Степан Стульгинский Введение в Агни-Йогу

                ПОДВИГ РЕРИХОВ В ДВАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ

    Итак, как сказано выше, в конце XIX столетия русская женщина Е.П. Блаватская принесла Миру весть о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с древними философскими учениями Востока. Все это имело влияние на значительную часть русской интеллигенции, в том числе и на художника Николая Константиновича Рериха.   Николай Константинович родился в Петербурге в 1874 году, окончил Академию художеств в 1897 году, с 1909 года — академик. С 1906 года — директор школы Общества поощрения художеств. В дальнейшем он не только всемирно известный художник, но и общественный деятель, водитель мировой Культуры, поэт и писатель, философ и ученый, путешественник.
   О жизни и деятельности Рериха, о его искусстве, картинах написали монографии и книги следующие авторы: Дмитриева, 1959 г.; Князева, 1963 г. и 1968 г.; Юферова и Лукашов, 1970 г.; Беликов и Князева, 1972 г.; Полякова, 1973 г.; Алехин, 1973 г.; Сидоров («На вершинах»), 1977 г. и 1983 г. Кроме того, сборник статей «Жизнь и творчество Рериха», 1978 г.; Рериховские чтения, 1980 г. и 1985 г. и так далее.
   Рерих заинтересовывается древнеиндийской философией, изучает ее, в ней он ищет удовлетворительные ответы на основные вопросы Бытия. Он проявляет большой интерес к движению «Миссия Рамакришны», возникшему в 1897 году по инициативе Свами Вивекананды (1863-1902 гг.), индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля. Интерес к Востоку разделяет и супруга Николая Константиновича — Елена Ивановна. Она также увлекается трудами Рамакришны, Вивекананды, Рабиндраната Тагора и древнеиндийской философией.
   Рерихов привлекает, в первую очередь, жизнеспособное начало Востока, те великие образы, постановки и решения философских вопросов, которые, без сомнения, имеют великую ценность и для нашего времени. У них складывается твердое убеждение, что их личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными социальными учениями.
   Особенно Рерихов заинтересовывают и воодушевляют сведения о таинственной Шамбале — Стране, где живут Мудрецы Мира — Махатмы. Рерих думает: «Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность». И потому Рерихи верят в реальность Шамбалы. И почему бы им не верить, если они слышат Зов оттуда… «Из глубин Азии доносится звенящая струна священного Зова: «Калагия!» Это значит: «Приди в Шамбалу!», — записывает Рерих. И еще в дневнике: «Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество. Они подали нам Зов. Спокойный, убедительный, мудрый».

   Рерихи приняли Зов. Они возымели заветную мечту — добраться до далекой загадочной Страны, где живут Мудрецы человечества. Предприняли шаги по организации научно-художественной экспедиции в страныВостока, в Центральную Азию — в Индию и Тибет. Но эти планы полностью расстроила начавшаяся в 1914 году война.
   В 1916 году Рерих по состоянию здоровья переехал с семьей в Карелию. В 1918 году он посетил Петроград в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств, а затем оказался в Финляндии, отрезанным от Родины.
   С Финляндии начались многолетние скитания семьи Рерихов. В 1919 году устраиваются выставки картин в Швеции и Норвегии, затем в Дании и Англии, в последней происходит встреча с Тагором. С 1920 году — выставки и художественно-просветительная деятельность в США: организация Союза художников, затем Института объединенных искусств, наконец, Международного художественного центра. В 1923 году в Нью-Йорке открывается Музей произведений Рериха. Мир преклоняется перед ним.
   Все время в первоочередные планы Рерихов входит поездка на Восток, в которой они видят свой долг перед Родиной. В Америке Рерихи приступают к организации своей экспедиции. В 1923 году они уезжают в Индию. В 1925 году они отправляются на север: Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын — Юрий.
   Началась знаменитая Рериховская Центрально-Азиатская экспедиция. Десятки лет Рерихи готовились к ней. И не просто готовились, но приготовляли себя, словно древние жрецы к встрече с божеством. «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка», — писал Рерих. Стремлением Рерихов было принести в дар своей Родине драгоценные тысячелетние накопления восточной мудрости.
   Экспедиция следует в Ладак, Тибет, Западный Китай*. Где-то на пути — место не уточняется, что вполне понятно, — Рерихи посетили заповедную Страну Махатм — легендарную Шамбалу. И здесь «все догадки получили основу, все сказки стали былью». В записях Рериха можно найти сообщения о беседах с Махатмами. Информация о беседах крайне скупа, но сам факт этих встреч Рерих не отрицает.
   Махатмы поведали Рерихам, что грядет Эпоха Шамбалы — Новая Эра могучих энергий и возможностей. «Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического Огня — придут и создадут новые условия жизни. Эпоха Шамбалы наступит стремительно».
   Закончив экспедицию, семья Рерихов поселилась в Индии, в Западных Гималаях — в древней долине Кулу. Здесь они организовали научно-исследовательский институт «Урусвати» для научной обработки собранных материалов и для изучения Востока. Экспедиция проходила по местам, неизвестным западной науке, и должна была преодолевать неимоверные трудности и опасности. Она была настоящим научным и человеческим Подвигом.
   После войны Рерихи не видят препятствий к возвращению на Родину и хлопочут о получении въездных документов. Упаковывают картины в ящики, готовят их к отправке в Москву. Но Рерихам при Сталине так и не было разрешено вернуться — виза на въезд не была выдана. Николай Константинович Рерих уходит с Земного Плана в 1947 году, так и не дождавшись разрешения. Не было выдано разрешение вернуться на Родину и жене художника — Елене Ивановне — она ждала его вплоть до окончания своих земных дней в 1955 году.
   И только Хрущев, при его посещении Индии, разрешил, наконец, вернуться сыновьям Рериха, чем и воспользовался старший из них, Юрий Николаевич — выдающийся востоковед, замечательный знаток восточных языков. В 1957 году он возвратился из Индии на Родину с тем, чтобы остаться здесь и продолжать свою научную работу в Институте востоковедения АН СССР. Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государству 418 картин художника.
   Проработав в Москве около трех лет, он ушел в 1960 году с Физического Плана.
   Младший сын, Святослав Николаевич, художник, жил в Индии. Первый раз посетив Советский Союз в 1960 г., он часто приезжал в Россию и устраивал здесь выставки своих картин. Святослав Николаевич окончил свой земной Путь в Индии в 1993 г.

