Малоизвестные татарские разности - 188

Малоизвестные татарские разности - 188


***
Компиляции
***



Ибрагимов Юсуф Ихсанович

***
Военный назир Бухарской народной Советской Республики
 

‘’От военного назира до ... капитана’’

***

На этом снимке Вы видите человека необычайной судьбы.
Легендарный военачальник периода гражданской войны
-командир 1-й отдельной Приволжской стрелковой Татбригады,
член Реввоенсовета Туркестанского Фронта,
военный назир Бухарской народной Советской Республики Юсуф Ихсанович Ибрагимов (1895-1961) "дослужился" до капитана в годы Великой Отечественной войны.

Дело в том, что после гражданской войны его талант военного деятеля оказался невостребованым для тоталитарного режима. В течение многих лет он подвергался различным преследованиям. В чем. только его не обвиняли! В "расхозяйствовании" и в "рыскуловщине", и в "султангалиевщине - помогавшем развитию басмачества", исключали из партии, на него заводили уголовное дело... Однако, Юсуф остался жив. В довоенные годы годы он работал военруком в вузах Узбекистана.

Когда началась Великая Отечественная война старый солдат добровольно ушел; на фронт. Начав в августе 1941 года в качестве командира батальона запасного; полка в Ташкенте, он прошел трудный путь от Ельни до Эльбы, где и закончил войну.

На фронте Ю.И.Ибрагимов был; начальником штаба 702-го стрелкового полка 213-й дивизии, начальником одной; из частей 95-й и 87-й отдельной стрелковых бригад. За образцовое выполнение: заданий командования награжден орденом Красной Звезды, медалями "За взятие Варшавы", "За взятие Берлина".

А фотографию из Ташкента нам прислала дочь видного военного деятеля - доктор исторических наук Анель Юсуфовна Ибрагимова, за что редакция выражает ей искреннюю благодарность.



«Великая Россия. Имена» - Электронный энциклопедический справочник
ИБРАГИМОВ Юсуф Ихсанович

***
(1895-1961) В 1918 г. – член Туркестанского ЦИК,
начальник штаба Илецкой группы Оренбургского военного совета,
член штаба Закаспийского военного совета,
1919-1920 – член Революционного военного совета Туркестанского фронта.
В 1920-1921 – военный назир (министр) Бухарской Народной Советской Республики.
С 1921 г. – на дипломатической, педагогической работе.



Ибрагимов Юсуф Ихсанович

***
ИБРАГИМОВ (Ибраимов) Юсуф Ихсанович (1895-1961), воен. и полит, деятель.
В 1918 чл. Туркестанского ЦИК,
нач. штаба Илецкой группы Оренбургского,
чл. штаба Закаспийского,
в 1919-20 чл. РВС Туркестанского фронтов,
в 1920-21 воен. назир (министр) Бухарской народной советской республики.
С 1921 на дипл., пед. работе.
Источники:
Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
http://www.millattashlar.ru/index.php/






Хара Петр Иванович

***

''...родной язык — татарский''...
 

Два майора
***
16 сентября 1939 года злой рок, трагическое стечение обстоятельств свели на аэродроме «Болбасово» под Оршей этих двух талантливых, закаленных боями в небе Испании летчиков–истребителей.

Один из них — наш выдающийся земляк, первый в истории СССР дважды Герой Советского Союза, командир Оршанской 58–й авиационной бригады майор Сергей Иванович Грицевец.

Второй — кавалер двух орденов Красного Знамени, командир 21–го истребительного авиаполка этой же бригады майор Петр Иванович Хара.

Случившаяся катастрофа унесла жизнь легендарного Сергея Грицевца, Петр Хара уцелел, но на долгие годы был «вычеркнут из списка живых». И сегодня вы нигде не найдете его фотографию, в мутных водах интернета в лучшем случае наткнетесь лишь на крайне скудную, путаную–перепутанную биографию. А ведь этот мужественный человек, сбитый с ног тяжелейшим грузом обвинений в гибели Грицевца, сумеет подняться, пройти все сначала и вновь стать командиром истребительного полка, который прославится при освобождении Беларуси, получив почетное наименование «Минский», и будет геройски сражаться с фашистскими асами в небе Варшавы и Берлина.

В славном мае 1945 года подполковник Хара своей твердой рукой размашисто распишется на стене поверженного рейхстага, распишется и от имени Сергея Грицевца. Но, поставив эту победную точку, он вновь уйдет, вернее, его «уйдут» в прижизненное небытие.

