2. Анатолий Джугаш Иду за паном Гашеком повесть

             \ Продолжение.Начало № 1\



   Однажды танкист Виктор Колосов перед боем заскочил в штабной узел связи,где должен был повидаться со своей возлюбленной,радисткой,которую звали необычным именем Панна.Вместо приятной встречи с боевой подругой с которой они уже собирались домой к нему на родину в Казахстан,так как война уже была на исходе,здесь он нарвался на большой скандал.В блиндаже,еле освещенном коптилками огня,сделанными из немецких плошек,он увидел омерзительную сцену.
   Комроты Иванченко,рыжий пренеприятный верзила,пытался изнасиловать Панну.Несчастная девушка была на грани ужаса и не знала,что ей делать.По странному совпадению других бойцов в блиндаже не оказалось.Куда-то изчез и адъютант командира роты.Драка мужчин была короткой в результате которой  Иванченко стал покойником.
   -Если бы убийство офицера ты совершил,применив оружие,-сказал Виктору на допросе капитан из СМЕРША,-то единственный расчет с тобой за это преступление-пуля...Удивительно,как ты его саданул по черепушке простым кулаком.Классный удар и гаду кранты.
   Танкист понимал,что капитан говорит все это только для того,чтобы помочь ему,они воевали вместе от Курска.Хорошо знали друг друга,более того контрразведчик знал о близких отношениях Виктора с Панной,обещал,если доведется ему остаться живым,то быть крестным отцом первого их ребенка.Капитан спешил сейчас с составлением протокола.Оно и понятно,его начальство уже подняло шумиху вокруг этого дела.Но как ему поступить сейчас,когда сидит перед ним его боевой товарищ и лучший друг,увешанный многими орденами и медалями,не сегодня-завтра Герой Советского Союза? А с другой стороны,как быть со служебным долгом?

   -Наверное,-рассказывал мне Колосов,как-то у него дома,-капитан,исполняя свой долг контрразведчика,решился бы на крутые меры,если бы не был в жизни не только дотошным,но и правильным человеком.Было еще обстоятельство,которое определяло его характер и разумные действия..Капитан ненавидел в жизни случайных и наглых людей,как майор Иванченко.Садизм,склонность человека к насилию.Такие черты характера человека всегда тошнили его.Он не был счастлив в личной жизни.Родители умерли от голода в блокадном Ленинграде,а любимую девушку повесили фашисты за связь с подпольщиками.Он не имел братьев и сестер и был одинок,как перст.
   -Я помогу тебе попасть в штрафбат,-произнес капитан,после глубокой паузы,виновато,чуть улыбаясь,-Штрафбат-это не мгновенная смерть по решению трибунала.Если ранят тебя в первой атаке,то свою Панну,да и меня,если захочешь...В общем до скорой встречи,сержант.
   Капитан обнял Виктора и уже.Колосов его больше не видел,так как на следующий день уже бежал в мрачной цепи штрафников,штурмуя неприступную для простого солдата,линию обороны гитлеровцев,бежал открыто в полный рост,сощущением необычности своего нового положения.Так что все,что его окружало в этот момент его,этот рев из глоток озверелых людей нынешних его товарищей,треск автоматов,а также пулеметов заградотрядов за за спинами бегущей в атаку братва,летящие навстречу в него и их шмелиные тучи пуль противника,все это напоминало уютную некогда обойму башни танка.Глухо,как в танке!Только сейчас ему была понятна эта извечная шутка танкистов.Да находится в бою даже под защитой брони танка,тоже не сахар,но все же рай,по сравнению с этим адом,который выпыдает на долю каждой советской штрафной роты.
   Виктор бежал в арестантской цепи советских бойцов,стрелял из автомата,думал о возможно скорой встречи с со своей Панной,которая накануне стала его женой,думал о своей пули,которая,наверное,уже покинула немецкий окоп и направилась в его сторону,думал о немецком солдате,которому тоже вероятно надоела-эта проклятая богом и людьми война.А раз так,то какой смысл стрелять этому немцу в него Виктора прицельно?Не лучше ли сдаться бойцам его штрафной роты,которой  и дела то только,как в этой жестокой,орущей благим матом атаке штрафной роты,по-существу,очередной мясорубке на деле,как взять,несущийся навстречу венгерский поселок.Если выстрел не прицельный,мелькнула у Виктора очередная мысль,то моя рана не будет смертельной.
   Как не крепка была тонкая нить надежды,она иногда рвется,причем в том месте,где ты ее не ожидаешь.Так говорит народная мудрость.Она же вторит:"От сумы и тюрьмы трудно отказаться".Сегодня в демократической России,небольшой по численности населения государстве,из 145 миллионов человек,ежегодно сидят по тюрьмам около 2 миллионов человек.По старым меркам,если судить-говорят правоохранительные органы,-это очень мало.Возможно их сотрудники отчасти и правы.Если судить по бумагам,на основании которых сидят осужденные.А как по-существу темы?
   За годы безумного мракобесия под политический скальпель репрессий попали тоже миллионы и миллионы безвинных жертв.Все эти мученики штрафбатов и лагерей различного толка,попав однажды в жернова советской системы перевоспитания нового человека,эталона человека будущего царства коммунизма,не могли предсказать и предвидеть,где начало и конец их нечеловеческих страданий.
   Виктор Колосов,так и не схлопотал себе пулю в бою,которая сделала бы ему рану и пустила кровь и помогла бы возврату из когорты штрафников советской армии,тем самым прекратила для него действие приговора военного трибунала.Мир радовался Победе,взятию рейхстага,падению фашистской Германии.Бойцы,оставшиеся в живых,возвращались по домам,а штрафники,которые по букве закона,не могли еще рассчитывать на все житейские радости,возвращались назад в тюрьмы и лагеря-досиживать выданный им срок наказания.
   Ад советского лагеря был почище ада прошедшей войны.Легче было жить и драться среди врагов,даже на чужой земле,чем такое же делать-драться за год своей жизни заключенного в застенке,сооруженном для тебя сородичами на советской земле,к примеру,на той же Колыме.

