Я ничего не забыла...

Совершенно случайно, я обнаружила  несколько фотографий  своей  самой первой школы, где, будучи восемнадцатилетней девчонкой, начинала свою педагогическую деятельность. Я рассматривала  эти фотографии, не веря своим глазам: неужели правда?
Волной нахлынули чувства и воспоминания.  Как давно  это было!

Судьба  забросила меня в этот отдалённый  уголок, где жили   трудолюбивые  и самоотверженные люди, детей которых мне и выпало учить  истории и географии. В моей семье меня не поняли, брат  долго смеялся, называя меня сельской учительницей.
- Насмотрелась фильмов, решила попробовать? – спросил он. – Заревёшь и убежишь через две недели! Ты думаешь, там легко?

И только папа поверил в меня  с  самого начала.
- Я думаю, она не убежит, - твёрдо сказал он. – Но будет трудно, дочка! Ты  готова?
- Папа, я выдержу! – клятвенно заверила я, не оставляя себе никакой  возможности к отступлению.

Он проводил меня  в дорогу, обнял на прощание.
- Не Боги горшки обжигают! – сказал он. – Будь сильной! Удачи  тебе!
С этим я и уехала навстречу новой взрослой жизни.  Так,  с  его   напутствия  я стала учительницей  истории и  географии  восьмилетней  школы, не имея  педагогического образования.  С первых дней  я  с головой окунулась в работу.

Сколько  волнений выпало на мою  учительскую долю!  Я тщательно  готовилась к каждому уроку, стараясь   удивить и  увлечь каждого своего ученика, чего я только не придумывала  для  них.  Это были уроки – путешествия  в прошлое, экскурсии,  погружения в мир прекрасного  и  много  других. Сколько  самых разных  открытий  сделали мои ученики и я вместе  с ними! Нам не хватало времени на уроке. 

Не обременённая ничем,  я  назначала встречи своим ученикам  по вечерам.   Мы  выпускали  тематическую  стенгазету  или корпели над  очередным номером  нашего  литературно- исторического журнала, готовились  к КВНу,  сбору пионерской  дружины, к «Зарнице», засиживались  в  школе допоздна.  Потом они провожали меня до дома,  а  по дороге мы  валялись  в  снегу.

Наутро  мы бежали  в свою  любимую  школу, которая зимой  по самые окна была занесена снегом,  чтобы  продолжить  постигать тайны  египетских пирамид,  или  заворожено любоваться  Джокондой, сражаться  с   войском  Наполенона  и  восхищаться  подвигом  партизанки Зои  Космодемьянской, чьё имя носила пионерская дружина школы!

В то время дети не были избалованы  техническими  средствами  обучения, карты, настенные таблицы, репродукции картин  составляли весь  наглядный материал  для урока. На всю школу было два фильмоскопа  и один диапроектор. Основную информацию во время урока учащиеся получали  от учителя, поэтому  они  внимательно слушали объяснение, улавливая  каждое слово, боялись пропустить что-то очень важное.
 
Не забыть мне тех  дней, когда  в  трескучие морозы в классе не хватало тепла,  и я разрешала  своим ученикам  придвинуться поближе  к горячей печке.  Тихонечко  они усаживались в кружок, а  я посередине, каждому хотелось быть поближе ко мне, они установили очередь: сегодня одни, а завтра другие сядут рядом  с учителем.

Мне казалось это так забавно и  смешно, но морозы заканчивались, в классе устанавливалась нормальная температура, снова каждый занимал своё место  за ученическим столом, очередь терялась.  Зато после звонка, когда ученики подходили к моему столу  с дневниками, каждый старался прикоснуться ко мне  или погладить по плечу, пока я выставляла оценки за урок.

Эти почемучки лишили  меня сна,  заставляя сидеть по ночам над конспектами, придумывать и творить  что-то новое, чтобы наутро  снова удивлять  их, увлекать какой-то  идеей  или  мечтой, штурмовать неприступные  высоты.  Вскоре  ребята убедили меня, что  всё,  что я делаю, не зря, интерес  к  моим урокам  возрастал.

Высшей наградой  для меня  было  желание  детей  учиться. Мне никогда не забыть, как прошло немного времени,  и  дети стали удивлять меня.  Однажды  я вошла  в класс, поздоровалась, предложила всем тихо сесть на свои места, они сели  и все до одного подняли руки. Это было так неожиданно.

- Дети, что-то случилось? –  удивилась  я.
- Да нет! Просто мы  хотим отвечать! – говорит староста класса.
- Так ведь  я  ещё не задала вопроса, - улыбаюсь я.
- Мы   готовы отвечать  на  все  Ваши вопросы, - отвечает  девочка с первой парты.   С  тех  пор  именно  так  стали  начинаться  мои уроки.

И не было меня счастливее, когда  на следующей  перемене  ко  мне  бежали  ученики другого класса  на свой  урок.
- Ура! У нас   история! – весело  кричали они. Счастливая, я встречала  их,  и  всю  перемену  мы играли в  коридоре  в  «Ручеёк».

По звонку начинался новый урок, теперь уже другие ученики делали  свои первые открытия   в области  истории  или географии.  Так незаметно   пролетело сорок самых  лучших  лет...

Сколько же  воспоминаний  вызвали у меня эти фотографии, которые я случайно увидела в Интернете.  К сожалению, много лет   уже нет  нашей старенькой  школы, да и  ученики мои давно стали взрослыми,  я вышла на заслуженный отдых,  но  ничего не забыла…

Отрывок из повести "Любовь навечно". Прим. автора.


Рецензии
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.