Ждешь, когда он успокоится, спрашиваешь о запланированном походе на завтрашний день.
- Не знаю, – говорит Блейз. – Но мне интересно.
- Я имею в виду не интерес, – говоришь ты. – Это может быть опасным, а кроме тебя я больше никого не знаю из добровольцев.
- Не думаю, что это будет опасным, – говорит Блейз. – Ну, а если что, то держись рядом. Кто не побежит, тому и можно доверять. Понимаешь?
- Понимаю, – отвечаешь ты.
Древние битвы всплывают в памяти звоном клинков. Пустыня наполнена криками. Ветер выбивает из глаз слезы. Черный жеребец под тобой недовольно фыркает. Сабля в твоей руке блестит, отражая лучи беспощадного солнца. Песчаный бархан уходит круто вниз, где идет сражение. Фонтаны крови брызжут в раскаленный воздух. Конь снова фыркает. Слышишь короткий приказ по-арабски. Пришпориваешь коня и мчишься в низ, в пекло смерти…

***

Лес заканчивается высокой железной стеной с автоматически открывающейся дверью.
- А я почти забыл, что это корабль, – говорит Кройд. Вы выбрали его своим лидером часом ранее большинством голосов. Семь к трем. Ты и Блейз голосовали «за».
Теперь дверь. Она открывается вверх, прячась в железную стену. Узкие коридоры кажутся бесконечными. Они извиваются, разветвляются, уходят круто вверх и вниз, словно вы движетесь по кровеносно-сосудистой системе гигантского зверя. Иногда вам встречаются люди. Такие же, как вы.
- Вы откуда? – спрашивают они. Вы рассказываете о лесе и озере. Они рассказывают о целых городах с домами и квартирами.
- Кажется, там кто-то жил до того, как мы пришли. Даже на столах осталась недоеденная еда. Свежая еда. Понимаете, о чем мы? – говорит женщина с рыжими волосами. Она угощает вас кофе (по крайней мере чем-то похожим на кофе), а вы отдаете ей часть жаренных пушистых зверьков, пойманных в своем лесу. – Вот, возьмите, – говорит женщина, передавая вам карту. – Мы рисовали ее, как только вышли. Так что, если захотите, то сможете найти наш город.
- Нам тоже нужно будет нарисовать карту, – говорит Кройд и спрашивает, кто из вас занимался чем-то подобным раньше. Вы молчите. – Это недочет, – делает вывод Кройд. Блейз толкает тебя в бок.
- Я тоже не умею, – говоришь ты.
- И на кой черт нужна вся эта память, если в нужный момент она не может помочь?! – в сердцах возмущается Блейз, забирает у Кройда карту и говорит, что хоть и не художник, но будет стараться. Ты вспоминаешь Эйлин. Думаешь, что когда карта будет достаточно полной, то можно попытаться отыскать ее.
Еще одна железная дверь встает у вас на пути.
- Не открывается, – говорит Кройд, простояв перед ней больше минуты. Электронная панель справа от двери требует ввести код.
- Может, это граница? – спрашивает Блейз.
- Почему здесь? – спрашиваешь ты.
- Не знаю, – пожимает плечами Блейз. – У нас же недалеко от города была граница.
- Но никто не требовал на ней вводить никаких кодов, – говоришь ты.
- Но мы и не дома. – Блейз чертит на своей карте крестик и спрашивает, как назвать эту дверь.
- Назови тупик, – отвечает Кройд. Вы возвращаетесь по карте назад, до предыдущей развилки и выбираете другой тоннель. Очередная дверь открывается, пропуская в вас в заполненное людьми помещение.
- Вы кто такие? – спрашивает высокий мужчина с густыми черными усами.
- Мы рисуем карту местности, – объясняет Кройд.
- На кой черт вам карта?! – смеется усатый и показывает информационную панель, где схематично изображена часть корабля. – Здесь есть пара лифтов, – говорит он. – Мы пока не разобрались, как они работают, но что работают это точно. Мы уже пользовались ими. – Его длинный палец упирается в зеленую часть экрана. Она увеличивается от нажатия. – Мы были вот здесь и здесь, – рассказывает он. – Здесь находятся какие-то магазины, а здесь столовая. – Его лицо расплывается в улыбке. – И такой большой запас вина, что, думаю, нам всем надолго хватит!
- Не хватит, – говорит Кройд. – Если судить по тому, что мы видели, то нас здесь много.
- Насколько много?
- Не знаю, но может, и вся планета. Наш город и окрестности, по крайней мере, здесь.

***

От резкого ускорения закладывает уши. Лифт двигается не только вверх и вниз, но еще и в стороны.
- Интересно, на скольких людей он рассчитан, – говорит Блейз.
- Своевременный вопрос, – подмечает усатый. Он наблюдает за картой движения и предусмотрительно усаживается в кресло незадолго до поворота.
- Мог бы и предупредить, – обижается Блейз, поднимаясь на ноги.
От падения ты прокусил губу, и кровь заполняет рот. Память предков оживает нечеткими вспышками. Холодная сталь колет брюшную полость.
- Эй, ты в порядке? – спрашивает Блейз.
- По-моему, меня только что убили, – говоришь ты.
Лифт останавливается, и вы снова падаете на пол.
- Нужно будет перенастроить эту штуковину! – говорит Кройд, выходя в открывшуюся дверь. Приклад М-16 бьет его в голову, сбивая с ног. Кройд падает на колени. Группа солдат целится в вас.
- Вы кто такие? – спрашивает сержант, видит усатого и опускает оружие. – Кавана, дружище, какого черта ты здесь делаешь?
- Хотел бы я знать! – Усатый выходит из лифта. Они обнимаются, как братья. Да они и есть братья! Вы сидите на полу и слушаете рассказ сержанта о том, как они попали сюда. Ничего нового. Те же корабли. Те же лучи.
- Мы думали, что это всего лишь учения! – говорит сержант, показывая сваленные в кучу алюминиевые столы и стулья. – Заняли оборону и стали ждать. – Он извиняется перед Кройдом за разбитую голову. – Сами понимаете, мы – военные, а не политики. Наше дело… – Он смолкает, смотрит на брата и спрашивает о своей семье. – Может, они тоже здесь? – сержант на глазах перестает быть солдатом и становится семьянином. – Нужно разобраться в этих картах.
- Разберемся, – обещает Кавана. – Насколько я понял, в том, как мы здесь оказались, есть определенная упорядоченность.
- Так ты думаешь нас здесь много?
- Думаю да. – Кавана показывает на вас. – У них вообще весь город здесь.
- И окрестности, – добавляет Кройд.
- Это плохо, – говорит сержант. – Уже представляю, какая неразбериха скоро начнется. Никаких границ. Никаких законов. – Блейз рассказывает про закрытую дверь. – Уже лучше, но все равно… – сержант вздыхает. Говорит, что его семья, скорее всего тоже находится за одной из закрытых дверей.
- Нужно разобраться, как их открыть, – говорит Кавана. – Да и лифт, его передвижения тоже ограничены.
- Не стоит торопиться, – говорит сержант. – Никто ведь не знает, что ждет нас за этими закрытыми дверьми. К тому же у нас и здесь может найтись проблем вдоволь.
- Что за проблемы? – спрашивает Блейз.
- Власть, сынок, – говорит сержант. – Новая территория еще никому не принадлежит, а такого не должно быть. Понимаешь?
Рация связиста начинает шипеть. Майор Бауэр выходит на связь. Сквозь треск помех ты слышишь автоматные очереди.
- Ну, вот и началось, - говорит вам сержант. – Кто-нибудь из вас служил в армии?