Сегодня, 70 лет спустя, пришло время рассказать о неизвестных страницах из героических биографий Сергея Грицевца и Петра Хары, которые, как оказалось, удивительно похожи, а зачастую буквально параллельны. Параллели, как известно, не пересекаются, вот только на аэродроме в Болбасово они, увы, пересеклись...

«Верили ребята, не сгибались...»
***
Свое многолетнее путешествие по следам Грицевца и Хары я начал в кажущемся уже далеким 1982 году во Львове, где судьба свела меня с Героем Советского Союза генералом Николаем Васильевичем Исаевым, в годы войны командовавшим истребительной дивизией, в составе которой воевал полк Петра Хары. С Грицевцом было проще. Мои школьные годы прошли под Одессой, где тогда служил отец, и мне не раз приходилось бывать на местном военном аэродроме, который и тогда звали «Школьный». Именно здесь в свое время находилась 8–я авиационная школа пилотов, ставшая особой вехой в биографии Грицевца.

Неудивительно, что многие ребята из окрестных военных городков бредили небом и активно штурмовали Харьковское военное училище летчиков имени Грицевца. Я очень гордился своим легендарным земляком, поэтому тоже оказался среди штурмующих это элитное учебное заведение, которого сегодня в Украине уже, увы, нет.

Перелистывая страницу за страницей биографии моих героев, я постоянно задавался вопросом: в чем истоки той особой жизненной стойкости, что позволяла не сгибаться перед невероятными испытаниями, выпавшими на их долю?

Судьба, не скупясь, одарила Сергея и Петра детством, полным лишений. Оба — выходцы из бедных многодетных крестьянских семей, с ранних лет познавшие цену заработанной мозолистым трудом краюшки хлеба. Прокормиться со скудных земельных участков не удавалось, приходилось подрабатывать. Грицевцам — на железной дороге, родителям Хары — на паровой мельнице у местного помещика. У Сергея и Петра разница в возрасте — всего один год. Грицевец родился 6 июля 1909 года, Хара — 15 мая 1908–го. С датой рождения Сергея Ивановича долгое время происходила невероятная путаница. В разных источниках можно найти и 6 июня, и 23–е, и 19 июля... Но место рождения во всех документах одно — деревня Боровцы под Барановичами. В биографии Хары другая проблема: именно место рождения. В сохранившихся архивных справках оно разное: село Старая Вермечь Днепропетровской области и два села в Сталинской (Донецкой) области — Старый Керменчик и Старомлиново. Возможно, это как–то связано с вопросом о его национальности. По одним документам Хара — грек, а по другим — татарин. В автобиографии 1937 года он отмечает: «...говорю и пишу по–русски, говорю по–украински, родной язык — татарский, национальность — крымский татарин». Как известно, ничего хорошего принадлежность ни к грекам, ни к крымским татарам в сталинские времена не сулила. Не миновала чаша сия и Хару и его родственников.

Беда, увы, часто заглядывала в дома Сергея Грицевца и Петра Хары. Сергей рано потерял маму и двух старших братьев — Владимира и Василия, а Петр — отца–инвалида и младшего брата Николая. В один год — 1927–й — Грицевец и Хара окончили школы–семилетки и «пошли в люди». В дальнейшем обоим суждено было учиться в профсоюзных школах, но если Грицевцу довелось поработать председателем профсоюзного цехкома, то Хара продолжил учебу и поступил в Московский институт овцеводства. Сергей, проявивший особые способности в работе с людьми, быстро продвинулся на комсомольской работе: сначала стал заведующим агитационно–пропагандистским сектором, а затем инструктором Златоустовского горкома комсомола. Сергей и Петр искренне верили в светлое будущее своей страны и в 1931 году вступили в Коммунистическую партию. А когда в том же году партия и комсомол позвали молодежь в авиацию, оба с готовностью откликнулись: Грицевец стал курсантом 3–й военной школы летчиков и летчиков–наблюдателей им. К.Ворошилова в Оренбурге, а Хара — 1–й военной школы летчиков им. А.Мясникова в Севастополе. Оба учились хорошо, успешно осваивали летное мастерство.