   Учение Шамбалы «Агни-Йога», или «Живая Этика», было Дано Махатмами через супругу Николая Константиновича — Елену Ивановну Рерих, русскую женщину великого философского ума и чуткого материнского сердца. Ее Великий Подвиг состоял в том, что она приняла, применила на себе и записала это Учение, а также передала его фрагменты Миру в виде серии книг «Агни-Йога». Она вела широкую переписку с корреспондентами из многих стран Мира. Часть ее писем была издана в Риге в 1940 году в двух больших томах («Письма Елены Рерих», 1929-1938 гг.), в которых даны объяснения и дополнения к Учению, а также ответы на вопросы сотрудников и друзей-корреспондентов.
   Агни-Йога была воспринята путем телепатической связи — путем яснослышания и ясновидения, когда ученик ясно слышит голос Учителя и ясно видит облик Его. Между Учителем и учеником устанавливается нечто вроде радиосвязи — вернее, нечто вроде телеслышания и телевидения. Эта связь достигает большой отчетливости.
   «Она хранила озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель. С детства своим сознанием она направлялась к подвигу сужденному. Укрепляясь внутренне, она получила видение, напутствующее на Подвиг. От первых пространственных искр через все Огни до Самадхи она оставила записи, которые лягут порогом Нового Мира. Быть Матерью Агни-Йоги было совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая была необходима при провозвестии Огненной мощи» (Агни-Йога).
   Валентин Сидоров в журнале «Москва» (1982 г., № 8) писал:
   «О ее жизни, поражающей воображение постоянным горением духа и сверхчеловеческим напряжением физических и внутренних сил, можно написать целую книгу. Я думаю, что со временем такая книга (и не одна!) будет написана. Главный жизненный и духовно-творческий подвиг Елены Ивановны заключается в том, что, общаясь с Махатмами, она сделала достоянием нашего времени Их Огненную Йогу (Агни-Йогу).
   Ее трудолюбие было фантастическим. Ее письма составили два тома. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов.
   Но неопубликованного у Елены Ивановны гораздо больше, чем опубликованного. Святослав Николаевич мне говорил, что в его архивах хранится сто семьдесят работ Елены Ивановны. Сто семьдесят! Представляете, сколько ее трудов ждут своего урочного часа и сколько открытий — порой, быть может, самых неожиданных — они сулят людям».
   В апреле 1958 года в Москве открылась выставка картин Н.К. Рериха, которые привез из Индии его сын Юрий. Только с этого года начинают писать о Рерихе и в нашей печати. Характер первых публикаций — строго по схеме: хвалить за картины, хулить за философию, порицать за «идеализм» и «мистицизм». Заявляется, что его идеология наивна, что его философские концепции для нас неприемлемы, не объясняя, почему именно. Но затем образ Рериха-философа постепенно и осторожно расширялся…

                ОТ СТАРЫХ ЙОГ К АГНИ-ЙОГЕ.
                НАЧАЛО ОГНЕННОЙ ЭПОХИ
 
                ИНДИЙСКИЕ ЙОГИ
    Слово «йога» происходит от санскритского корня «юг», что значит соединять. Литовский корень «юнг» (соединять, ярмо) и русское слово «иго» — от того же корня. Первоначальное значение слова «йога» было очень близким значению слова ярмо. Глагольный корень «юг» означал: присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели. Следовательно, в первом значении корень «юг» заключал в себе идею приготовления к тяжелой работе, точно так же, как обыкновенное европейское выражение «впрягаться во что-нибудь».   Йога — это система морального самосовершенствования, являющаяся частью многих религиозно-философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует Йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению Законам моральной и физической природы, так как Йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.   Если целью ставится развитие сверхнормальных психических сил, работа над собой в целях этого развития называется Йогой. То же слово употребляется для обозначения умственной тренировки, необходимой для достижения полного контроля над мыслями и чувствами, для достижения духовного совершенства.   Существуют четыре основных Йоги: Карма-Йога, Джнана-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога. Об этих Йогах подробно рассказано в четырех книгах, написанных индийским философом С. Вивеканандой и изданных в 1914-1915 гг.; на русском языке они были изданы в России в дореволюционное время.
   Карма-Йога есть Путь активного действия. Тайна правильного труда, или правильной деятельности, которой учит Карма-Йога, заключается в том, чтобы работать ради работы, а не ради награды, результатов; делать, о плодах не заботясь, а просто ради того, чтобы достигнуть опыта и раскрыть свои силы и способности. Последователь этой Йоги совершенно не обращает внимания на успех или неуспех в своей жизни, он старается делать лучшее, что он может, старается вкладывать во все усилия столько энергии, сколько в нем есть.
   Джнана-Йога есть Путь знания, познавания — Путь мудрости. Незнание есть невежество, и оно есть источник всех других иллюзий эгоизма и привязанности к низшему «я» и к Миру форм. Но Джнана-Йога стремится освободить нас от сна невежества. Джнана-йог, непрерывно упражняя свои способности различать реальное и ложное и стремясь подняться выше всего относительного и условного, приходит к реализации абсолютной, неизменной, вечной Истины. Бхакти-Йога есть Путь любви. Слово «бхакти» значит благоговейное поклонение, преданность, любовь к Божественному Началу.
   Бхакти-Йога есть метод благоговейного отношения, при помощи которого достигается обращение души с Высшим, эмоциональное приобщение к Божеству.
   Раджа-Йога есть Путь развития духа, путь концентрации и медитации, то есть сосредоточения ума и упорных размышлений на высокие темы. Раджа-Йога обрисовывает процессы и методы, при помощи которых может быть развита сила сосредоточения, а также сила воли. Она ставит задачу научить человека владеть собой, полной дисциплине ума.
   Указанные выше четыре Йоги, тысячелетиями практикованные в Индии, уже теряют свой смысл, ибо для нашего времени они уже устарели. Принимая за основание определенное качество жизни, они оберегали человека от всей действительности. Теперь же нужна такая система, которая обняла бы сущность всей жизни.
   Необходимо упомянуть еще одну форму Йоги, наиболее популярную у нас и на Западе, но имеющую очень мало общего с настоящими Йогами. Это Хатха-Йога — система сложных физических и дыхательных упражнений. По существу Хатха-Йогу называть Йогой даже и не годится, так как, не ставя перед собой никакой высшей цели и ограничиваясь лишь физическими упражнениями, она не отвечает значению слова «Йога». Ее практикование, с целью добиться лучшего здоровья или «йогических сил», чаще всего дает противоположные результаты. Применение физических, и в особенности дыхательных упражнений, Хатха-Йоги нарушает гармоничную деятельность нервной системы и повреждает психику.
   В основе некоторых механических упражнений Хатха-Йоги лежит вызывание прилива крови к центрам мозга и раздражение их. Эти упражнения раздражают, кроме того, и другие легкораздражаемые нервные плексусы. Но эти усугубления отдельных центров, эти частичные усилия, как и все насильственные упражнения, ни к чему Высокому не приводят.
   Никакая пранаяма (дыхательные упражнения) не даст высоких следствий, ибо пранаяма, касаясь лишь внешнего человека, не может преобразить внутреннего, преображение которого есть цель всех истинных Учений. Никакими механическими упражнениями духовность не достигается.
   Более того, насильственные упражнения очень вредны. Раздражение нервных центров вызывает самые неожиданные результаты. Известны случаи, когда человек, став на голову, тут же терял зрение. От чрезмерного давления крови, вызываемого механическими упражнениями, происходят несчастья. При предрасположении к какому-либо органическому заболеванию оно может усилиться, например: при слабых легких часто развивается чахотка, при склонности к сексуальности может получиться половое извращение и тому подобное. Насильственные упражнения Хатха-Йоги вызывают, прежде всего, потерю нервного равновесия, затем приводят к идиотизму и сумасшествию.
 

