На глазок

(из цикла Фомёнок)
На глазок
                Я болталась, как всегда, на кухне подле бабушки, когда девчонок-подружек не было во дворе. Как вкусно бабушка готовила, особенно вторые блюда, и для этого у неё был всего-навсего один котелок. Литра на три, но тяжёлый, и крышка тяжёлая. Не знаю, из чего он был сделан, но бабушка его постоянно «драила», если можно так выразиться. Ох, а когда она тушила курочку в нём – за это можно было всё отдать, даже игры во дворе. А просто сидеть и ждать, когда там всё это приготовится.
- Бабуль, ты знаешь, - (в детстве все прямые, и я в этом случае также не отличалась), - вот мне от тебя ничего не надо, когда ты умрешь. Накажи мне только этот котелок!
Сейчас все взрослые рассмеются, как и рассмеялась моя бабушка, но с видом серьезным затем ответила:
- Конечно, голуба, отпишу я тебе свой котелок, кому же ещё!
- Там такие вкусности разные готовятся, он просто волшебный у тебя! – На этом наш разговор закончился, а я успокоилась, что котелок достанется мне.
Затем набегавшись во дворе, я так устала, что не стала просить бабушку рассказать мне сказку на ночь. А она вдруг сама завела:
- Давай-ка я тебе сказочку хитренькую расскажу.
- Давай, - полусонная поддакнула я.
-Жил-был король. Вдруг, его самый главный шеф-повар заболел, да заболел тяжело. Приходит к нему король и начинает выговаривать:
-Как ты мог заболеть? Ты же всегда говорил, что твои блюда несут здоровье и бессмертие! А если ты сам захворал, значит, и я могу умереть! Ты – шарлатан! Ты же пробовал мои блюда на вкус, хоть немного, да отхлёбывал, значит и ты должен быть здоров и бессмертен!
Очень осерчал король на бедняжку, а тот скоро и скончался. Объявил тогда правитель кулинарный конкурс по всей стране. Приехало множество соискателей на должность главного шеф-повара. Как-никак самое близкое и доверенное лицо к его Величеству. И жалованье было у них высокое и фавор всяческий. Да всё мужчины. Ты же знаешь, внученька, женщин-то всё в прачки  да посудомойки  допускали. А вот одна бабонька деревенская, рядом проживавшая, не испугалась. Приехала на конкурс со своим котелком. Посмеялись над нею придворные, но внесли в список участников.
Выстроились все претенденты за плитами королевской кухни, а король вдруг приказывает слугам:
- Завязать всем рты! Чтобы они не пробовали, что готовят!
Испугались тут мужи-повара. Как так? А на соль, на сахар, на специи, на всякие там барбариски, ванилинки, базилинки!? А вдруг недосол, а вдруг гармонии вкусовой не получится? А женщина наша ничего не испугалась. Она и раньше так всегда готовила, ни разу ложкой не зачерпывала, чтобы попробовать. Но другим было делать нечего, стали они готовить с завязанными ртами. Каждый начал своё самое изысканное блюдо сочинять, а бабонька просто щи заварила в своём котелке. Все мастера из себя выходили: кто маленькую рыбешку в большую вкладывал, а потом в шоколаде запекал, кто свинину с ананасами и апельсинами, кто селезня прямо в перьях, а потом сахарной пудрой посыпал, да карамельный десерт зашивал внутри с секретом.
Тут я совсем проснулась от такой несуразицы:
- Бабуль, а разве это можно есть?
Бабушка рассмеялась:
- Вот и король также спросил всех поваров. Они ответили: «Не знаем, надо попробовать». Тогда он подошел к женщине:
- Вам тоже надо попробовать-с?
- Да Вы что, Ваша Светлость! В жизни не буду пробовать. Сразу налью да сяду есть.
- Прямо так и сядешь? – Король подивился её простотой и прямотой.
- Да я и дома так готовлю. Никогда не пробую. Так интереснее, подождать надо. А начнешь пробовать, так уже будешь знать вкус блюда. Расхочется кушать, захочется уже что-нибудь новенького.
- Ну-с, тогда и будем есть сразу. – Знак был подан, и щи тут же разлили по фарфоровым тарелкам.
Все начали хлебать за обе щёки, а повариха кому сметанки, кому горчички подложит, а кому и чилийского перчика прямо в тарелку макнёт. Все были без ума от её щей.
- Как же Вы так без пропорций готовите? – Спросил король, вытирая последнюю каплю с усов ажурной салфеткой.
- А я на глазок, Ваше Величество, на глазок! А ваши повара с пропорциями, да на роток. Глазами надо пробовать.
Задумался тут король, и в следующем задании велел всем поварам завязать ещё и глаза. Растерялись тут совсем горе-мастера, ничего не смогли приготовить, а у бабы деревенской отменное жаркое распространило запах по всему дворцу! Опять Высочество спрашивает, как же у неё всё получилось?
- А у меня руки видят! Когда я солю, например, то знаю, сколько сотен крупинок соли проходит через мою щепоть.
Опять удивился король и придворные.
Я тоже, конечно, удивилась и тут же задала вопрос:
- Бабуль, а если бы ей руки связали?
Наверно, бабушка хотела мне другую концовку досказать, но мой вопрос её развеселил:
- Тогда бы она поставила пустой горшок перед королём и сказала: «Это блюдо, Ваше Высочество, надо есть глазами!»
Мы обе захохотали. Затем бабушка продолжила:
- На самом деле, внуча, у металла есть память: хорошая или плохая. Так и будет в горшке также – вкусно или невкусно. А тебе, внученька, хорошая память достанется. Котелок этот от моей прабабки достался…
- А повариха?
- А повариху сделали шефом королевской кухни. И короля она пережила, и еще внуков его кормила. Сказывают, что тот котелок в королевском музее стоит, в витрине, как реликвия. И что самое интересное – посетители говорят, что чудится им всегда, то запах свеже сваренных щей, то домашнего жаркого, то котлеток с чесночком и луком. Видать, действительно, был волшебный горшочек… Но скорее всего, повариха была волшебницей!
Я насупилась немного, как всегда с минуту подумала, потом крепко обняла бабушку:
- Бабуль, научи меня готовить. А умирать никогда не надо! Научишь?
Бабушка улыбнулась, поцеловала меня и хитро спросила:
- На глазок?
- На глазок!


Рецензии
Бабуля затейница какая! Лидия, прекрасные рассказы, замечателен язык.

Екатерина Журавлёва   25.02.2014 15:23     Заявить о нарушении
Да, точно, бабуля большая затейница!:) Она ещё внучку и в "дурачка" научила играть. Но об этом писать вроде нельзя. Азартные игры как-никак:)
Спасибо, Катенька!

Лидия Гусева   25.02.2014 16:23   Заявить о нарушении