   Он никогда не рассказывал мне о днях каторги,отмалчивался.Немного слов произнес только в годы хрущевской оттепели.Уже можно было разговаривать открыто:заговорили о свободе слова,о репрессированных
   -Трудно было,Виктор?-задал я ему извечный вопрос.
   -Не то слово,Анатолий.Десять лет рубить уголь в мерзлоте Колымы-это не фунт изюму схавать.Норма добычи на каждого братка зэка была выше власти наркома.Не выдал норму на гора,срок прибавляют.А где тут угонишься,если кормили в основном зэков юколой.Юкола-это рыба для собак на Севере.У охранников советского лагеря было любимое наказание для провинившихся.Накормят юколой пересоленной до одури,а пить не дают.Лешишь в бараке,дурью башку пучит,зверски пить хочется,а воды нет поблизости.Но весь лагерь знает,что есть она родимая вода только высоко,на крыше в пожарных бочках,тухлая...И вот некоторые не выдерживают и начинают пробираться к этой тухлятине,чтобы только лизнуть ее чуть-чуть потресканными губами и распухшим языком.Вот первые смельчаки у цели,у края бочки с водой,пробуют воду...Пулеметы у охраны лагеря все на турели и них разворот во все стороны моментальный...Мертвые зэки сыпятся как горох с крыши барака.Их тела складывают штабелями,потом за трупами ночью приходят машины,их развозят в без именные мерзлые могилы,чаще всего этим общим кладбищем становится заброшенная шахта.
   Колосов открылся в рассказах о прежних своих испытаниях в жизни передо мной,только спустя годы,когда только вернули ему о\боевые ордена и медали,когда они уже с Панной смастерили себе двух ребятишек,пока он сидел,она все эти годы терпеливо ждала его возвращения из колымского вертепа.Ему не вернули звание Героя Советского Союза.Не вернули десять лет жизни,которые он отдал шахтам Колымы,здоровья,которого ему потом не хватит дальше на другие дела в жизни.Жестокий Север сгубил его.Виктор умер рано,умер обиженным на советскую власть,хотя при Хрущеве эта власть,как видим загладила маленько свою вину перед фронтовиком штрафбатовцем.И награды боевые вернула и жениться разрешила,и квартиру дала,и работу на железной дороге,и в художественной самодеятельности участвовать,и пенсией почетной обеспечила.А еще,когда материально туго ему пришлось жить на одну пенсию,внуки пошли у сына и дочери,власть даже работу дала бывшему штрафнику и зэку-гардеробщика в раздевалке Петропавловского горкома партии,где когда-то размещался горком комсомола,его там принимали в комсомольцы перед уходом на фронт.
   Так что,кто старое помянет,тому глаз вон!Жизнь-борьба,-сказал великий Маркс.Этот немец умер,а русским приказал жить дальше.И Виктор Колосов,машинист дизельной аварийной электрической станции энергопоезда железной дороги,Мария Максимовна Полозкова,Мария Николаевна Соловьева,Наталья Николаева,Любовь Сураева,Василий Величко продолжали жить  и после голода и ужасов войны и в годы хрущевской оттепели и мракобесия,как того советовал некогда великий немецкий философ,марксист марксизма.Это были чудесные люди,которые все работали на производствах,имели семьи,детей,но любя искусство,имея от природы большой артистический талант,посвящали все свое свободное время своему участию в театральном драматическом коллективе,где могли репетировать спектакли до позднего вечера,до утра.Публика любила спектакли с их участием,знала ихв лицо,ловила за кулисами и на улицах актеров,чтобы взять у них автограф на память.Звание Народный театр коллективу драмы Дома культуры железнодорожников присвоили в Москве,где они на конкурсе лучших коллективов драматического искусства страны показала пьесу "Молодая гвардия".