                НАСТУПЛЕНИЕ ОГНЕННОЙ ЭПОХИ
                Огонь у порога. Агни-Йога. «Мир Огненный»

    Космический Огонь есть Источник Жизни. Все формы Жизни — от самой Высшей до самой низшей — в основе имеют Огонь. Он — основа всего сущего, основа Мироздания, основа творчества. Он находится везде и во всем, и все в себе содержит. Будучи основой всякой Жизни, Огонь есть соединитель — после его отхода начинается разложение, смерть формы.
   Физический огонь есть низшая форма Космического Огня; вы¬званный из пространства и видимый при процессе горения, по окончании горения он возвращается к своей невидимой форме. Необычно построение, когда самое основное пребывает незримо, но готово проявиться везде наипростейшим образом. Огонь приближается к жизни чаще, нежели думают.
   В древнеиндийских священных книгах Пуранах сказано: «На смене Эпох люди будут безумствовать, и если это безумие перейдет границы, то Огненное очищение будет единственным исходом».
   Агни-Йога уточняет: «Ямы темноты на Земле требуют сильной дезинфекции, поэтому к планете приблизится Космический Огонь». Он пронижет все ядовитые испарения, разложит все скопления тьмы, истребит все порождения и нагромождения. Огонь уничтожит все силы, которые противятся приходу Новой Эпохи.
   Итак, давно возвещенная Эпоха Огня наступает в наше время. Великая Огненная Эра завершает уходящую темную эпоху — Кали Югу; она насытит пространство Огнем Нового Мира — Светлой, Сатия Юги — и принесет человечеству великие перемены и великие достижения.
   Агни-Йога указывает, что Новая Эра могучих энергий и возможностей, в отличие от прежних Эпох, вместо постепенной эволюционности наступит стремительно. Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни — Космического Огня — приблизятся к нашему Физическому Плану и создадут новые условия для жизни в Новой Эре. Говоря о приближающихся воздействиях Космических энергий, Агни-Йога предупреждает об особенностях ближайшего будущего.
   Так, приближаются необычные времена, приходит опасность Огненная. Над нашей планетой уже сгущается великий жар — особенный химизм. Приходит Срок, когда стихия Огня должна будет излиться в катаклизмы, она вызовет разрушительные землетрясения и другие пертурбации. Кроме того, новые Огненные энергии неизбежно вызовут новые тяжкие заболевания, Огненные болезни, новые эпидемии.
   Уже много Знаков наступления Огненной Эпохи появляется. Уже начинаются необъяснимые Огненные эпидемии, иссушающие легкие, гортань и сердце. Распространяются новые виды душевных, мозговых и сонных заболеваний. Но внешнее лечение их поведет к самым пагубным следствиям, ибо нельзя к новым врагам, созданным современной жизнью, применять старые средства.
   Страшные деяния человечества несут свою тяжкую Карму и ведут его к своему року — к искуплению. Действия людей вызывают подземные огни на поверхность. Огонь ищет выхода. Просыпаются вулканы великие. Все потухшие очаги вновь просыпаются к своей огненной жизни. Весь вулканический пояс сейчас необычно напряжен. И в новых местах появляются не¬ожиданные прорывы, а самые опасные — на дне океанов, где кора очень изъедена.Неминуемы гигантские катаклизмы — ими всегда сопровождается смена Эпох, как это было при конце Лемурии и Атлантиды.
   Очень ужасны приближающиеся Огненные волны, если о них не знать. Ведь люди не знают, как принять Огненные возможности — они не знают, что суждено Огненное приобщение. Люди могут вместо наполнения силою Огня начать пробовать изощряться в противодействии. Но ни жестокость, ни разбой, ни предательство, ни ложь не помогут от Огненных волн. Не столько стыд, сколько страдание понудит к поискам спасения.
   Наступает Эра Огня — надо найти мужество и разум принять ее. Человечество подошло к такой ступени своей эволюции, когда люди должны овладеть стихией Огня. Можно иметь ее другом или врагом. Она или будет осознана и законно приложена, или опалит неразумие несознательности. Овладение стихией Огня является необходимым условием вступления в Новую Эпоху.
   Сказано в Агни-Йоге, что кто не убоится Огненной стихии, пройдет с Космическим Огнем. Но чтобы подойти безбоязненно к Огню, нужно научиться мыслить о нем и принять его в свое сознание. Своевременно осознав его, можно избежать множества потерь.
   Как же начать это осознание? «Прежде всего надо знать, что Огонь составляет сущность нашего духа. Дух, зерно Огненное, происходит от Единого Огня. Надо понять, как Огонь нашего микрокосма созвучит с Великим Огнем Макрокосма. Нужно понять Огненное зерно духа и молчаливо установить его связь с Космическим Огнем. Нужно, чтобы при приближении Огненных энергий люди не стыдились признать в себе Огонь Единый, неизменный для всей Вселенной! Нужно приложить это сокровище вселенское ко всему укладу жизни!»
   Для того чтобы ассимилировать Космический Огонь, надо стать родственным с ним — надо самому стать Огненным! В этом вся суть сознательного приема Огненных энергий! А как растить Огненность духа — об этом говорит Агни-Йога.
 