Глава вторая

Несколько поколений спустя.
Караван роботов медленно продвигается по внешней поверхности гигантского корабля. Вокруг вакуум и радиация звезд. На тебе одет сверхпрочный скафандр. Специальное стекло защищает твои глаза от ожога. Группа роботов-охранников, вооруженная пневмовинтовками, идет рядом. Они не сомневаются. Не жалуются. Не устают. Они охраняют караван и умрут, если на то будет необходимость. Если на вас, не дай бог, нападут кочевники или бандиты. Но этого не произойдет. Ведь ты хороший погонщик. Ты знаешь все тайные тропы, знаешь где нужно опасаться нападения, а где отдыхать.
Помнишь своего деда? Да, именно с ним ты еще ребенком проделал этот путь. Конечно, за долгие годы все тропы изменились, но ты ведь был здесь с самого начала. Почти с начала. Твоя генетическая память сохранила все, что ты не смог изучить и запомнить за свою собственную жизнь. Вон там, восточнее, твой дед впервые провел караван. У него были старые роботы и никакой охраны. Только он и товар. Но все это случилось после того, как началось Великое Переселение. Огонь погас. Выстрелы стихли… Видишь? Твой дед стоит на опушке леса и смотрит на могильные холмики, оставшиеся от его родного города. «Нужно идти, Хасан», – говорит ему друг. Если покопаться в воспоминаниях, то можно узнать его имя. Блейз. И еще… Рендер, Кройд, Сэнди… И, конечно же, Эйлин. Женщина удивительной красоты, как сам космос. Темный и непостижимый. Как много воспоминаний твоего деда связано с ней! Особенно в первые годы жизни после Великого Переселения. Нет. Эйлин нет в воспоминаниях Хасана в те годы. Только чувства, но чувства эти настолько сильные, что ты почти физически ощущаешь их, когда приходят эти воспоминания. «Феномен реинкарнации». Так, кажется, называли это врачи. Но все это было когда-то давно. Словно во сне. Ты видишь картинки, но они чужие. Реки, моря, пустыни, водопады, джунгли, бескрайние города, небоскребы… Все это напоминает тебе сон. Может быть, это и были сны твоего деда и всех тех, кто жил до него? Ведь жизнь, она совершенно иная. Темная, мрачная, наполненная бесконечным движением. Видишь? Над головой пролетает ремонтный корабль. Когда-нибудь ваши ученые сумеют разобраться, как управлять ими, и вам представится возможность посетить одну из планет, мимо которых вы иногда пролетаете, хотя проку от этого будет не больше, чем от вьючного животного из твоей памяти, для твоего нынешнего каравана. Здесь нет жизни. Нигде нет. Лишь внутри гигантского корабля, изучить который, кажется невозможным. Он всегда будет оставаться загадкой. Может быть, ученые когда-нибудь и смогут научиться управлять ремонтными кораблями, и тогда твои навыки погонщика не смогут обеспечить тебе безбедную жизнь, но что-то подсказывает, что этот день наступит не скоро, а если и наступит, то повторится история с лифтами – слишком дорого, слишком неэкономично. Да еще все эти таможенные налоги. Нет. Куда проще найти хорошего погонщика и переправить караван через внешние пределы…
И снова память, хотя об этом и так говорят в каждом баре. Однажды твой отец провел караван на другую сторону корабля. Это путешествие отняло жизнь старого Блейза и принесло твоей семье вечную славу. И теперь каждый торговец готов заплатить тебе двойную плату, зная, что если караван ведут члены твоей семьи, то с ним ничего не случится. Хотя все не так просто. Видишь, как у твоего деда кончается кислород? Слышишь, как громко бьется его сердце? У каждого погонщика есть свои суеверия и приметы. У каждого есть свои страхи. Сколько новичков погибло, заблудившись на этих бескрайних просторах? Тысячи! Главное не экономить на кислородных баллонах и роботах-носильщиках. Торговцы никогда не подумают об этом. Для них важен лишь товар, а не жизнь погонщика. Как бледнолицые девочки в барах. Они завидуют твоему загару, но не могут представить, откуда он. Да. Погонщика всегда легко опознать по загару, впрочем, как и внешнего грабителя. Эти падальщики целыми сутками бродят по внешним пределам в поисках заблудившегося каравана, погонщик которого погиб, истратив все запасы кислорода, хотя иногда не брезгуют и разбоем. «Ты ведь хорошо знаешь дороги. Почему бы тебе не стать погонщиком?» – спросил ты как-то одного из них. «А почему тебе не стать падальщиком?» – спросил он. На том вы и расстались.

