Женская доля

Дочь смотрела на мать и, понимая, что ничем не может облегчить страдания, безуспешно пыталась сохранить  безмятежный вид, нежно поглаживая руку матери, но это ей удавалось  с трудом, оттого нет, нет -  да отворачивалась к окну, пытаясь незаметно смахнуть  слезу. Мать тоже делала вид, что не видит состояния дочери  - старалась лежать неподвижно, ибо любое движение вызывало нестерпимую боль .
- Что решила с отцом ребёнка?- тихо спросила  она , глядя на живот дочери, выпирающий из-под накинутого на плечи белого ,халатика,- на меня, как видишь, надежды мало, ума не приложу, что вы будете делать.
Больная осеклась, а из её глаз потекли слёзы.
- Ну, мам, ну не плач, тебе нельзя волноваться.А что до этого  подлеца, то не я первая, не  я последняя, и кому как не тебе, знать этих мужиков. Ты же меня смогла поднять одна на ноги, вот и я справлюсь, тем более, ты же нас не оставишь – правда, мама?
Дочка ткнулась в горячую руку матери и разрыдалась.
- На всё Божья воля, я верю, что Бог не оставит вас - мать нежно гладила её по волосам и смотрела в окно, за которым падал пушистый снег, покрывая серую крышу соседнего дома.
Хоронили Елизавету Петровну всем двором.За всю свою жизнь она никому не делала зла, всем старалась помочь, подсказать, поддержать в трудную минуту. Но судьбе  было угодно, чтобы она стала невольной причиной развала семьи своей лучшей подруги Шурочки. С юных лет та имела головокружительный успех у мужчин и, естественно, выскочила замуж за самого красивого и успешного. Жила на широкую ногу, одно тяготило подругу – она  не могла иметь детей, а муж, выросший в большой, дружной семье, не мог смириться с тем, что у него их никогда не будет . И вот однажды на пикнике он, перебрав спиртного, оказавшись наедине с Лизой, начал плакаться ей в жилетку. Лиза без всякой задней мысли, по-бабски  пожалела его, наговорила много утешительных слов и даже поцеловала его по-приятельски в щёку. А через неделю он заявился к ней и попросился переночевать, объясняя свой визит тем, что поругался с женой и ему просто некуда податься. Лиза, хоть и понимала, что впустив его, обидит подругу, но, не зная, как поступить, накормила его и как на пикнике долго выслушивала обиды на жизнь, а когда легла спать, он вошёл к ней  в спальню и , несмотря на то, что она умоляла его не делать глупостей, сдалась под его натиском, надеясь, что об этом никто никогда не узнает.
Но шила в мешке не утаишь. Шура первая заподозрила неладное, когда Лиза вдруг ни с того, ни с чего, выскочив из-за стола, побежала в ванную.
- Уж не беременная ли ты подруга, и от кого это ты умудрилась залететь?
В ответ Лиза только покрутила пальцем у виска, но вскоре и сама поняла, что беременна. А ещё через какое-то время разразился скандал – в очередную ссору Шурочки с мужем, тот взял да и ляпнул - что ребёнок у Лизы от него. В тот же день Шура ушла от него, а подругу, хоть та на коленях молила простить её, ибо не хотела причинять ей зла – не простила и с тех пор никогда с ней не общалась. Её муж приходил к ней не раз, предлагал пожениться, но Лиза выгоняла его, а вскоре узнала , что он попал в аварию и скончался в больнице.
У Лизы родилась дочка, которую она назвала в честь своей бывшей подруги – Сашенькой,  в которой души не чаяла, благодаря Бога за то , что Он подарил ей утешение в её одинокой жизни. Незаметно летит время – детсад, школа, институт, дочка выросла, а однажды, когда та выскочила из-за стола и бросилась в ванную, она невольно повторила слова , сказанные ей Шурочкой:
- Уж не беременна ли ты, дочка?
А потом как гром среди ясного неба - Лиза почувствовала недомогание, вызвали скорую, на которой её отвезли в больницу. На вопрос- что с ней? – Врач потупив взгляд , ответил – рак…
Одно успокаивало Лизу – её вера в Бога и в то, что Он даст силы со смирением принять неизбежное.
И вот, стоя у гроба, Александра смотрела в родное лицо мамы и никак не могла поверить, что её уже никогда не будет рядом. Вдруг на её плечо опустилась чья-то ладонь, обернувшись, она увидела тётю Шуру, мамину подругу и жену её отца. Тётя Шура смотрела на Лизу, и крупные слёзы текли по её щекам:
- Прости, подруга, спи с миром, а я присмотрю за нашими деточками. Она крепко обняла Сашеньку и так и стояли бок о бок, глядя на то, как заколачивали крышку гроба и опускали его в могилу.


Рецензии