                СВОЕВРЕМЕННОСТЬ АГНИ-ЙОГИ

    Чтобы научить людей, как стать восприемником Космических Огней и как управлять волнами пламени, на помощь человечеству дается новая Йога, названная Учением Агни-Йоги. Эта Йога учит, как пережить наше опасное и грозное время. Учение Агни-Йоги указывает, как подготовиться к наступлению этого момента, чтобы противостоять той опасности, которая будет угрожать всякому при приближении Огненной стихии. Оно указывает, что именно необходимо, чтобы овладеть стихией Огня и сделать струи его для себя не губительными, а благотворными.
   В нашем столетии вспыхнут знаки различных неусвоенных энергий. Можно себе представить, какое смущение вызовут эти непонятные движения, если не подойти к ним Путями, указанными
в Агни-Йоге. Сказано, что когда воздействие Огненной стихии увеличится, человечество явит панический испуг и хаотичность действий, и люди начнут метаться в ложных направлениях. Таково будет воздействие Огня непонятого и непринятого.
   Потому Агни-Йога дана ко времени — она приносит зрячим знаки истинного Пути. Пусть имеют время освоиться, помня о краткости срока. Вот почему важно именно теперь обратить внимание на изучение книг Агни-Йоги. Учение является не только очередным расширением возможностей человечества, но и должно привести к сочетанию с космическими энергиями, к Сроку достигающими нашу планету.
   «Агни» на санскрите — Огонь. Так, Агни-Йога — Огненная Йога — Огненный Путь. Так, Путь Агни-Йоги есть Свет на Пути. Путникам предоставляется Путь — Агни-Йога укрепит тех, кто осознал своевременность этого Учения. «Не нужно ждать часа, когда поток погонит толпы ищущих спасения — это будет познание бича ужаса. В час вихря лишь в Учении будет вся надежда людская. Тогда обернут головы от земли и, может быть, впервые узрят Огонь Неба и Дальние Миры. Вихрь заставит подумать об Огне пространства и о будущих существованиях».
   Каждая фаза Откровения отвечает на особую нужду человечества. Настоящее время отличается падением нравственности —значит, Агни-Йога направляет, прежде всего, к утверждению нравственных устоев. Потому Учение Агни-Йоги называется еще и Учением Живой Этики. Ведь в настоящее время, как говорит Агни-Йога, «Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой».
   Потому Агни-Йога обращает особое внимание на работу над собой, на моральное самосовершенствование каждого человека Новой Эпохи. В книгах этого Учения разбираются исчерпывающе, со всех сторон, со всех углов зрения те качества, которые необходимо приобрести для преображения внутреннего человека, сфера которого в Мире Мысли. В Агни-Йоге говорится о формировании Огненного человека Новой Эпохи — о развитии Огненной энергии в нем. Также говорится об ученичестве: имеется в виду достижение возможности стать учеником Махатм.

   Живая Этика ведет к ощущению своего единства с окружающим миром и — в силу этого — своей ответственности за него. Уже в середине 20-х годов в третьей книге Учения Агни-Йоги, в книге «Община», поднимался вопрос об охране биосферы — вопрос, вся важность которого стала ясна спустя десятки лет.   «Мы учим улучшать бытие, исходя из возможностей самой жизни». «Учение дается не на сон грядущий, но для насыщения всей жизни». Поэтому Агни-Йога называется также «Учением Жизни». Как Огонь является всесвязующим началом, так Агни-Йога проникает всю жизнь. Это Учение усматривает все понятия, которые являются основами жизни. Оно дает широкое и ясное понимание самых сложных вопросов бытия, оно дает самые жизненные и практические Советы, оно дает самые определенные и прямые Указания, как поступать и что делать.   По своей широте мысли, Учение Жизни дает ответы на все за¬просы. Агни-Йога принимает во внимание все сложные проблемы современности. Агни-Йога выдвигает идею единства человечества и возвышает ее от Общины до всеобщего Братства и Космического Сотрудничества, к которому ведет Путь эволюции. Агни-Йога соединяет земное знание с Космическим пульсом. Изучение Агни-Йоги приближает человека к Дальним Мирам, вернее, учит, как обрести Космическое сознание и сотрудничать с Космосом.    В чем разница и сходство Агни-Йоги с древними индийскими Йогами? Карма-Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными элементами. Но когда Агни-Йога овладевает Путями к осознанию Дальних Миров, то различие становится очевидным.   Джнана-Йога, Бхакти-Йога, Раджа-Йога — все они оберегают от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. И тогда как эти три Йоги слишком отрывали человека от жизни —Агни-Йога отличается тем, что Подвиг ее должен явиться в жизни. Накопление явлений в жизни показывает насколько Йога Жизни выше искусственного возвышения вне действительности.

   Агни-Йога обобщает весь опыт прежних Йог, беря из них лучшее и пригодное для будущего, ибо возвышает и объединяет их суть —труд, мудрость, любовь, волю — в одно целое. Агни-Йога является синтезом всех Йог, ибо ко времени приближения Огненной Эпохи именно Агни-Огонь, в равной степени лежащий в основе всех Йог, настолько будет проникать в окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в Огненном синтезе.
   Агни-Йога, как и все Йоги, данные из высших Источников, древнее, но тайное Учение. Новым и значительным является его обнародование для всех, которое стало возможно в связи с наступлением Новой Эпохи. Учение Агни-Йоги дается для будущего, оно — предтеча Великой Эпохи. Не новое оповещается, но к часу нужное. Полезное Учение дается не для новизны, но для сложения новой достойной жизни.
   В книге Рериха «Сердце Азии» об этом Учении сказано:

   «Агни-Йога в полном согласии с новыми проблемами науки намечает знаки изучения тончайших энергий. То, что недавно называлось учением воли и сосредоточения, Агни-Йога вправляет в целую систему овладения окружающими нас энергиями. Через расширение сознания и упражнение организма среди условий современной жизни эта синтетическая Йога строит счастливое будущее человечества. Она говорит: не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата и поймите великое значение духовной энергии мысли и сознания как величайших творящих факторов.
   Учение Шамбалы — это целое Учение о жизни. Самые практические Советы даются в этом Учении с Гималаев. Оно очень близко каждому сильному и ищущему духу. Слишком долго люди оставались в низшем состоянии. Они должны торопиться овладеть сужденными блестящими возможностями».

