Разговор с природой 2. Как Михал Потапыч оброк бра

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЧИТАЛ 1-Й РАЗГОВОР - ЭТО ЗАРИСОВКИ ЛЮБИТЕЛЯ ПРИРОДЫ И ПЧЕЛОВОДА-ПЧЕЛОМОРА)
 
СЛУЧАЙ # 2. КАК МИХАЛ ПОТАПЫЧ БРАЛ  «ОБРОК»  С ПАСЕЧНИКОВ

 ЭПИГРАФ. Давно это было. Шёл зверь по лесу. Безымянный зверь. Услышал гул. Подошёл. Дупло с пчёлами! А аромат какой из дупла! Сунул лапу. Облизал. Да как завопит на весь лес: «Мёд! Мёд ведь!» С тех пор и стали величать зверя медведем…

40 лет наша семья занимается пчеловодством. Тайга подарила много встреч: лось, косуля, дикий козёл, лиса, норка, ондатра, рыжая и чёрная белка, бурундук, заяц-попрыгаец, лиса рыжая и огнёвка, рысь и, конечно, Хозяин тайги – Михаил Потапович. Россомаху коварную не видел и волков. «Волков» в городе хватает самой разной масти

Редко какой год обходится без медвежьего озорства. А шалят-то мишки не по-детски. В прошлом году  один улей разорили. 2010-й и 2011-й тачок был в заброшенной деревеньке, где пилорама и два дома. Бог миловал.  А вот в 2009-м году аж два улья слопал косолапый. Про эти два случая (2009 и 2012) я расскажу.

2009-й. Июль. Около десяти часов утра. Папин звонок, голос невесёлый: « Приходил медведь. Улей разорил.» Выезжаю. В дороге второй звонок: «Два улья. Не один…»
Уточнение. В день, предшествующий погромной ночи, мы откачивали мёд. Крутишь медогонку – мёд разбрызгивается из сот. И такой медовый запах стоит по всему лесу! Вот и дуреет медведь от этого аромата. Закончили работу в 1-м часу ночи. А хочешь - не хочешь, нужно откачанные рамки поставить опять в улей. Темнота кромешная. Я и Валера (помощник) с фонарём подставили магазины с рамками в ульи. Дождик начал накрапывать. На машину – и домой. Люблю ездить ночью по лесу. Ночь – время лесных мышей. Да совы дорогу «фарят» - «сторожат», у каждой своя территория.
 
Приезжаю. Идём с дедом делать осмотр. Первый улей за ложком. В 15-ти метрах от лесного жилья! Эта пчелосемья отделалась лёгким испугом. Миша ударил по улью. Один колышек сломался, а три уцелело. Улей не упал, а скользнул меж трёх колышек. Наклонился, но выстоял. На улье был магазин с пустыми (откачанными) рамками. Когда мы их подставляли, Миша лежал в 20-метрах от нас. «Стопудово»! Я потом лёжку нашёл. За тремя сросшимися берёзками. Идеальная конспирация – в контрразведку можно брать. Озорник сорвал с улья магазин и вытащил рамки. А они-то пустые. «Обломасов»! Пока он "чухался" Покусали, видать, крепко - семья справная,  средней силы. В улей побоялся лезть, ретировался . Зашёл с другой стороны.  Шёл в 15-ти метрах от навеса, где беззаботно спал дед и дворняга Шарик.

Почему собака не чуяла и не слышала зверя? Мишаня то не лох! Он знает, когда приходить. Всю ночь моросил дождь и дул ветерок.  В такие ночи осиновая листва «поёт» свои звонкие «песни». Нежно и завораживающе. Другие звуки гаснут. А дождь забивает сильный запах зверя.