В августе 1932 года Сергея и Петра направили в самые передовые части советской истребительной авиации. Грицевец начал службу младшим летчиком в 3–й эскадрилье 5–й авиационной бригады под Киевом, а Хара — пилотом в 4–й (позже ставшей 107–й) эскадрилье 83–й авиабригады Белорусского военного округа в Брянске. Начинали летать на истребителях И–3, затем перешли на И–5. Оба вскоре женились. Прасковья Власовна Хара (Понкратова) и Галина Евгеньевна Грицевец (Орлова) стали для летчиков настоящими боевыми подругами, осчастливив их дочками: Лидией и Ларисой. Позже у Лидочки Хары появится сестричка Галинка, а у Ларисы Грицевец — Ниночка.

Служба у Петра и Сергея складывалась успешно, в их аттестациях с завидным постоянством присутствует приятная формулировка «достоин выдвижения на вышестоящую должность во внеочередном порядке». Но если Петр Хара с 1932 по 1938 год проходит должности старшего летчика, командира звена и командира отряда все в той же 83–й авиабригаде Белорусского округа, то Сергею Грицевцу довелось изрядно поколесить. В декабре 1933 года он получает назначение в элитную 1–ю Краснознаменную истребительную эскадрилью имени Ленина, базировавшуюся в Гатчине под Ленинградом. Но Сергею Ивановичу даже не удалось толком осмотреться на новом месте, как часть перебрасывают на Дальний Восток — в поселок Бочкарево Уссурийского края. Здесь летчика по самой полной программе испытывает суровое дальневосточное небо, которое очень скоро признает его своим. Вскоре Грицевец назначается начальником воздушно–стрелковой подготовки эскадрильи, затем командиром звена, командиром отряда.

В 1935 году Петр и Сергей одними из первых в ВВС успешно осваивают новейший истребитель И–16 тип 5. Хара участвует на нем в воздушном параде над Красной площадью и получает за отличную технику пилотирования золотые наручные часы от наркома обороны, Грицевцу часы вручили за победу в соревнованиях по воздушному бою среди летчиков–дальневосточников. А вот в воинском звании Грицевец все же опередил Хару: в марте 1936 года Сергей получил звание старшего лейтенанта, а Петр — лейтенанта.

1 августа 1936 года как одного из лучших летчиков–истребителей ВВС Сергея Грицевца отправили на курсы высшего пилотажа, воздушного боя и воздушной стрельбы при 8–й военной авиационной школе летчиков в Одессе. Закончив учебу с отличием, он остался летчиком–инструктором в местной эскадрилье высшего пилотажа. Здесь собрались тогда настоящие асы, которым вскоре предстояло принять участие в реальных, а не учебных боях.

В Одессе Сергей особенно подружился со старшим лейтенантом Павлом Коробковым, с которым соседствовал по квартире. Друзьям будет суждено плечом к плечу пройти все испытания, аж до того самого рокового дня 16 сентября 1939 года.

В августе 1937 года на аэродроме Одесской школы летчиков во время тренировочных полетов эскадрильи высшего пилотажа капитан Якушин на И–16 на пробеге врезался в группу людей, зарубив винтом самолета командира эскадрильи капитана Рогова и главного инженера школы инженер–капитана Файермана. Грицевец, потрясенный случившимся, тяжело переживал трагическую гибель товарищей. Кто мог тогда предвидеть, что через два года подобное случится и с самим Сергеем Ивановичем...

«В далекий край товарищ улетает...»
***
Осенью 1936 года разгорелось кровавое пламя гражданской войны в Испании. Советский Союз решил помочь республиканцам в борьбе с националистами, которых активно поддерживали фашистские режимы Италии и Германии. Помощь эта оказывалась тайно, наши военные воевали в гражданской одежде под вымышленными испанскими именами. Посылали в Испанию лучших. В составе первой группы летчиков–истребителей на И–16 в начале ноября 1936 года прибыл и командир звена лейтенант Петр Хара. Завершал же наше участие в ожесточенной воздушной войне в небе Испании в октябре 1938 года старший лейтенант Сергей Грицевец. Кому из них было тяжелее? Трудно сказать.

Первая группа советских истребителей сформировалась из 31 летчика наиболее боеспособной на тот момент 83–й авиабригады Белорусского военного округа, базировавшейся в Брянске. Ее основой стал 21 пилот лучшей, 107–й, эскадрильи, которой командовал капитан Сергей Тархов. Здесь и служил командиром звена Петр Хара.

10 ноября с аэродрома «Алькала» Хара совершил свой первый боевой вылет на штурмовку позиций франкистов, захвативших мадридский парк «Касса де Кампо». А первый воздушный бой произошел 13 ноября. Сложился он для наших летчиков крайне неудачно: были сбиты командир эскадрильи капитан С.Тархов и командир отряда капитан В.Бочаров, которых посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. В соседней эскадрилье на истребителях И–15 погибли лейтенант К.Ковтун и старший лейтенант П.Пуртов. Такое вот вышло горькое начало.

