Корова в славянской мифологии

Славяне верили, что все мы наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Нашим богам присуще перевоплощение.
Так если Перуну больше нравится обращаться в орла, то Индрику проще перевоплотиться в змея.

Это зависит напрямую от тех качеств зверя, в которого перевоплощается тот или иной бог. Люди тоже могли оборачиваться зверем. Например, известны народные предания о Волкодлаках (человек – волк), Кошколаках (человек -рысь), людях–медведях, оленях, соколах.

До сих пор глубинная суть животных не скрылась за ворохом тысячелетий. Образы выступают в сказках, преданиях, песнях, пословицах и поговорках. В них звери и птицы говорят и мыслят, подобно нам, в то же время по-своему, по особым законам, часто жестоким и непонятным, но при соответствующем отношении, верным и справедливым. Черты животных находим мы в себе и окружающих. Улыбаемся или порой ужасаемся, видя свет разума в их глазах.

Тотемные, священные животные у славянских народов не редкость. Так, к примеру, Волк, медведь, сокол – это священные звери наших предков. Почему, скажем, именно эти звери, а не верблюд, крокодил, слон? Да потому, что как у каждого народа должна быть своя исконная культура, вероисповедание и образ жизни как таковой, так и почитание тех или иных животных зависит от географического положения, специфики исторического развития, обрядов, обычаев и т.д. Но у Славян не было деревянных кумиров почитаемых животных, это мы можем найти у алтайцев и других народов. Информацию об интересующей нас проблеме мы находим в устном народном творчестве, мифах, пословицах и поговорках.

Корова – буренка, боденушка, кравица.

В пастушескую эпоху у славян корова – одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.

Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти.

Но светлые коровы – это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище. Их молоко – это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки. Время коровы – середина весны. Цвета – белый, черный, рыжий.


Народные пословицы.

 -Долог у коровы язык, да не велели говорить.

- Та бы корова молчала, что под медведем была.

- И одна корова, да жрать здорова.

- Которая корова пала, та по три удоя давала.

- Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже

- Корова комола (безрога), лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается – медведь
 Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть

- Черная корова идет вечером впереди стада – к ненастью, пестрая – к переменной погоде, белая или рыжая – к вёдру.


Бык – вол, вил, бугай. Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.


Рецензии