Другой улей он «покоцал» крепко. Удалённость где-то 30 метров. Сшиб улей, оттащил в высокую траву и выдернул центральные рамки. Штук 5-6. Это был ранний рой, который успел развиться и отстроить рамок десять. Паразит! Выбирает рамки с деткой (расплодом) и мёдом по краям. И первое и второе блюда, одним словом! Мы подставили пару рамок с расплодом и мёдом из другого улья и сократили гнездо. Погибла почти вся пчела, часть зверь подавил лапой, часть дождём забило.  Осталась горстка. Не помню дальнейшую судьбу улья, но сдаётся мне, что он так и не выправился до осени…

Дополню, что в том году не получилось поставить будку пчеловода. И дед спал , можно сказать, под открытым небом. С двух сторон навес был обшит картоном от ветра, а двух других – просто не было. Лесные люди – сильные люди. И если ты не делаешь зла обитателям леса, любишь, лелеешь их, то никогда! никакой зверь не причинит тебе вреда! Лесная братва не раз выручала меня в беде и даже спасала от смерти. Нужно только сердце и душу беречь от грязи и зла! Тогда ты начнёшь понимать их язык. Позже я вернусь к этой теме.
 
Знаете, как ловят барсука на «самолов»?  Находят нору. Закрепляют специальный острозаточенный штырь на шарнире. Немного над землёй. Навстречу движению из норы. Барсук начинает вылазить и натыкается на штырь. Думая, что это незначительное препятствие, он тужится и лезет дальше. Штырь всё дальше и дальше протыкает живот. «Тямы» - то не хватает «включить заднюю скорость». Так он и ползёт навстречу своей смерти, пока не умрёт от потери крови или заражения. Яйца надо отрывать таким браконьерам. Вместе с корнем. Гестаповцы и те не додумались бы до такого(
 
2012-й год. Пасека в лесу. Не глухомань, но относительно тихое место. Июнь-июль. Жара. Лесные пожары. Горят сильно леса в Томской области, горят торфяники где-то под Тёплой Речкой. Медведи пошли к нам, в Кузбасс.
Покупает у меня два улья-роя давний приятель Вадим. Пока пчёлы сели, пока оббили, пока погрузили. Часу в 11-м вечера мы уехали . Уехал дед. На пасеке оставили другого человека. Плюс четвероногие сторожа - Даша-обезбаша и Шарик-пустобрёх.  Дашку, к слову, надо шашлыками кормить. С барбекю!? Только благодаря её "обезбашенности" в прошлом году мы потеряли всего один улей, а в соседней деревне – 8 пчелосемей.

Со слов сторожа, собаки лаяли пол-ночи и рвались к тому месту, где нашли раскуроченный улей. Улей был крайним, от будки метров 100. Схема стандартная. Повалил улей. Отнёс в кусты. Выдернул рамки с расплодом и мёдом – «схавал».

Теперь поясню, чем меня удивил этот случай. Рядом стояли три улья. Один – очень сильный –улей плюс корпус. Второй средний – улей плюс магазин. И третий слабый. Это был слабенький рой, вышедший недели полторы назад. За это время пчёлы успели отстроить лишь три рамки. Вопрос ребром: почему медведь разорил слабый улей? Когда рядом лакомый кусочек – средний улей. Сильный он , конечно, трогать бы не стал. Звери редко ошибаются. Они по гулу в улье, силе аромата нектара из летка и внешним размерам чётко выбирают жертву. Может Миша ошибся. Но, скорее всего, думаю, что он пожалел нас с дедом. Мы не бракоши, не вандалы, с корнем выдирающие всё живое… Он просто взял «оброк». Он не мог не взять. Законы леса схожи с людскими законами. Иначе потерял бы авторитет в лесной «бригаде». А роёк-то выжил. Охранник утром, до нашего приезда собрал оставшуюся горстку пчёл и ссыпал. Я потом подсилил его одной рамкой с расплодом и одной медовой рамкой. Матка зачервила. Смотрел на днях в омшанике – живы пока. Дотянут ли до весны? Не знаю. На всё воля Божия. Напишу потом, когда пчёл выставим на облёт.


Рецензии