Смысл

С детства я вспоминаю историю, рассказанную мне с экрана телевизора. А в вольном пересказе она звучит так:
Одного знаменитого писателя пригласили в университет для встречи со студентами. После небольшой лекции по литературе, он спросил у них: "Какие вопросы вы хотели мне задать?". Один из студентов, встал и задал вопрос: "В вашей книге (название уже не помню) критики находят несколько смыслов, которые вы запрятали в ней, а скажите, что вы хотели сказать этой книгой, какой смысл вы в неё внесли?". На что писатель не задумываясь ответил: "Да нет там никакого смысла, я просто написал книгу".
Чем мне эта история нравится? Сегодня любой ценитель (назовём его проще: фанат) готов с пеной у рта объяснять, что их кумир в свои песни вкладывает тысячи смыслов. Что ни песня, то кладезь умных изречений, умных значений. Даже если артист просто будет дышать в микрофон, то фанат найдёт в этом аллюзии на "дыхание жизни" и сразу припишет автору способность рассказать о "смысле жизни" одним дыханием.
Таким примером может стать песня Виктора Цоя "Перемен". Эту песню всегда считали эдаким "протестом" против застоя. "Мы требуем перемен!" - кричали фанаты Цоя, напевая его песню. Казус заключается в том, что сам Виктор Цой и знавшие его люди, сами были в небольшом шоке от приписанного его песне смысла. Фанаты сами додумали, теперь каждое напоминание слов Цоя о том, что "...когда-нибудь люди разберутся с истинным значением песни, и «все станет на свои места»...", вызывает у них небольшой разрыв шаблона, они начинают плеваться слюной и обвинять напомнившего в том, что он не должен марать своими грязными руками святое...Нет, даже СВЯТОЕ. Естественно, всё это будет сказано с упоминанием "мамы-шлюхи", не привившей сыну любви к НАСТОЯЩЕЙ музыки, "отца-гея" и прочих нелицеприятных описаний умственных и физических отклонений у напомнившего данное изречение кумира (впрочем, поведение любого фаната - это отдельный разговор).
Если очень сильно постараться, то и в песнях групп "Виагра", "Серебро", "АК-47" и т.д. можно найти вселенский смысл бытия. Потому, мне иногда кажется смешным, когда у Пушкина в "синих занавесках" находят "вселенскую печаль писателя по прошедшей жизни", а в детском рассказе "Тараканище" находят аллюзии к тирании Сталина.
Толкиен, кстати, тоже был недоволен тем, что в его историях пытаются найти второе дно: "Я должен кое-что добавить по поводу множества теорий и догадок, которые я услышал или прочитал о мотивах и смысле истории. Основным мотивом было желание рассказчика попробовать написать по-настоящему длинную историю, способную надолго удерживать внимание читателей, развлечь их, доставить удовольствие или вдохновить…
Что касается разного рода подтекста, это не входило в намерения автора. Книга не является ни аллегорической, ни тематической.
Многое можно додумать, согласно вкусам любителей аллегорий или ссылок на реальную действительность. Но я испытываю и всегда испытывал искреннюю неприязнь к аллегории во всех проявлениях — с тех самых пор, как стал достаточно стар и ленив, чтобы её замечать. Я куда больше люблю историю, настоящую или выдуманную, которая бы различным образом взаимодействовала с опытом читателя"


Рецензии