                КНИГИ УЧЕНИЯ

    Третья книга Учения Агни-Йоги — «Община», начинается следующими словами: «Трудящийся, горят ли в твоем сознании основы Сотрудничества и Общины? Если это пламя уже просветило мозг твой, усвой признаки Учения наших Гор. Если мышление твое еще не очищено истинным молотом и серпом — найди книгу «Озарение» и книгу «Зов».
   Эти две книги предшествовали «Общине» — они были изданы в Америке, еще до посещения Рерихами Москвы, и тоже, как и «Община», предназначены для России.
   Первая книга Учения вышла в 1924 г. — «Листы Сада Мории». Она также называется «Зов» — имеется в виду Зов к новой жизни. Эта книга начинается словами: «В Новую Россию Моя первая Весть!» Первая книга звала к подвигу красоты, простоты и бесстрашия. В ней короткими отдельными фразами, в красивой поэтической форме рассыпаны жемчужины многовековой мудрости, дан первый аккорд той симфонии, которая содержится в Учении, набросаны эскизы картин будущей жизни. Каждая фраза, каждое слово полны глубокого значения и заставляют много думать, чтобы понять явный и скрытый их смысл.
   Следующая книга — «Листы Сада М.» («Озарение»), вышла в 1925 г. Вторая книга дает качества и признаки работы, утверждающей расширение сознания. Как сказано, первым признаком расширения сознания является идея Общины и Общего Блага. В книге даны первые указания необходимой работы и того направления, чтобы приобрести Право на вступление в Новую Эру и Новый Мир.
   Третья книга — «Община» (1926-1927 гг.), содержит Учение об общинной жизни. По существу это было развернутое обращение Махатм к советскому народу, как продолжение Их Послания, привезенного Рерихами в Москву в 1926 г. и не дошедшего до народа.   Первые три книги служат как бы введением ко всей последующей серии книг Агни-Йоги. В них уже затронуто большинство вопросов жизни, получивших разработку и освещение с других углов зрения в следующих книгах.   Четвертая книга Учения называется «Агни-Йога». Она вы¬шла в 1929 г. О том, что такое Агни-Йога и какое значение для будущего имеет стихия Огня, будет подробно рассказано ниже.   Пятая книга — «Беспредельность» (1930 г.), есть Высшая Космогония. В ней говорится о Законах Мироздания и об эволюции Жизни, о действии и взаимодействии бесчисленных космических энергий, о влиянии небесных Светил и их лучей на эволюцию человечества и развитие Жизни, о Дальних Мирах и о многом другом.
   Дальнейшими томами являются «Иерархия» (1931 г.) и «Сердце» (1932 г.). Как об Иерархии, так и о значении сердца в наступающую Эпоху будет подробно рассказано в следующих главах сей работы.

   «Почему сначала дана «Беспредельность», потом «Иерархия», затем «Сердце»? Сначала указано направление, в котором человек должен следовать, затем ему указаны Проводники в Беспредельность — это наши Руководители, Старшие Братья человечества, Махатмы Шамбалы; но средством для приближения к Иерархии и Беспредельности может служить лишь собственное сердце человека».
   И лишь усилиями своего сердца можно достигнуть того Высшего Огненного Мира, о котором говорят книги Учения.
   Первая часть книги «Мир Огненный» вышла в 1933 году, вторая — в 1934 году, третья — в 1935 году.
   Последними вышедшими в Свет книгами Учения Агни-Йоги являются «Аум» (1936 г.) и «Братство» (1937 г.). Дальнейшие книги Учения («Надземное» и другие) готовились к печати, но по условиям военного времени не могли быть напечатаны.
   Книги Учения Махатм были изданы на русском и английском языках на Западе: в Америке, в Париже, в Риге. Как видим, эти книги начали выходить с 1924 года. И хотя они свободно продавались в книжных магазинах всего Мира, доступ в СССР был для них закрыт: здесь уже началась «сталинская эпоха». Также эти книги были уничтожены в Германии, когда там воцарилась «гитлеров¬ская эпоха».
   В Прибалтике до 1940 года книги Учения могли быть свободно приобретаемы; в Риге было издательство этих книг. А когда прибалтийские республики стали советскими, книги Учения сразу были изъяты из всех книжных магазинов и общественных библиотек.
   Истинно, настает время и уже настало, когда должны быть осмыслены Основы Жизни. Пришло время исследовать и познать Законы Бытия, чтобы начать жить полной и сознательной жизнью. Только знание устоев Жизни может преобразить нашу жизнь, может направить к тому Будущему, о котором мечтает каждый разумный человек, стремящийся к Прогрессу и к Общему Благу.

   «Можно узнавать сроки народов по волнам понимания религии. Там, где видимое неверие, там уже близка жатва Господня. Но где лицемерное благолепие — там Меч готов! Пример Савла будет назиданием».
   «Видно, где может быть осознано начало синтеза. Будет оно не там, где маятник жизни мертв, но там, где он раскачивается крайне. Маятник, сильно пущенный в одну сторону, с таким же размахом качается и в другую».
   «Квасная религия уходит, и на смену этому отжившему пугалу Иван Стотысячный требует нового Света, новой духовной пищи и новых догматов, оправданных разумом и логикой».
   «В будущих школах России пути роста духа будут преподаны познавшими весь Путь. Мои избранные понесут Слово Мое простое о том, что принадлежит Великому Народу».
   «Не далек тот день, когда будут искать всех могущих принести крупицу истинного Знания».
 
                КОСМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ

    Большинство человеческих законодательных кодексов начинается формулой: «Никто не может оговориться незнанием законов», — и нарушение закона по незнанию не оправдывает человека. Между тем, большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно Космических Законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что их жизнь полна превратностей и ударов.
   Кто виноват, если, живя в Космосе (да, в Космосе!), мы не имеем ни малейшего представления о Законах, управляющих Космосом? Ведь живя в государстве, мы считаем нужным быть знакомыми с законами этого государства. Насколько же важнее знать Законы, которые управляют и государствами! Наступающая Эпоха есть Эпоха сотрудничества с Космосом, и она требует знания не только человеческих, но и Космических Законов!
   Закон человеческий может быть отменен или нарушен, Закон же Космический — никогда. Космос не знает нарушения своих Законов. Что бы вы ни делали, Закон остается неизменным. Вы можете разбиться при встрече с ним, но он остается непоколебимым, как непоколебима скала, о которую разбиваются волны прибоя.
   Мы живем  не в мире произвола, где сегодня может случиться одно, завтра другое. Мы можем работать с полной уверенностью в успехе, если мы опираемся на неизменную Истину — Закон Вселенной. Но для того чтобы работать спокойно и безопасно в Мире Закона, необходимо знание.
   Покуда мы не знаем Законов, они могут разрушать наши планы, уничтожать наши труды, разбивать наши надежды. Но эти же Законы делаются нашими слугами, помощниками, двигателями ввысь, когда наше незнание заменяется знанием. Закон становится спасительным, когда мы его познаем. Познание Космических Законов дает ответы на все основные вопросы Бытия, упомянутые в самом начале этой работы.
   Космические Законы преподаны в эзотерических знаниях древности. На Пути к этой древней мудрости мы узнали о Шамбале и Махатмах как Источниках этого Знания, узнали о Блаватской и Рерихах как передатчиках его через Теософию и Агни-Йогу. Теперь к этим ценным, сокровенным Знаниям мы подошли вплотную.
   С самого начала эволюции человечества Махатмы давали народам понятия о незыблемых Космических Законах — Законах Бытия, сообразуясь с сознанием людей, с условиями времени и места. Великое Белое Братство Учителей периодически посылало в мир Своих Собратьев, воплощающихся как Основатели Мировых Учений, чтобы давать каждый раз новый сдвиг сознанию человечества.
   «Великие Учителя во всех веках утверждали силу мысли, Дальние Миры, явление непрерывности жизни и Тонкий Мир. В Индии, в Китае, в Египте, в Иране, в Палестине и затем в Европе были произнесены почти те же слова. И сейчас Мы должны повторять те же Истины. Почти то же самое было утверждаемо пять тысячелетий тому назад».
   «Зерно сложилось вчера, цветок образуется завтра. Самые передовые умы не отказываются питаться хлебом вчерашних зерен. Нужно научиться сочетать знание прошлого со стремлением к будущему. Как можно преуспеть, если Огонь горит, но глаз обращен в темноту? Огонь Мудрости пусть осветит все сокровища накоплений. Расширяйте ваше уважение и к зерну, и к плоду. Нужно положить конец ограниченности».
   «Ломать знамение разумной основы было бы неоправданно. Если зодчий видит прочность основания, он пользуется им для нового здания. Нужна мировая экономия средств. Роскошь разрушения отошла на страницы истории. Мир нуждается не в новых элементах, но в новых сочетаниях. Нельзя разрушить полезную основу и внести вредное смятение».
   Дни критиканства прошли — необходима положительная работа. Миру была нужна критика, но только временная. Работа, которая будет действительна на многие века — это строительство и прогресс, а не критика и уничтожение. Довольно критики, довольно искания ошибок, теперь время для новострое¬ния, для собирания и концентрации всех сил. Необходимо вернуться к Основам, с которыми все будут согласны. «Утеря понимания назначения своего отбросила людей от знания ответственности. Так теперь снова напоминаем об Основах Бытия. Надо снова приблизить к себе великий провод и осознать начала обновления жизни».
   В подготовлении современной мировой эволюции выявлено Учение Великих Махатм Индии. Из приводимых ниже текстов видна сущность этого Учения. Они содержат сущность всех верований и познаний. В основе миросозерцания Махатм Шамбалы лежит Учение об эволюции, точнее, о трех эволюциях: эволюции Космической Материи, эволюции Природы, или ступеней Жизни, эволюции Человечества.
   Постараемся передать возможно короче, как понимает эзотерическая философия природу человека и его место в Мироздании, как она понимает Вселенную и цели и Законы ее проявления.

                ЗАКОНЫ ЭВОЛЮЦИИ МАТЕРИИ
 
                БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ КОСМОСА

    Сокровенное Знание — Древняя Мудрость Махатм Шамбалы, говорит: «Вселенная беспредельна в необъятном пространстве Космическом. Центр пространства — везде, а окружность его — нигде. Куда бы мы ни стремились — в любом направлении будет бездна. Допустив, что существует какой-то предел пространства, возникает вопрос: что же находится за этим пределом? Если не пространство, то что же именно? Нет, нельзя никак вообразить Космос предельным. Космическое пространство никаких пределов не имеет — Космос простирается во все стороны беспредельно».
   О вечности Космоса во времени Сокровенное Знание Махатм говорит: Существует во всем Мире великий Космический Закон Аналогии: «Как на земле, так и на Небе; внутреннее подобно внешнему; большое таково же, как и малое». Что же именно мы наблюдаем?
   Все, что существует в нашем Мире, имеет начало и конец. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются здесь вечно. Как происходит смена дня и ночи, чередование лета и зимы, как рождается, живет и «умирает» человек, называемый микрокосмосом, совершенно так же и Вселенная, или Великий Космос — Макрокосмос, рождается к жизни и через эоны растворяется в небытие — «умирает».
   Тот период времени, когда Космос существует, на Востоке называется «Веком Брамы», или «Великой Манвантарой». Для выражения длительности этого невообразимого периода Бытия требуется пятнадцать цифр в нашем обычном исчислении лет… И хотя Космос существует столь невообразимо долго, что это время кажется нескончаемым, все же оно ограничено — Вселенная не вечна.
   Столько же времени продолжается Великая Вечность Небытия, названная «Маха Пралайей» — Великим всемирным растворением. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической Жизни, к новому Веку Брамы. Так продолжается, без начала и конца, чередование великих периодов Жизни и Смерти Вечного Космоса.
   В сменяющихся циклах Бытия и Небытия наша Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появлении и исчезновении Миров — и вечна в целом. Число Манвантар беспредельно — в Мироздании никогда не было первого Космоса и никогда не будет последнего. Тот Космос, который существует в наше время — один из бесчисленных уже бывших и еще будущих проявленных Космосов.
   Аналогия идет и дальше: как человек — от рождения до самой смерти — каждую ночь испытывает «малую смерть», засыпая от вечера до утра — так же бывают и «Ночи» Вселенной, когда «умирает» только все живущее, а весь Мир не исчезает, но остается в «спящем» состоянии, и к началу «Дня» все снова оживает. Этот период космического проявления Вселенной, когда Космос «бодрствует», когда все сущее живет, назван «Днем Брамы», или «Малой Манвантарой». А то время, когда Космос «спит», когда все во Вселенной «отдыхает», названо «Ночью Брамы», или «Малой Пралайей».
   Сокровенное Знание говорит, что длительность Дня Брамы —четыре с лишним миллиарда лет. Столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Ночей Брамы составляют один Год Брамы, а сто Годов Брамы — уже известный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического Календаря!
   Чередование периодов активности и пассивности в Космосе отражается в периодичности всех проявлений Природы. Во всем можно различать Манвантары и Пралайи. От мельчайших явлений и до смены Миров можно видеть этот величественный Закон. Он действует в биении сердца и в ритме дыхания, ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи — так же как фазы луны и чередование зимы и лета в Природе. Рождение, жизнь и смерть всего живого повторяются вечно. Природа, как и весь Космос, проявляет себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета Земля, Солнечная Система и Вселенная в целом — все в Космосе имеет периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.
 