    Когда наступила осень,мы приступили к репетиции пьесы Бориса Горбатова "Юность отцов",где я должен был играть роль характерного героя,комсомольца Антона.Пьеса была о рволюции,по теме о которой мне доводилось слышать рассказы от отца,бывшего отчаянного пулеметчика Туркестанского фронта,воевавшего с басмачами.Комсомолец Антон,которого мне надо было сыграть на сцене,был хорошим парнем.Мои товарищи уверяли меня,что я был не хуже его в нынешней жизни,но вот эпизод в конце спектакля,где Антон в бою погибает и падает на сцену,мною так розыгрывается,что это им не нравилось.
   -Умирать по-настоящему не можешь,-резюмировал все время на мои неудачные,не истественные падения на сцену,изображения эпизода смерти Антона,режиссер этого спектакля Константинов.
   -Со сцены покойник не смотрится!Не так надо смерть изображать.
   -А как надо?-мучал я его своими приставаниями.
   Константинов не мог этого показать лично,так как был в своем театре всю жизнь актером на выходах.Кажется,настоящую роль ему пришлось сыграть в спектакле,только однажды,когда он работал с актером Евгением Калыгиным,местной знаменитостью,в Рубцовском драматическом театре на Алтае.История с моим неумением умирать на сцене в спектакле закончилась неожиданным образом.Мы начали параллельно готовить спектакль "Без вины виноватые",где я получил роль Григория Незнамова.Играть такую роль для артиста театра-мечта всей жизни.Что было у меня в душе этот момент,вы можете представить? Но вместе с восторгом,ее пронизывал страх.И было отчего.Областной драматический театр Северо-Казахстанской области,что располагался в моем родном городе Петропавловске,имел в те славные годы директора Александрова ,то-есть это был родной брат того самого знаменитого на весь мир Александрова,который являлся в то время руководителем и композитором Государственного хора Советской армии.Так вот наш областной театр драмы только недавно снял с со своих афиш спектакль с таким же названием.Снял театр этот спектакль неожиданно,под вопли публики:она смотрела его по несколько раз и каждый раз плакала,так здорово в спектакле"Без вины виноватые" играли профессиональные артисты.Особый восторг вызывала в спектакле игра артиста Павла Заливина,которую исполнял роль Григория Незнамова.Павел Заливин был изумительным актером и публика носила его на руках после каждого окончания спектакля.Но у него была губительная черта,характерная для великих актеров любой эпохи,он пил по черному.Та любовь,которую проявлял Павел к вину не нравилась руководству театра.В последнее время эту страсть к вину стали замечать и зрители,некоторые из них стали иронически посмеиваться,писать жалобы.Младший Александров жутко возмущался,но приходилось терпеть:не гнать же в шею талант,который приносил и славу,и деньги в кассу театра драмы.Неизвестно еще сколько времени это бы все продолжалось,если бы не очередное трюкачество Заливина,которое привлекло внимание петропавловских чекистов.Помог чекистам такой случай.Видя  такую картину,что артист Заливин доброго слова не понимает и не бросает пить горькую,ввиду того спектакли,где он играл Незнамова,на грани срыва,Александров распорядился доставить Павла в театр драмы и запереть его в гримуборной на втором этаже театра,месте,где актере готовятся к игре в спектакле ,чтобы его кормили и приглядывали за его действиями.Гримуборная театра должна была стать родным домом для Павла Заливина.,до тех пор,пока Заливин не станет непьющим человеком,так объяснил Александров доброхотам артиста,тем ,кто что-то мямлил о насилии над артистической натуры.Паша стал вести себя скромнее,сидя под домашним арестом,от его смышленой физиономии теперь не несло перегаром.И вот однажды он отмочил очередной скандал.

             \ Начало в № !.Продолжение следует/


Рецензии