***

Бары Шайеха всегда казались тебе слишком шумными. Ты сдал товар жирному торговцу, продал роботов, потому что так получалось выгоднее, чем тащить их обратно, и позвонил Аните. Ей было почти сорок, против твоих двадцати семи, но она так сильно напоминала Эйлин, что ты ничего не мог поделать со своими чувствами.
- Как твой муж? – спросил ты.
- Умер три дня назад, – сказала она.
- Хорошо, – признался ты, и только потом вы завели разговор о ее караване. Ты приврал, что по дороге дважды пришлось отбиваться от падальщиков, и она сначала спросила о том цел ли товар, а потом, так между делом, цел ли ты. Ты сказал: «Все в порядке». Дважды сказал. Сначала за товар, потом за себя.
- На похороны приедешь? – спросила Анита.
- А когда они?
- Через три дня, – сказала она.
- Не успею, – соврал ты, не желая смотреть, как Великий Восьмилапый Робот утащит ее мужа в небытие.
- Я все равно буду ждать, – сказала Анита. Ты послал ей воздушный поцелуй и пошел в один из ненавистных баров, где обещали шокирующее зрелище для самых стойких.
- Ты погонщик? – спросил жирный торговец, подсаживаясь за твой столик. Вообще все торговцы были жирными. Ты вспомнил мужа Аниты и довольно кивнул – абсолютно все.
- Нет. Я не погонщик, – сказал ты.
- Да брось! – привязался толстяк. – Такой загар либо у погонщиков, либо у падальщиков! – Вы познакомились. – Тот самый Калиф, что ибн Хасан?! – прокричал торговец. Помрачнел и сказал, что твои услуги ему не по карману. – А может, посоветуешь, кого-нибудь? – толстяк заискивающе вглядывался тебе в глаза. Ты сказал, что не знаешь никого, что сам ты из Новой Медины и вообще ты завтра уезжаешь, потому что у твоей любовницы умер муж, и ты ждешь не дождешься, когда Великий Восьминогий… Да ну его к черту, что за название?! Короче, когда робот-могильщик утащит его в бездну. – Ах ты, хитрец! – погрозил тебе торговец и отсеялся. Тогда-то ты и познакомился с Финерти. Невысокий, худой, со стрижкой похожей на старый растрепанный веник.
- Я слышал кто ты, – сказал он.
- И что с того? – сказал ты.
- Посоветуй меня торговцу. Скажи, что я хороший погонщик.
- Не могу.
- Я знал твоего отца.
- Ложь.
- Это еще почему? – опешил Финерти. Ты рассказал о своей генетической памяти. – Значит, ты и про Великое Переселение помнишь? – спросил он.
- Помню.
- Расскажи.
- Не хочу.
- Я заплачу. – Финерти высыпал на стол пару монет.
- Если я расскажу, ты оставишь меня в покое? – спросил ты.
- Клянусь! – он ударил себя кулаком в грудь.
- Тогда забери свои деньги и слушай.

***

Ты оплатил в кассе обратную поездку и добрался в Новую Медину, пользуясь сетью лифтов, меньше чем за день. Ассах встретил тебя и сказал, что похороны мужа Аниты не удались. Оказалось, он был настолько толстым, что робот-могильщик сломался, пока пытался утащить его.
- Анита плакала? – спросил ты.
- Все, как положено, – сказал Ассах.
- Хорошо, – сказал ты и отправился к вдове утешить ее боль. Она плакала и танцевала, виляя перед твоим лицом плоским животом и не было на ней ничего, кроме прозрачных шаровар. – Все будет хорошо, – говорил ты ей, и она кивала. Плакала, кивала и продолжала танцевать. Ты смотрел на нее и сравнивал с Эйлин. Да. Нравы, безусловно, сменились, но красота осталась прежней.
- Уже уходишь? – спросила Анита, когда время подошло к полуночи. Ты сказал, что нужно еще встретиться с друзьями и договориться о снаряжении нового каравана.
- Ты можешь больше не водить караваны, – сказала тебе Анита и пообещала, что, как только закончится время траура, она выйдет за тебя замуж. – Хочу стать твоей первой женой, – сказала она.
- Оплачь сначала своего мужа, – посоветовал ей ты.
- Оплачу, – пообещала она. Ты вышел из ее покоев и воспользовался лифтом, благо билет еще остался от последней поездки, чтобы вернуться домой.
Кровать, на которой когда-то твой дед сделал твоего отца, а твой отец сделал тебя, скрипнула под тяжестью твоего тела. «Даже не верится, что теперь у нас есть своя квартира!» – пришел из памяти голос Эйлин. Они лежали с Хасаном здесь, и кровать еще была совсем новой. «Почитай мне стихи», – попросила Эйлин. Хасан смотрел на нее, а ты вспоминал космос. Но потом видение сменилось. Ты хотел, чтобы оно осталось, но тени скрыли Эйлин, и на ее месте появилась совершенно некрасивая женщина. Она улыбалась тебе и что-то пела чистым журчащим голосом. И птицы, да, кажется так они назывались, подпевали ей в густых ветвях старых деревьев. Здесь птиц не было. Утром ты рассказал об увиденном Ассаху. Он выслушал тебя и сказал, что ему не нравится.
- Ты ведь никогда даже не видел птиц! – сказал ты.
- Мне не нравится, что женщина была некрасивой, – сказал Ассах. – Если уж это твоя память, то не лучше ли вспоминать только красавиц?! – И тогда ты сказал, что любить нужно сердцем. Сказал, потому что когда ты видел ту женщину, то чувствовал, что твой родственник любил ее так же, как Хасан любил Эйлин. И это главное. И еще птицы… И вы пошли к местному художнику, чтобы он нарисовал их с твоих слов, и Ассах смог восхититься этой красотой.

***

Спустя три месяца ты взял в жены овдовевшую Аниту, а спустя еще месяц вы завершили этот брак в постели.
- Не боишься? – спросил Ассах, напомнив, что твоя жена уже похоронила двух предыдущих мужей.
- Она умная и красивая, – сказал ты.
- Я бы боялся, – сказал он. А ты сказал, что любовь невозможна без пляски со смертью.
Позже, когда Анита была беременна, ты читал ей стихи на арабском, а она записывала их, обещая, что будет их читать родившемуся ребенку вместо колыбельной. Ты вспомнил Эйлин и подумал, что Анита в чем-то лучше твоей бабки, потому что та не знала арабский, а эта умела писать на нем.
- В какую веру ты обратишь своего сына? – спросил тебя Ассах, когда вы заключили удачную торговую сделку в Финисте.
- Ни в какую, – сказал ты. – Глупо похваляться покровительством деревянных идолов и доверять им свою судьбу. – Ассах подумал об этом и согласился. Вы совершили еще несколько удачных сделок, а когда вернулись в Новую Медину, Ассах вынес из своего дома все идолы, и сказал, что отныне он принимает твою веру. Веру в ничто.
- А я буду верить вот в это, – сказала Анита, показывая тебе тетрадь с записанными стихами на арабском, которые ты читал ей каждую ночь. Это были те самые стихи, что сочинял твой предок-поэт в далекой стране снов. Друзья Ассаха приходили к тебе и говорили, что тоже хотят обратиться в твою веру. Веру в ничто.
- А от меня, что требуется? – спрашивал ты.
- Благослови нас, как благословил Ассаха, – говорили они. Ты говорил, что никого не благословлял, а они умоляли и падали ниц, целуя твои ноги. Кто-то мечтал, что после обращения в новую веру, станет хорошим погонщиком, кто-то, что станет торговцем, кто-то – выйдет за муж за такую, как Анита и станет богачом, а кто-то надеялся стать пророком, как ты.
- Но я не пророк! – возражал ты, а они кричали о скромности и благочестии, о великих подвигах, которые множились, как шлюхи в дешевых кварталах в трудные годы, и о твоем бессмертии. – Да это просто генетическая память, – пожимал ты плечами. – Феномен реинкарнации.
- Да-да! Реинкарнации! – кричали они и ксерокопировали тысячами рисунки птиц, созданные с твоих слов художником для Ассаха, считая их богами или жителями священных садов, райских гущ и чего-то еще, хотя сути ты так и не мог понять. Такие вот дела.