                ЕДИНСТВО — ЕДИНОЕ НАЧАЛО. АБСОЛЮТ
    Это Тайна из Тайн, Сокровенное из Сокровенного. Не понятое людьми, Оно остается ясным.  Понятое людским разумом, Оно теряет свою прозрачность. Таков Закон.
    Агни-Йога. «Зов»

    Что устанавливает длительность Циклов Периодичности Вселенной? Что дает импульс повторным рождениям Космоса из Небытия? Чем вызывается начало каждой новой Великой Манвантары? Сокровенное Знание повествует, что во время Великой Маха Пралайи, когда все сущее растворилось в Небытие, все же остается существовать нечто Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, или Закон, который вызовет появление Вселенной, когда Маха Пралайя закончится.
   Эту главную Основу Бытия, эту Единую Нерушимую Реальность, Единое Начало Сокровенное Знание полагает в основу Мироздания. Этот Единый Элемент есть Начало всего. Беспричинная Причина всего Сущего. Он является Единым Вселенским Законом всякого существования — от Него происходит все. Он беспределен и вездесущ, он присутствует везде, во всей Беспредельности, в каждой точке пространства Космоса.
   На Востоке самое Высшее понятие непроизносимо из-за чувства глубочайшего благоговения. В своем великом почитании сокровенности этого Божественного Принципа Восток не решился Его обозначить никаким именем, как только словом «То», именно «Неизреченное». Зная, что Космическая Жизнь в своем непроявленном аспекте перестает быть доступной для человеческого разума, мудрецы Востока склонялись в безмолвии перед ее Непроявленным Первоисточником как перед непостижимой Тайной, не допуская для Него ни имен, ни определений
   И все же некоторые религиозно-философские системы Востока называют «То» — Великим Неизвестным, Беспричинной Причиной, Абсолютом, Парабраманом. «Парабраман» — это То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону проявленного Космоса. Указывается, что это Единое Начало настолько беспредельно, что Оно превосходит все измерения и превышает мощь человеческого понимания, и поэтому никакие рассуждения о Нем невозможны. Этот Вечный и Непреложный Принцип считается Неизреченным и Непостижимым. Величие и Красота Беспредельности не укладываются в наши ограниченные представления и потому должны оставаться в пределах Несказуемого.
   Абсолют есть Беспредельность, и всякие суждения будут лишь ограничивать Его. Человеческими выражениями и уподоблениями Он может быть лишь умален. Всякая попытка постичь и определить Непостижимое может лишь умалить и унизить Его.
   Поэтому Восток запретил всякие обсуждения Единого, сосредоточив всю силу познавания лишь на величественных проявлениях этой Тайны из Тайн. Поэтому Абсолют, Непознаваемая Причина Космоса, принимается как Величайшая Тайна, навсегда непостижимая. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Единого Начала. Стремление к познаванию Непознаваемого должно быть — оно есть залог эволюции, высшая цель и смысл жизни. Но полное познание Его невозможно и будет всегда ускользать от нас.
   Это Единое Начало, существуя от Вечности, является активным либо пассивным в регулярной последовательности космического ритма Бытия и Небытия. При начале периода деятельности Великой Манвантары совершается распространение этого Нерушимого Божественного Начала, и Космические Силы начинают вызывать Вселенную к проявлению Жизни. Когда же наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение Единого Начала — и Вселенная растворяется в Небытие.
   «Дыхание» Непознаваемого есть принцип существования всего Космоса. В одной древней книге об этом сказано так:
   «Выдыхание Непознаваемого Начала рождает Космос, а вдыхание заставляет его исчезать, и этот процесс продолжается извечно».