Оказалось, ходить парадными строями — одно, а воевать — совсем другое. Пришлось буквально на ходу, методом проб и ошибок, стоивших немалых жертв, придумывать способы борьбы с воздушным противником и вырабатывать новую тактику ведения боя. В боевой обстановке на первый план выходили и волевые, бойцовские качества летчиков. Уже 17 ноября Петр Хара во главе 6 истребителей И–16 идет на перехват над Мадридом группы из 10 итальянских и 3 немецких самолетов. И вновь неудача — гибнет лейтенант Д.Павлов. Франкисты же снова потерь не понесли. А 19 ноября на свой аэродром не возвращается капитан Д.Жеданов... Это был шок. 4 декабря армада самолетов противника из 32 бомбардировщиков и 40 истребителей средь бела дня вновь бомбит Мадрид. Казалось, и на этот раз они уйдут безнаказанно. И только Петру Харе наконец–то удается сбить немецкий трехмоторный бомбардировщик 10–52 и отомстить за всех.

С этого дня звено Хары постоянно находится на боевом дежурстве на аэродромах «Алькала» или «Альбасете». В самых сложных метеоусловиях только ему поручают полеты на разведку. 12 февраля в тяжелейшем бою над Мадридом Петр сбивает немецкий истребитель «Хейнкель», через несколько дней — еще один. Два самолета он сбрасывает с неба вместе со своим ведомым, еще несколько — в групповых боях. По итогам воздушных сражений в Испании Хара войдет в десятку самых результативных советских истребителей (в этих боях принимали участие 282 наших летчика).

Первым всегда трудно. Из группы истребителей, прибывших в Испанию вместе с Харой, 8 летчиков погибли и двое получили тяжелые ранения. Семеро летчиков стали Героями Советского Союза, четверо из них — посмертно. Вполне заслуживал этого высокого звания и Петр Хара, но, скорее всего, помешали его анкетные данные, а может быть, и резкий, прямой, вспыльчивый характер. Ограничились награждением 2 января и 4 июля 1937 года орденами Красного Знамени, которые ему вручили 26 июля уже в Брянске. Кроме этого, 8 августа досрочно присвоили звание капитана, минуя старшего лейтенанта, и выдвинули на должность командира отряда.
http://airaces.narod.ru/spane/hara.htm





Поездка в Китай сына боярского Ивана Поршенникова в 1675 году.
***
Хара-булха-сун
***
‘’ А то место пустынное к самой восточной Индии лежит”. На речке Хара-булха-сун, упоминаемой Спафарием, близ великой Китайской стены у Калгана стоит древний город Хара-балтасун-хота или просто Хара-хота (по-китайски Син-хо); см. Записки о Монголии о. Иакинфа, I, стр. 66)’’.


***

Хара Бутура
***
‘’Этот торгутский Хара Бутура у Габан Шараба и Батур Убаши Тюменя назван Бура, сын Буйго Орлека, а в 101 тетради Истории монгольских и туркестанских ванов и гунов назван Бура Ахалаху. Двоюродный племянник этого Бура торгутский Темене батур (сын Езене тайши, о котором упоминается в Истории Сибири Миллера) был славный витязь, имел 8.000 войско (см. Сказание о походе монгольского Убаши хун тайчжи в 1587 году против ойратов; в Биографии же Нейчжи Тойна, сына Темене батура, говорится, что у него было 10.000 войско); он замечателен также как ревнитель буддизма (см. Сказание об ойратах Габан Шараба и Батур Убаши Тюменя). Троюродный брат этого Темене батура Хо Орлек, сын Зулзаган Орлека, был первенствующий тайши торгутского поколения; в его время торгуты не принимали участия в распрях ойратских. Когда же зюнгарский Батур хун тайчжи, кочевавший при Алтае, стал притеснять ойратов, подчиняя их своему влиянию, торгутский Хо Орлек, угрожаемый этим, взял своих торгутов, отправился к пределам Русского царства и остановился при Волге около Каспийского моря (см. Ист. монг. ванов и гунов, 101 тетрадь). Из этого видно, что Хо Орлек откочевал от прежних мест кочевания в Зюнгарии единственно потому, что своих торгутов и себя не желал подчинять влиянию зюнгарских владык Хара Хулы и сына его Батур хун тайчжия’’.


Рецензии