***

Открываешь дверь и видишь на пороге погонщика Финерти. Того самого Финерти, с которым познакомился в Шайехе, когда-то давно. Он улыбается тебе и показывает сборник стихов на арабском, напечатанный за свой счет твоей женой. И называет их Священными Заповедями, которые ты дал последователям своей веры.
- Это просто стихи, – говоришь ты.
- Нас уже больше тысячи, – говорит он.
- Кого это вас? – спрашиваешь.
- Верующих в ничто, – гордо заявляет Финерти, и добавляет, что это только в Шайехе. – Мы следуем всем заповедям, – говорит он и снова показывает сборник стихов твоего предка-поэта.
- Каким еще заповедям? – сонно зеваешь ты.
- Любить друг друга. Заботиться о женах. Покланяться красоте. Искоренять кровную месть. Не давать денег в долг под проценты. Не прелюбодействовать. Не спать с чужими женами… – он еще что-то говорит, но ты идешь спать.
Утро. Выходишь и видишь на пороге Финерти. Он все еще ждет тебя. Он все еще готов обожествлять тебя.
- Не отворачивайся от нас! – говорит он. – Я знаю, что все, что ты рассказывал мне – правда.
- Что я рассказывал? – спрашиваешь ты.
- О предках, которые жили в райских садах. О божественных созданиях…
- Да это просто генетическая память, – снова пытаешься объяснять ты.
- Значит, все это правда! – кричит Финерти и бежит поделиться полученным откровением со своими друзьями.
Городской совет вызывает тебя и обвиняет в богохульстве и общественных возмущениях. Они хотят выслать тебя из Новой Медины, но родственник Аниты вступается за тебя, а вернее за твою жену и из города высылают только твоих последователей.
- Ассаха оставьте! – говоришь ты. – Он мой деловой партнер и хороший погонщик.
- Ну, если погонщик… – говорит совет и уходит на совещание.
Возвращаешься домой и пытаешься жить нормальной жизнью. Той самой жизнью, который ты жил всегда. Приходит родственник жены, спасший тебя от изгнания, и говорит, что верит в твое учение.
- В какое еще учение? – спрашиваешь ты, а он извлекает из потайного кармана маленькую книжонку стихов твоего предка-поэта переведенную на местный язык и говорит, что прочитал ее всю от начала и до конца. Говорит, что выучил их все.
- Их вообще-то нужно читать на арабском, – говоришь ты. – Иначе они теряют свой мелодичный смысл.
- Смысл! – говорит родственник и обещает передать эту мудрость последователям и начать учить арабский.
Стоишь в наглухо закрытом помещении и читаешь стихи на арабском. Не хотел читать, но Анита сказала, что если ты любишь ее, то не сможешь отказать в этой просьбе. Собравшихся людей так много, что ты потеешь, чувствуешь нехватку кислорода, но продолжаешь читать. Ты не знаешь, но оказывается, что твой голос записывают и передают из рук в руки, как еще одно священное послание, переданное божественными предками через твои уста. Вот так вот. И последователей становится все больше и больше. Кто-то спрашивает тебя:
- Можно ли читать и слушать твои проповеди, продолжая поклоняться идолам?
- Можно, – говоришь ты, желая быстрее добраться домой, а спустя месяц, узнаешь, что сказал, оказывается совершенно другое. – Нужно положить этому конец, – говоришь ты родственнику жены, созываешь собрание и сообщаешь, что отныне не один из них не смеет искажать твои слова, иначе его покарает память твоих предков. Ты говоришь это, потому что только так, по-твоему, можно принудить их к правде. В итоге появляются сотни сказителей, готовых поклясться, что их истории о тебе именно та правда, которая передана им твоими предками и благословлена тобой. – Нужно подумать, – говоришь ты Аните и арендуешь уединенную квартиру, вдали от города.
Живешь там, наслаждаясь тишиной и покоем, а когда возвращаешься, узнаешь, что оказывается, последние пол года ты провел в медитации и концентрации, получая благословление божественных предков. И последователей твоего «Неучения» становится еще на пару тысяч больше. А потом друг за другом умирают Анита и ее родственник, и тебя, наконец-то, высылают из Новой Медины. И ты один на один со своим «Неучением» и его последователями.


***

Верно говорят: от любви до ненависти один шаг. Жители города Таитара, куда ты переселился из Новой Медины, поднимают восстание и желают убить тебя.
- Почему они ненавидят меня?! – кричишь ты своему другу.
- Потому что ты пророк! – кричит Ассах, прикрывая тебя своим телом.
Караван уже ждет. Вы покидаете Таитар и отправляетесь по внешним пределам в Аксур. Вокруг лишь вакуум и вселенская тьма. Внешние пушки испепеляют метеоритный дождь. Нужно укрыться, но времени нет. Жители Таитара выслали погоню, и вам приходится продвигаться вперед на свой страх и риск. Осколки метеоритов падают совсем рядом. Твоя генетическая память подсказывает, что восточнее есть небольшое укрытие, построенное учеными во времена твоего отца, чтобы изучить защитные пушки и попытаться получить над ними контроль. Но в итоге затея провалилась, а лаборатории осталась.
- Мы можем укрыться там, – говоришь ты по внутренней связи Ассаху.
- Слишком опасно, –  говорит он. – Преследователи могут прослушивать наши переговоры. – Осколок метеорита падает рядом с ним. Не большой. Он не может причинить вред обшивке, но никто ведь не планировал, что здесь будут ходить караваны!
- Здесь тоже опасно! – говоришь ты Ассаху.
Еще один осколок пролетает над твоей головой, ударяет вьючного робота и тот падает. Его железная конечность бьет тебя в грудь, и ты летишь куда-то, наблюдая, как перед глазами мелькают звезды. И темнота. Нет. Не темнота. Просто это темно вокруг. Память предков находит тебя и рассказывает о забытых сражениях. Ты слышишь призывы к мести. Слышишь древние заповеди. «Дозволено тем, против кого сражаются сражаться, потому что с ними поступили несправедливо…» Да. Именно так говорили твои предки. Именно в это верили они. Именно за это сражались. И ты повторяешь то, что слышишь. Слово в слово, как стихи поэта, которые записывала твоя жена. Не хочешь, но повторяешь. И теперь Ассах записывает все, что слышит из твоих уст. Записывает, чтобы позже рассказать об этом всем последователям.