                ДВОЙСТВЕННОСТЬ. ДУХ И МАТЕРИЯ

    Основа Мироздания — Единый Элемент, Абсолют, или Парабраман, находясь в состоянии Великой Пралайи, являет собой Принцип Единого Бытия. С началом же Великой Манвантары, когда начинается Космическая творческая деятельность, Единое становится двойственным: выявляются полюсы Духа и Материи, и Единство — Единое Начало — преобразуется в Двойственность — в Духо-Материю.
   Таким образом, вся проявленная Вселенная состоит из двух факторов, из первой пары противоположностей — из Духа и Материи, Мужского и Женского Начал. Дух и Материю можно назвать Отцом Мира и Матерью Мира. Лишь соединение Отца Мира, или Единого Духа, с Матерью Мира, или Единой Материей, дает плод, дает Сына — Единую Вселенную.   О Божественном Творчестве, о проявлении Абсолюта во Вселенной, о Двуединстве Его Активного и Пластического Начал говорит Символ Креста. Вертикаль Креста воспринимается как активное, творческое Божественное Начало. Горизонталь — как пассивное, пластичное, воспринимающее Начало, как среда, в которой реализуется Божественный творческий замысел.
   В «Письмах Махатм» («Чаша Востока»), в которых выражена доктрина Востока и, тем самым, мировоззрение Агни-Йоги, о материи сказано: «Материя вечна, не имеет начала, ибо материя есть сама Природа, и то, что не может уничтожить себя и неуничтожимо, существует непреложно и потому не может ни иметь начала, ни перестать существовать. Материя, или Природа, действует присущей ей особой энергией, и ни один из атомов ее никогда не находится в состоянии абсолютного покоя, и потому она всегда должна была существовать, ее материал — вечное изменение форм, комбинаций и свойств, но ее принципы, или элементы, абсолютно неразрушимы».
   Мы видим, как предельно четко формулируется здесь бесконечность, неисчерпаемость, вечность и непреложность существования материи, ее неизменное движение, как наряду с постоянной изменяемостью ее форм, свойств и состояний выдвигается принцип абсолютности ее Законов.
   Указывая на то, что «в действии и в мышлении мы отделиться не можем от материи», что «мы обращаемся к Высшим слоям или к грубейшим видам той же материи», Агни-Йога провозглашает материальность Мира. «Вселенная в зримости и незримости своей являет нам лишь бесчисленные аспекты сияющей материи, от самого Высокого до самого низкого». Указывается, что «в основании всего сущего лежит Светоносная материя» и что «человек — часть сознания Высшей материи».
   Материальность Мира связывается не только с объектами видимой Природы, но и со всеми невидимыми видами материи, со всеми ее утонченными, «глубинными» проявлениями. Это подтверждается в «Письмах Махатм»: «Мы верим только в Материю, в Материю как видимую Природу, и в Материю в ее незримости, как невидимый, вездесущий и всемогущий Протей, в ее непрерывном движении, которое есть ее жизнь, и которое Природа выявляет из себя, ибо она есть Великое Все, вне которого ничто не может существовать».
   Сокровенное Знание говорит, что дух не имеет проявления вне покрова материи, что дух немыслим без «сосуществования» с материей, без органического слияния с противоположной основой в изначальном и нерушимом единстве и равенстве двух начал: духа и материи в едином элементе — Духо-Материи. Пример куска льда (плотная материя), растворяющегося в воде (тонкая материя) и, наконец, обращение воды в пар (дух) прекрасно иллюстрирует соотношение духа и материи.
   Агни-Йога считает, что «материя есть состояние духа», другими словами, уплотнение духа, «кристаллизованный дух», а дух — «известное состояние материи», ее завершение. Где нет материи, нет и жизни. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением для жизни; дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Нет жизни, нет проявления Духа без Матери Мира — Великой Материи!   Дух существует лишь в материи, являясь ее двигателем. Материя же, в свою очередь, несет обязанность материального носителя духа и немыслима без него. Поэтому неиссякаемым источником творения не будут ни материя, ни дух в отдельности, но их органическое взаимодействие.   При условии признания единого элемента Духо-Материи основой всего сущего вопрос о коренном различии природы первичного и вторичного, в силу их единства и родства, перестает быть неразрешимым. Популярный пример с магнитом, который объединяет в себе два противоположных полюса и в то же время не перестает быть одним предметом, как нельзя лучше иллюстрирует понятие Духо-Материи.   Такова концепция синтеза «первичного» и «вторичного» элементов в мировоззрении Востока, древнейшая доктрина которого передается Учением Агни-Йоги. Подобно способности магнита при делении всегда сохранять два противоположных полюса, Духо-Материя во всех своих бесчисленных дифференцированных состояниях и видах так же сохраняет свое основное и вечное свойство — полярность. Можно говорить лишь о той или иной стадии проявления Духо-Материи.
   Если вне материи не существует ничего, то и без духа то, что наука именует «неорганической материей» — так называемые минеральные ингредиенты — никогда не могли бы быть вызвано в формы. Так, следует признать, что в каждом минерале пребывает такой дух. Агни-Йога видит наличие духа во всей живой и неживой природе. Явление духа и материи нужно искать в каждом утверждении жизни. Нет ни одного атома Материи без связи с Духовным Импульсом.   Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения. В Мире может существовать и множество других, не известных еще нам видов материи с необычными специфическими свойствами. Изучение законов наиболее плотной материи земного плана показывает Закон Беспредельностив эволюции материи и особые — скорее мыслимые, чем воспринимаемые физическими органами чувств — высокие состояния материи.   И ученые становятся перед проблемой беспредельности состояний материи. Для помощи их изысканиям, для их поддержки в Агни-Йоге даются ценные указания об Огненности, жизненности чистейшей материи.   «Мы говорим об астральных телах, о свечении ауры, об излучении каждого предмета, о проникновении одного слоя материи через другой, о посылках мысли через пространство, о понимании слова «материя». Много невидимого, ощутимого аппаратами, нужно вместить. Мы — материалисты — имеем право требовать уважения и познавания материи. Материя не навоз, но вещество, сияющее возможностями».   Агни-Йога определенно говорит о возвращении Материи. «Нужно принять в обиход формулу вдохновенной материи». «Существо материализма являет особую подвижность, не минуя ни одного явления жизни. Нужно до такой степени обосновать материализм, чтобы все научные достижения современности могли войти в понятие материализма одухотворенного».
 
                ТРОЙСТВЕННОСТЬ. ТРОИЦА

    Божественное Существование Едино. Одно Существование, познаваемое в своей полноте лишь Самому Себе, та вечная Темнота, из которой родился Свет. Но в своем проявленном виде Единый является как Троица.   Единый проявляется как Первое Бытие, Самосущий Господь, Корень всего. Слово «Воля» или «Могущество» более всего пригодно для выражения этого первичного Самораскрытия, ибо, пока нет Воли для проявления, не может быть и проявления, и пока не проявилась Воля, не может быть импульса для проявления. Вселенная имеет корни в Божественной Воле.   Затем следует второй аспект Единого — Любовь. Воля вдохновляема Любовью. Когда аспекты Воли и Любви проявлены, третий аспект должен следовать за ними, чтобы они могли стать действительными — Мудрость, божественное Мышление в Действии.
   Все три неразлучны, неразделимы, три аспекта в Едином. Их функции можно для ясности мыслить отдельно, но разобщить их нельзя. Каждая из них необходима для каждой, и каждая присутствует в каждой. Так, в первой Сущности Воля преобладает как отличительное свойство, но и Любовь и Мудрость также свойственны Ей; так же и с другими Сущностями. И хотя употребляются слова Первый, Второй, Третий, благодаря тому, что проявления совершаются во времени и в порядке Самораскрытия, но в Вечности они собраны и взаимно зависимы.
   Троица есть корень основной троичности в жизни и в сознании. Эта Истина имеет Жизненное значение по отношению к человеку и его эволюции. Троичность представляет собою нечто, что можно проследить в Природе и в эволюции, и если понять это нечто, новым пониманием осветится внутренний рост человека и все ступени развития его жизни.
   Но есть и вторая Троица. Если рассмотреть внимательно свойства божественной Материи, то и она также троична, существует также в трех нераздельных аспектах, без которых она не могла бы быть. Эти аспекты: Устойчивость (Инерция, или Сопротивление), Движение и Ритм — три основные свойства проявленной Материи. Лишь они делают Дух действенным, и потому они рассматриваются как проявление Силы Троицы. Устойчивость, или Инерция, дает основу, опорную точку для рычага, затем возникает Движение, но оно могло бы произвести лишь хаос, и тогда появляется Ритм, который заставляет Материю вибрировать, делая ее способной слагаться в формы.
   Повсеместно употреблявшийся символ Тройственности — Треугольник вписанный в Круг или без Круга. Вселенная символизируется двумя треугольниками, переплетенными между собой: Троица Духа — с вершиной, обращенной вверх. Троица Материи — с вершиной, обращенной вниз; а когда треугольники окрашены, первый получает окраску белую, желтую, золотую или цвета пламени, а второй — черную или темный оттенок иной окраски.

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 22 февраля 2014 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии
Владислав Ефимович, Дорогой, поздравляю Вас с Праздником Защитника Отечества!
Каждый служит на своём месте, честно по достоинству.
Великая Вам Благодарность за непрестанный труд во имя Истины!
Привет от Виктора и Луки!
Желаю здоровья и Светлой РАдости всегда!
Тепло обнимаю с любовью. Ваша Вера.

Вера Лемешко   23.02.2014 03:55     Заявить о нарушении
Здравствовать вам Вера и всему семейству!

Осуществления устремлений!

Владислав Стадольник   23.02.2014 06:18   Заявить о нарушении