***

- Мы создадим новое государство, – говорит Займа, когда ты приводишь свой караван в Аксур.
- Кто она такая? – спрашиваешь ты Ассаха.
- Юрист, – говорит он. – Та, которая сможет написать новую конституцию для нашей страны.
- Нет никакой страны! – говоришь ты.
- Ты ошибаешься. – Ассах выводит тебя на главную площадь Аксура, где тебя приветствует все жители города. – Шайех тоже скоро присоединится к нам, – сообщает Ассах. – Финерти на верном пути, как и все другие сподвижники.
- Мой муж был рьяным последователем, – говорит Займа. – Думаю, он был бы счастлив, если ты взял меня в жены.
- Так сразу?! – спрашиваешь ты.
- А почему бы и нет? – Займа показывает тебе кипу бумаг. – К тому же, так нам будет намного проще работать над конституцией…
И ты не возражаешь. Хочешь возразить, но не делаешь этого, потому что каждое слово, сказанное тобой, записывается, вносится в протокол, приукрашивается тайным смыслом и подается народу, как непререкаемая мудрость. А через пол года, когда конституция почти закончена, Ассах знакомит тебя со своей дочерью Аишей и говорит, что будет счастлив, если ты возьмешь ее в жены.
- Я уже женат на Займе, – говоришь ему ты.
- Ничего страшного, – говорит он. – Я поговорил с ней, и она сказала, что можно будет внести в конституцию закон о многоженстве, тем более что она не против, ей будет лучше, если у нее появится подруга.
Вот такие дела. Да. Особенно когда дружбы между Займой и Аишей не получается и тебе приходится в угоду молодой дочери друга взять в жены Хафсу, дабы девушкам не было скучно. А еще потом появляется Салама, овдовевшая после нападения на последователей «Неучения», которой ты из жалости предлагаешь стать своей женой. И дочь правителя Финиста, посланная к тебе отцом в знак его преданности… В общем иногда ты вспоминаешь своих предков и думаешь, как же меняются времена и нравы!
- Конституция принята единогласно! – говорит тебе Ассах.
- У каждой конституции должна быть страна, – говоришь ты, и (типун тебе на язык!) последователи «Неучения» начинают собирать армию, для похода на Новую Медину. – И уже, конечно, ничего не изменить? – спрашиваешь ты и сам же отвечаешь. – Конечно же, нет.
Все началось намного раньше. Тебе остается либо попытаться спасти людей, одержав победу, положив на ее алтарь, как можно меньше жизней, либо послать все к черту и ждать, наслаждаясь компанией своих жен, чем все закончится…
- Займа не любит тебя! – кричит Хафса, вбегая в твои покои.
- Мы должны вкладывать деньги в торговлю, – говорит Аиша.
- В новой конституции еще много недоработанных статей, – сообщает Займа.
- У меня в детстве была большая электронная кукла, – рассказывает Салама…
Спасаясь от побочных эффектов многоженства, ты скрываешься в квартире своего сводного брата Малика.
- Зачем нужно столько жен, если ни одна из них не приносит счастья? – спрашивает его жена. И говорит, что она у Малика одна, но он счастлив.
- Это правда? – спрашиваешь ты сводного брата.
- Правда, – говорит он и так смотрит на Джахшу, что ты не сомневаешься в его словах. Сразу вспоминается Хасан и Эйлин. Смотришь на влюбленную пару и рассказываешь о своих предках.
- А потом он читал ей стихи, – говоришь ты, но не читаешь их, потому что они давно перестали быть стихами, а именовались учениками «Неучения» откровениями.
- Тебе тоже нужна такая женщина, как Эйлин, – говорит Джахша. Ты рассказываешь про Аниту. – Но ведь она умерла, – говорит Джахша.
- Умерла, – соглашаешься ты. – Но любить, я буду только ее.
- Мертвецов не любят, а помнят. Любят только живых, – говорит Джахша и так нежно и проникновенно смотрит на тебя, что ты сразу влюбляешься в нее.
- Я поговорю со своим супругом, – обещает она, спустя пару месяцев. – Уверена, он все поймет.
- Я мог бы и сам это сделать, – пытаешься возражать ты.
- Не мог бы, – она снова награждает тебя своим нежным, проникновенным взглядом и говорит, чтобы ты ждал ее в баре «Оазис».
И память предков показывает тебе, как ты скачешь на породистом скакуне, украв свою невесту. И стрелы свистят где-то рядом. И шея немеет, словно предчувствуя саблю, которая отсечет голову, если твой жеребец не будет достаточно быстр, чтобы унести вас прочь. Открываешь глаза и смотришь, как смуглая девушка извивается на сцене «Оазиса», изображая змею. Ее тело в прозрачных шароварах поднимается по хромированному шесту. Публика свистит. Люминесцирующие напитки льются рекой. Звенят монеты. Обращаешься к генетической памяти и видишь, как в стране снов за подобный проступок забивали камнями. Хотя позже, в той же стране, люди совершали вещи и куда более постыдные и богатели на этом. Девушка-змея уходит со сцены. Джахша возвращается. Сидишь за столом и видишь, как следом за ней идет муж Джахши.
- Я хочу благословить тебя, брат, – говорит он. И так у тебя появляется еще одна жена.

***

Восстание в Шайехе вспыхивает спонтанно, и Финерти приходится возглавить его, не дожидаясь тебя. Уличные бои длятся не долго, и победа достигается малой кровью.
- Что делать с пленными? – спрашивает Финерти, установив видеосвязь с Аксуром. Он рассказывает о том, что большинство из них не хотели воевать с последователями «Неучения» и сложили оружие сразу, как только удалось пленить власть. – Они готовы обратиться в нашу веру и стать последователями, – закончил Финерти.
- Тогда отпусти их, – сказал ты и велел похоронить мертвецов с почестями, позволив роботам-могильщикам забрать их в страну забвения.
- Есть кое-что, – осторожно сказал Финерти. – Ваш родственник, тот, который всегда помогал вам… Он не пожелал подчиняться… Он вызвал меня на поединок… – Финерти замолчал и опустил голову.
- Он умер в честном бою? – спросил ты. Финерти кивнул…
А в это самое время в Новой Медине генерал Исмаил собирал коалицию, способную выступить против несуществующей армии последователей «Неучения», дабы свергнуть тебя с престола твоей случайной власти. Он связался с тобой и сообщил о своих намерениях.
- Я не ищу войны, – сказал ты ему.
- А я не откажусь от веры в идолов! – заявил он и публично сжег сборник арабских стихов, изданных еще при жизни твоей первой женой. – Я лично прослежу, чтобы робот-могильщик не смог забрать твое тело и твоя душа никогда не обрела покой, – пообещал генерал. «Все это мне что-то напоминает», – подумал ты, обращаясь к памяти предков, и приготовился к бою, которого никогда не искал.

Глава третья

И снова генетическая память, но уже не Касима. Он стал ее частью. И пять веков спустя ты вспоминаешь его, как одного из своих далеких предков. Здесь, в непристойной крепости Аксур. Память рисует тебе историю гонений и преследований. Репрессий и жизни в подполье. Веры людей в заветы данные Касимом и их готовность пожертвовать ради этой веры своими жизнями. Но самое страшное, что память показывает, как это было на самом деле. И знание этого страшнее самой лютой пытки. Потому что ты никому не можешь рассказать об этом. Не можешь лишить людей того последнего, что осталось у них – их веры. Но и смотреть, как они умирают понапрасну, тоже не можешь. Ты в ответе за них. Также как твои предки и предки твоих предков. И если вы не могли разубедить их, то, по крайней мере, вам удалось научить их скрывать свои убеждения и взгляды. Научить прятаться. По-другому нельзя.
Видишь кровавую битву? Это один из твоих предков поднял восстание. Смерть – вот что было результатом. Смерть и раскаянье предка за совершенный поступок. Ты даже видишь его сомнения. «А что если память врет? – спрашивает он себя. – Что если Касим действительно являлся великим лидером и пророком?» Нет. Ты знаешь – это было безумием. Боль совершенных предками ошибок свела его с ума и преподала урок всем, кто будет после него. Поэтому, ты не совершишь подобной ошибки. Благо следующий после той ошибки предок указал тебе верный путь. Объединил людей в новое движение и научил противостоять преследованиям. Сила на силу. Хитрость на хитрость. Террор на террор. Вот, что досталось тебе от предков. И память. Генетическая память, наделяющая тебя бессмертным опытом поколений. Знанием их побед и ошибок. Историей. Жизнью. И пользуясь этим, ты сплотил вокруг себя людей, за судьбу которых в ответе. Ты создал подпольные группы проповедников, собиравших для тебя разведывательную информацию. Создал мобильные боевые группы, способные в любой момент выступить по твоему приказу. Ты избежал ареста, скрываясь несколько месяцев на внешних пределах. Ты выбрал себе неприступную крепость и, подослав шпионов захватил ее почти без боя. За ней последовали удаленные поселения, города. Вас называли сепаратистами. Называли те, кто разрывал образовавшуюся после Великого Переселения страну распрями и междоусобными войнами, желая получить власть усопшего правителя. Им не было дела до вас. Впервые за долгие годы, а возможно и столетия. Воспользовавшись этим, ты отменил в своей маленькой непризнанной стране все законы, данные действующим правительством. Запретил пиры и праздники, внутреннее убранство домов и наряды – все, что делало людей более слабыми. Зачем нужно богатство, если его нельзя использовать? Зачем нужны слои общества, если они мешают людям сплотиться? И знаешь, это дерево дало плоды. Ты стал авторитарным лидером, вождем тех, кто устал от вечных гонений. Ты искупил ошибку своих предков, принеся верным им людям долгожданный покой. Оставалось лишь сохранить и преумножить созданное.

***

Конрада похитили ночью. Заполнили его комнату газом и переправили неподвижное тело в Аксур.
- Что ты знаешь о внешних пушках? – спросил ты, и он с гордостью заявил, что является единственным человеком, который знает, как управлять ими.
Да. Наука не стоит на месте. Взять, хотя бы того странного физика, доставленного тебе два года назад. Взломав первичный код базы данных, он создал для тебя столько оружия, что технологии, которыми ты завладел, сильно опередили свое время. Здесь вообще все было не так, как в жизни твоих далеких предков, генетическая память о которых уходила корнями за момент Великого Переселения. Тогда гениями считались те, кто преумножал накопленные знания новыми изобретениями и открытиями. Здесь же изобретать, по сути, было нечего. Те, кто создал этот корабль, изобрели уже все до вас. Оставалось лишь находить ключи и разгадки, способы применения и использования. И перспективы этого казались бесконечными.
- Почему вы решили, что я буду работать на вас? – спросил тебя Конрад.
- Потому что я не думаю, что ты захочешь умирать, – честно сказал ты.
- Нет. Не захочу, – ответил он открытостью на открытость, и это вас как-то сблизило.
Позже ты поведал ему тайну своей генетической памяти, и он долго сокрушался о том, что технологии этого корабля еще не настолько изучены, чтобы использовать их для исследования твоего феномена. Вы проводили много времени за разговорами и вместе приняли решение отправить Амира отомстить за убийство одного из твоих представителей в оставленном вами государстве.
- Ты понимаешь, что не вернешься назад? – спросил ты настроенного на мщение юношу. А он поклялся, что жизнь не нужна ему, если приговор не будет приведен в исполнение. Получив твое благословление, он простился с родными и покинул крепость. Он сдержал данную клятву и отдал жизнь, совершив возмездие.
- Мы напугали пол мира, – сказал тебе Конрад, слушая очередной выпуск новостей Сельджука. – Если создать свою спецслужбу, которая будет устрашать и устранять тех, от кого зависит принятие важных политических решений, то без существенных затрат на содержание армии, можно выстроить весьма эффективную оборонительную доктрину государства. К тому же верные проповедники шпионы давно бродят по всему миру. Если поручить им вербовку и в дополнение создать отряды профессиональных убийц, готовых на самопожертвование, то никто и никогда не осмелится навязывать нам свое мнение.
- Я собрал здесь людей не для того, чтобы они страдали, – сказал ты, а он сказал, что, не разбив яйца, не испечешь яичницу. И в словах этих был смысл. Глубокий смысл.

***

Знаешь, что самое сложное в этом мире? Верно, его бесконечное движение. Ничто не стоит на месте. Нужно приспосабливаться. Меняются политики. Меняются нравы. Меняешься ты сам. Далекие правители присылают тебе послания с просьбами избавить их от тех или иных врагов, за любую предложенную тобой плату. Государство, некогда отвергшее тебя, пало в руинах собственной непотребности. На смену ему пришли более мудрые политики и жестокие военные. Но вскоре и они стали обращаться к тебе за помощью. И ты старел, видя, как множится твоя власть и независимость. Ты планировал оставить после себя своим предкам радикальную религиозную идеологию и крепкое, надежно защищенное государство, охраняемое фанатично преданными войнами. И так оно и было какое-то время. А потом… Потом, как говорится: ничто не вечно в этом мире…

Глава четвертая

- Даже не верится, что все это происходило с тобой, – сказала Мириам, вглядываясь в твои глаза, словно пытаясь отыскать тень лжи и обмана. Ты обнял ее и поцеловал в шею. – Но если это правда, то почему же тогда ты не стал правителем этого мира? – осторожно спросила она. – Ну, или хотя бы этой страны?
- Это невозможно, – признался ты. – К тому же утомительно. Люди рвутся к власти и переменам, потому что боятся упустить то, чего они могут достигнуть за отведенное им время. Идеи увлекают их, цели заставляют двигаться вперед к неизвестному. Но в моем случае я все это видел. И единственным неизвестным для меня на данный момент остаюсь я сам.
- Должно быть, это сложно – жить в вечной тени своих воспоминаний.
- Поэтому я и хочу разобраться. Хочу понять природу их происхождения, особенно теперь, когда технологии этого корабля так хорошо изучены.
- Так ты стал ученным только для того, чтобы понять свою природу?
- Не вижу, что в этом плохого.
- Ничего, просто мне кажется, в нашем мире существуют куда более важные тайны, в решении которых мог бы пригодиться твой неумирающий опыт. Тебе никогда не хотелось понять, куда мы летим? Откуда? В чем наше предназначение? И как устроен наш мир?
- Не знаю. Может быть позже, когда накопленных знаний станет чуть больше. Когда загадок почти не останется и нужно будет обобщить их.
- Но ты ведь можешь начать прямо сейчас. Изучить, например, ядро нашего корабля. Принцип его действия. Законы движения. Наш полет и наше существование требует колоссальной мощности. Тебе никогда не хотелось докопаться до сути ее происхождения? Кто создал все это? Кто передал это нам? Зачем? И кем они были? Только не говори мне ничего о божественном происхождении. Человек, проживший столько жизней, просто не способен верить в сверхъестественное. Всегда есть причина. Всегда есть следствие.
- Верно. И всегда есть то, что должно оставаться загадкой. Ожиданием и предвкушением, иначе жизнь потеряет смысл.
- Не потеряет. Я изучаю древние цивилизации более десяти лет, и поверь мне, загадки всегда останутся. Лишь станут более сложными и требовательными к ищущим истины, но останутся. Ты знаешь, что те, кто населял этот корабль до нас, предвидели затмение своей цивилизации? Они называли дату, когда это случится. И знаешь, что? Эта дата совпадает с той, от которой мы ведем отсчет нашей жизни здесь.
- Вот как?
- Именно. – Мириам взяла тебя за руку. – Пойдем, я покажу тебе. И обещаю, ты найдешь столько тайн, сколько захочешь.

***

И снова виток памяти. И еще один оборот колеса времени. И новая жизнь. И новые лица.
- Это очень важный момент, – говорит Делакруа. Вы находитесь в комплексе управления полетами и наблюдаете, как взлетает ведомый вами ремонтный корабль. Вот так. Наука подчиняет себе тайны. Когда-то твои предки могли только мечтать об этом, а сейчас это реальность. Ремонтный корабль, поднимается с поверхности вашего корабля-мира и ныряет в черную космическую мглу. Делает виток и благополучно возвращается в свой ангар. Прощай еще одна тайна. И радости полные штаны. Теперь нужно придумывать новую загадку и ее решение. Ремонтный корабль снова вылетает из своего ангара и устремляется к безжизненной планете. Зачем? А черт его знает, всего лишь очередная загадка и решение. Все движется и вы тоже должны двигаться. Молодой ученый предлагает исследовать следующую планету, мимо которой вы будете пролетать и попытаться отыскать полезные ископаемые и то, что вы сможете использовать в своей жизни. Так появляются идеи о возрастающей популяции и расширении границ вашего мира, благо руду теперь можно добывать на безжизненных планетах, лежащих на вашем курсе. И прощай шелковые пути, по которым твои предки водили свои караваны. Прежняя стройность корабля уходит в небытие, превращаясь в уродливое нагромождение нелепых построек. Сначала это тюрьмы, затем лаборатории, военные комплексы, и, наконец, просто жилые кварталы.

***

Следующий виток памяти. И попытка создать колонии на планетах, мимо которых вы пролетаете. Появляются добровольцы, готовые проститься с привычным для них миром и остаться в новой колонии. И вы близки. Близки к очередному решению поставленной проблемы, но в итоге проект приходится заморозить, потому что кто-то взорвал ядерную бомбу на обратной от вас стороне корабля-планеты и приходится бросить все имеющиеся у мира силы, на устранение последствий взрыва…

***

Следующий виток. И возвращение к истории древних. Пять поколений назад Мириам работала над этим, но на проект не выделялось ни денег, ни средств, но тогда не было ядерного взрыва, а, следовательно, и страха полного вымирания. Что ж, теперь, похоже, стимулов достаточно. Ты изучаешь древние записи, сравниваешь вычисления, анализируешь и почему-то всегда вспоминаешь Мириам. Вот здесь твой предок занимался с ней любовью. Вот здесь сделал ей предложение. Вот здесь они гуляли со своими детьми. А здесь их похоронили. Последнее, причем уже не генетическая память, а просто полученная тобой из архива информация. Если бы не корабль-мир и технологии, так до конца и не изученные, то вы никогда бы не поверили, что жившие здесь прежде существа, были умнее вас. Но с фактами не поспоришь. И календарь древних, который изучала Мириам, все еще продолжает свое летоисчисление. И до его конца еще так много жизней и поколений, но это загадка. Очередная загадка, которую нужно решить.

***

Следующая жизнь. Ты стоишь перед собравшейся комиссией и читаешь доклад о том, что исследуемая вами цивилизация, возможно, не была единственной, и календарь, созданный ими, является лишь продолжением календаря тех, кто жил до них. Так же, как и ваш календарь. И что это значит? Возможно ничего. А возможно и то, что однажды ваша цивилизация достигнет такого уровня развития, что вы так же сможете предсказать свою судьбу и судьбу следующей цивилизации, но уже не вашей. Может быть, те, кто жили здесь до вас, постигли суть существования этого мира, проникли в его потаенные части и нашли ответы на вопросы, которые вам еще только предстоит поставить. Ведь весь этот мир куда-то летит. И все это зачем-то нужно.
- Все это, конечно, очень интересно, – говорят тебе члены комиссии. – Но как это может помочь решить наши насущные проблемы?
- Если бы вы могли мыслить более масштабно, – говоришь ты, и жизни твоих предков становятся такими четкими, что на мгновение перестаешь осознавать, где ты находишься. – Ведь когда-то нас тоже не было на этом корабле, – говоришь ты. – Когда-то наша жизнь была совершенно иной.
- Но сейчас-то она такая, как есть, – говорят члены комиссии, и с ними не поспоришь. Может быть, нужно было изучать не природу этого мира, а природу своей генетической памяти, добраться до ее истоков, выделить нужный ген и привить его каждому? Может быть, тогда члены комиссии и смогли что-то понять? Или же сошли бы с ума, осознав незначительность своих жизней. Все может быть. Абсолютно все.

Глава пятая

Десять поколений спустя. Восемнадцать войн спустя. Спустя расцвет и упадок и новое возрождение…
Корабль-мир движется по определенной траектории, которую можно предсказать. Любое движение можно предсказать, нужно лишь достаточно времени, сил и желания. Вот вам и еще одна загадка и еще одно решение. Причина и следствие. Следствие, поставившее новый вопрос. А можно ли управлять исследуемым движением? Вопрос на шесть поколений, три войны и сто сорок витков моды и популярных культурных веяний.
- И если нам удастся изменить траекторию нашего корабля-мира, то мы сможем вернуться на планету, которую были вынуждены оставить много тысяч лет назад, – говорит профессор Сколза и предлагает тебе взять слово, чтобы ты рассказал о жизни, покинутой вами много поколений назад. Созванный совет слушает и качает седыми головами.
- Насколько нам известно, - говорят они, - ни одна планета, встреченная во время нашего движения, не является пригодной для жизни. – Ты рассказываешь им о «Феномене реинкарнации». – Ну, это до сих пор не удалось объяснить, – говорят они. – А, как вам известно, то, что не возможно объяснить, невозможно и доказать. – И они уходят. Уходят доживать свои короткие жизни.

***

- Какая, разница, куда лететь? – говоришь ты три генетических жизни спустя и ссылаешься на кризис веры и синдром безнадежности, охватившие мир. – Тем более, новые надежды смогут решить возникшие проблемы, которые сами собой, естественно не разрешатся. Людям нужно верить, – говоришь ты, а созванный совет говорит, что вариантом возрождения стремления к жизни может быть очередная война или грандиозный кризис, способный сплотить мир.
- Слишком много было войн и кризисов, – говоришь ты. – Любое решение, каким гениальным оно бы ни было, рано или поздно изживает себя, и требуются новые идеи и надежды. – И совет кивает и обещает рассмотреть выдвинутое предложение.

***

Бегут столетия.
Какой-то ученый-неудачник, решивший, что раз ему не удалось прославиться в исследованиях и создании, увлекся проблемой остывающего ядра корабля-мира и сообщил, что согласно его теории, через пару тысяч лет, оно может остыть и ваша жизнь прекратится. Он говорил это и улыбался. Улыбался, потому что видел, как рухнет мир, отказавшийся признать его гениальность. Он умер в глубокой старости, но его мечта войти в историю, тем не менее, сбылась. Его доклад стал точкой отсчета обратного движения, потому что другого решения остывающего ядра, так и не удалось придумать. Вернуться к истокам. Вернуться на планету, которую некогда вынуждены были оставить. Хотя никто уже не знал, почему это пришлось сделать. Жизнь была здесь, а там… Там было что-то лучшее. Люди всегда мечтают о чем-то лучшем. Тянутся к тому, чего не могут достать. И пока это верно, до тех пор будет вращаться этот мир. Вернее продолжать свое движение. И календарь древних поддакивает своими датами этим переменам…

***

Много-много поколений спустя.
Пророчество ученого-неудачника не сбылось. Ядро не остыло. Но вы достигли Земли. Только никто из вас уже не помнил, как называется эта планета. Даже тебя в энном витке реинкарнации, память подвела, и как бы ты ни пытался найти название, так и не смог. Короче, вы приближались к голубой планете, и весь ваш мир объединился в общем празднике. Вы выслали исследовательский корабль и стали готовить второе Великое Переселение. Но знаешь, в чем оказалась вся ирония этого путешествия? Нет. Земля не изменилась. Изменились вы. За долгие тысячелетия странствий в космическом пространстве вы эволюционировали согласно тому образу жизни, который вели. И Земля… И ваша родная планета, стала не пригодной для жизни. Для вашей жизни. И в итоге вам ничего не осталось другого, кроме как лететь дальше. Лететь и составлять свой календарь, надеясь, что когда-нибудь вам встретится планета, где вы сможете остаться, отправив в долгое путешествие живущих там созданий. Не людей, а именно созданий. И они займут ваше место. И будут странствовать тысячелетия, повторяя прожитую вами жизнь, дополняя и изменяя ее. Может быть, они также когда-нибудь вернутся. И также, не смогут остаться. Такова уж эта странная бесконечная жизнь. И мы, к сожалению, всегда понимаем слишком поздно ценность того, что оставлено нами позади. Слишком поздно, чтобы вернуться назад. Все меняется. Абсолютно все. И остается лишь память. Память, которая говорит тебе, что нужно двигаться вперед. Только вперед. Такова жизнь. Наша странная бесконечная жизнь…


Конец


Рецензии